Игры на установление контакта
На главную Коррекционная работа психолога в школе Тренинги Игры на установление контакта
Игры на установление контакта |
Коррекционная работа психолога в школе — Тренинги |
Среди разнообразных ситуаций можно особо выделить так называемые ситуации затрудненного общения. Во-первых, они возникают тогда, когда позиции участников неравноправны, (учитель— провинившийся ученик, Начальник — подчиненный и т. п.). Во-вторых, когда участников общения разделяют различного рода Психологические барьеры. В таких ситуациях один является более инициативным, а второй — пассивным участником общения, он намеренно или неосознанно сопротивляется установлению контакта. Предлагаемая ниже система упражнений дает возможность приобрести навыки вербального поведения, которое помогает разрушить барьеры партнера и установить контакт, делающий общение более эффективным. Процесс установления контакта условно разбит на четыре стадии. На отработку каждой стадии, как показывает опыт, необходимо от одного, до трех занятий. Непременным требованием является последовательное прохождение всех стадий, однако набор и порядок упражнений на каждой стадии может варьироваться. «Все упражнения (за исключением 1) выполняются в парах, причем более эффективной работа будет в том случае, если состав пар варьируется-от занятия к занятию. 1 СТАДИЯ «НАКОПЛЕНИЕ СОГЛАСИЙ» Целью ее является высказывание своих согласий и вызов их со стороны другого. Целесообразность самого согласия заключается в том, что оно создает удовлетворяющее партнера положение и само по себе не содержит элементов конфликта, конфронтации. Согласие всегда ослабляет напряжение и понижает уровень тревожности, создает представление о нерациональности барьеров, Упражнения 1.Разнообразные формы выражения согласия. Все участники самостоятельно пишут те формулировки, которыми они обычно пользуются для выражения согласия, одобрения того, что предложил партнер. Затем первый зачитывает вслух весь список выражений, следующий добавляет те, что не были прочитаны предыдущими, и т. д. Идет коллективное обсуждение всего предложенного материала: точность, категоричность, стиль. В результате участники приходят, к выводу об обилии выражений согласия в. языке и о своем неумении пользоваться этим богатством. 2.Формулирование вопросов, на которые можно дать лишь утвердительный ответ. После непродолжительной подготовительной работы каждый, за дает партнеру ряд вопросов, на которые тот отвечает. Вопросы должны быть построены таким образом, чтобы ответить можно было лишь утвердительно, например: «Ты, конечно, хочешь поскорее закончить этот неприятный разговор?» (Отвечающему запрещается давать искусственно неадекватные отрицания). По окончании парной работы проводится коллективное обсуждение, каждая пара сообщает о наиболее удавшихся вариантах, отвечающие делятся своими переживаниями. 3.Запрещенные слова «нет» и «не». Один участник задает другому вопросы, на которые нельзя ответить утвердительно или делает предложения, заведомо невыполнимые. Другой должен выразить свое несогласие таким образом, чтобы не произносить «нет» и частицу «не». Например: «Не мог бы ты сейчас залезть на стол и прокукарекать?». «Боюсь, это шокирует присутствующих». Роли в паре меняются, каждый предлагает по 4-5 вариантов. После парной работы проходит коллективное обсуждение, где участники сообщают о наиболее удачных вариантах, рассматривается самочувствие и переживания отвечающих. 4.Запрещение повелительного наклонения. Один предлагает другому ряд высказываний, содержащих глаголы в повелительном наклонении. Например: «Иди к доске», «Собирай игрушки и садись обедать». Другой должен выразить тот же смысл другими словами. Например: «К доске пойдет…», «Не пора ли обедать». При коллективном обсуждении обращается внимание на то, как выбор той или иной грамматической формы влияет на изменение переживаний, состояние. Аналогичные формы упражнений можно проводить с любыми формулами, например: запрещающие слова типа «нельзя», обобщающие слова типа «всегда», «никогда» и т. п. 2 СТАДИЯ «Поиск совпадающих нейтральных интересов» Целью ее является обнаружение той сферы личности собеседника, разговоры о которой вызывают у него приятные ассоциации и положительно окрашенные эмоции. Это его интересы, хобби, любимые занятия. Упражнения 1.Скрытое выяснение. Один участник загадывает что-то конкретное (записывает себе), что он хочет выяснить о другом.. Например, читает ли тот журнал «Знамя», любит ли соленые огурцы. Затем строит беседу таким образом, чтобы получить ответ на свой вопрос, но в то же время чтобы партнер не разгадал его цель. Затем участники меняются ролями. После проигрывания пара обсуждает диалог. Отвечающий пытается разгадать тактику спрашивающего, его цель. Наиболее интересные варианты обсуждаются коллективно. 2.Смена те мы. Один из участников записывает две темы, желательно никак между собой не связанные. Например: «гюлитика — погода на прошлой неделе»; «литература — туризм». Затем он должен так построить разговор, чтобы начать с одной загаданной темы, а закончить другой Желательно, чтобы партнер не заметил перехода. Затем роли меняются. Во время обсуждения рассматривается различная тактика перехода к иной теме, способы распознавания тактики партнера, состояние участников диалога. 3. Передача инициативы. Построить диалог таким образом, чтобы партнер, в начале лишь отвечающий на вопросы, перешел к пространным высказываниям и в конце концов взял инициативу разговора на себя. Для этого инициатору необходимо, во-первых, нащупать тему, привлекающую его партнера, во-вторых, в нужный момент самому сменить формулы с вопросных на ответные. При обсуждении обращается внимание на момент перехода инициативы от одного к другому, насколько это было успешным и естественным. 3 СТАДИЯ «ПРИНЯТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПАРТНЕРОМ» Целью ее является ознакомление с личностными характеристиками друг друга. Более того, в установлении контакта важно уметь принимать партнера таким, каков он есть, максимально использовать информацию о партнере, которую тот сам демонстрирует. Упражнения 1.Один из участников загадывает какое-либо личностное качество, присущее ему, и в начавшейся затем беседе старается подчеркнуто его демонстрировать (например: увлеченность темой. пренебрежение к собеседнику, остроумие и т. п.). Второй партнер должен угадать задуманное. Затем роли меняются. Обсуждаются способы демонстрации личностного качества. 2.Задача одного из партнеров, как и в предыдущем упражнении. В начавшейся затем беседе второй партнер должен разгадать демонстрируемое качество и «подыграть», то есть своей позицией в беседе, своими фразами помогать другому ярко демонстрировать задуманное качество. После диалога обсуждается вербальное поведение обоих, насколько удались обоим партнерам их задачи. 3.Задача одного из партнеров, как и в предыдущих упражнениях, однако второй партнер, напротив, должен «сбить» первого, разрушить его намерения демонстрировать то или иное качество, повести диалог таким образом, чтобы показать первому нерациональность демонстрации или невозможность. При обсуждении обращается внимание на адекватность распознания качества и рациональность вербального поведения обоих партнеров. 4.Один из партнеров пишет себе перечень из 4—6 качеств, которые он будет демонстрировать в беседе. Во время беседы другой должен распознать как можно больше качеств. Обсуждаются способы демонстрации и адекватность вербального поведения. 5.Один из партнеров пишет себе перечень из 4—6 качеств, обычно свойственных ему, которые он будет пытаться никоим образом не проявить в беседе. Другой партнер после беседы сообщает о тех качествах, которые, на его взгляд, были продемонстрированы. Обсуждается, насколько первому удалось скрыть желаемое. 3 СТАДИЯ «ВЫЯВЛЕНИЕ КАЧЕСТВ, МЕШАЮЩИХ ОБЩЕНИЮ» Название стадии говорит само за себя. На этом этапе отрабатываются отдельные приемы» которые гарантировали бы сохранение контакта при возникновении неожиданных или конфликтных ситуаций. Упражнения 1.Возражения. Партнеры ведут диалог на любую интересную им тему. Один из участников высказывается в подходящий момент по поводу личностных качеств другого. Тот должен ответить на это сомнением — возражением. Например: «Вы преувеличиваете мои достоинства. — А если я обманул Вас?» и т. п. Затем роли меняются. При обсуждении обратить внимание на самочувствие и эмоциональную реакцию партнера, которому высказывается возражение. 2.То же упражнение проводится в усложненной форме. Во-первых, роли не распределяются, во-вторых, оба участника делают взаимные предположения о качествах друг друга и оба же «не соглашаются». Диалог.ведется до 15 минут. Здесь опускается парное обсуждение, целесообразно приступить сразу же к коллективному, особое внимание обратить на моменты, когда участники испытывали напряжение в диалогах, и на способы разрешения их. 3.Один из.партнеров «берет на заметку» какую-либо черту другого, на его взгляд, мешающую общению (привычка перебивать, медлительность и т. п.). При первом же случае демонстрации этой черты первый старается уподобить свое поведение партнеру (тоже начать перебивать, тоже стать очень медлительным и т. п.). Уподобление черт может носить характер пародии, утрирования. Другой должен угадать, какая черта была в поле внимания партнера. Затем роли меняются. 4. Задача одного из партнеров, как и в предыдущем упражнении. Однако здесь при’ первом случае демонстрации какой-либо мешающей общению черты, он должен указать на нее партнеру, причем в такой форме, чтобы его указания были приняты (косвенная форма, риторический вопрос, конструкция, на которую нельзя ответить отрицательно и т. п.). Фраза партнера, выражающая согласие, свидетельствует, что задача выполнена. Тренинг на установление контакта предусматривает домашние задания. Приемы, отработанные на занятиях, используются участниками в реальной жизни с родными, друзьями, незнакомыми людьми. Каждое занятие начинается с обсуждения этого опыта участников, что закрепляет предыдущую стадию и является переходом к следующей. Коммуникативный тренинг достигает своего воспитательного эффекта, а следовательно вообще имеет смысл при готовности самого руководителя тренингом преодолевать себя, чувствовать себя постоянно открытым для ребят. |