Примеры заданий по формированию метапредметного умения определять существенные признаки объекта, умения сравнивать | Обучение и развитие детей

Примеры заданий по формированию метапредметного умения определять существенные признаки объекта, умения сравнивать

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Нелюбина Елена Михайловна
Задание. В каждом задании имеется две пары слов. Между словами первой и второй пар существует одинаковая смысловая связь. Составьте вторую пару слов, выбрав второе слово из тех, которые записаны в скобках. Поясните, по какому существенному признаку одна пара похожа на другую. Ответы указаны красным цветом и подчёркнутые

1) Стекло – линза

Железо – (руда, чугун, гвоздь)

2) Медь – твёрдый

Ртуть – (блестящая, серебристо-белая, жидкая)

3) Озон – запах свежести

Аммиак – (легче воздуха, бесцветный, имеет резкий запах)

4) Сковорода – керамика

Ваза – (вода, стекло, цветы)

5) Сталь – ржавление

Медь – (плавление, горение, вытягивание)

6) Йод – испарение

Древесина – (гниение, горение, измельчение)

7) Нейрон – тело

Атом – (протоны, электроны, ядро)

8) Хлор – семь

Фосфор – (пятнадцать, пять, три)

9) Бром – один

Азот – (семь, пять, три)

10) Пластическая сера – сера

Алмаз – (твёрдый, кристалл, углерод) 

Задание. Подберите слово к первому слову второй пары так, чтобы между словами в обеих парах была бы одинаковая смысловая связь. Ответы указаны красным цветом и подчёркнутые

1) Алюминий – посуда

Вода – …….

2) Транспортир – сталь

Медаль – ……..

3) Соль – растворение

Золото – ………

4) Сахар – плавление

Йод – ……

5) Углерод – алмаз

Озон – ……

6) Na2O – NaOH

P2O5 – ………

7) Глюкоза – фотосинтез

Углекислый газ – ………

8) Оксид ртути – кислород

……. – углекислый газ

9) Аммиак – резкий запах

…… – неприятный запах

10) CO2 – Ca(OH)2

…… – катион кальция



1) Алюминий – посуда

Вода – Капля

2) Транспортир – сталь

Медаль – Бронза

3) Соль – растворение

Золото – Вытягивание

4) Сахар – плавление

Йод – Возгонка

5) Углерод – алмаз

Озон – Кислород

6) Na2O – NaOH

P2O5 – H3PO4

7) Глюкоза – фотосинтез

Углекислый газ – Дыхание

8) Оксид ртути – кислород

CaCO3 – углекислый газ

9) Аммиак – резкий запах

H2S –  неприятный запах

10) CO2 – Ca(OH)2

Фторид-ион – катион кальция

Умение определить объекты сравнения и основания (аспект) сравнения объектов

Задание. Дана таблица

Противопоставление веществ по нескольким основаниям

(неполное комплексное сравнение) 

Формула вещества

Различия

……..

……..

F2

Молекула образована атомами одного химического элемента-неметалла

Общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов

CH4

Молекула образована атомами разных химических элементов-неметаллов

Общие электронные пары смещены к атому углерода

Повышенный уровень. Заполните пропуски в таблице.

Базовый уровень сложности. Заполните пропуски в таблице, указав основания (аспекты) противопоставления веществ. 

Ответ

Противопоставление веществ по нескольким основаниям

(неполное комплексное сравнение)

Формула вещества

Различия

Элементный состав

Полярность связи

F2

Молекула образована атомами одного химического элемента-неметалла

Общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов

CH4

Молекула образована атомами разных химических элементов-неметаллов

Общие электронные пары смещены к атому углерода

Задание. Дана таблица

Сопоставление веществ по нескольким основаниям

(неполное комплексное сравнение) 

Формула вещества

Сходство

……..

……….

……..

H2S

Молекулы образованы разными химическими элементами-неметаллами

Между атомами в молекуле имеются общие электронные пары

Общая электронная пара смещена к атому с большей электроотрицательностью

CS2

Повышенный уровень. Заполните пропуски в таблице.

Базовый уровень сложности. Заполните пропуски в таблице, указав основания (аспекты) сопоставления веществ.

Ответ

Сопоставление веществ по нескольким основаниям

(неполное комплексное сравнение) 

Формула вещества

Сходство

Элементный состав

Обменный механизм

Полярность связи

H2S

Молекулы образованы разными химическими элементами-неметаллами

Между атомами в молекуле имеются общие электронные пары

Общая электронная пара смещена к атому с большей электроотрицательностью

CS2

Умение выполнять неполное однолинейное сравнение

Задание. Прочитайте вопросы и задания.

1. По каким признакам различаются алюминий и железо?

2. Перечислите признаки различия по составу Na2O и СaO.

3. У какого химического элемента больше радиус атома – кислорода или серы?

4. Чем отличается способ хранения лития от калия?

5. Сравнить состав и строение атомов азота и фосфора?

6. Укажите сходства ковалентной полярной и металлической связи по механизму образования.

7. Укажите сходство в составе атомов изотопов калия с массовыми числами 39 и 40.

Повышенный уровень сложности: выберите задания, в которых необходимо выполнить неполное однолинейное сравнение. Оформите в виде таблицы.

Базовый уровень сложности: выберите задания, в которых необходимо неполное однолинейное сравнение – установить либо сходства, либо различия объектов по одному основанию (аспекту)

Ответ

Противопоставление изотопов по одному основанию

(неполное однолинейное сравнение)

Изотоп

Различия в составе

39К

20 нейтронов в ядре

40К

21 нейтронов в ядре

Вывод

Изотопы имеют различное количество нейтронов

 

Задание.

Повышенный уровень сложности. Проведите сопоставление (установление сходства) атомов химических элементов кремния, фосфора, серы по строению электронной оболочки.

Базовый уровень сложности: Проведите сопоставление (установление сходства) атомов химических элементов кремния, фосфора, серы по строению электронной оболочки. Заполните таблицу.

Сопоставление химических элементов по одному основанию

(неполное однолинейное сравнение) 

Химический элемент

Сходство в строении электронной оболочки

Кремний

 

Фосфор

Сера

Вывод

 

Ответ

Сопоставление химических элементов по одному основанию

(неполное однолинейное сравнение) 

Химический элемент

Сходство в строении электронной оболочки

Кремний

Имеют три энергетических уровня

Фосфор

Сера

Вывод

Если элементы расположены в одном периоде, то они имеют одинаковое число энергетических уровней

 Умение выполнять полное однолинейное сравнение

Задание. Прочитайте вопросы и задания.

1. Сравните состав молекул H2 и HCl.

2. Перечислите различия N2 и СO2.

3. Какой химический элемент более распространён в земной коре: алюминий или железо?

4. Укажите сходство и различие процессов горения древесины и бензина.

5. Сравните свойства и применение чугуна и стали. 

Повышенный уровень: выберите задание, в котором необходимо выполнить полное однолинейное сравнение. Оформите результат в виде таблицы.

Базовый уровень сложности: выберите задание, в котором необходимо выполнить полное однолинейное сравнение – установить и сходство, и различия объектов по одному основанию (аспекту)

Ответ

Сравнение веществ по одному основанию

(полное однолинейное сравнение) 

Формула вещества

Состав вещества

Сходство

Различия

H2

В состав молекулы входит элемент – водород

Образует простое вещество

HCl

Образует сложное вещество

Вывод

Один и тот же элемент может образовывать разные вещества

 Умение выполнять полное комплексное сравнение

Повышенный уровень сложности: Сравните вещества, формулы которых KOH и Fe(OH)3, не менее чем по четырём основаниям. Оформите в виде таблицы.

Базовый уровень сложности: Сравните (установите и сходство, и различия) вещества, формулы которых KOH и Fe(OH)3 , например, по следующим основаниям:

1) Число гидроксогрупп в формулах веществ;

2) Растворимость веществ в воде;

3) Положение элементов, образующих основания в периодической системе;

4) Степень окисления металла в основании. Заполните таблицу. 

Сравнение веществ по нескольким основаниям 

Формула вещества

Основания сравнения

……

……

……

……

Сходство

Различия

Сходство

Различия

Сходство

Различия

Сходство

Различия

KOH

 

 

 

 

 

 

 

 

Fe(OH)3

 

 

 

 

Выводы

 

 

 

 

Найдите не менее трёх способов выполнения задания.

Ответ

Сравнение веществ по нескольким основаниям 

Формула вещества

Основания сравнения

Число гидроксогрупп в формулах веществ

Растворимость веществ в воде

Положение элементов, образующих основания в ПСХЭ

Степень окисления металла в основании

Сходство

Различия

Сходство

Различия

Сходство

Различия

Сходство

Различия

KOH

Наличие гидроксогруппы

одна

 

растворимое

Металл, кислород,

водород

4IА-металл

положительная

+1

Fe(OH)3

три

нерастворимое

4VIIIВ — металл

+3

Выводы

Основания содержат металл с положительной степенью окисления и гидроксогруппу-OH

 Сравнивать можно ещё по признакам:

• Цвет

• Качественный состав

• Количественный состав