Тренинг для специалистов социальной и психолого-педагогической службы «Искусство жить среди людей» | Обучение и развитие детей

Тренинг для специалистов социальной и психолого-педагогической службы «Искусство жить среди людей»

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Тренинги с педагогами Тренинг для специалистов социальной и психолого-педагогической службы «Искусство жить среди людей»
Тренинг для специалистов социальной и психолого-педагогической службы «Искусство жить среди людей»
Работа психолога с педагогическим коллективом — Тренинги с педагогами
ТРЕНИНГ для специалистов социальной и психолого-педагогической службы

«ИСКУССТВО ЖИТЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

Название нашего тренинга не случайно. Мы живём не на необитаемом острове, и в силу обстоятельств нам приходится встречаться, общаться и расставаться с людьми, которые рядом. Работа педагога-психолога и социального педагога требует от встреч большего, чем от обычных людей. От них всегда ждут помощи, поддержки и исполнения желаний. На этих специалистов смотрят как на магов и волшебников и этого же требуют от общения с ними.

Целью нашего тренинга является рассмотрение различных человеческих отношений и путей выхода из проблемных ситуаций, с наименьшими «потерями» для себя. Научиться видеть приятное в проблемном, а в общении вести себя легко. Научиться принимать решения самостоятельно и уметь увлечь своей идеей.

 

Данный тренинг направлен на помощь специалистам разобраться не только со своими возникающими вопросами, но и дать материал для дальнейшей работы в режиме тренинговых занятий. Данный тренинг может быть предложен для учащихся старших классов в рамках «Школы жизни», а также для педагогов.

Условия проведения: 10 занятий, 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 3- 3,5 часа. Количество участников группы до 15 человек. Из них 2 тренера (социальный педагог и педагог-психолог). Необходимо просторное помещение, где стулья расставляются по кругу, и ещё остаётся место для подвижных упражнений. В ходе работы потребуются: бумага, наборы цветных карандашей, фломастеры, мелки, клей, цветная бумага, журналы с картинками, ножницы, стенды, плаката (см. в задании), скотч, мягкие игрушки, коробка или сундук, платки.

ПЛАН занятий

Занятие 1 ТЕМА: «Знакомство. Представление темы тренинга»

Занятие 2 ТЕМА: «Психология индивида и группы»

Занятие 3ТЕМА: «Совершенный человек. Сказка или быль?»

Занятие 4 ТЕМА: «Люди вокруг меня»

Занятие 5 ТЕМА: «Верьте… Но только не всем и не всегда»

Занятие 6 ТЕМА: «Люди, которых любим мы, не всегда любят то, что любим мы»

Занятие 7 ТЕМА: «Жалость. Злость и Счастье»

Занятие 8 ТЕМА: «Уделяйте себе внимания не меньше, чем другим»

Занятие 9 ТЕМА: «Одиночество – это состояние ума, или тела?»

Занятие 10 ТЕМА: «Подведение итогов работы тренинга»

ЗАНЯТИЕ 1.

Тема: «Знакомство. Представление темы курса».

Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе, создание атмосферы взаимопонимания, знакомство с принципами работы данного тренинга, принятие правил работы группы.

Материал: бумага, журналы с цветными фото, цветная бумага, ножницы, скотч, булавки по количеству участников, карандаши, фломастеры, плакат с правилами работы группы, плакат с задачами курса.

Ход работы:

Участникам предлагается сесть в круг.

Информация

Живя среди людей, мы часто сталкиваемся с проблемами взаимоотношений. Человек – существо социальное, и живёт рядом с себе подобными. Но как нет одинакового цветка, так и люди – все разные не только внешне, но и характерологически. Наш тренинг «Искусство жить среди людей» своим название отвечает сам за себя. Мы попробуем за короткий период нашей работы узнать больше о других и о себе. Ведь чтобы общение приносило радость открытий, нам нужно, прежде всего, знать тех, кто находится с нами рядом.

Если взять во внимание профессии специалистов социально-психологической службы, то именно им необходимо не только уметь находиться рядом с окружающими, но и суметь уберечь себя от негативных последствий общения, которые могут возникать как на работе, так и в повседневной жизни. Т.е. на наших занятиях мы будем пытаться научиться предотвращать синдром эмоционального сгорания.



Упражнение «Визитка»

Когда мы находимся среди незнакомых людей нам хочется узнать о них побольше, чтобы сложить своё представление о том, кто рядом с нами. Сейчас вам предлагается представиться, но пусть наше представление будет необычное и запоминающееся. Вам предлагается бумага, ножницы, карандаши и фломастеры и целью вашей работы будет изготовить себе визитку, с которой вы познакомите наших участников. На визитке можно указать имя или псевдоним, как вы бы хотели, чтобы к вам обращались во время наших занятий. Визитка должна рассказать о том, что вас интересует больше всего на данном этапе жизни.

Предлагаем вам рассказать о своей визитке и о том, что она изображает.

Информация

Любая группа, состоящая даже из небольшого количества людей, и объединенная одной целью живёт по правилам, выбранным самими членами группы. В данной группе мы проживём 10 занятий, и вам предлагается выбрать правила, по которым наша группа будет работать всё это время. (Вывесить плакат с написанными правилами).

ПРАВИЛА:

  • Занятия пропускать нельзя.
  • Использование только той информации друг о друге, которую участник сам предоставил о себе. (Прошлые события не обсуждаются и когда вы за кругом нельзя обсуждать то, что происходило в круге).
  • Открытость. (Все выражают свои чувства открыто и по поводу всего, что происходит в круге).
  • Правило «СТОП». (Каждый может отказаться от выражения своих чувств).
  • Никому ничего не советовать.
  • Говорить только от своего имени.
  • Не давать оценок.
  • На обсуждение можно выносить любую тему, исходя из желаний членов группы.
Знакомство состоялось, правила обозначены, цель рассмотрена. Теперь мы предлагаем вам выяснить для самих себя моменты, которые вы ожидаете от работы.

Упражнение «Я знаю! Я знаю, хочу знать!»

Участникам предлагается лист бумаги разделить на две части, где в левой части будет написано то, что человек знает о себе и окружающих, а в правой, что бы он хотел узнать.

Рефлексия

Упражнение «Мир, в котором я живу»

Участникам предлагается на листах бумаги изобразить своё окружение. Это может быть выполнено в различной технике (рисунок, коллаж, аппликация).

Участники по кругу рассказывают о своей работе. Можно задавать вопросы об интересующих моментах.

Рефлексия

Как можно видеть из предыдущего упражнения, все люди разные: у них разные интересы, разные жизненные ценности, разные желания, разное окружение, да и если посмотреть друг на друга мы заметим, что и внешность у всех непохожая. Именно из этих различий складываются взаимоотношения. И это прекрасно. Ведь живя в мире, где все похожие стало бы скучно и неинтересно.

Мы узнали немного о своих соседях по работе в группе и теперь предлагаем вам завершить нашу сегодняшнюю встречу пожеланиями соседу.

Упражнение «Подарок»

Участникам предлагается изготовить из бумаги подарок-пожелание своему соседу справа и при всей группе подарить его.

Рефлексия.

Шеринг. Обозначить свои чувства, переживания в конце занятия.

Ритуал прощания.

Участники встают в круг и вытягивают вперёд руки, делая пирамиду, когда одна рука покрывает другую. При постройке пирамиды каждый, прежде чем положить свою руку, говорит пожелание-прощание всем участникам. Когда все сказали по пожеланию, руки убирают, предварительно сжав в кулак, как будто забирая с собой пожелания.

ЗАНЯТИЕ 2.

Тема: «Психология индивида и группы»

Цель: информирование об особенностях индивидуальной и групповой психологии, отработка умений анализировать свои чувства и действия, освоение умений общения в группе, выработка собственной стратегии поведения.

Материал: бумага для записи, набор мягких игрушек, карандаши, фломастеры, корзинка, вырезанные сердечки.

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается выбрать по настроению мягкую игрушку и от лица мягкой игрушки поприветствовать всех собравшихся.

Шеринг. Обозначить свои мысли, переживания за прошедший период.

Информация.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Психология индивида и группы». Попробуем обозначить, что мы знаем о человеке как о единичном природном существе. Это, прежде всего носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.)

Каждому известно, что человек, как и цыплёнок, происходит от яйца. На очень ранней стадии человеческий зародыш представляет собой трёхслойную трубку; затем её внутренний слой превращается в желудок и внутренние органы, средний слой – в кости, мышцы, суставы и кровеносные сосуды, а внешний – в кожу и нервную систему.

Обычно эти три слоя растут с одинаковой скоростью, так что у среднего человека мозг, мышцы и внутренние органы развиты одинаково. Но в некоторых случаях один из слоёв растёт быстрее остальных. Когда такое происходит, весь образ существования индивида часто определяется главным образом, разросшимся слоем.

Мы можем сказать, что в отличие от среднего человека такие люди могут быть ориентированы главным образом «желудочно», «мышечно», или «умственно» и, соответственно они относятся к желудочному, мышечному или мозговому типу.

Люди желудочного типа бывают обычно полными, мышечного – широкоплечими, мозгового – высокими и худыми. Это вовсе не означает, что чем выше человек, тем он умнее.

Классический образ желудочного типа (висцеротонический эндоморф) – низкорослый, плотный, краснолицый делегат с сигарой во рту, который всегда выглядит так, будто его вот-вот хвати удар. Из него именно потому и получается хороший делегат, что он любит людей, банкеты. Съезды и купания в бассейнах; он всегда хорошо настроен, добродушен, и его чувства легко понять. Живот у него большой, потому что много внутренностей. Он любит поглощать. Он поглощает не только пищу, но и расположение, и одобрение окружающих. Его представление о хорошем развлечении – банкет, на котором присутствуют люди, которым он по душе. Важно понимать природу таких людей. Не следует принимать их поведение за чистую монету. В хорошем настроении они могут смеяться над собой, но в ответ на это окружающим лучше ограничиться улыбкой, потому что когда настроение меняется, он может разозлиться на тех, кто смеялся над ним.

Мышечный тип (соматонический мезоморф). Это человек определённо широкий, но не толстый и не длинный. Такой человек создан для того, чтобы дышать, а не есть.

К этому типу принадлежат люди действия. Им нравится тратить много энергии. У них много мышц, и они любят ими пользоваться. Они смелы и несдержанны, им нравится побеждать людей и обстоятельства. Понимая, что приносит этим людям удовольствие, можно понять и то, почему они в определённых обстоятельствах бывают несчастны.

Умственный тип (церобростонический эктоморф). Это человек определённо длинный, с тонкими костями и слабыми мышцами. Производит впечатление рассеянного профессора, часто таковым и является. Хотя такие люди импульсивны, они предпочитают беречь энергию и не любят суетиться. Предпочитают сидеть спокойно и держаться подальше от трудностей. Неприятности их расстраивают, и они уходят от них. Друзья понимают их не очень хорошо. Тот, кто понимает, как легко они тревожатся, способен им помочь лучше разобраться к агрессивному миру эндоморфов и мезоморфов.

Поскольку характеристика личности зависит от роста слоёв маленького яйца, из которого развился человек. Их трудно изменить. Тем не менее, стоит знать об этих трёх типах хотя бы потому, чтобы догадаться чего ждать, от окружающих, и снисходительно относиться к разным типам человеческой личности; к тому же человек приобретает возможность узнавать свои собственные способности и контролировать свои природные склонности. Которые способны снова и снова приводить его к ошибкам в трудных обстоятельствах.

Упражнение «Посмотри на себя»

Участникам предлагается разделить лист на 4 части:

Я, какой я есть! Я, каким меня видят окружающие!

Я, каким хочу быть! Я, каким меня хотят видеть!

Теперь, глядя на свои ответы, попытайтесь сформулировать цель своей жизни. И посмотрите, ваша цель больше направлена на решение ваших желаний или решение желаний окружающих.

Рефлексия

Если быть честным, то есть моя жизнь, но вокруг люди которые зависят от меня, и от которых завишу я, и есть ли возможность, не в ущерб окружающим делать то, что я хочу?

Упражнение «Центр»

Участники встают в круг и один из них становится в центр. Центральной фигуре предлагается сделать что-либо, что он хочет сделать в данный момент, можно просить о помощи участников круга. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не побудут в роли главной фигуры.

Рефлексия.

Информация. Что такое группа? Это общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков. Группы бывают: большие, малые, микрогруппы (по размеру), формальные и неформальные (по общественному статусу), реальные и условные (по непосредственности взаимосвязей), ассоциации и корпорации (низкий уровень развития), коллективы (высокий уровень развития).

Любая группа вырабатывает свои нормы и правила поведения, которые работают внутри группы. Важный компонент группового поведения – это настроение группы, которое может передаваться членам данного сообщества.

Немаловажный факт работы группы это групповое принятие решений. Исследования в этом направлении показали, что групповые решения не могут сводиться к сумме индивидуальных, а являются специфическим продуктом группового взаимодействия. Именно поэтому при решении важных проблем собирается непосредственно группа.

Но мы знаем, что любая группа состоит из отдельных людей, у каждого из них есть свои привычки, ощущения, и именно от того как чувствует себя каждый человек зависит продуктивность работы группы в целом.

Упражнение «Моё место»

Участникам предлагается походить по комнате, пообщаться с участниками и выбрать наиболее удобное место для себя. Отметить, где находится место, кто рядом, какая дистанция между людьми, какая поза удобнее.

Рефлексия

Упражнение «Групповое рисование»

Участникам предлагается сесть в общий круг. Взять по листу бумагу и написать своё имя на обратной стороне листа. Потом каждому из участников предлагается начать рисовать какую-нибудь картинку. По команде тренера каждый отдаёт свою работу соседу справа и получает работу соседа слева и продолжает дорисовывать уже не свою работу. Упражнение-рисование продолжается до тех пор, пока к участникам не вернётся их работа.

Анализ упражнения:

  • Нравиться ли вам ваш рисунок?
  • Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?
  • Что бы вы хотели изменить в своём рисунке? Почему?
Как видно из предыдущего упражнения мы часто не ожидаем тех действий от окружающих, которые они нам предлагают и наши ожидания не всегда совпадают с ожиданиями группы. В нашей жизни часто наше настроение зависит не от действий окружающих, а от нашего отношения к этим действиям.

Шеринг

Ритуал прощания.

Участникам предлагаются вырезанные сердечки и каждый из участников пишет пожелание себе на ближайшее время. Затем все сердечки складываются в корзинку и участникам предлагается вытянуть себе сердечко на память.

ЗАНЯТИЕ 3.

Тема: «Совершенный человек. Сказка или быль?»

Цель: повышение самооценки участников. Научиться видеть свои положительные качества и использовать их в общении с окружающими. Лояльное отношение к особым проявлениям личных качеств других людей и сотрудничество с ними.

Материал: бумага, карандаши, конфеты, стул и два покрывала: чёрное и белое, газеты, воздушный шарик, фломастеры, ножницы.

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Каждому участнику группы предлагается жестом поприветствовать всех участников. Слова использовать нельзя.

Шеринг. Обозначить свои мысли, переживания, за период между занятиями.

Информация. Тема нашей встречи «Совершенный человек. Сказка или быль?»

Человечество на протяжении своей жизни искало ответ на вопрос: «Какой он – идеальный человек?» Каждую эпоху «идеальные люди» отличались от идеалов своих предшественников. Исходя из того, что в каждом обществе существуют свои нормы и правила поведения, то и статус «идеального» могут получать совершенно разные люди.

Когда мы видим людей, обладающих выдающимся или необычным талантом, мы часто склонны рассматривать их как героев или святых – как будто всё, что они делают, они делают на том же самом выдающемся уровне. Кроме того, мы привыкли, довольно часто, высокое положение смешивать с исключительностью во всех вещах.

Предлагаем вашему вниманию упражнение на выявление качеств совершенного человека.

Упражнение «Совершенный человек»

Участникам предлагается воздушный шарик и фломастеры. Каждый из участников пишет на шарике одно из основных качеств совершенного человека (на свой взгляд). Качества предлагается не повторять.

Затем следует совместное обсуждение «качественного состава личностных качеств совершенного человека».

Упражнение «Конфетка»

Тренер раздаёт участникам конфеты, но умышленно выбирает два участника, которым конфеты не даёт предварительно сказав: «а тебе конфету я не дам».

Рефлексия. Участники озвучивают свои чувства по поводу полученной или не полученной конфеты.

Упражнение «Белое и чёрное»

В центре круга ставится стул и покрывается белой тканью. Участникам группы предлагается по очереди посидеть на стуле. В тот момент когда один из участников сидит на стуле, сидящие вокруг говорят положительные качества, комплименты тому, кто сидит на «белом стуле». Когда все участники посидели на «белом стуле», стул покрывается чёрной тканью и каждый из участников выслушивает уже «чёрные замечания» в свой адрес.

Рефлексия. Участники группы обсуждают свои переживания после «стульев», а также, что им было легче говорить «белое» или «чёрное».

Упражнение «Я умею»

Участникам даётся ограниченное время для того, чтобы они показали, что умеют делать. ( Это может быть вербальное умение, поделка из бумаги, физическое упражнение, и т.д.)

Рефлексия. Обозначить чувства после своего выполнения задания и после выступления участников.

Информация. Чаще всего мы видим лишь то, что позволяют видеть люди, окружающие нас. При этом скажем прямо, большинство людей предпочитают, чтобы их несовершенства не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишённые «грима», застигнутые в состоянии стресса или оказавшиеся в ситуации. Которая требует от людей действия в той области, где у них слабое место, они все оказываются всего лишь людьми.

Каждый человек замечательный лишь, какой он есть на самом деле. И – что самое важное – нужно принять самого себя таким какой вы есть, а не таким, которым видят меня окружающие.

Упражнение «Гениальность»

Участники разбиваются на тройки. Каждая тройка получает газету и задание – разместиться на газетным листе так. Чтобы одна нога каждого участника стояла на газете, а другая не касалась пола. Или вариант: изобразить фигуру под название «Гениальность» не выходя за границы газетного листа. Газету можно складывать до различных размеров и во время выполнения задания учитывать взаимодействие в тройках и творчество каждого участника.

Рефлексия.

Информация. Гениальность, творчество. Совершенство, идеал, непохожесть. Это не полный ряд слов, обозначающих особенность каждого индивида. Каждая из этих черт, как мы убедились, присутствует в той или иной мере в каждом из нас. Что же такое совершенный человек?

Совместное обсуждение.

Шеринг.

Ритуал прощания.

Участники становятся в круг и один из них, взяв в руки шарик с качествами идеального человека, передают его по кругу с пожеланиями одного из качеств своему соседу слева.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Люди вокруг меня»

Цель: рассмотреть различные человеческие отношения и на основе этого научиться видеть положительные стороны взаимодействия в коллективе, помочь выявить свои способности, которые будут способствовать выполнению общего дела.

Материал: бумажный цветок, бумага формата А-4, цветная бумага, белый скотч, фломастеры, карандаши, ножницы, клей, большие листы бумаги.

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается бумажный цветок с разноцветными лепестками равное количеству участников. Каждый отрывает лепесток и отдаёт его своему соседу слева при этом озвучивает свои пожелания и приветствия. Упражнение продолжается до тех пор, пока у каждого не будет по лепестку.

Шеринг.

Упражнение «Пересортировка»

Тренер убирает свой стул из круга. Даётся команда: поменяться местами тем, у кого: карие глаза, есть домашние животные, у кого сегодня хорошее настроение, кто утром пил чай, утро встал в 7 утра и т.д. все у кого присутствует названый признак меняются местами. Кому не хватило места, тот становится ведущим. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не поменяются местами.

Информация. Очень часто в нашем общении с окружающими мы испытываем дискомфорт в силу многих обстоятельств. Так мы не учитываем факт нашей непохожести во взглядах, чувствах, воспитании, разность восприятия, особенности характера. Чтобы нам помочь разобраться в фактах непохожести и помочь всем понять друг друга мы предлагаем вашему вниманию занятие, которое имеет тему: «Люди вокруг меня».

Упражнение «Цветная реклама»

Участникам предлагается разделиться на две команды, по принципу считалочки «Апельсины — Лимоны». Каждой команде даётся несколько листочков цветной бумаги (красный, синий, белый). Команда «Апельсины» готовит рекламу полученных цветов. Команда «Лимоны» готовит антирекламу этой цветовой гаммы. Времени на подготовку даётся 15 минут. По истечению времени проходит защита проектов (рекламных плакатов).

Рефлексия.

Упражнение «Снежки»

Участникам тренинговой группы предлагается разделиться на две команды по предыдущей игре «Апельсины — Лимоны». Помещение делится на два поля «Апельсиновая плантация» и «Лимонный сад». Каждый из участников получает по 2 листа бумаги формата А-4 из которого он делает снежный ком. Задача каждой команды «забросать» территорию соседей. Время на проведения игры – 2 минуты. После сигнального свистка, побеждает та команда, у которой меньше снежков на территории.

Рефлексия.

Упражнение «Центр круга»

Участники становятся в тесный круг. Один человек занимает центр круга. Остальные находятся на расстоянии 1 метра от «центра», затем все участники круга становятся на 1 шаг ближе к «центру», далее смыкаются в тесный круг, потом становятся спиной к «центру», и затем каждый участник тренинга находит удобное место в помещении по отношению к «центральной фигуре», при выполнении данной части упражнения уместны близкие контакты; обнимание, поглаживание. «Центром круга» должен побыть каждый участник.

Рефлексия. Участники делятся своими впечатлениями и эмоциями, полученными во время упражнения. Пытаются понять, какое положение группы им удобнее всего по отношению к себе.

Упражнение «Плохое и хорошее»

Участникам тренинговой группы предлагается два воздушных шарика (синий и розовый). На розовом шарике каждый из участников пишет положительные качества, которые он любит в окружающих его людях. На синем шарике – отрицательные качества, окружающих его людей. Каждое высказывание комментируется.

Подведение итогов упражнения. Выделяя негативные качества, каждый из нас преследует цель, что именно оно (качество) вызывает негативные эмоции во время общения или контакта с окружающими. А может быть мы выделяем (в негатив) именно те качества, на которые не знаем как реагировать? (Обсуждение)

Упражнение «Руки»

Участники разбиваются на пары. Пары садятся друг напротив друга и ставят руки как в зеркальном отражении. Первая часть упражнения: выбирается ведущий и ведомый, вторая часть упражнения: нет ведущих. Участники должны повторять за своим партнёром движения руками, а затем прислушиваться к действиям партнёра, чтобы со стороны было видно, как зеркальное отражение.

Рефлексия

Упражнение «Дракон»

Участники берутся за руки и становятся в прямую линию – это «дракон». Первый человек «голова дракона», последний – его «хвост». Задача «хвоста» приблизиться к «голове», а задача «головы» — увернуться от «хвоста». Упражнение заканчивается, когда все участники побывали в роли «головы» и «хвоста».

Рефлексия. Обсудить в какой роли чувствуешь себя комфортнее и почему?

Шеринг.

Ритуал прощания. Каждый из участников прощается со всеми, используя начало предложения «Я люблю уходить с занятия, когда…»

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Верьте… Но только не всем и не всегда».

Цель: Повышение самооценки с целью решения личных вопросов самостоятельно. Научить заинтересовывать своих собеседников собственными идеями. Учить отстаивать свою точку зрения и использовать свои знания и чувства в качестве своих «оппонентов».

Материал: «Сундучок» а в нём: перегоревшая лампочка, носок, пустой стержень, лопнувший шарик, пустая банка, смятый лист бумаги, банка из-под консервов, пластмассовая бутылка, камень, лопнувшая чашка; фото, платок для завязывания глаз, карандаши, фломастеры.

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается поприветствовать каждого, начиная со слов: «Верите ли вы, что…?»

Шеринг.

Информация. Очень часто в нашей жизни возникают проблемы, связанные с тем, что мы смотрим на мир сквозь «розовые очки». Такое положение дел может являться поводом для депрессий и негодований. Просто это значит, что нам в своих ожиданиях следует быть реалистами. Сегодня мы попробуем быть реалистами среди реалистов. И наша тема на сегодня: «Верьте… Но только не всем и не всегда».

Упражнение «Сундучок чудес»

Каждому участнику предлагается взять, не рассматривая, одну вещь из чудесного сундучка. Задача каждого придумать как можно больше применений данной вещи. Список вещей предоставлен в материалах, главное, чтобы каждая вещь в отдельности не представляла никакой бытовой ценности.

Рефлексия.

Упражнение «Портрет»

Участникам предлагаются фото различных людей (желательно, чтобы это были хорошо знакомые люди для тренеров, тогда лучше будет провести рефлексию). Каждый выбирает по одной фотокарточке. Задача каждого участника, по истечению 5 минут, отведённых на подготовку, дать краткую характеристику своему выбранному человеку на снимке. Рассказать о его возрасте, роде занятий, его характере, желаниях, мечтах, семье, друзьях, представить его дом, его хобби и т.д.

Обсуждение-рефлексия. Участники делятся своими наблюдениями и трудностями, возникшими в ходе описания, а тренера, после каждого высказывания рассказывают какой это человек, и каким он представляется по жизни.

Упражнение «Поддержка»

Участники группы становятся в круг, тесно друг возле друга. Один из участников стоит в центре с закрытыми глазами. Ему предлагается покрутиться вокруг своей оси и упасть на спину, в этот момент все участники должны его поддержать, чтобы он не упал на пол. Варианты могут быть: упасть «лицом вниз», боком, и т.д. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побудет в «центральной» роли.

Рефлексия.

Упражнение «Неожиданность».

Участникам предлагается поиграть в «Неожиданность». Для этого одному из участников предлагается выйти, в это время группа придумывает какое-нибудь неожиданное действие по отношению к нему. Например: когда человек сидит на стуле, его перенести в другое место; сделать ему массаж; спеть песню; сыграть на музыкальном инструменте; поводить его с закрытыми глазами по помещению; и т.д. Когда выходивший заходит, ему предлагают выбрать себе место, где ему будет удобно принять «Неожиданность», затем ему завязывают глаза и группа приводит в исполнение задуманное. Каждый из участников должен побыть в роли «принимающего неожиданность».

Рефлексия.

Информация. Каждую ситуацию, частью которой вы оказываетесь, оценивайте с точки зрения ответственности людей, вовлечённых в эту ситуацию вместе с вами. Спрашивайте себя: «Чего я могу обоснованно ожидать?». Наблюдайте, сбываются ли эти обоснованные ожидания.

  • Проверяйте надёжность тех людей, с которыми вы вступаете в дело. Широко распространённой практикой, считающейся вполне приемлемой, является наведение справок или получение начальных сведений у коллег и друзей, когда вступаешь в деловые отношения с новым человеком.
  • Если какой-то человек подводит, вы вправе ожидать, что он по своей инициативе даст вам правдоподобное объяснение. Если он этого не делает, попросите его это сделать. Если он подводит вас и во второй раз, начинайте относиться к нему с подозрением. Не попадайте вторично в такие ситуации и не связывайте с теми людьми, которые просто работают не на вас.
  • Убеждайтесь, что вы видите то, что происходит на самом деле, а не то, что хотите видеть. Не лукавьте самому себе.
  • Всегда имейте в запасе альтернативный план, в котором задействованы другие люди, пути и стратегии для достижения вашей цели, — на случай, если ваши ожидания не оправдываются.
  • Верить вполне можно, просто не ожидайте слишком многого.
Шеринг.

Ритуал прощания. Каждому участнику предлагается попрощаться с группой и начать со слов: «Сегодня я вам прощаю…»

ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Люди, которых любим мы, не всегда любят то, что любим мы»

Цель: Научиться видеть другого человека вместе с его особенностями, его желаниями, его надеждами и мечтами. Принимать окружающих нас людей вместе с их интересами. Научиться уважать мнения и желания окружающих, не причиняя себе неудобств.

Материал: заготовки для «приветствия», бумага для записей, ручки, карандаши, фломастеры.

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам раздаются листочки с написанием групп людей, к которым нужно обратиться с приветственной речью, так, чтобы они тебя поняли и приняли. Приветствовать от своего лица собравшихся (директоров школ, группу анонимных алкоголиков, фотомоделей, сектантов, футбольных фанатов, садоводов-любителей, милиционеров, миллионеров-алегархов, телеведущих, заключённых СИЗО, артистов «Песни года», группу БОМЖей, группу иностранных гостей).

Шеринг.

Информация. Если вы любите человека, то это ещё не значит, что вы с ним всё будете делать поровну. Ваш друг или партнёр может не захотеть делать то, что хотите делать вы, тогда, когда вы хотите это делать, и так, как вы хотите это делать. Само желание заняться другим видом деятельности совсем не означает, что человек вас не любит; это означает всего лишь, что у вас различные интересы.

Если способы вам обоим заниматься любимыми делами и обоим быть счастливыми. Вместо того, чтобы разочаровываться в близком человеке, так как он не разделяет вашу идею развлечений, отыщите тех, кто её разделяет. Это избавит любимого человека от тяжёлой необходимости быть для вас всем и даст обоим больше тем для беседы, когда будете проводить время вместе.

Упражнение «Я люблю…»

Участникам предлагается разделить лист бумаги на 4 части:

Я люблю / Я хочу / Я могу / Мне надо

В первой части «Я люблю» нужно обозначить то, что ты любишь на данный момент. Следующие части заполняются так: читая то, что ты любишь осознать хочешь ли ты этого, можешь ли ты это сделать, надо ли тебе это.

Обрабатывая результаты, сопоставляйте заполнение всех граф, учитывайте соотношение люблю-хочу-могу-надо.

Рефлексия.

Упражнение «Скульпторы»

Участникам предлагается разделиться на две группы. Каждая группа становится друг напротив друг в шеренги. Каждая команда получает задание изобразить чувство с использованием только мимики и жестов. В это время другая группа угадывает то чувство, которое показывает соседняя группа. Для удобства выполнение, пусть каждый из участников группы показывает своё видение проявления данного чувства по очереди, а группа соседей может угадывать, и, не досмотрев до конца все выступления.

Рефлексия.



Упражнение «Кукольный театр»

Участники делятся на пары. Каждая пара решает, кто будет Кукольником, кто – Куклой. Роль Куклы – сидеть неподвижно и расслаблено, как будто она тряпичная. Кукольник придаёт этой неподвижной марионетке какое-то положение: её рукам, ногам, лицу, пальцам, туловищу и т.д., при придании нужного положения Кукольник отражает на Кукле какое-либо чувство. Затем роли меняются.

Рефлексия.

Упражнение «Гусеница»

Участники становятся друг за другом. Тот кто стоит в «хвосте» должен сделать впереди стоящему что-либо что было бы приятно ему самому (вербально или не вербально). Далее это «приятное действие» передаётся каждому до «головы». Далее «голова» становится в хвост и упражнение продолжается о тех пор пока все участники не побудут «головой» и «хвостом».

Рефлексия

Ситуация. Семья, празднующая свой золотой юбилей, рано утром, как и 50 лет подряд, села завтракать. Жена решила в такой знаменательный день сделать себе подарок, и, намазывая булочку маслом, оставила себе ту часть, которую 50 лет подряд отдавала мужу, считая её лучшей и вкуснейшей. В ответ на этот жест, муж её горячо обнял и поблагодарил, сказав: «Спасибо, дорогая, именно эту часть я люблю больше всего, но тебя я люблю больше, и когда ты её оставляла себе, я был счастлив сделать тебе приятное».

Обсуждение.

Упражнение «Беседа с эльфом»

Инструкция:

Нам всегда хочется, чтобы другие с нами хорошо обходились, и мы, собственно говоря, знаем, что должны и сами с собой так общаться.

Теперь садитесь поудобнее, закройте глаза, дышите глубоко…

Я сейчас буду рассказывать историю, которую вы должны будете представлять себе.

Представьте себе два стула, которые стоят напротив друг друга. Посмотрите, как вы сели на один из них. (10 сек.)

Хорошо! А прямо напротив вас стоит второй стул. И здесь сидит маленький, дружелюбный эльф, который пришёл вас навестить. Эльф знает вас уже давно и хочет вас кое-чему научить – чему-то новому и очень хорошему для вас. Скажите эльфу про себя: «Мне хочется от тебя узнать, какие вещи я могу сделать, чтобы порадовать сам себя…» (10 сек.)

Посмотрите, как эльф, улыбаясь, поудобнее устраивается на стуле, и говорит: «Ты прав… Очень важно научиться делать для себя самого себя что-то хорошее… бывает ведь, что ты чувствуешь себя подавленным, а рядом нет никого, с кем можно поговорить или просто посидеть рядом. Тогда ты сам должен поразмыслить, что же ты хочешь делать?»

Подумайте минутку над словами эльфа. Он не сказал вам, что вы должны делать. Он сказал только, что это очень важно – сделать для себя что-то хорошее, что-то совершенное. Что хорошо именно для тебя…(15 сек.)

«Скажи мне, — говорит эльф, как ты можешь сделать себе приятное?» Вы смотрите эльфу в глаза и думаете, что же ответить ему. Неожиданно у вас возникают три мысли о том, как вы можете доставить себе радость и быть довольным собой. И вы говорите: «Да, эти три вещи я сделаю сегодня для себя…» Произнесите это последнее предложение очень тихо и повторите его для себя ещё раз.

Мысль номер один… Запомните очень точно, что вы сказали эльфу.

Теперь второй ответ, что пришёл вам на ум… Скажите сейчас его эльфу и сохраните в памяти. (30 сек.)

А теперь – третья мысль… Прекрасное чувство – знать, что вы сегодня сделаете что-то хорошее для себя. И вы скажете: «Дорогой эльф, это – мой третий ответ». И снова хорошенько запомните это. (30 сек.)

А теперь пришло время попрощаться с эльфом. Он очень рад, что вы его поняли. Если вам позже понадобятся новые мысли, вы сможете снова позвать эльфа и поговорить с ним.

Потянитесь и возвращайтесь снова к нам. Откройте глаза – вы свежи и бодры.

Рефлексия.

Шеринг.

Ритуал прощания. Каждый из участников должен попрощаться с соседом справа, начиная со слов: «Ты мне нравишься за то, что…»

ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «Жалость. Злость и Счастье»

Цель: Решить для себя, что такое жалость, злость и какое оно счастье. Научиться управлять своими эмоциями, и научиться рассматривать свои проявления чувств как свою личную особенность. Стараться видеть человека вместе с его эмоциями, а не эмоции без человека.

Материал:бумажные шаблоны масок, карандаши, фломастеры, воздушные шарики, ножницы, заготовки «просьб» для упражнения «Просьба».

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагаются белые бумажные маски. Задача состоит в том, чтобы отразить своё настроение на данный момент на маске и от «лица» своего настроения поприветствовать всех присутствующих. Для изображения настроения можно использовать карандаши, фломастеры, ножницы.

Шеринг

Информация. Я хочу рассказать вам одну историю.

Настя была всегда уверенной в себе и своих друзьях, их было много и всегда этот список пополнялся новыми знакомствами. Это случилось именно с ней и именно в тот вечер, когда душа пела от радости после успешной сдачи экзамена. Он сидел в углу маленький, жалкий и очень трогательно мягкий и пушистый комочек. Он посмотрел на Настю своими глазами-бусинами и она поняла, что без этого существа она не уйдёт. Ей просто не позволит её внутренний дух. И вскоре комочек уже пил молоко на кухне…

Придя из института, Настя не узнала своей комнаты. Ещё утром, сложенные листы курсовой в живописном порядке украшали весь пол. И в самом центре, на листе с указанием литературных источников, используемых в работе, восседал он, этот мягкий комочек, и смотрел на неё всё теми же бусинами-глазами…

А теперь я предлагаю каждому из вас закончить начатую мной историю.

Сегодня мы попробуем рассмотреть, что же в нашей жизни значат слова «жалость», «злость» и «счастье». Для того, чтобы это выяснить предлагаем выполнить одно упражнение. Сейчас мы с вами подберём ассоциации этим словам. Но прежде чем будем подбирать ассоциации, предлагаем выбрать воздушные шарики, цвет которых ассоциируется именно с указанными словами. Далее на выбранных шариках пишутся ассоциации для «жалости», «злости», «счастья».

Обсуждение-рефлексия.

Упражнение «Я.. когда…»

Участникам по кругу предлагается начать свой ответ со слов «Я жалею, когда…», следующий круг «Я злюсь, когда…», третий круг «Я счастлив, когда…».

Рефлексия. Обсудить какой глагол было легче озвучить и почему?

Упражнение «Просьба»

Участникам раздаются листочки бумаги на которых написано задание. Каждый из участников по очереди говорит: «У меня есть просьба. От кого она?». Другие участники могут сказать: «От меня!», когда им захочется, можно даже, чтобы это было 2-3 «Просящих». Суть игры в том, что «Просящие» не знают какая просьба, а «Исполнитель» должен выполнить просьбу по своему усмотрению.

Варианте просьб: «Пожалей меня, «Позлись на меня», «Сделай мне больно», «Сделай мне приятное», «Осчастливь меня», «Сделай мне подарок», «Развесели меня» и т.д.

Рефлексия. Участники делятся впечатлениями. Кем было выступать легче «Просящим» или «Исполнителями»? Какое чувство испытывали при выполнении задания.

Упражнение «Ситуация»

История: Вы любите одного замечательного человека, но Ваше счастье разбито вдребезги: он женится на другой.

Попробуйте ответить на вопросы:

  • Ваши действия, в сложившейся ситуации.
  • Чему я могу научиться из этой ситуации?
  • Ваши внутренние ощущения: счастья – что он ушёл до нашей свадьбы, злость – что меня променяли на другую, жалость – что мечты рухнули.
Рефлексия. Как вы себя ощущали при выполнении данного упражнения, ваши чувства после представления себя на месте покинутой девушки.

Шеринг.

Ритуал прощания.

Упражнение «Сюрприз»

Участникам группы предлагается сделать приятное всей группе или одному участнику. Это может быть «подарок», музыкальный или танцевальный номер, признание в любви.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «Уделяй себе внимания не меньше, чем другим».

Цель: Повышение уровня самооценки и самозначимости. Научиться распределять своё внимание на других с учётом собственных потребностей и чувств.

Материал: коробка с мягкими игрушками, платки (или шарфы), по количеству участников, листы бумаги, ножницы, карандаши, фломастеры, маркеры, обручи или коврики по количеству участников.

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается поприветствовать всех собравшихся от лица чего-либо целого, или как часть чего-либо. Например: «Я, цветок из оранжереи, приветствую вас, цветочки и…», «Я, весна, приветствую…».

Шеринг.

Информация. Многие люди склонны более заботиться о других, чем смотреть в лицо собственным желаниям, чувствам и потребностям. Для них гораздо легче говорить другим, что надо делать, чем принять на себя ответственность за свои собственные проблемы. Совать свой нос в чужие дела весьма соблазнительно, но это отнимает у другого человека его независимость и ответственность за себя. К тому же это и не даёт никакого эффекта, потому что вы не можете исправить их, как и они вас.

Сегодня мы попробуем разобраться умеем ли мы уделять себе внимания не меньше, чем другим.

Упражнение «Дайте слово подсознанию»

Инструкция: Сядьте удобно, закройте глаза. Вдох, выдох…

  • Представьте, что вы гуляете по лесу. Опишите, какой это лес. Светит ли солнце? Идёте вы по тропинке или сквозь чащу? Хорошо ли вам здесь?
  • Вы идёте дальше и видите в траве ключ. Какой он? Поднимите вы его или пройдёте мимо? Обрадовала вас находка?
  • Вы двигаетесь дальше, перед вами забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала сделан?
  • Вам надо перелезть через забор. Как вы это проделываете? Легко ли будет преодолеть препятствие?
  • Вы идёте дальше и замечаете нору около тропинки. Большая она или маленькая? Заглянете ли вы внутрь? Вам интересно, какой зверь её вырыл?
  • Вы выходите на берег реки. Представьте её очень отчётливо: какая там вода, скорость течения, дно… есть ли камни на дне? Как вы переправитесь на другой берег?
  • Преодолев очередное препятствие, вы видите дом. Какой он (размер, декор и т.п.)?
  • На двери висит табличка. На ней написано, что дом принадлежит… вам. Из чего она сделана и что за надпись?
  • Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам здесь? Чистота или ужасный беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие они? Назовите и опишите их.
  • Вы поднялись на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? Порядок или, может, полно хлама?
  • Вы выходите из дома, идёте дальше – за холмом открывается вид на море. Какое оно? Спокойное или бурное, какая погода, светит ли солнце?
  • Над морем летают чайки. Высоко или низко, рядом с вам и или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают у вас птицы?
  • Вы видите корабль. Какой он, далеко ли от берега? Можете ли вы до него добраться? И вообще, станете ли вы это делать?
Интерпретация.

Лес – символическое отражение вашего детства и детских представлений о жизни. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивны ваши детские воспоминания; если же воображение нарисовало мрачную, пугающую картину, то, возможно, ваше детство было довольно трудным и прежние представления сказываются теперь на вашу жизнь.

Ключ — ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Если вы подняли ключ или обрадовались ему, значит, вы как минимум готовы принимать перемены.

Река – олицетворяет течение вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чиста в нём вода. Камни на дне символизируют трудности, которые вы преодолеваете с детства.

Забор – символ преград, которые подстерегают человека на жизненном пути. Обратите внимание, какой забор – символическая изгородь или великая Китайская стена.

Нора – ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело полезли в нору – вы безрассудный или чересчур любознательный человек.

Дом – это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самим собой. Те комнаты, которые вы увидели, — это наиболее важные аспекты жизни. Там, где вам нравится, — всё хорошо, если же в какой-то из комнат беспорядок, возможно, у вас проблемы в этой сфере.

Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у кого-то написано имя, у других – все регалии и заслуги, у кого-то мелом просто нацарапано).

Чердак — метафора образования, культуры и разных навыков, привитых вам. Если там всё запущено, то, наверное, вы не знаете, зачем столько сил приложили когда-то, чтобы получить диплом.

Чайки – это ваши родственники. В идеале их довольно много и они украшают пейзаж. Если же назойливо кричат и чуть ли не бьют крыльями по лицу, вероятно, у вас напряжённые отношения с близкими. Полное отсутствие чаек на горизонте – тревожный сигнал одиночества.

Море – ваша чувственная сторона личности. По тому, насколько бурным вам представляется оно, можно судить, какие отношения с людьми вы любите: тихие и спокойные или всплеск эмоций, чувств.

Корабль – воплощение вашей главной мечты на сегодняшний день. Насколько она достижима и красива, определяется по тому, какой корабль и на сколько далеко от берега он находится.

И ещё… То, как вы перелезли через забор и переправились через реку, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если отвечали честно и у вас нет каких-то особенных страхов (вода или высота), то характер преодоления обоих препятствий будет одинаковый. Если в вашем воображении откуда ни возьмись, взялся помощник, материализовались мост, лодка или человек, значит. Вы мало рассчитываете на себя.

Рефлексия

Упражнение «Нарисуй свою вселенную»

Участникам предлагается нарисовать свой мир, свою вселенную, где будет место всем вашим знакомым (хорошим и плохим). После рисования участникам предлагается поделиться своими рисунками с остальными участникам. Рисунки можно рвать, резать. Когда у каждого участника остаётся своя часть рисунка и части от других участников им предлагается рассказать про свою часть. Затем все рисунки собираются по кусочкам. И задача каждого сделать свой рисунок снова целым (можно просто собрать кусочки, можно их наклеить на другой лист, можно использовать скотч и т.д.)

Рефлексия.

Мы часто отдаём самих себя без остатка всем окружающим и не получаем взамен столько же. Таким образом, теряем свою энергию и часто не удовлетворяем свои потребности. Вина не окружающих в том, что они дали мало, а в нас, что мы ждём много. Но ведь у всех разные представления и ощущения. Поэтому часто наши ожидания не оправдываются.

Упражнение «Слепой»

Упражнение может состоять из нескольких частей.

Часть первая. Участникам группы завязываются глаза и задача всех состоит в том, чтобы собраться всем вместе, не используя слова. Когда группа почувствовала, что все участники вместе, глаза открывают.

Часть вторая. Одному из участников завязывают глаза, остальные занимают статическое положение. Задача водящего найти всех участников.

Часть третья. Всем участникам, кроме одного, завязываются глаза и задача «Слепых» словить «Зрячего».

Рефлексия.

Упражнение «Моё»

Участники становятся по кругу. Каждый обозначает свою территорию (можно нарисовать мелом круг, можно каждому положить коврик, можно положить обруч) и выбирает себе игрушку. Это его символ. В центр круга ставится коробка с игрушками. Задача каждого заполучить как можно больше игрушек на свою территорию и уберечь свою от посягательств соседей. Во время упражнения можно брать игрушки не только из коробки, но и «воровать » соседские.

Рефлексия.

Шеринг

Ритуал прощания. Участники, прощаясь, начинают со слов: «Сегодня я сделаю для себя…, а вам желаю…»



ЗАНЯТИЕ 9

Тема: «Одиночество – это состояние ума, или тела?»

Цель: Разобрать в личном пространстве. Осознать личную ценность и уникальность. Научиться распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения.

Материал: Полоски бумаги, клей, листы для записи, ручки, карандаши, стаканы с цветной водой, колечко, листы с «Футбольным полем» по количеству участников (см. Приложение к занятию)

Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается начать приветствие со слов: «Как вам повезло, что сегодня с вами я такая…»

Шеринг

Информация.

Когда мы сами по себе? Изолированы? Плывём по течению посреди толпы? Всё это – аспекты одиночества, которое является более состоянием ума, чем состоянием физическим. Оно является в значительной степени чувством недостатка близких отношений, в плане физическом или в плане эмоциональном, с другим человеком. Вполне возможно находиться среди людей и чувствовать себя изолированными. Если никто нас не понимает или не разделяет наших интересов, мы, вероятно, будем чувствовать себя одинокими. С другой стороны, мы, возможно, в действительности не имеем с другими человеческими существами того количества контактов, которое было бы достаточным для нашего удовлетворения.

Итак, тема нашей встречи: «Одиночество – это состояние ума, или тела?»

Упражнение «Футбольное поле»

Каждому участнику предлагается обозначить себя на футбольном поле. Лист с футбольным полем прилагается.

Рефлексия

Упражнение «Одиночество- это…»

Участникам предлагается написать на бумаге личные ассоциации к слову «Одиночество».

Рефлексия.

Упражнение «Цепочка»

Участникам даются полоски бумаги, клей. Их задача состоит в том, чтобы каждый сделал из полосок бумаги цепочку (гирлянду) и в конце занятия соединить цепочку воедино. Можно на каждом колечке цепочке написать свои ассоциации к слову «Одиночество». Участники обсуждают свою цепь, что это значит для каждого и на что она похожа в жизни.

Рефлексия

Упражнение «Я и мои чувства»

Нам понадобятся стаканы с водой, наполненные наполовину. Стаканы — это мы, вода в них – наша внутренняя энергия. Эксперимент состоит в том, что мы, делясь своей внутренней энергией с окружающими, не задумываемся о том, что она может к нам не вернуться, а мы не восполним её и остаёмся с «пустым стаканом», т.е. без внутренней энергии своей. Как выйти из ситуации потери энергии с наименьшими потерями для себя?

Рефлексия

Упражнение «Программа на день»

Участникам предлагается написать «Программу на день», чем будут заниматься с момента пробуждения до отхода ко сну. Перед началом выполнения упражнения даётся установка, что это день свободного человека, нет семьи, детей, родителей и есть финансовая независимость.

Рефлексия.

Шеринг

Ритуал прощания.

Участникам предлагается поиграть в игру «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Участники, сидя по кругу, выставляют перед собой руки сложенные ладонями внутрь. У ведущего в руках зажато кольцо, он проходит и каждому как будто вместе с пожеланием кладет колечко в руку, но кольцо попадёт в руки только одному из участников. Кто оказался с «подарком» должен продолжать круг пожеланий.

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: «Подведение итогов работы тренинга»

Цель: Подведение итогов работы, получение обратной связи. Анализ своих переживаний в ходе работы тренинговой группы.

Материал: карандаши, фломастеры, бумага, скотч, цветная бумага, картинки из журналов, клей, работы от первого занятия.



Ход работы:

Упражнение «Приветствие»

Участникам предлагается выбрать любой способ приветствия, который им ближе по настроению на данный момент.

Шеринг

Информация. Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги нашей с вами работы на протяжении всего времени наших встреч. Ежедневно в нашей жизни мы сталкиваемся с разными ситуациями и порой мы не можем объяснить как выйти из этого водоворота событий, как удержаться на вершине жизни и как использовать весь свой опыт и знания в решении любых житейских вопросов. На наших занятиях мы попытались разобрать основные темы жизни, которые вызывают наибольший интерес при их решении. Мы лучше узнали друг друга и сейчас я предлагаю сделать подарок-сюрприз каждому из участников.

Упражнение «Волшебная спина»

Каждому из участников на спину приклеивается лист бумаги и каждый из участников пишет на листке то, что он узнал об этом человеке за время занятий. Какой он? Упражнение продолжается до тех пор пока у каждого на листочке не будет надписей на одну меньше, чем количество участников. Затем листочки снимаются и каждый знакомиться со своим «Портретом глазами группы».

Рефлексия

Информация. От наших слов, поступков зависит многое — гораздо больше, чем от слов и поступков других людей. Но часто в жизни мы сталкиваемся с такими ситуациями, что теряемся, и не знаем как поступить лучше. Поэтому говорим и действуем необдуманно. Мы часто обижаемся на близких, когда они не делают то, что мы от них ждём. А ведь мы их об этом даже не попросили. Мы часто думаем, что все думают также как и мы не осознавая, что мы разные и мысли, и видение мира у нас тоже отличается друг от друга.

Помните, на первом занятии мы делали упражнение «Мир в котором я живу»? Сейчас я покажу ваши работы. Узнаете ли вы свои шедевры? Хотите ли вы изменить что-либо? Если хотите, то измените.

Рефлексия.

А теперь я предлагаю вам ваши листочки с заданием «Я знаю! Я хочу знать!», которые мы заполняли тоже на первом занятии. Напишите ещё, что вы узнали нового и чего вы не узнали в ходе наших занятий.

Рефлексия.

Упражнение «Я отличаюсь от всех…»

Участникам даётся мячик и каждый должен начать предложение со слов «Я отличаюсь от всех…» и бросает мячик другому участнику.

Рефлексия

Упражнение «Личные ассоциации»

Один из участников выходит за дверь. В это время остальные загадывают одного из членов тренинговой группы. Когда входит выходивший, его задача угадать кого загадали. Можно задавать вопросы-ассоциации типа: «На какой цветок похож этот человек?», «С каким временем года он ассоциируется?», «Какой предмет он напоминает?», «Какой цвет он символизирует?», «Какой сказочный персонаж ближе ему по духу?» и т.д.

Вопросы-ассоциации можно задавать кому угодно, даже если спросят самого загаданного, ему придётся ответить тоже.

Рефлексия





Шеринг

Ритуал прощания

Участникам предлагается встать в круг и попрощаться так как им больше нравиться. Это может быть вербальное прощание или невербальное.

авторы-составители педагог-психолог

Пальчик Тамара Михайловна и социальный педагог

Плетнёва Наталья Витальевна –

специалисты Могилёвского городского

социально-педагогического центра