Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления | Обучение и развитие детей

Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления

На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления
Буллинг в студенческой жизни: причины, возможности преодоления
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика правонарушений
Морозикова И.В. ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет» (г. Смоленск, Россия)

Процессы, происходящие в современном обществе, влияют на ценности и эталоны современной российской молодежи и проявляются в межличностых отношениях, особенностях взаимодействия (Морозикова И.В., 2012, Савотина Н.А., 2014). Буллинг рассматривается как притеснение, дискриминация, травля. Формы буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. (Кон И.С., 2016, Мюллер В.К., 2016). Данное явление имеет возрастные, социальные и гендерные закономерности.

Наше исследование имело цель выявить причины и особенности проявления буллинга у студентов вуза. В нем приняли участие студенты социологического и филологического факультетов СмолГУ (60 человек). Были использованы следующие методы: теоретический анализ, анкетирование, беседа.

Все студенты отрицательно относятся к насилию и отмечают, что чаще всего причиной буллинга является желание самоутвердиться. Среди возможных причин они выделяют – вымещение злобы на других и месть, при этом девушки также выбрали варианты ответов: «обижаемый является любимчиком у преподавателя», «желание скрыть свои недостатки», «видимое отличие обижаемого от остальных». 87, 5% студентов не испытывают психологического давления со стороны одногруппников.

Ранее не сталкивались с агрессией по отношению к себе 62,5% студентов филологического факультета, остальные столкнулись с агрессией к себе в возрасте от 9 до 17 лет (средний возраст – 13 лет). Среди студентов социологического факультета 50% не сталкивались с агрессией по отношению к себе, оставшиеся столкнулись с агрессией к себе в возрасте до 12 лет.

Наблюдали буллинг по отношению к другим 62,5% студентов социологического факультета, при этом большинство испытывало чувство злобы. Среди студентов филологического факультета – 87,5%, при этом большинство испытывало ненависть, стыд и никто не чувствовал безразличия.

Одинаковое количество респондентов (75%) с двух факультетов не совершали буллинг по отношению к другим. 62,5% опрошенных из числа студентов социологического факультета вставали на защиту обиженного человека, а на филологическом факультете – 37,5%.

Половинавсехреспондентовсдвухфакультетовсталкивалисьс кибербуллингом, чаще всего в форме анонимных оскорблений через интернет, при этом юноши в отличие от девушек не сталкивались с кибербуллингом.

Большинство опрошенных могут рассказать друзьям/одногруппникам о жестоком обращении одногруппников/преподавателей. Только девушки могут поделиться этой информацией с преподавателем, специалистом (психолог, социальный работник и т.д.), посторонним человеком. 13,5% студентов социологического факультета оказывали ситуативно психологическое давление на одногруппников, из респондентов филологического факультета – около 50%. Они делали это потому, что «он много о себе возомнил», «меня раздражал этот человек», «он попал под горячую руку», «желание повысить совой статус в глазах окружающих», «он провоцировал меня».

Все респонденты считают, что пресечь буллинг могут родители. Молодые люди отмечают также правоохранительные органы и преподавателей в качестве авторитетных лиц. Девушки расширяют список и включают в него также специалистов (психологи, социальный работник и т.д.) и администрацию.

Таким образом, буллинг в студенческой среде имеет свои особенности, что отражается в поведении, особенностях выстраивания межличностных отношений на факультетах. Изучение форм психологического давления позволит выявить условия и факторы возникновения буллинга, оптимизировать процесс обучения в высшей школе, организовать психолого-педагогическое сопровождение в школе, подготовить студентов-будущих учителей к предупреждению ситуаций, провоцирующих психологическое давление.

Литература

1.Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Сексология. ПерсональныйсайтИ.С.Кона.

2.Морозикова И.В. Духовный потенциал личности будущего преподавателя изобразительного искусства как составляющая воспитательного компонента образования // Материалы международной научно-практической конференции «Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития»: в 2 т. Т. 1. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. С. 219-222.

3.Савотина Н.А. Проблемы и перспективы технологического подхода в сфере воспитания//Материалы11международнойнаучно-практической конференции «Социально-психологические проблемы ментальности. Вып.11. Смоленск: СмолГУ, 2014. С. 206-212.

Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.