Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Нелюбина Елена Михайловна
Технологическая карта урока «Кислоты» в 8-м классе
Тема урока: Кислоты
Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о кислотах как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.
Задачи:
Предметные: определить отличительные признаки состава кислот, проанализировав их формулы; классифицировать кислоты по различным признакам; находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков; привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения кислой среды через заполнение сравнительной таблицы.
Метапредметные: осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой и видеоинформации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: Кислоты
Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира; формирование комплекса знаний о кислотах как о новом классе неорганических веществ; совершенствование умений выделять проблему в теме занятия, формулировать познавательные цели, контролировать и оценивать достижение результата, строить содержательную коммуникацию при групповой работе.
Задачи:
Предметные: определить отличительные признаки состава кислот, проанализировав их формулы; классифицировать кислоты по различным признакам; находить степень окисления элементов в кислотах, заряд ионов кислотных остатков; привести доказательства целесообразности использования некоторых индикаторов для определения кислой среды через заполнение сравнительной таблицы.
Метапредметные: осознать ограниченность собственного знания, выделять проблему и цель через выполнение задания на сравнение и классификацию веществ; анализировать при групповой работе информацию из разных источников, структурировать её через перевод текстовой и видеоинформации в символы, схемы; выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? Какие соединения химических элементов мы изучили? Какое вещество из перечня является лишним и почему Na2O, CuO, Cl2O7, F2O, N2O5 Создаёт проблемную ситуацию путём предложения задания: распределите предложенные вещества по классам H2SO4, MgO, NaOH, N2O5, Zn(OH)2, K2O, HCl, SiO2, Ba(OH)2, H3PO4 | Отвечают на вопросы, дают им определения. Изучили класс оксидов, оснований, бинарные соединения Лишнее веществоF2O, так как степень jкисления кислорода +2, а в оксидах всегда -2. Выполняют задание – выделяют 2 группы веществ по признакам классов: оксиды, основания; вещества третьей группы неизвестны. | Познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения существенных признаков; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3. Постановка учебной задачи | Создаёт условия для формулирования темы, цели и задач урока. К какой группе веществ мы отнесём H2SO4, HCl, H3PO4? Для того, чтобы сформулировать тему урока учитель предлагает выполнить задание 1 (см приложение). Мы нашли название группы веществ 3 класса. Какова будет тема урока? Цель? Что мы можем узнать о кислотах? Интересный факт. Озеро Смерти, расположенное в Сицилии называют «Мертвым». У берегов озера не растут растения, там не живут рыбы или другие живые организмы, а птицы там никогда не летают. Любой, кто нечаянно попадает в озеро, сразу умирает. Если на пару секунд опустить в озеро руку, то моментально кожа на руке покраснеет, покроется волдырями, и начнет облазить, обнажая мышечную ткань. Думаете, это история фильма ужасов? Нет, это самая настоящая картинка из жизни. И это произойдет из-за того, что озеро представляет собой ни что иное, как резервуар агрессивной опасной серной кислоты. В 1999 г. исследователи после кропотливого и опасного изучения дна этого озера выяснили, что эта кислота поступает через два подземных источника. Известно также, что мафия на Сицилии всегда топила свои жертвы в этом озере и уже через небольшой промежуток времени от них не оставалось и следа. (Презентация, слайд 1 – фото озера) | Решают задание и определяют тему урока – «Кислоты», цель и задачи. | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: решение задач и формулирование познавательной цели. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | Организует работу по исследованию класса кислот, предлагает выполнить задание 2 (см приложение). Объясняет алгоритм нахождения степени окисления элементов-неметаллов в кислотах, нахождение зарядов ионов кислотных остатков. Как можно определить среди веществ кислоту? Демонстрирует видеофрагмент «Действие кислот на индикаторы». Предлагает выполнить задание 3 (см приложение) | Определяют состав вещества. Формулируют определение класса кислот, записывают в тетрадь. Самостоятельно изучают новый материал в форме индивидуальной деятельности. Работают с таблицей растворимости. Делают записи в тетради. Наблюдают эксперимент, оформляют результаты в таблице «Окраска индикаторов в кислой среде». | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия; Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
5. Первичное закрепление | Организует работу по отработке умений находить степени окисления элементов в формулах кислот. Организует работу по отработке умений устанавливать соответствия: формула кислоты – формула оксида. Предлагает соотнести разрезанные карточки – задание 4 (см приложение). | Определяют степени окисления элементов в формулах кислот. Сопоставляют формулы кислоты и формулы соответствующего ей оксида. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выделение необходимой информации. |
6. Самостоятельная работа. | Организует деятельность по применению новых знаний по классификации кислот в форме кластера, анализирует выполнение обучающимися заданий, корректирует, оценивает их деятельность – задание 5 (см приложение). Если позволяет время, то можно предложить задание – ответить на вопрос: почему серная кислота является «хлебом» химической промышленности? Организует деятельность по выполнению задания 6 (см.приложение). | Классифицируют кислоты по основности, наличию кислорода, растворимости в воде. Осуществляют самопроверку по эталону. Заполняют схему Фишбоун на установление причинно-следственных связей и формулирование вывода-хвоста рыбы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Личностные: самоопределение. Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; логические – построение логической цепочки рассуждений, анализ, синтез. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока) | Организует рефлексию в форме анкетирования – задание 7: | Заполняют анкету. Осуществляют самоанализ, дают качественную и количественную оценку урока. | Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование; Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8. Домашнее задание | Формулирует задание, комментируя его по необходимости: параграф 21, вопросы 1-2, составить кроссворд по теме «Кислоты». | Фиксируют задание |