Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании
Психопрофилактическая модель работы психолога в образовании |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу |
В.Э. Пахальян ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ (Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №00-06-00030a) г.Москва, Московский институт открытого образования Действующие сегодня модели работы психолога Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации явно недооценивают роль психопрофилактики. К сожалению, профилактическая работа с детьми, как за рубежом, так и в России, являясь одним из основных видов профессиональной деятельности, активно развивалась и совершенствовалась, преимущественно в таких областях человеческой практики как медицина, социальная работа, педагогика. Если рассматривать положение психопрофилактики в образовании, то нельзя не согласиться с мнением В.И. Слободчикова, который отмечает: «Ситуацию, когда традиционные психолого-педагогические представления оказываются непригодными для описания и понимания реальных социально-педагогических явлений, можно назвать «понятийной катастрофой» [6, с.92] Действительно, анализ употребления термина «психопрофилактика» дает очень пеструю и противоречивую картину. Во-первых, следует отметить, что в отечественной педагогической и психолого-педагогической литературе проблема профилактики изучалась преимущественно в контексте предупреждения нежелательных тенденций в поведении ребёнка и чаще всего рассматривалась в рамках задач социальной работы, педагогики и психологии отклоняющегося поведения Во-вторых, в некоторых педагогических исследованиях психопрофилактическая работа относится к видам психологического обеспечения и рассматривается как разновидность процесса обучения и воспитания. Такой подход достаточно ярко представлен в работе Колеченко А.К., где отмечается: «Психопрофилактика — это формирование знаний, умений, навыков, отношений, которые будут предохранять, предупреждать какие-то отрицательные явления у человека. Этот процесс является разновидностью процесса обучения и воспитания»” [4, c. 58-59] В третьих, в последние годы, в связи с активным развитием практической психологии и применения различных методов психологической помощи, в ряде работ осуществляется попытка уточнения различных понятий, заимствованных из смежных с психологии наук и практик. В частности Битянова М.Р., рассматривая проблемы школьной дезадаптации задает в названии одного из разделов своей статьи вопрос: «Профилактика или содействие?» и отвечает на него так: « Содействие и профилактика – это совершенно разные идеологии работы …. Занимаясь профилактикой, психолог анализирует причины дезадаптации, связанные с особенностями, как психики ребенка, так и окружающей среды. В своей деятельности он ориентируется на искоренение этих причин. И почему-то так получается, что большая часть работы в этом случае осуществляется с ребенком: в его психологических особенностях пытаются что-то подправить, дабы он смог приспособиться к существующей социальной ситуации развития. Такой крен в работе, из самого понятия профилактики не вытекающий, связан, видимо, с клиническим происхождением термина «дезадаптация»» [1, с.6] Описанная выше позиция достаточно ярко выражена в работах специалистов, опирающихся на медицинский подход к организации и оказанию психологической помощи детям. Одной из последних работ такого рода можно назвать пособие-практикум Демьянова Ю.Г. «Основы психопрофилактики и психотерапии» [3]. Специфика практической психологии в образовании обнаруживается, прежде всего, в том, что здесь в центре внимания находится развивающаяся, «активно созревающая» личность, находящаяся в специально созданных и постоянно создаваемых для ее развития условиях. Вследствие этого практический психолог образования в своей деятельности не может не замечать особую роль условий, в которых происходит становление личности ребенка. В различных работах, посвященных проблеме определения оптимальных условий развития, выделяются те или иные факторы, деструктивно влияющие на состояние психического и психологического здоровья детей. В частности, Д.Н. Исаев (1984) относит к числу непосредственно связанных со школой ситуаций, предрасполагающих к возникновению у учащихся пограничных психических расстройств, следующие:
Все, отмеченное выше, позволяет говорить о важнейшей роли психологической профилактики в работе с детьми и рассматривать ее не только как один из основных видов работы практического психолога образования, но и как главный элемент системы безопасности и обеспечения здоровья развивающейся личности. Именно поэтому мы выделяем в качестве одной из важнейших задач Службы практической психологии — обеспечить психопрофилактическую работу не только и не столько на уровне благополучия в развитии выделенных по каким-то критериям отдельных детей или «групп риска», сколько на уровне всех субъектов образовательной среды, включающем всевозможные разновидности взаимодействий:
В целом можно сказать, что как вид профессиональной деятельности практического психолога образования психопрофилактика – это система работы, обеспечивающая предотвращение возможного неблагополучия в психическом развитии ребенка, в развитии его личности, а также предполагающая своевременное создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, сохраняющих и укрепляющих психологическое здоровье детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. В качестве одного из важнейших условий успешности такой работы выступает психологическое здоровье окружающих ребенка людей, прежде всего — «значимых взрослых», т.е. тех, от кого в значительной степени зависит развитие его личности. Естественно, что такая работа может вызвать необходимость проведения комплекса мер: участие психологов в проектировании образовательной среды, проведение различных диагностических процедур, обследований как средств, но сами по себе они (эти процедуры, обследования и т.п.) не могут быть целью, или основным направлением работы службы практической психологии образования. Это не снижает значимости других видов профессиональной деятельности психолога. Выделение психопрофилактики в качестве системообразующего элемента деятельности психолога учреждения образования означает, что все остальные виды его работы обязательно включены в нее и выступают как средства, с помощью которых достигается основная цель такой деятельности – сохранение и укрепление психологического здоровья детей в условиях образовательного пространства. В таком контексте есть основания
Современный уровень организации профессиональной деятельности психологической службы образования не мыслим без достаточно точной и объёмной информационной поддержки. Технические возможности сегодняшнего дня позволяют создавать и внедрять в практику программы информационного обеспечения, дающие возможность не только накапливать и обрабатывать профессионально значимую информацию, отслеживать особенности её динамики, но и оперативно передавать её в любом, в том числе и наглядном, пространственном и других видах по различным каналам информационных сетей. Опыт нашей работы показывает, что в России уже реально существуют все предпосылки создания государственной программы психопрофилактики в образовании. В частности, нами разработана программа психопрофилактической работы для региональной службы практической психологии образования. Цель данной программы — обеспечение условий полноценного развития и психологического благополучия личности в образовательном пространстве. Достижение этой цели обеспечивается организацией системы непрерывного, постоянного изучения существенных психологических характеристик образовательного пространства, которое направленно на предупреждение возможного неблагополучия в развитии детей. Особенности состояния психологического здоровья детей определяются по соответствию информации об основных (структурных) показателях их развития с установленными возрастными и индивидуальными психологическими признаками оптимального развития на данном этапе. При этом учитывается характер взаимосвязи этой информации с определенными характеристиками образовательного пространства, образовательной среды. Одним из известных средств, обеспечивающих такие возможности, является система социопсихологического мониторинга. Мониторинг и современные технические средства связи позволяют создать «динамическую карту образовательного пространства», в которой в качестве подсистемы выступает «карта состояния психологического здоровья» субъектов образовательных сред. Наличие такой карты принципиально меняет ситуацию принятия управленческих и профессиональных решений в образовании, в проектировании образовательных сред. Говоря о роли и месте психопрофилактики в деятельности службы, мы имеем в виду и осуществление ее на всех уровнях. Психолог конкретного учреждения образования не в силах в одиночку осуществлять в полном масштабе даже только первичную психопрофилактику, предполагающую охват всех детей, находящихся в данном образовательном пространстве. Такая работа может быть реальной и эффективной тогда, когда с помощью специализированных Центров областного, районного, городского, окружного или муниципального уровня
Литература
|