Саморазрушающее поведение, как одна из причин повышения уровня преступности
На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика правонарушений Саморазрушающее поведение, как одна из причин повышения уровня преступности
Саморазрушающее поведение, как одна из причин повышения уровня преступности |
Профилактическая работа психолога в школе — Профилактика правонарушений |
Козырева И.Е. ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа, Россия) Саморазрушающее поведение – явление широко распространенное на всех этапах исторического развития человечества. Спектр его достаточно широк: от хорошо известных (алкоголизма, наркомании, анорексии, булимии) до весьма причудливых форм, описанных в литературе. Саморазрушающее поведение проявляется в причинении вреда посредством различных факторов, является разновидностью аутоагрессии и является ведущим мотивом поведения, приносящим реальное удовлетворение реализующему его субъекту. Попытаемся рассмотреть причины саморазрушающего поведения и его опасности для других членов общества в определенных жизненных ситуациях. Проблема поиска подлинного смысла жизни стояла перед человечеством на всем протяжении его развития. Огромное количество авторов философских, литературных и психологических работ пытались ответить на этот вопрос, озвученный, в том числе, и В. Шекспиром в знаменитом монологе Гамлета «быть или не быть», то есть состояться или не состояться как личность, найти свое жизненное призвание, самому написать сценарий своей жизни, а не прожить её, подчиняясь давлению общества, близкого окружения, обстоятельств, прожив жизнь, не встретившись, образно говоря, с самим собой. Каждый человек решает этот вопрос по-своему, но для того, чтобы его осознать, разрешить, нужна огромная духовная работа, осилить которую может далеко не каждый. Ощущениеневозможностиреализациижизненногопотенциала, неопределенность целей, неумение наполнять свою жизнь смыслом подводит индивида к существенному снижению самооценки, и человек как бы мстит самому себе за собственную несостоятельность, заглушая душевную боль физической, нанося себе ущерб, приводящий в определенных ситуациях к полному самоуничтожению. Саморазрушающее поведение обуславливает подмену истинных целей получения удовлетворения от жизни фиктивными, реализующимися в деструктивных моделях поведения. Это балансирование в сложных случаях на грани смерти, игры со смертью вырабатывают у человека привычку не бояться её. Это состояние является и мотивом совершение многих преступлений. Не испытывая жалости по отношению к себе, человек и по отношению к другим не испытывает сострадания, и если он решит нанести окружающим какой-либо вред, например, при совершении террористического акта, то отсутствие сострадания к жертвам делаетихзаложникамиеговнутреннихнерешенныхпроблем. Личности такого типа, склонные к саморазрушающему поведению обладают также повышенной внушаемостью, что делает их опасными для общества, если лидеры, которым они подчиняются, преследуют деструктивные цели. Как известно из анализа многих уголовных дел, преступления против личности часто совершаются лицами под влиянием алкоголя и наркотиков, которые не нашли свое место в жизни, путей самореализации, и преступление для них — это еще один способ саморазрушающего поведения, так как совершенное преступление — это всегда риск следующего за ним наказания. Также важным направлением для профилактики саморазрушающего поведения, провоцирующего в определенных ситуациях и подростковый суицид, является включение в школьную программу изучение психологии. Стоит отметить, что разговоры об изучении этого курса школьниками ведутся уже давно. Так, еще в 2012 году был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, предусматривающий право школ включить в свои учебные планы дисциплину «Психология» в качестве дополнительного учебного предмета либо курса, который ученики могут выбирать по своему усмотрению (см. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), а в ближайшем будущем этот предмет может стать обязательным для всех учеников с третьего по одиннадцатый классы. Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с. |