Рабочая программа по ОБЖ для 7-го класса (ФГОС)
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Алиев Жан Владимирович
Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. № 1897. Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 1 (2013 г.). Дополнениями к основной образовательной программе основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева 2016-2017 учебный год. Примерной комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. -М, «Просвещение» 2014г. Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. На изучение курса ОБЖ в 7 классах отводится 1 час в неделю. Программа для 7 классов рассчитана на 34 часа. В течение года запланировано: — Практических работ – 3 — Контрольных работ – 3 Цели и задачи курса 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства. 2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества. 3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен знать: — потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания; — основы безопасной жизнедеятельности в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного происхождения; — основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности населения и порядок взаимодействия населения с этими службами; — основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику. Уметь: — правильно действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; — соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; — выполнять правила дорожного движения (в части правил, касающейся пешехода, велосипедиста, водителя мопеда); — соблюдать меры предосторожности и правила поведения пассажиров в общественном транспорте; — соблюдать меры предосторожности и правила поведения в криминогенной ситуации и в местах большого скопления людей, применять элементарные способы самозащиты в конкретной ситуации криминогенного характера; — пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; — действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения. — оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях. Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах; — соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте; — проявлять бдительность и правильно действовать в случае угрозы террористического акта; — правильно пользоваться бытовыми приборами и инструментами, бытовыми приборами контроля качества окружающей среды и продуктов питания; — обращаться за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Особенности класса В 7-х классах акцент содержания обучения необходимо смещать на освоение школьниками учебного материала с помощью практических занятий: ориентирование с использованием компаса; как вести себя в экстремальных ситуациях природного характера, как помочь товарищу в той или иной чрезвычайной ситуации природного характера. При передаче знаний важно опираться на методы активной учебно-познавательной деятельности. В 7-а классе усвоение знаний учениками нужно контролировать с помощью тестов, устного или письменного опроса. На занятиях в 7-б классе по учитывать интересы и склонности детей.
Содержание курса
Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. (25 часов)
Опасные ситуации и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (2 ч.)
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тема «Гидрологические, морские гидрологические, метеорологические и геофизические опасные явления». (13 часов)
Наводнения. (3 ч.)
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения логического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Ураганы, бури, смерчи. (3 ч.)
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны – причина возникновения ураганов и бурь.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Землетрясения. (3 ч.)
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Цунами. (4 ч.)
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Последствия воздействия цунами. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Обвалы, оползни и сели. (3 ч.)
Обвалы. Оползни. Сели. Основные понятия, параметры и причины возникновения. Поражающие факторы обвалов, оползней и селей. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них. Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней и селей.
Лесные и торфяные пожары. (5 ч.)
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Тушение лесных и торфяных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Контрольная работа по разделу «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий».
Социально-криминальные ситуации и безопасность человека. (3 ч.)
Понятия: толпа; паника; терроризм; диверсия; похищение; ограбление; покушение на убийство; захват. Основы безопасного поведения в толпе. Правила поведения в криминогенной ситуации.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (6 часов)
Тема «Первая помощь при ранениях и травмах». (3 ч.)
Виды ран, первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой помощи при венозном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.
Тема «Основы здорового образа жизни». (3 ч.)
Факторы, разрушающие здоровье. Особенности здорового образа жизни в период полового созревания.
Повторение изученного по курсу 7 класса (1 часа).
Итоговая контрольная работа по курсу 7 класса (1 час).
№ | Название разделов/тем | УУД | Количество часов | ||
Всего | Из них практических работ | Из них контрольных работ | |||
1 | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | К личностным универсальным учебным действиям относятся: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. К познавательным универсальным учебным действиям относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. | 25 | — | 1 |
2 | Основы здорового образа жизни. Оказание первой помощи. | К личностным универсальным учебным действиям относятся: положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения. К познавательным универсальным учебным действиям относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной. | 6 | 1 | 1 |
3 | Повторение изученного по курсу. Итоговая контрольная работа по курсу | | 3 | 2 | 1 |
Итого: | | 34 | 3 | 3 |
Содержание курса
Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий. (25 часов)
Опасные ситуации и Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. (2 ч.)
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. Общие понятия и определения. Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения. Чрезвычайные ситуации природного характера. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тема «Гидрологические, морские гидрологические, метеорологические и геофизические опасные явления». (13 часов)
Наводнения. (3 ч.)
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения логического происхождения, вызывающие наводнения. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды. Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Ураганы, бури, смерчи. (3 ч.)
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны – причина возникновения ураганов и бурь.
Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду. Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури). Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Землетрясения. (3 ч.)
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика. Защита населения от последствий землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений. Определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Правила безопасного поведения населения при землетрясении. Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Цунами. (4 ч.)
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Последствия воздействия цунами. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Обвалы, оползни и сели. (3 ч.)
Обвалы. Оползни. Сели. Основные понятия, параметры и причины возникновения. Поражающие факторы обвалов, оползней и селей. Мероприятия по предупреждению обвалов, оползней, селей и меры по снижению ущерба от них. Правила безопасного поведения при возникновении обвалов, оползней и селей.
Лесные и торфяные пожары. (5 ч.)
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Тушение лесных и торфяных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу. Контрольная работа по разделу «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий».
Социально-криминальные ситуации и безопасность человека. (3 ч.)
Понятия: толпа; паника; терроризм; диверсия; похищение; ограбление; покушение на убийство; захват. Основы безопасного поведения в толпе. Правила поведения в криминогенной ситуации.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. (6 часов)
Тема «Первая помощь при ранениях и травмах». (3 ч.)
Виды ран, первая помощь при ранениях. Правила наложения повязок. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении. Первая медицинская помощь при незначительных ранах. Первая медицинская помощь при сильном кровотечении. Оказание первой помощи при артериальном кровотечении. Оказание первой помощи при венозном кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Транспортировка пострадавшего.
Тема «Основы здорового образа жизни». (3 ч.)
Факторы, разрушающие здоровье. Особенности здорового образа жизни в период полового созревания.
Повторение изученного по курсу 7 класса (1 часа).
Итоговая контрольная работа по курсу 7 класса (1 час).