Урок информатики в 3-м классе на тему «Характеристика объекта»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Слесаренко Елена Владимировна
Предмет: Информатика.
Класс: 3.
Автор УМК: Информатика и ИКТ, автор Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. (М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013)
Тема урока: Характеристика объекта.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний по разделу «Объект».
Цель: систематизация и обобщение знаний по описанию свойств объекта-оригинала, развитие умения составлять характеристику объекта по схеме.
Задачи:
Образовательная: закрепить понятийный аппарат по разделу «Объект» и способы работы по составлению характеристики объекта и по умению определять имя объекта с опорой на ЭОР, учебник.
Воспитательная: прививать способность планировать свои действия, работать в паре, адекватно оценивать работу напарника, свои возможности, выявлять затруднения в учебной деятельности.
Развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, память, внимательность при решении информационных задач (поиска, отбора и анализа информации), в том числе, в ходе компьютерного практикума.
Ожидаемые результаты обучения:
Овладеть способом представления информации через:
– умение давать характеристику различным объектам;
– создание информационного объекта по заданному алгоритму, схеме.
ТСО: Компьютерный класс, мультимедиапроектор, демонстрационный экран.
Учебная среда:
Имеет место проблемно-диалогическое обучение, формирующее оценивание, игровой метод обучения, ИКТ, метод ТРИЗ: методика А.А. Нестеренко «Сочинение загадок».
Идея урока: поиск клада (знаний по модулю «Объект») обучающихся вместе с мультипликационными героями фильма «Клад», по сказкам Александра Костинского.
Класс: 3.
Автор УМК: Информатика и ИКТ, автор Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. (М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013)
Тема урока: Характеристика объекта.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний по разделу «Объект».
Цель: систематизация и обобщение знаний по описанию свойств объекта-оригинала, развитие умения составлять характеристику объекта по схеме.
Задачи:
Образовательная: закрепить понятийный аппарат по разделу «Объект» и способы работы по составлению характеристики объекта и по умению определять имя объекта с опорой на ЭОР, учебник.
Воспитательная: прививать способность планировать свои действия, работать в паре, адекватно оценивать работу напарника, свои возможности, выявлять затруднения в учебной деятельности.
Развивающая: развивать алгоритмическое и логическое мышление, память, внимательность при решении информационных задач (поиска, отбора и анализа информации), в том числе, в ходе компьютерного практикума.
Ожидаемые результаты обучения:
Овладеть способом представления информации через:
– умение давать характеристику различным объектам;
– создание информационного объекта по заданному алгоритму, схеме.
ТСО: Компьютерный класс, мультимедиапроектор, демонстрационный экран.
Учебная среда:
- Презентация урока;
- Мультипликационный фильм «Клад»;
- ЭОР;
- Дидактический материал;
- Учебник;
- Оценочный лист
Имеет место проблемно-диалогическое обучение, формирующее оценивание, игровой метод обучения, ИКТ, метод ТРИЗ: методика А.А. Нестеренко «Сочинение загадок».
Идея урока: поиск клада (знаний по модулю «Объект») обучающихся вместе с мультипликационными героями фильма «Клад», по сказкам Александра Костинского.
Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | ||||||||||
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | |||||||||||||
Использование эффекта новизны для мотивации обучающихся, для концентрации внимания. Применение стимулирующего компонента для общей установки на урок. | Слайд 1. — Сегодня вместе с мультипликационными героями, изображёнными на слайде, мы продолжим погружаться в интересный мир информатики по проблеме «Объект». — Какую информацию можно представить по этим героям? Имя неизвестного героя отгадывают (подтверждают) — К какому виду объектов относятся мультипликационные герои? Видеоролик 1. «Знакомство с героями. Перечисление действий объекта.» — О каком свойстве объекта говорит Дюдюка? — О каком объекте идёт речь? — Что надо знать об объекте, чтобы можно было предположить, что окажется кладом? | 1. Называют имена объектов (общее, конкрет, собственное) (Обезьяна, тигрёнок, крот, …) Слайд 2. 2. Ребус (Дюдюка) 3. Виртуальные информационные объекты — Свойство объекта: действие объекта (проговаривают слова) — Будут искать клад. — Надо знать свойства объекта. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | ||||||||||
2.Целеполагание | |||||||||||||
Постановкацелей урока сучётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической подготовленности) учащихся. | — Кто может предположить, какие действия мы будем совершать на уроке вместе с героями? — Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять и систематизировать по модулю «Объект». Какие умения будем проверять и применять на практике? | — Искать клад. Слайд 3. Опора на «Оценочный лист», у каждого индивидуально// на экране назвать недостающее слово. — Давать имя объекту (общее, конкретное, собственное); — Определять объект по описанию; — Называть свойства объекта; — Определять отношения между объектами; — Моделировать отношения между понятиями | Регулятивные: — умение ставить учебную задачу; — умение применять знания для решения учебных и познавательных задач, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Коммуникативные: сотрудничество с учителем; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей. Познавательные: умение извлекать и анализировать информацию из источников | ||||||||||
3.Планирование | |||||||||||||
Организация деятельности учащихся по определению способов решения задачи. | — На уроке вы продолжите оценивать свой уровень усвоения материала по модулю «Объект», отмечая трудности и успехи в оценочном листе, что вам позволит сделать вывод о подготовке к контрольной работе. Также оценим умение работать в парах. — В течение всего путешествия вам надо выполнять задания на закрепление, систематизацию знаний по модулю, путешествуя с персонажами мультфильма, снятого по сказкам Александра Костинского — В конце урока надо будет проговорить виды объектов, которые встретились в мультфильме | Дети проговаривают, какие трудности на сегодняшний момент испытывают. Используют условные обозначения по критериям: «-» не знаю, не умею; «?» затрудняюсь; «+» знаю, умею? | Личностные УУД: Формируется самоопределение: знаю, хочу, могу; Составленный детьми вместе с учителем и принятый ими как собственный план действий, план урока, умение слушать друг друга. Регулятивные: — умение ставить учебную задачу; — развивать логическое мышление; — развивать навыки анализа и сравнения; | ||||||||||
4. Актуализация знаний | |||||||||||||
Актуализация мыслительных операций, достаточных для построения знаний в новых условиях. | Ищем клад с мультипликационными героями Видеоролик 2. «Персонажи выбирают направление пути» Проверка д/з Слайд 4. «Алг. сочинения загадок»: 1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. 2.Описать несколько существенных свойств. 3.Описать несколько отличительных свойств. 4.Отредактировать полученную загадку (можно сделать её ритмичной или рифмованной) | 1. Представление загадок (индивидуально); 2. Указывают свойства объектов (фронтальная работа); 3.Отгадывают имя объекта (фронтальная работа) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением) Коммуникативные УУД: — умение слушать и понимать других, исправлять ошибки Личностные УУД: — формирование понятийного аппарата на основе знаниевой компоненты, сформированной на предыдущих уроках. | ||||||||||
5. Обобщение и систематизация знаний | |||||||||||||
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Видеоролик 3. «Мираж в пустыне» Работа с дидактическим материалом зад.6 — Почему разные объекты? Видеоролик 4. «Кража карты. Препятствие: стена.» — Сколько нам необходимо знать свойств, чтобы безошибочно определить имя объекта? — Постройте схему «Свойства объекта» на доске Проверка на экране Слайд 6 — Что обозначает многоточие «…»? Предлагается таблица «Виды объектов» | Слайд 5. Самостоятельная работа: — продолжи список объектов, обладающих указанным общим свойством. Проверка через комментирование (ответ: разные объекты). — Недостаточно одного свойства — Какие можно было добавить свойства для конкретизации смысла объекта? — выберите 2 любых объекта и смоделируйте отношения между понятиями: общие свойства объектов: пересечение Обмен тетрадями и взаимоконтроль Дополняют схему «Свойства объекта» (на доске) — Другие свойства, которые зависят от вида объекта | Коммуникативные: Работа в паре, умение согласовывать свои действия; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция | ||||||||||
Видеоролик 5. «Бюро находок» ЭОР: Зад. «Закрась одним цветом части каждого истинного высказывания»: — сформулировать задание по исходным данным в таблице; — выполнение зад. на ПК | Слайд 7 Работа в парах на ПК (по цветам выбрать по 1 заданию): — По имени объекта определить его свойства: принадлежность, элементный состав, функцию (Для чего служит объект?); — комментирование ответа (показ на экране с использованием ПК учителя); — оценивание работы в парах по жесту (объединение рук) Видеоролик 6.ФИЗМИНУТКА «Танец зверей» | Коммуникативные: Работа в паре, умение согласовывать свои действия; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | |||||||||||
6. Применение знаний и умений в новой ситуации | |||||||||||||
Воспроизведение информации на новом уровне Организация самостоятельной деятельности детей по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения: по самостоятельному созданию знаний через работу с опорными схемами. | Слайд 8. — Сколько свойств может иметь один объект? Видеоролик 7. «Крот капает клад» — Какой можно подобрать синоним к выражению «описание свойств» объекта? — Давайте откроем в учебнике пар. 14 (на с. 42) и ответим на вопрос «Как называется описание свойств объекта» Слайд 9. — Что значит высказывание «дать характеристику объекту» — Дайте характеристику объекту, изображённому на с. 43, по схеме — По какому показателю допустили ошибки? Видеоролик 8. «Крот нашёл клад» — Что нашли мультипликационные герои? — Какой клад мы приобрели на уроке? — Как вы понимаете смысл пословицы? | Дети предполагают или молчат. Выборочное чтение: — Чтение информации в учебнике на с. 42 — Назвать совокупность свойств объекта? Слайд 10 (схема характеристики): фронтальная работа Характеристика объекта: компьютер. Моделирование информации по схеме: 1.Имя объекта: __________ 2. Назначение: ___________ 3. Элементный состав: ____ 4. Функции элементов объекта: 5.Функция объекта, как системы 6. Отношения с другими объект. Делается детьми отметка в своём оценочном листе — Клад – вода (Дайте характеристику данному объекту: явления природы, жидкое состояние, прозрачный цвет, для поддержания жизни объектов живой природы — Знания, умения. Слайд 11 Выводы по уроку Слайд 12 | Регулятивные: Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные Умение извлекать информацию из опорных источников; Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Общеучебные: — знаково-символические – моделирование; — выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. | ||||||||||
7. Самоконтроль, взаимоконтроль | |||||||||||||
Организует самооценку учащимися своей деятельности. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Предлагается оценить свой уровень знаний на сегодняшний день по модулю. После написания контрольной работы оцените свою объективность. — Проверим, кто был внимательный и сможет перечислить виды объектов, которые встречались в мультфильме Слайд 13
| Самооценка: работа в оценочном листе (отмечают трудности, которые испытывают при выполнении задания), проговаривают Делается детьми отметка в своём оценочном листе Дети называют виды объектов | Личностные: Умение самостоятельно определять причинно-следственные связи и делать выводы. Познавательные: Умение извлекать информацию из разных источников информации. Личностные УУД: Развитие самооценки Познавательные: Умение применять знания для решения задач в разных ситуациях | ||||||||||
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | |||||||||||||
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу | Работа по оценочному листу | Дети проговаривают, какие трудности на сегодняшний момент испытывают. Используют условные обозначения по критериям: «-» не знаю, не умею; «?» затрудняюсь; «+» знаю, умею? | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. | ||||||||||
9. Дом. задание | |||||||||||||
Получение обучающимися информации в целях закрепления знаний, умений по разделу «Объект» для обязательного выполнения и по выбору | Слайд 14 Работа по учебнику Предлагается дифференцированное зад. Слайд 15 Спасибо всем за работу! Похлопаем друг другу! | Параграф 14 Работу по карточкам выбирают дети: составление характеристики разных объектов: конфета, мобильный телефон, свой объект | Личностные: действие смыслообразования. Регулятивные: волевая саморегуляция |