Таблица возрастной периодизации | Обучение и развитие детей

Таблица возрастной периодизации

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Таблица возрастной периодизации
Таблица возрастной периодизации
Лекции и практикум по психологии — Возрастная психология
Возрастной кризис –противоречие состояния человека и позиции человека в обществе

Развитие интеллекта (4 стадии по Пиаже) = развитие абстрактной логики (логика – мышление по логическим законам. Абстракция – оперирование понятиями, не относящимися к конкретному миру вещей)

Формирование нравственности (6 стадий по Колбергу) = обретение совести, не зависящей от общественного мнения

Окончательное развитие ВПФ (высших психических функций, которые отличают человека от животных) происходит в подростковом возрасте

Ведущие психические функции на разных возрастных периодах:

0-3г: ВОСПРИЯТИЕ

3-11 лет: ПАМЯТЬ

после 11 лет: МЫШЛЕНИЕ

Смертельно больные люди переживают 5 стадий принятия смерти по Элизабет Кюблер-Росс (такие же стадии проходит человек, переживающий утрату, горе, разлуку)

 

 

 

Возрастной период

Телесная сфера

Психическая сфера

Социальная сфера

кризис новорожденности

рождение – стресс для ребёнка. Во время родов в кровь ребёнка впрыскивается огромная доза адреналина, его тело сдавливают родовые пути, возможна асфиксия (недостаток кислорода)

После рождения ребёнок попадает в чужеродную среду, где температура на 10 градусов ниже, чем он привык. Вместе с криком он делает свой первый вдох. Сердце начинает биться и снабжать кислородом организм.

1-10 дней новорожденные

В первые 2 месяца ребёнок рефлекторно приспосабливается к внеутробному образу жизни. Приспосабливает пищеварение к грудному молоку, нервную систему к матери. В 2 месяца у ребёнка появляется социальная улыбка в ответ на внимание взрослого.

к 6 мес начинает ползать. Прорезается первый зубик. Зрение начинает фокусироваться на объекте. В питании вводят прикорм.

к 9 мес стоит с опорой и ходит при поддержке

В 1 год стоит без опоры, приседает, наклоняется. В питании уже не нуждается в грудном молоке. Ест сам ложечкой.

 

Психически ребёнок пока совершенно не развит. Его созревание происходит РЕФЛЕКТОРНО – на основе генетической программы

к 6 мес ребёнок лепечет (произносит сочетания звуков ба-ба, да-да и т.п.)

в 1 год появляются первые слова: мама, дай, на, ба и т.п.

 

СИМБИОЗ ребёнка с матерью (ребёнок ещё не может самостоятельно передвигаться, он беспомощен и его потребности удовлетворяет мать). Мать также эмоционально соединена с ребёнком и в речи говорит «мы поели, мы поспали».

10 дней – 1 год грудной ребёнок (младенчество)

кризис 1 года

до 1 года развитие ребёнка рефлекторно –  обусловлено внутренней генетической программой. После 1 года ребёнок начинает развиваться от внешней стимуляции-обучения. Т.е. социальное воспитание приходит на смену биологическому развитию.

В 1 год ребёнок научается самостоятельно ходить и становится более отделённым от матери. У него расширяется доступное пространство, растёт самостоятельность.

1-2 года раннее детство

к 2 годам бегает, лазает, пытается подпрыгивать, бросает и ловит мяч

 

к 2 годам называет основные предметы и действия с ними: мама ня — мама на. Появляются первые самостоятельные желания «хочу-не хочу»

К 3 годам правильно произносит все звуки речи

Развитие интеллекта 0-2 года: сенсомоторная стадия (складывание умственных представлений о разных объектах через действие с ними)

Ребёнок становится всё более независимым от матери, но эмоциональная связь ещё сохраняется вплоть до 3 лет. Ребёнок всё больше общается с другими взрослыми и со сверстниками.

К 2 годам ребёнок много играет с предметами – экспериментирует с объектами окружающего мира.

Начинает рисовать КАРАКУЛИ

К 3 годам ребёнок осваивает в игре СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ одного предмета другим: палочка может быть и машинкой, и человечком. К игре уже подключаются сверстники.

Рисует ГОЛОВОНОГОВ

кризис 3 лет «Я САМ»

к 3 годам совершает основные физические действия самостоятельно, также может действовать по показу или словесному указанию взрослого

появление в речи местоимения «Я» и осознание собственных желаний «я хочу» и своих возможностей «я могу», гордость за свои достижения.

7 признаков кризиса трёх лет (семизвездие симптомов): упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм.

Советы родителям трёхлеток: 1) не давить, а задавать вопросы и давать выбор. 2) не запрещать, а предлагать замену

Ребёнок психологически отделяется от матери, часто гонит её, хочет всё делать сам («я сам»), поступает ей наперекор.

Мать больше не является для ребёнка абсолютным авторитетом.

3-7 лет первый период детства

Ребёнок совершенствует моторные навыки и осваивает новые: езда на велосипеде, лазание по деревьям, лыжи, коньки, подвижные игры и т.п.

Развивается мелкая моторика: ребёнок к 7 годам хорошо рисует и пишет буквы.

С 3 лет ребёнок расширяет словарный запас и пополняет свои знания об окружающем мире. Также характерно СЛОВОТВОРЧЕСТВО в языке – изобретение ребёнком новых словесных форм: «улиционер», «муж овцы – овец».

5 лет – возраст «ПОЧЕМУЧЕК»: ребёнок постоянно задаёт взрослому вопросы «почему солнце жёлтое?» «почему у собаки 4 ноги?». Через такие вопросы ребёнок осваивает логику языка.

До 7 лет для ребёнка характерен ЭГОЦЕНТРИЗМ – ребёнок не может встать на позицию другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами.

К 7 годам ребёнок знает буквы и простой счёт до 10.

Развитие интеллекта 2-7 лет: дооперациональный период (мышление в виде словесных умозаключений, но без использования логики) В этот период активно развивается речь

Формирование нравственности 4-10 лет: преднравственный уровень (поступки определяются внешними обстоятельствами, не учитывается точка зрения других людей).

I стадия: суждения выносятся на основе того похвалят/накажут за поступок («брать конфету без спроса нельзя, потому что отругают»)

II стадия: поступок оценивается ребёнком исходя из пользы  для самого ребёнка («мальчик, взявший конфету без спросу, всё равно хороший, ведь она очень вкусная»)

Ребёнок больше не находится в симбиозе с матерью. Он увлечён общением со сверстниками (игрой) и ходит в детский садик.

Ребёнок поддерживает СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ со сверстниками («дочки-матери», «магазин», «больница»), через проигрывание разных ролей ребёнок осваивает социальный мир взрослых.

К 7 годам ребёнок осваивает ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ (вышибалы, футбол) и через  эти игры учится действовать по заданным правилам.

кризис 7 лет

в 7 лет молочные зубы сменяются коренными

— потеря детской непосредственности (манерничание, кривляние)

— появление произвольности – умения взять себя  в руки

— появление самооценки (понимание того, что представление ребёнка о себе не равно мнению о нём других  людей)

— возникновение внутренней психической жизни (осознание своих переживаний)

У ребёнка возникает потребность заниматься чем-то социально значимым, ему уже хочется не только играть, но и учиться. В 7 лет дети начинают ощущать свою «взрослость» и с нетерпением ждут школы.

8-12(мальчики), 8-11(девочки) второй период детства

В этот период ребёнок интенсивно учится в школе, а телесное развитие претерпевает незначительный прогресс в ловкости и силе. Организм как бы копит силы перед рывком подросткового возраста.

Ребёнок учится в школе и развивает самодисциплину, т.е. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ психических процессов – овладение своей психикой.

Вместе с получением знаний ребёнок осваивает логическое мышление.

Развитие интеллекта 7-11 лет: стадия конкретных операций (логические операции, но с конкретными предметами). В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления.

Формирование нравственности 10-13 лет: конвенциональный уровень (поступки воспринимаются в соответствии с нормами, существующими в обществе)

III стадия: главный критерий – это чьё-то одобрение/неодобрение («мама похвалит, если спросить разрешение»)

IV стадия: ребёнок начинает ориентироваться на общепринятые правила («воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения»)

Ребёнок учится в школе и осознаёт себя как ученика. Обучение – его основной жизненный интерес. Учитель для ребёнка является абсолютным авторитетом.

13-16 (м), 12-15(д) подростковый возраст (пубертатный кризис)

Гормональный взрыв-буря в организме, который стимулирует половое созревание и  появление вторичных половых признаков

В этот период у подростка увеличивается рост и меняется тело. Мальчик становится мужчиной, девочка —  девушкой.

Лобные доли мозга дозревают до уровня взрослого человека (появление контроля над своей психикой)

Суть подросткового кризиса в том, что человек физически уже не ребёнок и ощущает себя взрослым (мальчик становится юношей, девочка – девушкой), но общество всё ещё относится к нему как к ребёнку (он не обеспечивает себя материально, у него ещё нет профессии, нет документов о совершеннолетии)

Из-за гормональных бурь настроение подростка беспричинно меняется, часто он раздражителен.

Самооценка становится неустойчивой и поляной ( из крайности в крайность: то «я гений», то «я ничтожество»). В оценке окружающих подросток также категоричен (чёрно-белая картина мира)

 

К подростковому возрасту развиваются до взрослого состояния высшие психические функции (ВПФ):

ВОСПРИЯТИЕ (зрение+слух+осязание+обоняние+вкус): становится осмысленным, т.к. восприятие обогащается развившимся мышлением

ВНИМАНИЕ: становится произвольным, т.е. человек сам управляет своим вниманием

ПАМЯТЬ: сама память с возрастом слабеет, но благодаря развитию мышления человек может запомнить большой объём информации, если её осмыслит

ВООБРАЖЕНИЕ: фантазия становится сложнее, благодаря развитию мышления. Подросток уже умеет управлять своей фантазией.

МЫШЛЕНИЕ: становится абстрактно-логическим

ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: лучше осознаются, становятся управляемыми. Расширяется эмоциональный репертуар

РЕЧЬ+ПИСЬМО: становится логичной, т.к. развивается мышление

СОЗНАНИЕ: появляется рефлексия (осознание своего внутреннего мира. Часто подросток начинает вести личный дневник)

МОТОРИКА (к ВПФ не относится): двигательная развивается, если подросток занимается физическими упражнениями, но качественных изменений нет.

Развитие интеллекта 11-15 лет: стадия формальных операций (логические операции уже с абстрактными понятиями, а не с конкретными предметами. Например, формулы-таблицы-схемы в математике-физике-химии) На этой стадии окончательно формируется интеллект , который у взрослого человека качественно не меняется.

Формирование нравственности с 13 лет: постконвенциональный уровень = истинная нравственность (человек в своих действиях исходит из собственных критериев) Это возможно лишь при развитом интеллекте.

V стадия: суждение о поступке основывается на уважении прав человека и признании демократических норм («мальчик пра, желая получить сладости, но следует спросить как заведено у взрослых»)

VI стадия: основным судьёй становится совесть, не зависящая от мнения других людей и общепринятых норм («каждый человек имеет право отстаивать свою позицию»)

Отношения с родителями портятся, подросток обесценивает наставления старших, т.к. он ищет свои  жизненные ценности. Важным становится не оценка взрослых, а оценка сверстников, включённость подростка в молодёжный коллектив. Поэтому подростки часто уходят из дома и живут у друзей.

Подростки противопоставляют себя миру взрослых: и создают СУБКУЛЬТУРЫ со своими правилами, стилем одежды, сленгом, музыкальной культурой.

Подросток лишь демонстрирует независимость и свободу, а на самом деле он ещё нуждается в авторитете, которого он находит в лидере компании или в кумире (явление фанатизма).

Гормональный взрыв повышает половое влечение и у подростков появляется интерес к противоположному полу. Это возраст и первой серьёзной любви.

Так как подросток экспериментирует с образом себя, то возможен ТРАНЗИТОРНЫЙ (проходящий) ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

Подросток пробует экстремальные стороны жизни: алкоголь, наркотики, экстремальный спорт.

Окончание школы и выбор ВУЗа –время определения будущей профессии

17-21 (м), 16-20 (ж) юношеский возраст

Дальнейший рост организма.

Начало половой жизни.

Приобретение внутренней гармонии, уравновешенности, уверенности в себе.

Абстрактно-логическое мышление становится для юноши естественным

Обучение в ВУЗе – получение профессии

Первые серьёзные отношения, первая любовь

22-35 (м), 21-35 (ж) первый период среднего возраста

Зрелость – период телесного расцвета человека. Тело окончательно вырастает и входит в пору своей наивысшей силы и умелости. Зрелые люди – чрезвычайно выносливы и работоспособны.

Женщина рожает ребёнка, что является для тела сильным изменением.

Зрелость личности. Выработка своей собственной системы ценностей.

Профессиональная деятельность.

Создание семьи, рождение и воспитание ребёнка

35-45 кризис среднего возраста

Появление первых признаков старения организма: морщин, седины, быстрой утомляемости.

Депрессия, упадок сил, бессонница, резкие смены настроения, тревога, страхи, неуверенность в себе.

У женщин – близость менопаузы, у мужчин – импотенция, простатит.

Этот кризис необходим человеку для обретения духовности и мудрости. Человек оценивает пройденный жизненный путь и по итогам корректирует свою личность. Результатом кризиса может стать не только мудрость, но и отчаяние, озлобленность или инфантильность. Также часто люди, находящиеся в кризисе среднего возраста, кончают жизнь суицидом.

Осознание неизбежности старения, зависть к молодым (даже к своим детям), попытки остановить старение, омолодиться (пластические операции, юношеские хобби, адюльтеры с молодыми любовницами «седина в бороду – бес в ребро»).

Человек понимает, что дальше будет лишь старость и старается успеть прожить то, о чём всегда мечтал, но откладывал на потом.

Появление экзистенциальных вопросов – оценка прожитой жизни и поиск смысла существования в грядущей поздней зрелости (обращение к вере, к философии). Человек подводит предварительные итоги прожитой жизни и строит планы на остаток жизни. В этом возрасте человеку важно понять что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТ, каково его жизненное предназначение.

К середине жизни человек максимально реализует себя по всем социальным фронтам: есть семья и растут дети, есть работа и материальная независимость. И кризис среднего возраста начинается на фоне социальной успешности человека, беспричинно.

Человек вдруг охладевает к профессии, переоценивает своё место в обществе, ищет новых увлечений (самовыражение в творчестве, забывание себя в адреналиновой спортивной зависимости, заведение молодой любовницы)

В семье человек вдруг понимает, что живёт, не с любимым супругом, а чужим человеком, которого толком-то не знает —  отсюда частые разводы или адюльтеры.

У родителей среднего возраста дети как правило подростки – отсюда трудности в отношениях с детьми и неуверенность в себе как родители.

У людей к середине жизни часто умирают родители, что заставляет задуматься о предстоящей смерти. Осиротев, взрослый человек осознаёт, что следующим по очерёдности у смертной черты стоит он.

Женщины, посвятившие себя карьере, начинают жалеть о несозданной семье и часто усыновляют детей.

36-60 (м), 36-55 (ж) второй период среднего возраста

Менопауза у женщин

Преодолев кризис среднего возраста, человек обретает новую систему ценностей , становится самореализующимся, мудрым и активным.

Не преодолев кризис среднего возраста, человек замыкается на попытках преодолеть старение и вернуть молодость. Т.к. это невозможно его ждёт разочарование и несчастная немудрая старость.

60 (м), 55 (ж) кризис старости

Менопауза у женщин (прекращение менструаций, гормональная перестройка)

Старость и угасание организма.

Осознание утраты молодости. Чувство опустошенности.

Сомнения в правильности прожитой жизни

Страх близкой смерти.

Уход человека на пенсию – человек полностью меняет порядок дня, возникает много свободного времени, которое необходимо заполнить новыми увлечениями.

На пенсии человек становится не

Дети вырастают и уходят из родительской семьи (синдром опустевшего гнезда)

Смерть близких людей: друзей, супругов.

61-75 (м), 56-75 (ж) пожилые люди

У стариков замедлен обмен веществ, снижена регенеративная способность организма, ниже потребность во сне.

Волосы седеют и выпадают, на коже образуются морщины и пигментные пятна, кости становятся хрупкими, органы чувств работают хуже (снижение зрения и слуха)

Старость – время проявления хронических болезней, депрессий, тревожности, старческих заболеваний.

Старые люди фиксированы на собственном здоровье – эта важнейшая тема их интересов.

Старые люди часто одиноки и покинуты родными, они в тягость близким, являются обузой.

У стариков черты характера усиливаются, человек как бы становится шаржем на самого себя.

Психика старого человека менее подвижна и более уравновешена, чем молодого. Старики ригидны и консервативны, малоэмоциональны.

Старые люди инфантильны как дети – они сентиментальны, часто ностальгируют. Они воспринимают мир непосредственно, могут быть обидчивы, ранимы. Старые люди любят общаться с детьми. Старики нуждаются в общении и любви и страдают от одиночества.

Тревожность, мнительность, подозрительность, навязчивые страхи – У стариков снижена острота реакций, хуже работают органы чувств и поэтому им сложнее ориентироваться в окружающем мире, при столкновении с новым они испытывают панику, теряются как дети.

Старики малообщительны, замкнуты, интровертированы. Им неприятны новые знакомства и вмешательства посторонних в уклад их жизни.

Старые люди физически слабы, несамостоятельны, пассивны, зависимы. Им не хватает энергии активно бороться с ситуацией. В конфликте они ворчливы и раздражительны.

Старики беспомощны и потому боятся нищеты, они часто жадны, патологически экономны, скупы, копят на чёрный день, не выбрасывают хлам.

Старые люди задумываются о близкой смерти. Мудрые старики принимают будущую смерть смиренно, немудрые же – испытывают страх, отрицают возможность смерти.

76-90 старческий возраст

старше 90 долгожители

смерть как последнее критическое событие в жизни

Смерть – полное прекращение физической жизни тела.

Пять стадий принятия смерти по Элизабет Кюблер-Росс (такие же стадии проходит человек, переживающий утрату, горе, разлуку):

1. Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.

2. Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.

3. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом.

4. Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни. Это проживание горя, необходимое для дальнейшего принятия.

5. Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть»

Таблица преподавателя Томас-Март Т.С. по возрастной периодизации. М.: МФЮА, 2015