Тренинг общения для старшеклассников
На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Тренинг общения для старшеклассников
Тренинг общения для старшеклассников |
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги |
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ (рассчитан на 3 встречи, для старшеклассников, группа 12-15 человек) Встреча 1: «Что значит эффективно общаться». Цель: выработка группового концептуального представления о сущности общения. Ход встречи: 1.Ритуал приветствия. Упражнение «Улыбка». Улыбнуться соседу справа, слева. 2.Знакомство с правилами работы в группе: -конфиденциальность; -«Здесь и теперь» -закон «Ноль-ноль» -искренность -«Я – позиция» -правило «Стоп» 3.Упражнение: «Интервью – знакомство». Участники разбиваются на пары. В течение определенного времени необходимо узнать о партнере как можно больше. Затем идет представление группе друг друга. 4.Блиц-опрос: «Как себя чувствуешь?» Каждый по кругу отвечает на данный вопрос. 5.Дискуссия «Эффективность общения. От чего она зависит?» Проводится в несколько этапов: -участники образуют микрогруппы, данная проблема обсуждается в микрогруппах; -защита своей работы в групповой дискуссии; -выработка групповой схемы эффективного общения. 6.Информирование: а) факторы, обеспечивающие эффективность общения – мотивы (скрытые, открытые). Цели общения: свои и оппонента. б) Средства общения (вербальные, невербальные); в) предметная область общения, условия. 7.Упражнение «Передай эмоцию». Участники сидят по кругу. Все закрывают глаза. Один начинает изображать определенную эмоцию (тоску, гнев и т.д.). «Будит» соседа слева и передает ему свою эмоцию. Теперь тот повторяет выражение лица и передает его соседу слева. И так до тех пор, пока эмоция не обойдет весь круг. После этого сравнивается последняя эмоция с первоначальной. 8.Игра «Путанка». Участники, стоя в кругу, берутся за руки, закрывают глаза и запутываются не разрывая рук. Затем открывают глаза и пытаются распутаться. 9.Рефлексия. 10.Ритуал прощания. Встреча II: «Что такое невербальные средства общения». Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения и понятийных представлений о них. Ход встречи: 1.Ритуал приветствия. 2.Игра «Вопрос-ответ». Каждый участник должен задать вопрос своему соседу слева и получить ответ. 3.Упражнение «В мире животных». Ведущий над одним из участников держит табличку с названием животного, остальные должны при помощи жестов и мимики, без слов, показать ему животное так, чтобы он его угадал. Обсуждение: Легко ли было показать? Какие мысли возникли во время упражнения? 4.Упражнение «Пантомима». Ведущий раздает темы – задания парам, которые участники должны раскрыть пантомимически, а остальные ее угадать. Примерные темы: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его на стену», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу» и т.д. Обсуждение: обобщение своих чувств и впечатлений. 5.Информирование: невербальные средства общения – мимика лица, поза, межличностное пространство, позитивные и негативные жесты. 6.Упражнение «Дискуссия». Группа разбивается на тройки. В каждой тройке обязанности распределяются следующим образом. Первый участник играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жест и пантомима. Второй играет роль «глухого и паралитика». Он может говорить и видеть. Третий – «слепой и немой». Он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагаются задания (на выбор): -договориться о месте встречи; -в какой цвет красить дом; -о подарке имениннику. Обсуждение: Что помогло придти к общему решению, взаимопониманию? Как себя чувствовали в определенной роли? Встреча III: «Как я понимаю других». Цель: освоение умений адекватной коммуникации и формирование представления о сущности эмпатического понимания. Ход встречи: 1.Ритуал приветствия. 2.Упражнение «Слепой и поводырь». Участники разбиваются по парам. Один играет роль «поводыря», другой «слепца». «Слепцы» закрывают повязкой глаза, «поводыри» их проводят по всей аудитории, рассказывая, где, что находится. Через 2 минуты, пары меняются ролями. Обсуждение: Кому было легче: «поводырям» или «слепцам»? Какие чувства возникали во время упражнения? 3.Информирование: эмпатическое понимание другого человека. Как ему научиться. Важность в общении эмоционального контакта. 4.Игра «Оглядки». Группа разбивается на пары. Участники садятся друг к другу спиной. По команде ведущего, они должны повернуть голову. Задача пары — повернуть голову в одном направлении, договариваться нельзя. Обсуждение: Как часто поворачивали голову в одном направлении? Что, как вам кажется, этому способствовало? 5.Упражнение «Гомеостаз». Участники сидят в кругу. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники, независимо друг от друга, выбросили одно и то же число. Запрещено договариваться, перемигиваться и т.д. 6.Упражнение «Эхо». Упражнение проделывается в микрогруппах по три человека. Двое выполняют задание, а третий – наблюдатель – фиксирует неточности и ошибки. Один из участников микрогруппы рассказывает что-то, что его волнует. Например: «Мои взаимоотношения в группе», «Что для меня трудно на тренинге». Второй участник после рассказа первого должен повторить сущность его сообщения, чтобы показать, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, был он понят правильно или нет. Наблюдатель высказывает свое мнение. Участники меняются ролями. Обсуждение. 7.Упражнение «Зеркало». Участники разбиваются по парам. Становятся друг против друга. Один делает определенные движения, другой должен одновременно с первым в точности их повторить. 8.Рефлексия. 9.Ритуал прощания. Источник: Внешкольное учреждение как социокультурная среда по формированию навыков здорового образа жизни детей и подростков: Из опыта работы социально-психологической службы УО «ГООВР»/Авт.-сост. Т.Л.Медведская. — Витебск: УО «ГООВР, 2006 г. |