Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребёнка. Факторы социального риска функционирования семьи
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребёнка. Факторы социального риска функционирования семьи
Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребёнка. Факторы социального риска функционирования семьи |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | |||||||||||||||||||
Семья является сложным организмом, имеющим как внутренние связи между членами данной группы людей, так и внешние связи с окружающим её обществом. Семья – это система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защитить человека от манипулятивных воздействий общества, а с другой – приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального развития и функционирования. Семья является органической частью общества, её ячейкой, и выполняет ряд функций. Важнейшие из них являются:
Для семьи характерна определённая организационная структура, некоторая стройная система отношений. Тип отношений в семье определяется палитрой ролей, которыми являются роли мужа и жены, невестки и зятя, а впоследствии, матери и отца, бабушки и дедушки. При этом роли обусловлены нормами, традицией и культурой, с одной стороны, общества, а с другой – родительской семьи. Таким образом, психологи характеризуют семью как малую первичную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении. Семья является сложной системой, состоящей из индивидов, однако сама она может быть частью более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными системами создаёт значительную часть проблем и задач семьи, в том числе и систему поддержки. Кроме того, в семье существуют дифференцированные подсистемы. Такую подсистему представляет собой каждый член семьи или пара людей, например муж и жена, мать и ребенок. Более обширные подгруппы образуют новые поколения (дети), половые группы (дед, отец и сын) или функциональные группы (родительская подсистема). В рамках семейной системы особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и детская. Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переменах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей сложности. В семье складываются определённые нормы поведения, правила, регулирующие отношения между её членами, формируется стиль воспитания. На семейные отношения в значительной степени оказывают влияние стереотипы и традиции, перенесённые из родительских семей. В свою очередь, стили семейных взаимоотношений усваиваются детьми и в дальнейшим копируются ими во взрослой жизни. Существующие стили семейных взаимоотношений принято условно делить на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический. Попустительский стиль обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную полярную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. Психологам удалось установить ряд стилей семейного воспитания, которые впоследствии становятся причинами различных психологических проблем ребенка. Следует отметить, что сам по себе тот или иной стиль воспитания не является абсолютно непригодным, он только препятствует нормальному психическому развитию ребенка. Так, например, гипоопека не травмирует психику, она лишь затрудняет развитие волевой сферы ребенка, что впоследствии приводит к проблемам во взаимодействии с другими людьми. И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова рассматривают следующие неблагоприятные стили семейного воспитания [29]. Потворствующая гиперпротекция. В такой семье ребенок находится в центре внимания. Все стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от трудностей жизни. Из школьников, лишенных «бойцовских» качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Они склонны к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки данного социально-психологического «уродства». Этот тип воспитания содействует развитию таких черт характера у ребенка, которые проявляются в постоянно приподнятом настроении, повышенной психической активности с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У сверхактивных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые душевные волнения, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. При тревожных типах отклонений характера ребенка доминирующая гиперпротекция усиливает нервно-психическую слабость, проявляющуюся в повышенной утомляемости. Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки», которое проявляется в явном или скрытом эмоциональном отторжении. Ребенка демонстративно не любят. Поэтому на счет родительской любви у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему… Всего не перечесть. Этот стиль формирует и усиливает склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезную педантичность. Кроме того, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с повышенной впечатлительностью. Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие высокой тревожности, мнительности, нерешительности, склонности к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденций к образованию различных навязчивых идей и ритуальных действий. Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях характера ребенка. Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека, и иные виды неправильного воспитания – тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то. В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя у них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур — добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами. Достаточно распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянет, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома). Что делать бедному ребенку? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания. В процессе семейного взаимодействия с детьми родители могут выступать в трех видах ролей: «начальника», «руководителя и наставника» и «товарища». В ряде случаев такого разделения ролей не существует, и вообще роль родителя не выражена. Анализ детско-родительские отношения можно сделать по трём основным составляющим:
Н.Ю.Синягина выделяет группы семей по типу родительского отношения к ребёнку: «благоприятные» и «неблагоприятные», составляет их типичные профили: Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка
Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В ряде случаев, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и тенденцией пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию [26]. Процесс деформации семейных отношений может происходить постепенно. Признаками формирования семейного неблагополучия являются психологический микроклимат в семье, ролевое поведение членов семьи, наличие и выполнение норм и правил и др. Психологическими критериями формирования неблагополучия семьи могут быть следующие показатели:
1. Социально-экономические факторы: — низкий материальный уровень жизни семьи; — плохие жилищные условия; — отсутствие регулярных доходов; 2. Медико-социальные факторы: — неблагоприятные экологические условия; — инвалидность, хронические заболевания родителей, членов семьи; — пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами; — вредные условия работы. 3. Социально-демографические факторы: — неполная семья; — многодетная семья; — семьи с повторным браком и сводными детьми. 4. Социально-психолого-педагогические факторы: — семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей; — педагогическая несостоятельность родителей; — низкий общеобразовательный уровень и деформированные ценностные ориентации родителей. 5. Криминальные факторы: — алкоголизм; — наркомания; — паразитический образ жизни; — проявление насилия и садизма; — наличие судимых членов семьи (принимающих нормы и традиции преступной субкультуры). Негативное влияние социально-экономических факторов усиливается, когда низкий прожиточный уровень сочетается с низким общекультурным уровнем родителей. Важным фактором, определяющим успешность семейной педагогики, является степень включенности ребенка во внутри семейное общение, совместный домашний труд, отдых, совместные заботы о распределении семейного бюджета и т.д. Таким образом, коррекционно-реабилитационная работа с неблагополучными семьями строится, прежде всего, с учетом факторов социального риска, которыми характеризуется каждая конкретная семья, и носит межведомственный характер и дифференцируется и координируется в зависимости от характеристики семьи. |