Игровые технологии на уроках химии как способ формирования познавательного интереса в условиях модернизации образования
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Чарквиани Милана Валерьевна
Содержание:
Введение. 1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии. 1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса. 1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии 2. Место игры в образовательном процессе. 2.1. Требования к проведению дидактических игр. 2.2. Технология разработка дидактической игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». 3. Анализ результатов применения игровых технологий в учебном процессе 4. Список использованной литературы. 5. Приложениe.
Введение
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Проблема: В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда – нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания обучающихся по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Цель: Определить роль игровых технологий в формировании познавательного интереса при изучении химии.
Задачи:
1. Познакомиться с основными видами игровых технологий
2. Изучить способы формирования интереса к уроку химии используя игровые технологии.
3. Рассмотреть, как игровые технологии способны повысить интерес к урокам химии 1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии.Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. С ней сталкиваются и учителя, преподающие предметы естественнонаучного цикла, такие как физика, химия, биология. При этом примечательно, что до момента изучения колоссального объема теоретического, понятийного материала, в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть предметом, объяснять процессы, происходящие в окружающем мире. Но как только начинается процесс овладения терминологией, изучение законов, формул, решение задач, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Одна из первостепенных задач учителя на уроке – формирование мотивации. Это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, а не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Согласно характеристикам мотивации учения школьников (по Н.В. Немовой), у учащихся 8–9 классов, когда закладываются базовые знания предмета химия, стойкий интерес к предмету развивается крайне редко, обычно закладывается в семье. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Для школьников характерны: желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями и мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Значимость отметки как «мотиватора» снижается, отметка выступает не стимулом, а критерием качества знаний. Единственное, что может помочь учителю на этом этапе – это высоко развитый познавательный интерес учащихся. Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся нужно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.
Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, это так называемая локальная мотивация. В качестве средства, стимулирующего эффективность обучения, выбрана дидактическая игра. Генезис игры и трактовка этого понятия Игра является одним из древнейших видов деятельности, ее история начинается на заре развития общества. Игры существовали во все времена «и у всех народов, во всяком случае, были непременно». Они были разнообразны и оригинальны в зависимости от образа жизни народа, выполняя особую роль во время праздников, придавая им атмосферу веселья, способствовали формированию и развитию обрядов, культуры, физического совершенствования человека. В деле «частного и общественного воспитания» ни один народ так высоко не ценил игры, как древние греки. «Весь народ греческий, на ряду со своими представителями, считал игры, и особенно национальные, за нечто священное…» Люди играют и в детстве, и в зрелом возрасте, однако на наш взгляд, игры детей нельзя отожествлять с играми взрослых. Ребенок с момента своего рождения тесно взаимосвязан с игровой деятельностью, все его детство проходит в игре. В процессе игровой деятельности он познает окружающую действительность, знакомится с миром взрослых, получает радость и удовлетворение. В игре в полной мере проявляется свободная творческая деятельность ребенка, в которой участвуют и развиваются разнообразные компоненты его психики: мышление, память, воображение, внимание, речь и др. Поэтому нельзя отрицать того факта, что игра оказывает большое и существенное влияние на развитие личности ребенка в целом. «Игра – мощная сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления». В этой сфере ребенок одновременно получает удовольствие и развивается. Удовольствие и радость возникают не только от каких-то достигнутых результатов, но и от самого участия в игре. В этом и заключается ее уникальность. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни человека, а на самом деле они требуют «максимализма энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилия к удовлетворению». Дети любого возраста любят играть. «Игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело», – утверждал А.С.Макаренко. Именно в игре создаётся обстановка непринуждённости, в которой дети могут в полной мере проявить свои индивидуальные способности, возможности, склонности, достигая при этом определенных целей и выполняя необходимые задачи. И ни в каких других видах «деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомляемости…», как в игре – отмечают С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова. В.Даль понятие «игра», «играть» трактует как забаву, потеху, веселье, шутку, «…приятное упражнение, занятие скуки ради», занятие чем-то для забавы, от безделья. Вместе с тем в «Словаре современного русского литературного языка» понятие рассматривается, как занятие, основанное на определённых правилах и условиях. Кроме того, в «Большой советской энциклопедии» термин «игра» рассматривается с акцентом на педагогический аспект – как «одно из средств умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания детей. В процессе игры дети проявляют своеобразную творческую деятельность, в которой участвуют разнообразные компоненты психики детей: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воля, эмоции и т.д. Этим определяется большое влияние дидактических игр на развитие личности ребенка в целом – его характера, воли, моральных черт». Главным образом, детские игры в «Российской педагогической энциклопедии» трактуются, как «занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата». Здесь подчеркивается значение игры в индивидуальном развитии и воспитания ребенка, а также в деле воспитания «коллективного характера». Более того, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» в «Российской педагогической энциклопедии» игра рассматривается как один из основных видов деятельности ребенка, как важнейшее средство воспитания, и форма познания окружающего мира. Особое место отводится значению ролевых и дидактических игр. Отмечается, что во всякой игре у играющих характерны чувство удовольствия и повышенный эмоциональный тонус. Аналогичное определение понятия игры мы встречаем в «Педагогической энциклопедии» и в «Психологическом словаре»: «Игра – один из видов деятельности человека и животных. Детская игра -исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». По «Советскому энциклопедическому словарю»: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе, и имеет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям».
1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса.
Выбор этого средства обусловлен его психолого-педагогическими возможностями, которые, на наш взгляд, заключаются в следующем:
1. Игра – это тот вид деятельности, в который ребенок всегда включается с большим удовольствием и желанием. На разных этапах своего развития детям свойственны разные игры, соответствующие их возрасту, уровню развития, интересам и т.д. Но на каждом из них, остается стремление принять самое активное участие в них, получая при этом радость и удовольствие. Если есть желание и стремление играть, то его можно удовлетворить и в процессе обучения.
2. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению и закреплению знаний и умений по химии. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель – получение удовольствия, характерное для обычной игры, на дидактическую – прочное усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Но дидактическая цель здесь выступает в скрытой форме. Например, перед участниками игры ставится задача – «доехать» до станции «Менделеевка» или быстрее всех определить сходные прямоугольники со знаками химических элементов и т.д., в процессе выполнения поставленной задачи в игровой форме происходит достижение основной дидактической цели, ради которой и проводилась эта игра. Ученики активно, непроизвольно вовлекаются в игровую деятельность, «совершая путешествия», соревнуясь между собой, преодолевая одну «преграду» за другой, но при этом они повторяют, обобщают и закрепляют основные понятия химической науки. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, учебный материал усваивается уже легче и с успехом, так как здесь включается главный фактор обучения – активность учащихся и решение многих вопросов по изучаемой теме в этот момент становится для них актуальным.
3. Дидактическая игра при целенаправленном и систематическом ее применении способна оказывать влияние на эффективность обучения химии. Это связано с тем, что в игровой деятельности учащимся предоставляется больше возможности для проявления самостоятельности и активности в выполнении поставленных учебных задач, основанных на желании и стремлении самого ученика. Обучение здесь строится не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как собственное открытие, при этом учебная деятельность школьника приобретает самостоятельный и естественный характер, что влияет на конечные результаты учебного процесса.
Совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.
Задачи игровых технологий
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях
Приложение 2
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)
Игра-соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Приложение 4
Классификация игр: По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний По форме проведения: Игры-аукционы, защиты. путешествие по станциям, пресс-конференции, игры-исследования. Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую. К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками. Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью. Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества. Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель. Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.
2. Место игры в образовательном процессе
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.
Психолого-педагогические задачи игры
‒ Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.
‒ Раскрытие творческих возможностей учащихся.
‒ Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.
‒ Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
‒ Воспитание чувства сопереживания друг другу.
‒ Формирование практических навыков.
Критерии игр
‒ Игра должна быть рассчитана на один урок.
‒ Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
‒ Игра не должна морально устаревать.
‒ Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
‒ Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
‒ Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней. Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
2.1. Требования к проведению дидактических игр
‒ Соответствие темы игры теме и цели урока
‒ Четкость и определенность цели и направленности игры.
‒ Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
‒ Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
‒ Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
‒ Стимулирующий характер игры.
‒ Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
‒ Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
‒ Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
‒ Благоприятный психологический климат отношений
‒ Простор для личной активности и творчества.
‒ Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
2.2. Технология разработки дидактической игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме: «Неметаллы».
Игра проводится как зачет.
Подготовка к игре. Выбирается команда из 7 игроков, один ведущий, остальные подбирают вопросы по теме «Связь химии с другими науками» для игры. Вопросы, отобранные для игры, помещают в отдельные конверты и объединяют по блокам:
‒ химия и языкознание,
‒ химия и литература,
‒ химия и математика,
‒ химия и физика,
‒ химия и биология.
На лицевой стороне каждого конверта крупным шрифтом указывается число баллов, которыми данный вопрос оценивается, а на обратной – фамилия и имя автора вопроса. За каждый из предложенных вопросов обучающиеся получают по 10 баллов.
Перед игрой конверты укрепляют над доской в местах, отведенных для соответствующих блоков. Для игры изготовляется игровое поле, разделенное на пронумерованные секторы, число которых соответствует числу обучающихся в группе, и волчок со стрелкой.
Проведение игры.
Право выбора конверта обучающиеся разыгрывают между собой при помощи игрового поля. Обучающийся, на которого показала стрелка волчка, выбирает конверт и отвечает на вопрос. За правильный и полный ответ он получает максимальное число баллов, написанное на конверте, за неточный и неполный – меньше. Если обучающийся, вскрывший конверт, затрудняется с ответом, слово предоставляется любому другому участнику. Если правильных ответов нет, отвечает автор вопроса и тогда он получает максимальное число баллов.
Подведение итогов.
Участник игры, набравший наибольшее число баллов, становиться победителем. Обучающемуся, получившим более 200 баллов, ставим отметку «5», 150–200 баллов – «4», 50–149 – «3». Содержание игры.
1. Химия и языкознание 1) В русском названии какого элемента, состоящего из 7 букв, только 2 буквы не повторяются? (25 баллов) Ответ. Водород. 2) Переведите на русский язык с английского следующее предложение: «Under usual conditionshydrogen is a colourless and an odourless gas». (25 баллов) Ответ. При обычных условиях водород – газ без цвета и запаха. 3) Соответствует ли современным представлениям название химического элемента кислорода? (50 баллов) Ответ. Название кислороду Oxyggenium дал французский химик А. Лавуазье, который считал обязательной составной частью всех кислот (oxys – кислый, gennao – рождаю, т. е. рождающий кислоты). Название не отвечает современному уровню химических знаний, так как имеется большая группа бескислородных кислот. 2. Химия и литература 1) В одном из сочинений поэтессы В. Инбер есть такие слова: «Подобно тому как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно так же мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия». Права ли поэтесса, говоря о воздухе, как о соединении азота с кислородом? (25 баллов) Ответ. В состав воздуха входят не только кислород и азот, составляющие большую часть воздуха, но и водород, углекислый газ. 2) В романе писателя – фантаста А. П. Казанцева «Пылающий остров» рассказывается об обнаружении на одном из островов газа, в присутствии которого для начала реакции азота с кислородом достаточно зажечь спичку. Сам же газ при этом не расходуется. Действие романа развертывается в борьбе меду злыми силами, стремящимися с помощью этого газа уничтожить ряд стран, и учеными, противодействующими этому. Какова роль упомянутого газа в реакции азота с кислородом? (25 баллов.) Ответ. Катализатор. 3) В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв». Какой газ имел в виду писатель? Напишите уравнение горения этого газа. (50 баллов.) Ответ. СН4+ 2О2→СО2+ 2Н2О 3. Химия и математика. 1) Составьте формулу оксида алюминия. (25 баллов.) Ответ. А12Оз 2) Вычислите массовую долю (в %) кислорода в оксиде серы IV. (50 баллов) Ответ. 50% 3) Найдите массовые отношения элементов в серной кислоте. (25 баллов) Ответ. 0,02 : 4 : 0,65 4. Химия и физика 1) Можно ли заполнить газообразным кислородом полбаллона? (25 баллов) Ответ. Нет, он распределится по всему баллону. 2) Почему молекулы входящих в состав атмосферы газов, двигаясь во все стороны, не покидают землю, не улетают в космическое пространство? (50 баллов) Ответ. Чтобы покинуть Землю, газообразные вещества должны преодолеть силу земного тяготения. А это возможно лишь в том случае, когда движения их молекул скорость будет не менее 11,2 км/с. 3) Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия. Но для наполнения шаров более удобен гелий. Почему? (25 баллов.) Ответ. Гелий проще получить. 5. Химия и биология 1) С какой целью проводиться рыхление почвы? (25 баллов) Ответ. В процессе рыхления усиливается доступ кислорода из воздуха и уменьшается испарение воды из верхнего слоя почвы. 2) Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз? (25 баллов) Ответ. При гниении выделяется теплота, обогревающая почву, и образуются вещества, необходимые растениям для питания. 3) Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающих к автомагистрали? (25 баллов) Ответ. Автомобильные выхлопы, содержащие оксид углерода (11), оксиды азота, соединения свинца и другие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать отравления человека и животных.
3. Анализ результатов применения игровых технологий в учебном процессе
Вывод: В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы обучающихся, поскольку игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых будут зависеть успешность отношений с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях. Современный учитель должен развираться в разнообразии существующих технологий игрового моделирования и уметь выбрать самую необходимую для решения педагогических задач. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление.
Этапы игры включают:
Во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.
Во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий.
В-третьих, после проведения игр (особенно это касается средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе.
4. Список использованной литературы
1. А.А. Тыльдсеп, В.А. Корк «Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 2010г 2. Библиотечка «Первого сентября», изд. дом «Первое сентября» .2010-15г. «Первоначальные химические понятия». «Я иду на урок химии». 3. Под редакцией Э.Г. Золотникова. «Урок окончен. Занятия продолжаются», изд. «Просвещение». 2010г. 4. Теория и методика обучения. Высшее образование. В. С. Кукушин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012. 5. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва. «Академия». 2011. 6. Перспективные школьные технологии. Г. Ю. Ксензова. Москва. «Педагогическое общество России». 2010. 7. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010 8. Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. –2010. 9. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2010 г.
5. Приложениe Приложение 1
1) ШАРАДЫ.
Шарады – это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК Слог мой первый метлой выметают. Слогом вторым информатор считает. В целом скажу, дорогие друзья, Для многих больных вместо сахара я. Ответ: сор-бит 1) Первый слог – предлог известный. Слог второй трудней найти: Часть его составит цифра, К ней добавьте букву И. Чтобы целое узнать, Нужно вам металл назвать. Ответ: на-три-й. 2) Я – газ, простое вещество, Двузначен номер мой. А слог мой первый – божество, Река – вот слог второй. Ответ: ра-дон. 3) Первый мой слог означает крушение. Крохотен слог мой второй. Рождаюсь лишь только в зеленых растениях. Ответьте – кто я такой? Ответ: крах-мал. 2) АНАГРАММЫ – это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Слова БОКАЛ и КОЛБА, например, могут составлять анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое. 1) В ярком пламени рождаясь. Я невзрачна и сера. Если ж буквы переставить, Гибким стеблем стану я. Ответ: зола – лоза. 3) Горючий продукт я, «Живу» на болотах. Но есть одна буква В названье коротком. Прыжок ее быстрый – И все изменилось: Я стал элементом. Так чудо свершилось! Ответ: торф – фтор. 3) МЕТАГРАММЫ – это загадки, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Например, слова ОЛОВО и СЛОВО могут составить метаграмму. 1) Корабли меня обходят; Знает лоцман наизусть. Если Л на Д заменят, То металлом окажусь. Ответ: мель – медь. 2) С КА – активный я металл, С ГЕ – я очень легкий газ. Чтобы нас ты разгадал, Глянь в систему еще раз. Ответ: калий – гелий. 4) ЛОГОГРИФЫ – это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. К примеру, слова ЛОТО и ЗОЛОТО могут составить логогриф. 1) В свободном виде он всех убивает. Если «связать», то в еду добавляют. Но ежели в слове мы Л зачеркнем, То дружно со всеми песню споем. Ответ: в этой загадке задумано слово ХЛОР; зачеркнув в нем букву Л, получим слово ХОР, соответствующее смыслу второй части логогрифа. 2) Подумайте внимательно, Чтоб слово отгадать, Я, как круг спасательный, – Попробуйте назвать. Если Ф ко мне приставить – В неметалл превращусь. Ответ: тор – фтор. 3) Я – металл, меня ты знаешь. Мощь громадная во мне. Если Б ко мне добавишь, Небо скрою в снежной мгле. Ответ: уран – буран 4) Игра крестики-нолики Покажите выигрышный путь, который составляют формулы а) оксидов
б) щелочей
В) кислородсодержащих кислот
5)РЕБУСЫ
Ответы:
Игра-путешествие «ОТГАДАЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ». Добавьте к названию…
Введение. 1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии. 1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса. 1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии 2. Место игры в образовательном процессе. 2.1. Требования к проведению дидактических игр. 2.2. Технология разработка дидактической игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». 3. Анализ результатов применения игровых технологий в учебном процессе 4. Список использованной литературы. 5. Приложениe.
Введение
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Проблема: В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин, рост хемофобии в обществе привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Отсюда – нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Это повлекло за собой слабые знания обучающихся по предмету и низкую мотивацию к его изучению в школе. У школьников всегда возникает вопрос: для чего экономисту, электросварщику, электромонтеру, бухгалтеру, юристу изучать химию? И, как результат, слабые знания по химии, а в дальнейшем появляются трудности в усвоении специальных дисциплин, связанных с химией. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Атмосфера игры создает условия, при которых ребята незаметно для себя вовлекаются в активную деятельность, начинают понимать, что выиграть можно тогда, когда имеешь определенный запас знаний. Кроме того, игровая форма проведения занятий предполагает коллективное сотрудничество учителя и учащихся. При формировании групп учитываются уровень знаний учащихся, направленность их интересов, психологическую совместимость. Школьник только тогда может справиться с возложенной на него задачей, когда он в сотрудничестве с другими ребятами использует полностью свои знания, только тогда он овладевает необходимыми умениями и навыками коллективного труда. На этой же основе происходит и формирование необходимых нравственных качеств.
Цель: Определить роль игровых технологий в формировании познавательного интереса при изучении химии.
Задачи:
1. Познакомиться с основными видами игровых технологий
2. Изучить способы формирования интереса к уроку химии используя игровые технологии.
3. Рассмотреть, как игровые технологии способны повысить интерес к урокам химии 1. Игра как эффективное средство повышения интереса обучающихся к уроку химии.Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. С ней сталкиваются и учителя, преподающие предметы естественнонаучного цикла, такие как физика, химия, биология. При этом примечательно, что до момента изучения колоссального объема теоретического, понятийного материала, в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть предметом, объяснять процессы, происходящие в окружающем мире. Но как только начинается процесс овладения терминологией, изучение законов, формул, решение задач, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. Одна из первостепенных задач учителя на уроке – формирование мотивации. Это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, а не «перекладывание учителем в голову учеников уже готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения». Согласно характеристикам мотивации учения школьников (по Н.В. Немовой), у учащихся 8–9 классов, когда закладываются базовые знания предмета химия, стойкий интерес к предмету развивается крайне редко, обычно закладывается в семье. Мотив достижения успеха в учебе не развивается. Для школьников характерны: желание иметь высокую отметку, даже если оно не подкрепляется знаниями и мотивация, вызванная подростковыми установками (подсказки, списывание, обман учителя и др.). Значимость отметки как «мотиватора» снижается, отметка выступает не стимулом, а критерием качества знаний. Единственное, что может помочь учителю на этом этапе – это высоко развитый познавательный интерес учащихся. Получается, чтобы развивать положительные мотивы учащихся нужно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.
Ни для кого не секрет, что школьники часто ждут начала изучения химии: таинственный мир превращений, опытов, взрывов привлекает многих. Но уже с момента изучения языка химии – химических знаков, формул, уравнений, свойств веществ – интерес угасает. Ведь это все абстрактно, они не видят реальной связи с окружающим миром, не понимают, зачем необходимо все это, как им кажется, «вызубривать». Как результат, для многих школьников по окончанию обучения – химия – один из самых сложных, абсолютно ненужных в повседневной жизни учебных предметов. Поэтому основная задача – связать предметное содержание с реальной жизнью. Для этого особенно важно, чтобы мотивированными были изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия, овладение каждым умением, приобретение каждого навыка, это так называемая локальная мотивация. В качестве средства, стимулирующего эффективность обучения, выбрана дидактическая игра. Генезис игры и трактовка этого понятия Игра является одним из древнейших видов деятельности, ее история начинается на заре развития общества. Игры существовали во все времена «и у всех народов, во всяком случае, были непременно». Они были разнообразны и оригинальны в зависимости от образа жизни народа, выполняя особую роль во время праздников, придавая им атмосферу веселья, способствовали формированию и развитию обрядов, культуры, физического совершенствования человека. В деле «частного и общественного воспитания» ни один народ так высоко не ценил игры, как древние греки. «Весь народ греческий, на ряду со своими представителями, считал игры, и особенно национальные, за нечто священное…» Люди играют и в детстве, и в зрелом возрасте, однако на наш взгляд, игры детей нельзя отожествлять с играми взрослых. Ребенок с момента своего рождения тесно взаимосвязан с игровой деятельностью, все его детство проходит в игре. В процессе игровой деятельности он познает окружающую действительность, знакомится с миром взрослых, получает радость и удовлетворение. В игре в полной мере проявляется свободная творческая деятельность ребенка, в которой участвуют и развиваются разнообразные компоненты его психики: мышление, память, воображение, внимание, речь и др. Поэтому нельзя отрицать того факта, что игра оказывает большое и существенное влияние на развитие личности ребенка в целом. «Игра – мощная сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления». В этой сфере ребенок одновременно получает удовольствие и развивается. Удовольствие и радость возникают не только от каких-то достигнутых результатов, но и от самого участия в игре. В этом и заключается ее уникальность. Игры только кажутся чем-то необязательным в жизни человека, а на самом деле они требуют «максимализма энергии, ума, самостоятельности, становясь, порой подлинно напряженным трудом, ведущим через усилия к удовлетворению». Дети любого возраста любят играть. «Игра – это норма, и ребёнок должен всегда играть, даже когда делает серьёзное дело», – утверждал А.С.Макаренко. Именно в игре создаётся обстановка непринуждённости, в которой дети могут в полной мере проявить свои индивидуальные способности, возможности, склонности, достигая при этом определенных целей и выполняя необходимые задачи. И ни в каких других видах «деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомляемости…», как в игре – отмечают С.А.Шмаков, Н.Я.Безбородова. В.Даль понятие «игра», «играть» трактует как забаву, потеху, веселье, шутку, «…приятное упражнение, занятие скуки ради», занятие чем-то для забавы, от безделья. Вместе с тем в «Словаре современного русского литературного языка» понятие рассматривается, как занятие, основанное на определённых правилах и условиях. Кроме того, в «Большой советской энциклопедии» термин «игра» рассматривается с акцентом на педагогический аспект – как «одно из средств умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания детей. В процессе игры дети проявляют своеобразную творческую деятельность, в которой участвуют разнообразные компоненты психики детей: ощущение, восприятие, мышление, память, внимание, воля, эмоции и т.д. Этим определяется большое влияние дидактических игр на развитие личности ребенка в целом – его характера, воли, моральных черт». Главным образом, детские игры в «Российской педагогической энциклопедии» трактуются, как «занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата». Здесь подчеркивается значение игры в индивидуальном развитии и воспитания ребенка, а также в деле воспитания «коллективного характера». Более того, в «Педагогическом энциклопедическом словаре» в «Российской педагогической энциклопедии» игра рассматривается как один из основных видов деятельности ребенка, как важнейшее средство воспитания, и форма познания окружающего мира. Особое место отводится значению ролевых и дидактических игр. Отмечается, что во всякой игре у играющих характерны чувство удовольствия и повышенный эмоциональный тонус. Аналогичное определение понятия игры мы встречаем в «Педагогической энциклопедии» и в «Психологическом словаре»: «Игра – один из видов деятельности человека и животных. Детская игра -исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности». По «Советскому энциклопедическому словарю»: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе, и имеет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям».
1.1. Роль игры в повышении эффективности образовательного процесса.
Выбор этого средства обусловлен его психолого-педагогическими возможностями, которые, на наш взгляд, заключаются в следующем:
1. Игра – это тот вид деятельности, в который ребенок всегда включается с большим удовольствием и желанием. На разных этапах своего развития детям свойственны разные игры, соответствующие их возрасту, уровню развития, интересам и т.д. Но на каждом из них, остается стремление принять самое активное участие в них, получая при этом радость и удовольствие. Если есть желание и стремление играть, то его можно удовлетворить и в процессе обучения.
2. Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению и закреплению знаний и умений по химии. Это происходит потому, что в дидактической игре сохраняется форма и признаки обычной игры, но изменяется цель – получение удовольствия, характерное для обычной игры, на дидактическую – прочное усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Но дидактическая цель здесь выступает в скрытой форме. Например, перед участниками игры ставится задача – «доехать» до станции «Менделеевка» или быстрее всех определить сходные прямоугольники со знаками химических элементов и т.д., в процессе выполнения поставленной задачи в игровой форме происходит достижение основной дидактической цели, ради которой и проводилась эта игра. Ученики активно, непроизвольно вовлекаются в игровую деятельность, «совершая путешествия», соревнуясь между собой, преодолевая одну «преграду» за другой, но при этом они повторяют, обобщают и закрепляют основные понятия химической науки. Под влиянием увлеченности, которую создает игровая ситуация, учебный материал усваивается уже легче и с успехом, так как здесь включается главный фактор обучения – активность учащихся и решение многих вопросов по изучаемой теме в этот момент становится для них актуальным.
3. Дидактическая игра при целенаправленном и систематическом ее применении способна оказывать влияние на эффективность обучения химии. Это связано с тем, что в игровой деятельности учащимся предоставляется больше возможности для проявления самостоятельности и активности в выполнении поставленных учебных задач, основанных на желании и стремлении самого ученика. Обучение здесь строится не как преподнесение, заучивание и воспроизведение готовых знаний, а как собственное открытие, при этом учебная деятельность школьника приобретает самостоятельный и естественный характер, что влияет на конечные результаты учебного процесса.
Совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания.
Задачи игровых технологий
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности, развитие общеучебных умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогию, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, психотерапия.
1.2.Основные виды игровых технологий, используемые при изучении химии
Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения. Игре приписывают самые разные разнообразные функции, как чисто образовательные, так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ученика и найти ее место в системе образования и воспитания. Наиболее точно определить те стороны психического развития и формирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности. Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учится находить и принимать решения. Развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой. Учиться умению общаться, установлению контактов, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.
Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков. Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия самого процесса деятельности, а не только от результата.
- Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности (поле творчества).
- Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.
- Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства: в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Развлекательные уроки
- Уроки- обощение (вместо зачета или контрольной работы)
- Уроки объяснения нового материала
- Проблемные уроки
- Интегрированные уроки с предметами естественно-научного цикла
Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях
Приложение 2
Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли. Ролевая игра представляет собой один из тех уникальных приемов экспериментального обучения, который помогает ученику справляться с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Преимущества ролевой игры (по Чеслеру и Фоксу)
- Помогает ученику выразить скрытые чувства.
- Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.
- Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.
- Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал.
- Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.
- Обеспечивает обратную связь, как ученику, так и наставнику.
- Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.
- Учит контролировать чувства и эмоции.
Игра-соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.
Приложение 4
Классификация игр: По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний По форме проведения: Игры-аукционы, защиты. путешествие по станциям, пресс-конференции, игры-исследования. Можно выделить четыре организационные формы игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую. К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками. Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью. Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества. Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель. Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников. Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить обучающихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни. Формировать цели и программы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке, самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Технологией учебных игр является практическое осуществление педагогической теории и получение в педагогическом процессе заранее намеченных результатов. Технология игры основана и отработана на базе широкого применения педагогических идей, принципов, понятий, правил. Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных процессов в образовании. Заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества. Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельность на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является комплексным носителем информации.
2. Место игры в образовательном процессе
Игра занимает 1/5 часть времени, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре.
Психолого-педагогические задачи игры
‒ Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний.
‒ Раскрытие творческих возможностей учащихся.
‒ Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем.
‒ Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями.
‒ Воспитание чувства сопереживания друг другу.
‒ Формирование практических навыков.
Критерии игр
‒ Игра должна быть рассчитана на один урок.
‒ Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
‒ Игра не должна морально устаревать.
‒ Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
‒ Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
‒ Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней. Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
2.1. Требования к проведению дидактических игр
‒ Соответствие темы игры теме и цели урока
‒ Четкость и определенность цели и направленности игры.
‒ Значимость игрового результата для участников и организаторов игры.
‒ Соответствие содержания игры характеру решаемой задачи.
‒ Посильность используемых в игре игровых действий по их видам, характеру сложности. Понятность и доступность замысла участника игры, простота игрового сюжета.
‒ Стимулирующий характер игры.
‒ Точность и однозначность игровых правил и ограничений.
‒ Объективные критерии оценки успешности игровой деятельности школьников.
‒ Адекватные способы контроля и оценки хода и результата игры.
‒ Благоприятный психологический климат отношений
‒ Простор для личной активности и творчества.
‒ Обязательный элемент соревновательности между участниками игры.
2.2. Технология разработки дидактической игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания по теме: «Неметаллы».
Игра проводится как зачет.
Подготовка к игре. Выбирается команда из 7 игроков, один ведущий, остальные подбирают вопросы по теме «Связь химии с другими науками» для игры. Вопросы, отобранные для игры, помещают в отдельные конверты и объединяют по блокам:
‒ химия и языкознание,
‒ химия и литература,
‒ химия и математика,
‒ химия и физика,
‒ химия и биология.
На лицевой стороне каждого конверта крупным шрифтом указывается число баллов, которыми данный вопрос оценивается, а на обратной – фамилия и имя автора вопроса. За каждый из предложенных вопросов обучающиеся получают по 10 баллов.
Перед игрой конверты укрепляют над доской в местах, отведенных для соответствующих блоков. Для игры изготовляется игровое поле, разделенное на пронумерованные секторы, число которых соответствует числу обучающихся в группе, и волчок со стрелкой.
Проведение игры.
Право выбора конверта обучающиеся разыгрывают между собой при помощи игрового поля. Обучающийся, на которого показала стрелка волчка, выбирает конверт и отвечает на вопрос. За правильный и полный ответ он получает максимальное число баллов, написанное на конверте, за неточный и неполный – меньше. Если обучающийся, вскрывший конверт, затрудняется с ответом, слово предоставляется любому другому участнику. Если правильных ответов нет, отвечает автор вопроса и тогда он получает максимальное число баллов.
Подведение итогов.
Участник игры, набравший наибольшее число баллов, становиться победителем. Обучающемуся, получившим более 200 баллов, ставим отметку «5», 150–200 баллов – «4», 50–149 – «3». Содержание игры.
1. Химия и языкознание 1) В русском названии какого элемента, состоящего из 7 букв, только 2 буквы не повторяются? (25 баллов) Ответ. Водород. 2) Переведите на русский язык с английского следующее предложение: «Under usual conditionshydrogen is a colourless and an odourless gas». (25 баллов) Ответ. При обычных условиях водород – газ без цвета и запаха. 3) Соответствует ли современным представлениям название химического элемента кислорода? (50 баллов) Ответ. Название кислороду Oxyggenium дал французский химик А. Лавуазье, который считал обязательной составной частью всех кислот (oxys – кислый, gennao – рождаю, т. е. рождающий кислоты). Название не отвечает современному уровню химических знаний, так как имеется большая группа бескислородных кислот. 2. Химия и литература 1) В одном из сочинений поэтессы В. Инбер есть такие слова: «Подобно тому как кислород и азот, соединяясь, составляют воздух, необходимый для жизни, – точно так же мысль и чувство образуют воздух, которым дышит поэзия». Права ли поэтесса, говоря о воздухе, как о соединении азота с кислородом? (25 баллов) Ответ. В состав воздуха входят не только кислород и азот, составляющие большую часть воздуха, но и водород, углекислый газ. 2) В романе писателя – фантаста А. П. Казанцева «Пылающий остров» рассказывается об обнаружении на одном из островов газа, в присутствии которого для начала реакции азота с кислородом достаточно зажечь спичку. Сам же газ при этом не расходуется. Действие романа развертывается в борьбе меду злыми силами, стремящимися с помощью этого газа уничтожить ряд стран, и учеными, противодействующими этому. Какова роль упомянутого газа в реакции азота с кислородом? (25 баллов.) Ответ. Катализатор. 3) В произведении Л. Буссенара «Похитители бриллиантов» есть такие слова: «Известно, что рудничный газ, или углеводород, обладает свойством воспламеняться под действием света и, смешиваясь в определенной пропорции с атмосферным воздухом, дает мощный взрыв». Какой газ имел в виду писатель? Напишите уравнение горения этого газа. (50 баллов.) Ответ. СН4+ 2О2→СО2+ 2Н2О 3. Химия и математика. 1) Составьте формулу оксида алюминия. (25 баллов.) Ответ. А12Оз 2) Вычислите массовую долю (в %) кислорода в оксиде серы IV. (50 баллов) Ответ. 50% 3) Найдите массовые отношения элементов в серной кислоте. (25 баллов) Ответ. 0,02 : 4 : 0,65 4. Химия и физика 1) Можно ли заполнить газообразным кислородом полбаллона? (25 баллов) Ответ. Нет, он распределится по всему баллону. 2) Почему молекулы входящих в состав атмосферы газов, двигаясь во все стороны, не покидают землю, не улетают в космическое пространство? (50 баллов) Ответ. Чтобы покинуть Землю, газообразные вещества должны преодолеть силу земного тяготения. А это возможно лишь в том случае, когда движения их молекул скорость будет не менее 11,2 км/с. 3) Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия. Но для наполнения шаров более удобен гелий. Почему? (25 баллов.) Ответ. Гелий проще получить. 5. Химия и биология 1) С какой целью проводиться рыхление почвы? (25 баллов) Ответ. В процессе рыхления усиливается доступ кислорода из воздуха и уменьшается испарение воды из верхнего слоя почвы. 2) Почему под слой почвы в парниках и теплицах закладывают навоз? (25 баллов) Ответ. При гниении выделяется теплота, обогревающая почву, и образуются вещества, необходимые растениям для питания. 3) Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зеленой зоне, прилегающих к автомагистрали? (25 баллов) Ответ. Автомобильные выхлопы, содержащие оксид углерода (11), оксиды азота, соединения свинца и другие ядовитые вещества, накапливаются растениями и могут вызвать отравления человека и животных.
3. Анализ результатов применения игровых технологий в учебном процессе
Вывод: В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы обучающихся, поскольку игра построена на интересе, эмоциональной привлекательности, увлеченности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых будут зависеть успешность отношений с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях. Современный учитель должен развираться в разнообразии существующих технологий игрового моделирования и уметь выбрать самую необходимую для решения педагогических задач. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, раскрепощают ученик, его мышление.
Этапы игры включают:
- Предварительную подготовку: класс разбивается на команды, примерно равные по способностям, даются домашние задания командам.
- Игру.
- Заключение по уроку: выводы о работе участников игры и выставление оценок.
- Игры на уроках нравятся всем без исключения.
- Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но, если только эта игра им интересна.
- Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
- Первое место по играм занимают уроки, где учитель позволяет детям делать инсценировки различных исторических событий, предлагает придумать свой ход событий и т.д.
- Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся, содержание игры не соответствует теме урока или увлечениям учеников.
- Желание учеников участвовать в игре очень часто зависит от их взаимоотношений с учителем, вследствие чего учителю необходимо продумать свои действия, прослеживать реакцию учеников на эти действия и делать выводы.
- Большинству детей нравится в игре побеждать. Это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.
Во-первых, нередко объяснение правил и демонстрация игры занимает много времени. Часто это приводит к тому, что дети не успевают за оставшееся время изучить или закрепить материал.
Во-вторых, нередко нарушается механизм игры, т.е. нарушается строгий порядок выполнения игровых действий.
В-третьих, после проведения игр (особенно это касается средних классов) бывает трудно восстановить дисциплину в классе.
4. Список использованной литературы
1. А.А. Тыльдсеп, В.А. Корк «Мы изучаем химию», изд. «Просвещение». 2010г 2. Библиотечка «Первого сентября», изд. дом «Первое сентября» .2010-15г. «Первоначальные химические понятия». «Я иду на урок химии». 3. Под редакцией Э.Г. Золотникова. «Урок окончен. Занятия продолжаются», изд. «Просвещение». 2010г. 4. Теория и методика обучения. Высшее образование. В. С. Кукушин. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2012. 5. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. Москва. «Академия». 2011. 6. Перспективные школьные технологии. Г. Ю. Ксензова. Москва. «Педагогическое общество России». 2010. 7. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. С.А. Мухина, А.А. Соловьёва. Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010 8. Казанцев Ю.Н. «Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом» // Химия в школе. –2010. 9. Енякова Т.М. Внеклассная работа по химии. – М.: Дрофа, 2010 г.
5. Приложениe Приложение 1
1) ШАРАДЫ.
Шарады – это загадки, ответы на которые разгадываются по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК Слог мой первый метлой выметают. Слогом вторым информатор считает. В целом скажу, дорогие друзья, Для многих больных вместо сахара я. Ответ: сор-бит 1) Первый слог – предлог известный. Слог второй трудней найти: Часть его составит цифра, К ней добавьте букву И. Чтобы целое узнать, Нужно вам металл назвать. Ответ: на-три-й. 2) Я – газ, простое вещество, Двузначен номер мой. А слог мой первый – божество, Река – вот слог второй. Ответ: ра-дон. 3) Первый мой слог означает крушение. Крохотен слог мой второй. Рождаюсь лишь только в зеленых растениях. Ответьте – кто я такой? Ответ: крах-мал. 2) АНАГРАММЫ – это загадки, ответы на которые из одних и тех же букв. Слова БОКАЛ и КОЛБА, например, могут составлять анаграмму. Отгадав одно слово в загадке, нужно переставить буквы так, чтобы получилось новое. 1) В ярком пламени рождаясь. Я невзрачна и сера. Если ж буквы переставить, Гибким стеблем стану я. Ответ: зола – лоза. 3) Горючий продукт я, «Живу» на болотах. Но есть одна буква В названье коротком. Прыжок ее быстрый – И все изменилось: Я стал элементом. Так чудо свершилось! Ответ: торф – фтор. 3) МЕТАГРАММЫ – это загадки, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. Например, слова ОЛОВО и СЛОВО могут составить метаграмму. 1) Корабли меня обходят; Знает лоцман наизусть. Если Л на Д заменят, То металлом окажусь. Ответ: мель – медь. 2) С КА – активный я металл, С ГЕ – я очень легкий газ. Чтобы нас ты разгадал, Глянь в систему еще раз. Ответ: калий – гелий. 4) ЛОГОГРИФЫ – это загадки, которые решают путем удаления или добавления букв или слогов к зашифрованному слову так, чтобы получилось новое слово. К примеру, слова ЛОТО и ЗОЛОТО могут составить логогриф. 1) В свободном виде он всех убивает. Если «связать», то в еду добавляют. Но ежели в слове мы Л зачеркнем, То дружно со всеми песню споем. Ответ: в этой загадке задумано слово ХЛОР; зачеркнув в нем букву Л, получим слово ХОР, соответствующее смыслу второй части логогрифа. 2) Подумайте внимательно, Чтоб слово отгадать, Я, как круг спасательный, – Попробуйте назвать. Если Ф ко мне приставить – В неметалл превращусь. Ответ: тор – фтор. 3) Я – металл, меня ты знаешь. Мощь громадная во мне. Если Б ко мне добавишь, Небо скрою в снежной мгле. Ответ: уран – буран 4) Игра крестики-нолики Покажите выигрышный путь, который составляют формулы а) оксидов
HCI | NaOH | SO2 |
O2 | Al2O3 | H2O2 |
FeO | H2SO4 | NaBr |
Mg(OH)2 | CuOH | H2O |
NaOH | LiOH | KOH |
Ca(OH)2 | HNO3 | Ba(OH)2 |
HCI | HF | H3BO3 |
H2SO4 | H2SiO3 | HI |
HNO3 | H2S | H2SiO3 |
Ответы:
- Железо
- Натрий
- Золото
- Магний
- Олово
- Свинец
- Азот
Игра-путешествие «ОТГАДАЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ». Добавьте к названию…
- … города Руби в США три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, применяемого в фотоэлементах, лампах дневного света. (Рубидий.)
- … города Сере в Греции три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, который алхимики считали связанный с Луной. (Серебро.)
- … река Цин, протекающей в Палестине, только одну букву в конце слова, и вы узнаете название химического элемента, который входит в состав латуни. (Цинк.)
- … города Бай в Восточном Казахстане две буквы в середине слова, и вы получите название химического элемента, применяемого в производстве красок, стекла, эмалей. (Барий.)
- … города Гали в Грузии две буквы: одну в середине слова, другую в конце слова, и вы получите химический элемент; название которому дал француз, наследник древних галлов Л. де Буабодран. (Галлий.)
- … косметической мази три буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, применяемого в электронике. (Крем – кремний.)
- … вида искусства четыре буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента IV группы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. (Цирк – цирконий.)
- … сладкого студенистого кушанья, приготавляемого из фруктовых соков с желатином, две буквы в конце слова, и вы получите название химического элемента, который алхимики считали связанным с Марсом. (Желе – железо.)
- …. самой главной реки в Ростовской области две буквы так, чтобы получилось название химического элемента, который образуется при радиоактивном распаде радия, (р. Дон – радон.)
- … город Ат. Этот элемент арабские алхимики называли «натрон». (Натрий.)
- … название застывшего клейкого сока некоторых растений, используемого в промышленности и медицине, убрав из него название реки, протекающей во Вьетнаме. Название этого элемента, по мнению алхимиков, связано с Венерой. (Камедь – р. Камедь.)
- … город Берли. Этот элемент – «сосед» лития. (Бериллий.)
- … реку Ма. Этот элемент был получен в 1808 г. английским химиком Г.Дэви. (Магний.)
- … город Киль. Этот элемент один из самых распространенных на Земле. (Кальций.)
- … город Угледар. Из атомов этого элемента состоит грифель карандаша. (Углерод.)
- … город Соро. Этот элемент применяется в производстве спичек, для получения сплавов, полупроводниковых материалов. (Фосфор.)
- … реку Обь. Этот элемент назван в честь дочери Тантала. (Ниобий.)
- … имя одного из легендарных братьев, основавших Рим. Этот элемент был открыт в 1797 г. французским химиком Л.Вокленом в минерале крокоите. (Ромул или Рем – хром.)
- … город Мол. Этот микроэлемент используется в производстве легированных сталей, сплавов для авиастроения, а также в электро- и радиотехнике. (Молибден.)
- … название полезного ископаемого, переставив в нем две буквы. Этот элемент был открыт в 1886 г. французским химиком Анри Муассаном. (Торф – фтор.)
- … бобовое растение. Этот элемент был выделен в 1844 г. профессором Казанского университета К.К.Клаусом и назван в честь России. (Нут –рутений.)
- … остров Осима. Этот элемент получен в 1804 г. С.Теннантом. (Осмий.)
- … город Кота. Этот элемент образует много комплексных соединений. Его название в переводе с немецкого означает «домовой» или «гном». (Кобальт.)
- … город Кинель Самарской области. Этот элемент был открыт в
1751 г. шведским химиком А.Кронстедтом. (Никель.) - … сухую траву. Простое вещество, образованное атомами этого
элемента, представляет собой инертный газ. (Сено – ксенон.) - … самого крупного грызуна, обитающего в России. (Бобр – бор.)
- … название семейства ящериц, обитающих преимущественно в тропиках Восточного полушария. (Сцинки – цинк.)
- … героев древнегреческой мифологии, отправившихся в Колхиду за золотым руном. (Аргонавты – аргон.)
- … гиганта в древнегреческой мифологии, вступившего в борьбу в
богами, и человека огромных творческих возможностей, и большой кипятильник для воды. (Титан.) - … город в Днепропетровской области. (Марганец.)
- … планету, и реку, и бога неба в греческой мифологии. (Уран.)
- … желтое вещество, образующееся в ушном канале, и минерал. (Сера.)
- молекулы многих веществ, при растворении в воде, под действием молекул воды распадаются на ионы;
- ионы, в свою очередь, взаимодействуют с молекулами воды и образуют гидратированные ионы так, как представлено на этой схеме (демонстрирует схему);
- растворение – это одновременно и химический и физический процесс, в результате которого ионы распределяются между молекулами воды, и взаимодействуют с ними.
- Скажите, пожалуйста в чём различия теорий Аррениуса и Менделеева?
- В чём состоит заслуга И. А. Каблукова?