Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков
На главную Книги Книги издательства "Генезис" Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков
Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков |
Книги — Книги издательства "Генезис" |
Отрывки из книги Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. — М.: Генезис, 2012. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика). Этапы и методы исследования суицидального рискаИнстинкт самосохранения иногда является импульсом к самоубийству.Станислав Ежи Лец Для того, чтобы сделать выводы о степени риска, причинах и мотивах суицидальных настроений, наличии суицидальных и антисуицидальных факторов специалисту необходимо провести психодиагностическое исследование. Рассмотрим следующую диагностическую схему. 1 шаг — прояснение ситуации, выявление показателей дезадаптации, эмоциональных и поведенческих признаков суицидального риска. Для этих целей можно использовать: включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности (текстов, стихов, рисунков и т.п.), экспертный опрос, диагностическое интервью, написание автобиографии (с последующим анализом суицидальных и антисуицидальных факторов) и т.п. С содержанием диагностического интервью и его видами можно ознакомиться в статье В. Михала в книге «Психодиагностика детей» (2008. С. 5–10). 2 шаг — определение типа акцентуации характера. Личко А.Е. (1983) опираясь на свои исследования, сделал вывод о том, что неустойчивый тип в чистом виде или он же в сочетании с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным может служить прямым указанием на высокий риск социальной дезадаптации и, если конфликт усилится, на риск развития саморазрушающего поведения. Для решения данной задачи применяется тест Личко «ПДО». 3 шаг — диагностика особенностей поведения в трудных ситуациях; диагностика типа направленности личности и типа реакции в ситуации фрустрации (в том числе при агрессии и аутоагрессии). Здесь подходят такие психодиагностические инструменты как проективная методика «Тест фрустрационной толерантности» С. Розенцвейга (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., 2001. С. 387), а также тест «Определение направленности личности» Б. Басса. Ориентационная анкета Б. Басса состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» — 0, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно. С помощью данной методики выявляются следующие направленности: 1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. На основании полученных по методикам Розенцвейга и Басса данных также можно будет сделать вывод о степени социальной адаптации индивидуума. 4 шаг — определение уровня тревожности и агрессивности. Высокий уровень может быть показателем эмоциональной нестабильности и дезадаптации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями (Спилбергер Ч.Д.) Для определения уровня тревожности подойдет тест Спилбергера-Ханина, который состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность), из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Тревожность как черта личности означает мотив или приобретенную поведенческую диспозицию. В результате чего человек воспринимает объективно безопасные обстоятельства, как содержащие угрозу, и реагирует на них состоянием тревоги, интенсивность которой не соответствует величине реальной опасности. Реактивная (ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Что касается показателей агрессивности, то для исследования суицидальной активности могут стать важными показатели по такому виду агрессивной реакции, как чувство вины. При наличии высоких показателей данной реакции есть прямая корреляция с аутоагрессией. Для решения данной задачи подойдет опросник Басса-Дарки (Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф., 2001. С. 332). 5 шаг — выявление аутоагрессивных тенденций и сферы конфликта, т.е. поиск суицидального мотива в какой-либо сфере жизни. Для этих целей хорошо подойдет метод неоконченных предложений С.И. Подмазина. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 56 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных или личностных интересов и пристрастий. Цель — исследование направленности личности учащегося, системы его отношений. Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 56 незаконченными предложениями, условно поделенными на 7 тематических блоков (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к учебе, отношение к школе, отношение к семье, отношение к сверстникам, отношение к самому себе, отношение к окружающим людям и отношение к своему будущему. Некоторые группы предложений касаются испытываемых человеком страхов и опасений, чувства вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели. Кроме этого, можно использовать любые известные вам проективные рисуночные тесты. Эффективным с точки зрения выявления аутоагрессивных тенденций является проективный рисуночный тест Р. Сильвера. Полученные психодиагностические данные помогут специалисту объективно оценить ситуацию и состояние подростка, определить степень риска и мотивы, выявить суицидальные и антисуицидальные факторы, а также подобрать эффективные стратегии коррекционной помощи и психологической поддержки. Суицидальные сюжеты настоящегоСамоубийца в одно и то же время бывает и очень труслив и очень смел: он не смеет бороться со временем, но не боится вечности.П. Буаст Стоит только умереть, как понимаешь, что отчаиваться не стоило. Л. Леонидов Дети и подростки, переживающие кризис, ищут способ заявить миру об этом. По многим причинам окружающие не видят и не слышат этих заявлений. Переживания находят свои отражения в творчестве, будь то стихи, песни, истории, сказки или целые книги. Познакомившись с этим материалом, мы можем получить огромное количество информации о том, что происходит с подростком, каковы причины его состояния, каковы его замыслы и намерения, есть ли у него антисуицидальные факторы. Подобные материалы могут попасть к вам как раз в случае, если крик будет услышан, когда родители, учитель или друзья найдут подобные тексты в дневниках, тетрадях, сочинениях на свободную тему. Так же, при организации кризисной помощи вы можете получить подобный материал, предложив подростку принести свои тексты (если таковые имеются), или написать на занятии, используя сформулированные вами темы и зачины. Рассмотрим несколько подобных историй и сказок, чтобы понять, как изменились суицидальные сюжеты настоящего и на что стоит обращать особое внимание. Первым и наиболее распространенным мотивом суицидального поведения подростков продолжает быть любовный. Стою на краю крыши, Смотрю в ночное небо… Меня ты не услышишь, Как близко бы ты не был. Но все равно скажу я, Пусть даже в пустоту: «Я, милый, не рискую, Я просто ухожу. Пускай меня осудят, Вздохнут, что молода. Но время всех рассудит Раз и навсегда… И, может, то, что рано Ушла я в мир иной, Мои залечит раны И даст душе покой… Я верю, ты забудешь Меня, как страшный сон, Для вида погорюешь… Не долго ж длился он!» Присела на край крыши, Свесив ноги в бездну. Мне кажется, что дышит Вся эта пропасть… честно… Все манит в свои сети, Суля одну беспечность, Твердит, что не заметят, Как я отправлюсь в вечность. Зову поддаваясь, Толкнула я ногой… И… робко зацепилась Я за карниз рукой. Рука скользнет, останется Один во тьме карниз… Слеза по щеке катится… Я камнем лечу вниз. В последние мгновения Я думаю о том, Что если б я не прыгнула, То были б мы вдвоем… Прости! Не дождалась я Тех сладостных минут… Минут любви и счастья, Которых не вернуть… А мир и не заметил, Как быстро я ушла… Свою любовь ты встретишь! А я уже мертва… Алиса Анализируя этот текст, делаем вывод о том, что он содержит в себе не только суицидальные мысли, но и конкретный план самоубийства. Это средний уровень суицидального риска. Девушка не один раз ходила на крышу и ей хорошо знакомы те переживания, которые она описывает. При этом в конце стихотворения мы видим характерную для суицида амбивалентность: «если б я не прыгнула, то были б мы вдвоем…»Этот фактор мы будем использовать для построения устойчивого антисуицидального барьера. Рассмотрим еще один сюжет на эту тему. Ангел и человек Он называл ее «мой маленький ангелочек», и ей это нравилось. Каждый день Ангелочек порхала вокруг Человека, оберегая его от бед. Многие говорили, что они не пара, что ангел и человек не могут быть вместе. Но эти слова лишь вызывали у них улыбку. Она говорила, что у каждого человека должен быть свой ангел-хранитель, а он, в свою очередь, что у каждого ангела должен быть свой грешник. Так они и жили вместе, и жизни не представляли друг без друга. Но настала пора, когда у Ангелочка вдруг не стало времени постоянно быть рядом с Человеком, появилось множество дел и забот на небесах. И Человек загрустил, а потом стал портиться, как перележавший овощ. Вокруг него неожиданно появилось и порхало множество других ангелочков, таких же милых на первый взгляд, но приглядевшись, вы увидите серые, грязные крылья, а на головах вместо сияющего нимба маленькие черненькие рожки. И усмешка у них была не добрая, самодовольная, да, да, не улыбка, а именно усмешка. Но когда Ангелочек спускалась с небес к своему Человеку, грязные ангелы испарялись, а его лицо озарялось светом. Так продолжалось какое-то время. Однажды Ангелочек задержалась на небе целую неделю. Человек устал ее ждать и подумал, что она больше не вернется. А еще он подумал, что может жить без нее, и что его к ней больше не ТЯНЕТ!!! Еще бы, ведь вокруг было столько серых ангелов… И когда Ангелочек снова прилетела на землю, то наткнулась на камень в сердце и острый кусок льда в глазах Человека. Она испугалась, ей стало холодно… Ангелочек пыталась поговорить с ним, объяснить, что по-прежнему не может без него, что ее любовь растопит этот лед, а слезы смягчат камень. Но в ответ она услышала: «Мне без тебя не плохо»… И Человек ушел, окруженный роем смеющейся грязи. Ангелочек осталась стоять. Она смотрела вниз и хотела верить, что спит, но не спала. Теперь она чувствовала боль, ту боль, которую так часто чувствуют люди, но которая не подвластна ощущениям ангелов, ведь они всегда счастливы. Белые крылья сломались, и перышки медленно ложились на асфальт, падая с высоты, как белый снег. Ангелочек хотела вернуться домой, на небеса. Она хотела, чтобы тот, самый главный, объяснил ей, почему так произошло, почему Человек так поступил. Полная решимости, Ангелочек взмахнула тем, что осталось от ее белых крыльев, попыталась взлететь и… полетела. Летела долго, минуты две, было высоко. Раздался стук, и асфальт озарился белой кровью ангела. Маленькая слезинка навеки застыла в ее широко открытых глазах. Кругом были люди. На их лицах и на лицах их ангелочков читался ужас… А Человек никогда так и не узнал, что же случилось с маленьким Ангелочком, что ОН сделал с маленьким Ангелочком… Лина Эта сказка рассказывает нам о боли разочарования. Подростки склонны идеализировать свои отношения с противоположным полом, особенно девочки «ангелочки». Если дружба — то навсегда, если любовь — то до гроба! Разрыв отношений часто приводит к подобным переживаниям и сильной психологической боли. Анализируя эту сказку, приходим к выводу о невысоком суицидальном риске. Скорее мы видим здесь гибель иллюзий. Гибнет та часть девушки, которая относится к роли Ангелочка. Это может быть достаточно болезненно. В данном случае, можно предложить девушке порассуждать и возможно придумать продолжение истории. Куда попадают ангелочки, когда умирают? Что произошло дальше? Мог ли Ангелочек быть с Человеком на равных, и были бы они счастливы? Здесь поможет фактор «Экзистенциальное осмысление конфликта», чтобы девушка усвоила уроки этой ситуации, проговорила, как используя этот опыт она будет строить отношения с юношами в будущем. Еще одна иллюстрация мотива неразделенной любви. Самоубийство Слезы из глаз — ты рыдаешь. Проиграны все битвы, Он любит ее — знаешь, И истекает кровью лезвие бритвы. Кровь на полу и на стенах, Но ты ничего не видишь. Огромные раны в венах, Но ты лишь о нем бредишь. Не замечая адской боли, Ты кровью его имя пишешь. Тебе не снести этой доли. Путь к смерти ты быстрый ищешь. И она уже рядом бродит. Ты чувствуешь ее дыхание, И жизнь от тебя уходит. Ты чувствуешь лишь страдание. И все, тебя уже нет. Скоро кто-то твое тело найдет. И он будет искать ответ, Но лишь его имя прочтет. Имя, что было написано кровью твоей. По дороге ужаса. И.Р. В этой истории мы снова видим конкретный план ухода. Причем смерть явно носит романтический ореол: «Скоро кто-то твое тело найдет. И он будет искать ответ, но лишь его имя прочтет, имя, что было написано кровью твоей». Стихотворение названо очень конкретно и это то сообщение, которое направлено в сторону окружения, взрослых и друзей. Смысл сообщения: «Прочитайте, ужаснитесь, поймите, как мне плохо, и помогите!». Как мы видим, основное содержание текстов, посвященных самоубийству ради любви, — это описание психологической боли и переживание острых чувств. Отсюда мы можем сделать вывод — в подобном случае важно помочь пережить эти негативные чувства безопасно. Быть рядом, проговаривать, дать выплакаться, делать все то, что помогает пережить горе. Эти диалоги на границе Подземного мира сохранят подростку жизнь. Следующий суицидальный мотив, характерный для современного подростка, — это одиночество. Город Она смотрела на окружающий мир через мутное серое стекло. Через него все казалось нереальным, скорее напоминало фильм, повествующий о людях злее собак, готовых растерзать тебя в любую секунду. «Возьми нож, кастет, завяжи волосы, чтоб не лезли в глаза… убей!!! Чего ты ждешь??? БЕЙ!!! Жалкая скотина, стань злее, БЕЙ, БЕЙ, БЕЙ, НОГАМИ!!!» Земля стала багровой и мокрой, словно кровавый дождь оросил ее. Она это видела, но через серое стекло это казалось сном. Когда-то и она была такой или хотела стать, теперь это не имело значения. Она била, но не убивала, она злилась, но не стала злой… она страдала, страдала от собственной беспомощности, от неспособности превратиться в зверя, она не смогла побороть в себе человечность. Ее сломили. Белые стены и маленькое окошко стали ее реальностью, она не видела солнца и что такое свет было для нее загадкой. В этом городе были свои нормы, агрессия, злоба и ненависть. Если агрессор не ты, ты жертва. Чтобы выжить, необходимо нападать первым. Были и те, кто пытался скрыться, сбежать, в основном они закапывали себя в землю и питались корнями деревьев, но их находили, одному Богу известна дальнейшая судьба этих диггеров. Но высшим силам не было дела до этого города и его жителей. Давно, еще до начала времен они изолировали его, словно радиоактивную зону, накрыли свинцовым колпаком. Таких, как она, называли борцами, они боролись со своей человечностью, боролись с нежностью и любовью. Те из них кто поборол «пагубные» чувства, становились самыми злыми из жителей города. Каждым новым убийством они доказывали победу над собой. Тех же, кто не смог превратиться в зверя, уничтожали, пожирали, давили. Ее пожалели, во всяком случае, так казалось на первый взгляд. Она осталась в плену белой недоступной никому комнаты, в лапах у одиночества. Сначала она мечтала о смерти, как об избавлении, побеге от происходящего… Затем ей стало все равно. Возможно, она не стала зверем, душу ее не наполнила злоба и ненависть, да только в конце и все остальные чувства ее покинули. Она стала серой, как стекло в окне, такой же мутной вещью, которую никто не замечает. Не думайте, что это литературный вымысел, этот город есть, мы просто не хотим его видеть. Елена, 15 лет Девушка повествует о внутренних страданиях, об одиночестве. Вынужденная серость и приспособление — способы защиты и выживания. Она не соответствует ожиданиям окружающих ее сверстников, а так как это все-таки важная для подростка группа, ей приходится приспосабливаться, становиться «мутной вещью». Отрицание чувств сохраняет ей жизнь, при этом мы видим в тексте суицидальную тему; «Сначала она мечтала о смерти, как об избавлении, побеге от происходящего…». Серый цвет и мутные стекла в окнах — это метафоры депрессии. Девушка пишет, что все чувства ее покинули и это тоже маркер депрессивного состояния. Столкнувшись с такой сказкой, мы можем сделать вывод о том, что на данный момент риск суицидального поведения невысокий. Учитывая наличие маркеров депрессии, ребенок нуждается в профессиональной медицинской помощи. Рассмотрим еще один подростковый сюжет с мотивом одиночества. «Загоны» Я не знаю, что со мной, Я не знаю, кто я, Я не знаю, почему я, почему именно я? Почему не кто-то другой, не кто-то… Почему?.. Депрессия — а что это? Что означает заторможенность в мозгу, что означают эти странные голоса в моей душе, в моих снах? Почему жизнь так жестока, почему и зачем она преподносит эти тупые сюрпризы… сюрпризы, которые не нужны, которые не понятны, которые теряют смысл в этом безумном Мире? Депрессия… Но нет, нет. Я не могу. Я не могу так жить. ЗАГОНЫ… Это только ненужные загоны моего больного и извращенного ума. А что есть ум и есть ли он вообще? Нужен ли он человечеству? А может он не нужен только мне? Думать — это так вредно. Но это только мое мнение, а мое мнение — это НИЧТО, как и Я сам! Я! Странная буква в алфавите… Странная. Вроде бы и Я, а последняя; последняя, как догорающая звезда в затерявшейся ночи, как глупая мысль о самоубийстве. Глупо… А говорят, что надежда умирает последней. Неверное мнение. У кого-то она умерла уже очень давно.., умерла, и никто не заметил. А просто это никому не нужно. Никто и не заметит исчезновения одной бесчувственной и малозначной жизни, жизни маленького человечка в большом каменном лесу. Да… Загоны! Любовь. Странное чувство, но не более. Зачем любить, зачем предаваться чему-то возвышенному, не спать ночами, думать только о … о … Да. О НЕЙ. О ней и только о ней. Любовь. А может это только выдумка? Выдумка, но не моя. Почему эта ноющая боль в душе не дает забыть? Забыть эти мгновения, эти прекрасные мгновения, которые не так часто бывают на протяжении всей ничтожной жизни. Забыть это жгущее шею дыхание, эти сверкающие глаза, похожие на ночной небосклон, забыть этот голос, который можно сравнить лишь с пением жаворонка, нет, с журчанием весеннего ручейка, который как маленький ребенок, живет непринужденно, который течет, не зная, куда и не зная, зачем. Забыть… Забыть ее движения, для которых не нужна музыка, забыть ее волосы, ее прекрасные волосы, которые развевались на ветру. И наконец, забыть ЕЕ. Это все нельзя забыть! Но время лечит, а может, калечит? А может оно только издевается надо мной?.. Со временем люди меняются, но не меняется чувство. Чувство ненависти. Ненависти ко всему. Нет!.. (но крик мой падает в пустоту) НЕТ!!! (он не будет никем услышан). И только свет Луны, такой же далекой и забытой, как Я, скрашивает мое одиночество… Д.Ж. В этом тексте мы видим характерные для юношеского возраста переживания и поиски ответов на главные вопросы, поиски смысла. Загон, из него сложно вырваться, при этом подростки склонны загонять себя в депрессивное состояние тягостными переживаниями, максималистическими убеждениями, экзистенциальными нагромождениями. Основные характеристики главного героя (автора): «Я — Никто»,«больной и извращенный ум»,«последняя буква в алфавите», «бесчувственная и малозначная жизнь»и т.п. Здесь мы столкнулись с проявлениями негативного самоотношения и экзистенциального кризиса. Высокой степени риска нет, но, как и в первом сюжете, возможно скрытое суицидальное поведение и уход в болезнь, в депрессию. Мы можем предположить, что мотив одиночества и депрессия — это связанные между собой вещи. Значит, такой подросток нуждается в усилении фактора эмоциональных привязанностей, позитивизации образа Я и реабилитации коммуникативной компетентности. Еще одним характерным для подростков нашего времени является такой мотив суицидального поведения, как экзистенциальный кризис. Практически «Горе от ума». Совершенно внешне благополучные, высокоинтеллектуальные, образованные подростки размышляют о самоубийстве в связи с возникающим у них когнитивным диссонансом: жизнь важна, но в то же время человеческое существование само по себе не имеет ни предназначения, ни смысла. История про Петлю Знаете ли вы о том, что на белом свете живет петля? А она живет и бродит по всему свету в поисках своей новой жертвы, которая, не подозревая об этом, словно бы зовет, зовет ее к себе — не голосом, нет, а как-то иначе. Но как же? Петля идет по свету и проходит мимо многих людей, словно не видя их. На самом деле, она вовсе не может видеть — она слепая, зато до невероятной тонкости развито у нее другое чувство — она чувствует пульсацию, даже не крови человеческой, нет, а чувств человека, всей его жизни. В тех людях, мимо которых петля проходит, не замечая их, бьется живая человеческая жизнь. Ее биение похоже на биение здорового человеческого сердца, на спокойное дыхание, на течение жизни в природе. Поэтому для петли эти люди словно не существуют, они сливаются с чем-то большим, что защищает их и скрывает от омута ее пустого взгляда. Нельзя сказать, что жизнь таких людей пульсирует всегда размеренно и гармонично, — как и сердце бегущего человека, биение жизни иногда бывает очень частым, а иногда замедленным, как у спящего. Но что-то есть такое в этой пульсации, что сохраняет ее гармонию и делает ее похожей на качели: как бы высоко они ни взлетели, когда-то им придется опуститься вниз и подняться снова. Они могут раскачиваться очень сильно, но если не раскачивать их, они обязательно замедлят ход и даже могут остановиться, чтобы дать передышку тому, что внутри. Но что это — то, что внутри? Что это за мифический образ — ребенок, взрослый, а может быть, животное или вообще бесплотный дух, который подчиняет себе пульсацию всей человеческой жизни? Откуда он берется там, внутри? Входит ли он внутрь с первым дыханием человека и живет там всю его жизнь, изменяясь (или не изменяясь?) вместе с ним, или это гость, которого можно пустить туда на время, а затем расстаться с ним или даже выгнать и пригласить другого?.. Петля… Она не задается такими вопросами, она просто чувствует, что там — внутри, и если качели жизни застревают на полпути вниз или вверх, она с другой стороны земли поспешит туда, подталкиваемая непреодолимой силой — силой воронки, засасывающей в себя все, что попадется на ее дороге. Когда качели жизни застревают, прекращают свое движение, изменяется и биение жизни — оно замутняется и течет тяжелыми толчками, едва не разрывая ее на части, как будто кровь жизни превращается в нефть, которая густеет, густеет, густеет до тех пор, пока сердце не выбьется из сил, разгоняя ее. Что движет тогда петлей — этой слепой воронкой, разверстым ртом пустоты? Вы не поверите — она спешит на помощь! Качели, застрявшие качели жизни она вновь хочет раскачать, вернуть им утерянное движение! Она обхватывает их всем своим телом и тянет, тянет изо всех сил, чтобы они жили вновь. Но ей не верят, ее не понимают — те, чья жизнь пульсирует радостным родничком, попросту не видят ее, а те, кому она пытается помочь, чувствуют только боль, страх и удушье — они тянут в другую сторону, и все сильнее душит их петля. Вообще-то сложно сказать, кто из них прав: кто знает, куда нужно тянуть? Но те, кто сдался и доверился ей — только те и победили: сильный взмах качелей — только один, дальше они сами, — и петля летит в небо, летит, раскрываясь в полете, и в нем она похожа на птицу, бумажную птицу, полет которой заканчивается, едва начавшись. Она падает на землю и лежит вытянувшись, отдыхая после напряжения и полета. Но вот снова чувствует, как где-то застыли качели, быстро густеет кровь жизни, — нужна ее страшная помощь. Она вновь скручивается в петлю и слепо спешит туда, где сможет заполнить свою пустоту, утолить свою ненасытную жажду — смысла и полета. Наверное, ради нескольких мгновений полета и наполненности — ветром, солнцем, небом, — ради этих мгновений и бродит петля по свету, ненавидимая теми, кому пытается помочь, незаметная для тех, кому пока не нужна ее помощь. Помощь ее иногда бывает страшной, может, поэтому и ненавидят ее люди. Какое им дело до того, что они сами тянут в другую сторону до тех пор, пока петля не удушит их жизнь насмерть, пока не рухнут на землю застрявшие качели! Винят ее — петлю! Винят за то, что ее никто не звал, что она жестока, что она тянет не туда, куда нужно, винят и ненавидят. Кто знает, может она и рада была бы бросить свое страшное ремесло, но она устроена так, что пустота внутри нее вечно требует наполнения, смысла, а получить их она может лишь в мгновения, краткие до слез мгновения полета. И этот полет ей могут подарить лишь возвращенные к жизни людские качели. Благодарность ли это, чувствуют ли люди благодарность к петле? Наверное, нет. Ведь многие из них с облегчением сбрасывают петлю с себя и зашвыривают ее так далеко, как только могут, — думают, что тогда она не вернется к ним больше. Вряд ли это благодарность. Но это — плата, плата за ее ремесло. Ника Эта сказка отражает те противоречивые чувства, которые захватывают подростка, ищущего смысл жизни. Петля что-то удерживает, возможно, те ценности и смыслы, которые есть и помогают удержаться в жизни, но при этом петля это еще и орудие казни. Общепринятые ценности жизни у подростков могут вызывать приступы духовного удушья. Купить книгу можно тут Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. |