Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития
На главную Лекции и практикум по психологии Методическое объединение Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития
Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития |
Лекции и практикум по психологии — Методическое объединение |
Тема 2. Средовый подход в образовании детей с особенностями психофизического развития Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции ребёнка с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений. «Сегодня в Беларуси признаются успешность образовательной интеграции и необходимость параллельного функционирования специальных школ. Гибкость системы специального образования позволяет удовлетворять разнообразные образовательные нужды и потребности детей с особенностями развития» (Рекомендации областного августовского семинара-совещания «Условия и пути повышения качества интегрированного обучения»). Интегрированное обучение позволяет детям с ОПФР ощутить себя равноправной и равноценной частью человеческого общества, лучше реализоваться. Чтобы реализовать идею интегрированного обучения, надо создать в школе условия, которые обеспечат каждому ученику соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также дадут стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР – это система работы, включающая в себя изучение имеющихся ресурсов ребёнка и среды, организацию этих ресурсов в действенные поддерживающие и корректирующие программы, вовлечение в реализацию этих программ широкого круга людей. Каждое образовательное учреждение должно решить для себя вопрос: как и за счёт каких педагогических средств обеспечить реализацию основных целей образования детей с особенностями психофизического развития и необходимую для этого модификацию учебно-воспитательного взаимодействия. Особое внимание необходимо уделить вопросам создания образовательной среды, компенсирующей каждому ребёнку имеющиеся у него отставания в развитии. Образовательная среда современной школы способна обеспечивать: -реализацию потребностей и возможностей ребёнка в соответствии с социокультурными нормами и задачами возрастного развития; -самостоятельное упорядочение ребёнком индивидуальной картины мира; -раскрытие творческого потенциала, самореализация и свободное самоопределение. Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребёнок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и определённые изменения адаптационного характера произойдут в социальной среде (окружающим необходимо понять, что любой ребёнок – это прежде всего ребёнок, понять специфику трудностей детей с особенностями, а также оказывать им посильную помощь). Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду для всех учащихся, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с ОПФР. Отбор средовых ресурсов осуществляется как с учётом образовательных целей (функций среды), так и возраста детей. «Образовательная среда школы – зона жизнедеятельности различных возрастных групп. В этой связи ряд авторов (М.В.Бушнова, И.И.Зубкова, Т.В.Озерова, О.Б.Рудченко) выделяют четыре уровня школьной образовательной среды: начальная школа (1-3 класс), младший подростковый возраст (4-5 класс), подростковый возраст (7-9 класс), старший школьный и ранний юношеский возраст (10-11 класс). При этом для каждого возраста существует своя концепция наполнения и организации образовательной среды». (1) Особенностью образовательной среды младших школьников является организация исследовательской деятельности в доступной форме, младших подростков – организация помощи по избежанию кризисных явлений данного периода, по формированию самооценки учащихся, подростков – раскрытие личностного смысла обучения через познание своих способностей, создание возможностей для взаимодействия и общения, старшего школьного возраста – управление самоопределением и саморазвитием. «Управление средообразовательной деятельностью обеспечивается специальной системой принципов. В качестве ведущих в современных педагогических исследованиях рассматриваются принципы, реализующие развивающую, личностно ориентированную модель обучения: уважение к потребностям ребёнка, уважение к мнению ребёнка, функциональности, опережающего характера содержания обучения, динамичности». (1) «Оборудование и оформление среды должно сделать её «живой»: говорящей, способной оглушить, успокоить, утешить…, система «ребёнок-среда» продуктивна только тогда, когда является активной, когда между двумя её элементами происходит какое-либо взаимодействие…». (1) И если для ребёнка, не имеющего отклонений в развитии, образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребёнка с ОПФР образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционно-педагогического эффекта. «Таким образом, реализация средового подхода при обучении и воспитании детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной интеграции предполагает: -акцентирование внимания всех специалистов на образовательной среде; -структурирование образовательной среды, вычленение в ней активных средовых ресурсов; -анализ образовательного потенциала отдельных средовых ресурсов, модификацию их с учётом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей детей; -объединение средовых ресурсов с учётом общих и специфических принципов в действенные комплексы, обеспечивающие решение конкретных образовательных задач; -анализ образовательного потенциала среды, поиск возможностей оптимизации её ресурсов» (1). Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную среду для всех учащихся и для каждого отдельно взятого ребёнка. Формы работы: лекция, семинар, деловая игра. Вопросы для обсуждения:
Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук |