Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций
На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций
Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций |
Профилактическая работа психолога в школе — Аддиктивное поведение |
Спектр технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным поведением в контексте юридически значимых ситуаций Делибалт В.В., Богданович Н.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Актуальной проблемой в области практической помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в юридически значимых ситуациях, является обобщение тех технологий, которые используются в практике работы отечественных и зарубежных специалистов. Можно выделить следующие технологии: 1. Технологии сбора информации о несовершеннолетнем. Данные технологии представлены различными методами структурированной оценки поведения (ОРВ, SAVRY и др.), которые позволяют провести подробный анализ не только факторов риска (в т.ч. рецедивов) и ресурсов развития, но также составить индивидуальный план работы с несовершеннолетним. Нередко данные технологии используются для составления так называемого ювенального досье или досудебного доклада в рамках уголовного процесса в отношении несовершеннолетних правонарушителей (реже – в гражданскомпроцессе),котороеможетбытьдополненоклассическим психологическим заключением и характеристиками несовершеннолетнего другими специалистами (педагогами, социальными педагогами, воспитателями и др.). 2.Технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте. 3.Технологиимотивирования,использующиеразличныемодели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи. 4.Технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают психологическое просвещение, различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультированию и психотерапию, а также программы по созданию семейных групп взаимопомощи. 5.Технологии организации социальной среды используются прежде всего на основе просвещения через СМИ, а также включают программы работы с подростковой и молодежной субкультурой, различные социальные проекты и социальная реклама. 6.Технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видео- и телефильмов. 7.Технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков. 8.Технологии формирования социальных альтернатив, базирующиеся на идее о формировании альтернативной просоциальной деятельности. 9.Технологии работы со специалистами (прежде всего педагогами), направленные на создание социально-поддерживающего климата в школах, реабилитационных центрах, колониях, работу с самооценкой и Я-концепцией специалистов, профессиональным выгоранием, а также включающие тренинги личностного контроля и социальных навыков. 10.Восстановительные технологии, в основе которых лежат программы примирения и медиации. 11.Технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само- и взаимопомощи (среди сверстников, родителей, учителей). 12.Технологии индивидуальной и групповой психотерапии, основанные на различных психотерапевтических подходах (психодинамическом, гуманистическом, поведенческом, когнитивном, семейных систем и др.). 13.Постпенитенциарные технологии помощи несовершеннолетним и их родителям (в т.ч. родителям, освобождающимся из мест лишения свободы), направлены на социальную адаптацию и интеграцию. 14. Мультикомпонентные технологии, учитывающие индивидуальные и средовые аспекты работы с клиентами и включающие в себя различные компоненты, состоящие из вышеописанных технологий. Данные технологии являются одними из самых эффективных в процессе работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением. Данный перечень не является исчерпывающим, но ориентирует практиков в вариативныхвозможностяхорганизациипсихосоциальнойпомощи несовершеннолетним и их семьям в правовом контексте. Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с. |