Техники активного слушания. Техники ведения беседы | Обучение и развитие детей

Техники активного слушания. Техники ведения беседы

На главную Коррекционная работа психолога в школе Работа с семьей Техники активного слушания. Техники ведения беседы
Техники активного слушания. Техники ведения беседы
Коррекционная работа психолога в школе — Работа с семьей
ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

Одним из важнейших умений ведущего сетевой встречи является умение слушать участников и направлять процесс дискуссии. Делать это можно с помощью техник активного слушания, некоторые из которых приведены ниже.

 

Умение сконцентрироваться

на собеседнике


Проявляется в демонстрации заинтересованности в контакте с собеседниками через: поворот тела в его сторону, установление и поддержку зрительного контакта, изменение выражения лица и другие сигналы, которые свидетельствуют о контакте и физическом присутствии.



Умение «вести» собеседника

Проявляется в неперебивании собеседников, концентрировании их внимания. Ведущий тактично поощряет собеседников посредством высказывания и выражения во время беседы своих чувств, постановку содержательных вопросов, которые требуют более длинных ответов, чем «да» или «нет».

Внимание: постоянное задавание вопросов может создать атмосферу экзамена.



Отражение

Ведущий подталкивает собеседника на разговор, высказывая то, какие на его взгляд чувства испытывает на данный момент собеседник. Например:

«Мне кажется, вы хотите добавить еще что-то…»

«Мне кажется, что вы очень сердитесь по поводу этого…»



Перефраз

Ведущий повторяет то, что сказал собеседник, чтобы убедиться в том, что правильно его понимает. Например:

«Если я вас правильно понял, вы считаете, что…»

«Ты хочешь мне сказать, что…»



Концентрация на главном

Ведущий концентрирует участников встречи на главном. Например:

«Я знаю, что для вас это очень важно, но мы должны поговорить сегодня о…»

«Какой вывод можно сделать из всего вами сказанного?»

 

ТЕХНИКИ ВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ

1. Техника присоединения, или отражения, может осуществляться двумя разными способами: на уровне поведения и на уровне темы беседы. Присоединение на уровне поведения психологически обосновывается тем, что клиент чувствует себя увереннее, если «узнает» себя в специалисте. Не клиент должен изначально приспосабливаться к специалисту, а сам специалист должен каждый раз изменяться, чтобы соответствовать поведению клиента, дать ему возможность почувствовать себя увереннее. Техника имеет два шага:

  • Увидеть (распознать) поведение клиента
  • Присоединиться, чтобы отражать его поведение.
Присоединение происходит по нескольким каналам общения: вербальный (язык, голос), невербальный (тело, лицо, дыхание). Суть отражения в том, что специалист пытается по некоторым каналам подражать клиенту, но так, чтобы для него это было незаметно (так называемое микроотражение). Во время работы с клиентом нельзя думать и беспокоиться о том, чтобы постоянно отражать его поведение. Отслеживать процесс отражения необходимо только первые 2 минуты встречи, а затем вновь проанализировать его, если контакт с клиентом найти не удалось.

Очень важно следить за тоном своего голоса, который должен быть максимально доброжелательным, уважительным, и ни в коем случае не должен быть обвиняющим.

2. Техника постановки вопросов. Вопросы, используемые в ходе беседы, могут быть открытыми (процессуальными) и закрытыми.

Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «а если». Они требуют развернутого ответа от клиента, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают нам довольно важную информацию о сути затруднений клиента

Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации и уточнения информации, а также для того, чтобы сконцентрировать внимание, сузить область суждений.

Открытые вопросы

Закрытые вопросы

1. Расскажите подробнее об этом…

Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

2. Что было дальше?

Обо всех ли последующих событиях вы рассказали?

3. Что вы чувствовали при составлении карты сети контактов?

Чувствовали ли вы волнение при составлении карты сети контактов?

 

4. Какие открытия вы сделали в ходе выполнения упражнения «Жизненный путь»?

Вы сделали открытия в ходе выполнения упражнения «Жизненный путь»?