Станционная профилактическая игра
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Бирюкова Оксана Александровна
Станционная профилактическая игра – это игра, суть которой заключается в получении информации по вопросам профилактики рискованного поведения, преодолении препятствий и выполнении заданий, размещенных на каждой станции. Станционные игры можно проводить в школах, училищах, колледжах, подростковых и молодежных клубах. Все играющие делятся на команды, и каждой команде предлагается пройти по заранее спланированному маршруту, указанному в маршрутном листе. Маршрут состоит из различных игровых и информационных станций. Станции размещены в отдельных учебных кабинетах. На каждой станции участникам игры предоставляется возможность пройти испытания, ответить на вопросы и получить информацию (или закрепить знания) по конкретным проблемам (профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, профилактика ВИЧ/СПИДа и ИППП). За прохождение испытаний команды получают баллы. Команда, получившая большее количество баллов, становится победительницей и получает главный приз. Цели станционной профилактической игры Целями станционной игры являются: пропаганда позитивных идей здорового образа жизни; привлечение внимания молодежи к проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа, ИППП; повышение уровня информированности молодых людей о формах и последствиях рискованного поведения; определение готовности участников говорить об этих проблемах вслух Станционная профилактическая игра может служить одним из этапов на пути создания благоприятного фона для дальнейшего проведения профилактических программ в школе. Что нужно для проведения игры: — Определение цели проведения и темы станционной игры; — Определение целевой аудитории (согласование с администрацией) — 5 команд участников по 10–12 человек. — Определение места и времени проведения станционной игры; — Распределение обязанностей между организаторами игры (ответственные за станции, ведущий); — Подготовка необходимого реквизита; — Привлечение к проведению станционной игры помощников — волонтеров; — Подготовка призов. Подготовительный этап станционной игры предполагает выполнение следующих действий: — Подготовка, сбор и проверка необходимого для игры реквизита и оборудования — Приход старшеклассников и волонтеров на место проведения станционной игры; — Распределение игровых станций по учебным классам, оформление станций, прикрепление к дверям помещений соответствующих табличек с названиями станций; — Подготовка необходимого количества комплектов призов; — Распределение между ведущими станций учетных листов (листов А 4), ручек для записи и суммирования баллов, секундомеров. Ход игры: Предварительный этап. Подготовьте все необходимое для работы на станциях. Позаботьтесь о достаточном количестве раздаточного и методического материала. Определите для каждой станции отдельный класс, подготовьте таблички – указатели с названием каждой станции, которые потом прикрепите на дверь аудитории. В помещениях должно быть как можно меньше столов – в основном Вам понадобятся стулья для участников и для вас, так как процесс обсуждения лучше всего проводить сидя в кругу. Это дает каждому участнику возможность видеть друг друга и взаимодействовать во время обсуждения, а вам – наблюдать за реакцией каждого участника группы и корректировать или провоцировать процесс обсуждения. Очень важен зрительный контакт участников и ведущего, вы можете поддерживать и одобрять участников взглядом, кивком, репликой, подсказкой. Помните – для подростков важно принятие их мнения! Оппонировать им лучше всего со слов: «Да конечно, бывает и так, но….». Для организации процесса передвижения по станциям необходимо подготовить маршрутный лист. Расписав посещение станций, проверьте, чтобы команды на них не пресекались, и на одной станции не оказалось две команды сразу. Не важно, в какой последовательности команды будут посещать станции, главное, чтобы к шестой станции все команды были в равных позициях, т.е. по одному разу посетили все станции игры и владели одинаковой информацией. Договоритесь с другими ведущими станций о значках, которыми вы будете отмечать посещение командой каждой станции, убедитесь, что значки не повторяются. Если аудитория младше 15 лет (или по просьбе участников), можно внести элемент соревновательности, когда за работу на каждой станции выставляются очки. Тогда, пред тем как дать старт на начало работы, необходимо четко проговорить критерии оценки работы на каждой станции и записать их на плакат. Если участники группы предложат свои критерии — согласитесь с ними (конечно, в пределах разумного). Ведущим на предварительном этапе необходимо договориться о соблюдении временного параметра работы, иначе закончившая раньше команда будет маяться под дверью и результат игры не достигнет должного эффекта. Первый этап: Перед началом работы по станциям аудиторию необходимо разделить на группы. Команды в течение 1 минуты придумывают название. Далее, в течение 1 минуты, команды придумывают девиз. 30 секунд дается командам на выбор капитана (капитану вручается маршрутный лист, согласно которому команда посещает станции). Команды, во главе с капитаном, расходятся по станциям. Важный момент – постарайтесь, чтобы у каждого участника на груди была табличка с именем (даже если вы знаете всех по именам – это не будет лишним напоминанием). Второй этап: Работа команд на станциях. Каждая станция начинается с подвижной игры, которая помогает сплочению команды, настраивает участников друг на друга, дает ощущение эмоциональной безопасности, снимает барьеры общения. Во второй части станции – в информационном блоке, это ощущение позволяет участникам без стеснения обсуждать предлагаемые вопросы, открыто высказывать свои мнения и дискутировать, что способствует усвоению информации, так как используется эмоциональный подход в профилактике. Третий этап — сбор обратной связи – может проводиться в любой удобной для вас устной форме, но как показывает опыт, обязательно проведите письменный опрос участников. В устной форме они проговорят эмоциональное отношение к происходящему, а визуализация своих переживаний поможет дать более глубокую обратную связь – главное грамотно сформулировать вопросы. Методы работы на станциях: — Разминка — Интерактивная дискуссия — Мозговой штурм — Работа в малых группах Разминка:Вид учебной деятельности в начале курса или учебного дня, применяется с целью повышения внимания и интереса участников; оказывает стимулирующее воздействие на участников и подготавливает их к работе в течение курса или дня; может способствовать взаимодействию участников в группе и их активизации в зависимости от разновидности занятий и конкретных упражнений; при планировании данного вида деятельности необходимо учитывать, что разминка отнимает время, отведенное на рассмотрение содержания курса; некоторые учащиеся считают разминку бесполезной тратой времени и могут отказаться участвовать в разминке, считая себя «выше» этого. Для проведения разминки необходимо выбрать достаточно интересный и занимательный вид деятельности в соответствии с взглядами и обычаями в обществе и подходящий для данной аудитории который можно соотнести с последующей темой, подготовить материалы, выполнить упражнение. Затем спросить участников, как им понравилось упражнение, что нового они узнали. Мозговой штурм (Мозговая атака). Методический прием, при котором участников просят предлагать разные идеи, предложения, мнения, возможности. Важно, что бы каждый участник высказал своё мнение. При этом все мнения принимаются без критики. В результате совместной деятельности по выдвижению разнообразных идей – группа приходит к единому мнению. Позволяет привлечь к работе всех участников, продемонстрировать уважительное отношение к вкладу каждого, и позволяет преподавателю понять чувства или взгляды участников по конкретному вопросу. Однако при использовании данного вида приема следует помнить, что учащиеся должны обладать определенным запасом предварительных знаний по данному предмету, он требует больше времени, если проводится в больших группах, данный метод не должен использоваться для получения фактической информации. Дискуссия:Вид деятельности, при котором учащиеся вступают во взаимодействие, обмениваясь мнениями и предлагая решение проблем, используя свои мыслительные способности. В некоторых семинарах и тренингах дискуссию проводят в большой группе, в виде упражнения «Спорные утверждения». Данная методика эффективна так, как: позволяет осуществить обмен идеями и опытом; развивает мыслительные способности; развивает объективное мышление; содействует уважению и признанию чужого мнения; позволяет обеспечить максимальную степень взаимодействия в группе; развивает позитивное отношение, уверенность в своих силах и способность сотрудничеству; ведущий может наблюдать учебный процесс и формирование отношения у участников и т.д.; ведущий должен следить за тем, чтобы дискуссия не отклонялась от предложенной темы. Работа в группах: Группа получает конкретное задание, которое должно быть выполнено в установленное время с использованием конкретных ресурсов Работа в группах развивает чувство ответственности; экономит время, потому что большое задание может быть разделено на несколько более мелких задач; позволяет участникам научиться коллегиальному принятию решений; позволяет участникам научиться использовать способности и знания каждого члена группы, способствует сплочению участников группы.