Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям | Обучение и развитие детей

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы
План

1.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка раннего возраста.

2.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста.

3.Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении.

4.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста.

5.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста.

6.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника.

7.Рекомендации по профессиональной ориентации подростков.

8.Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка).

1. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка раннего возраста

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — это один из главных периодов развития в жизни ребенка, так как именно в этом возрасте малыш учится осознавать себя, свои действия, у него впервые начинают формироваться память, мышление, внимание, восприятие, а также личность и многих ее стороны и качества. Не менее важным является и то, что на данном этапе развития значительно изменяется ситуация социального взаимодействия, кардинально меняется тип ведущей деятельности. Теперь уже ведущей деятельностью ребенка выступает предметная, а ситуативно-деловое общение становится методом и способом создания этой предметной деятельности, в которой он постепенно знакомится с окружающим его миром.

Ни на одном из последующих этапов взросления ребенок не развивается такими быстрыми темпами, как в период раннего детства. Именно поэтому вовремя начатое умелое обучение и воспитание гарантирует полноценное и всестороннее развитие ребенка, способствует правильному формированию разнообразных видов деятельности, предваряет появление отрицательных привычек и форм поведения. В силу этого важным выступает правильная организация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста, применение разумных средств, методов и приемов воздействия на них.

На протяжении всего раннего периода развития ребенка огромную роль играют окружающие его взрослые, прежде всего родители. Именно поэтому педагоги дошкольных детских учреждение проводят разнообразную по формам и содержанию работу с родителями детей раннего возраста. Целью такой работы является выяснение педагогических возможностей родителей, помощь им в осмыслении необходимости целенаправленного обучения и воспитания, вооружение их соответствующим багажом знаний в данном вопросе.

Воспитание и обучение детей раннего возраста необходимо проводить по следующим направлениям:

1.Укрепление здоровья ребенка, закаливание его, повышение работоспособности нервной системы;

2.Развитие основных видов движения (ходьба, бег, бросок, ловля, прыжки);

3.Обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность;

4.Расширение запаса понимаемых слов и обогащение активного словаря;

5.Разнообразие предметной деятельности малыша: знакомство с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, показ отбора и группировки предметов по свойствам; стимулирование и поддержка положительного эмоционального отклика на выполнение элементарных действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, уборка игрушек). Воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно;

6.Содействие развитию личности ребенка: создание условий для развития его самостоятельности в разных видах деятельности, самоуважения и чувства собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении;

7.Привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты;

8.Побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;

9.Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому (животным, растениям) и к миру вещей;

На протяжении второго года жизни ребенок постепенно начинает выделять взрослого как носителя образцов действия, подражая ему, ребенок стремится отображать те действия, которые наблюдал ранее (чтение книги, разговор по телефону.). Именно поэтому родителям необходимо знакомить малыша с предметами, учить пользоваться ими по назначению.

Положительным условием работы является совместная деятельность взрослого с ребенком, где можно активно применить методы «рука в руку», контроль хода за действиями ребенка, поощрения.

Важную роль в воспитании и обучении детей раннего возраста играет правильно организованная в целом предметно-развивающая среда. Игрушки и пособия должны быть направлены на побуждение к сенсорной активности, ориентированно-исследовательским действиям, формировать ручные умения — схватывание, притягивание, манипулирование. В данной ситуации игрушка как бы учит руку ребенка совершать действия с ней с учетом формы, величины, массы, протяженности и положения в пространстве. Можно использовать такие игрушки, как погремушки, гирлянды, бусы, наборы шаров для скатывания, лесенки, манеж с горкой, комплект мягких модулей для знакомства детей геометрическими фигурами, неваляшки для развития слуховых ориентированных реакций и развития действий манипулятивного характера, музыкальные игрушки и многое другое. При этом не стоит забывать, что не всякая игрушка может подойти для игры с ребенком раннего возраста. Бывают случаи, когда дети и вовсе боятся и отказываются от них, например, это могут быть громкие, кричащие, яркие игрушки, не подходящие по возрастным границам.

В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (совочки с формочками для песка, лопата, грабли).

Хорошим методом для ознакомления ребенка с окружающим миром и в тоже время средством развитием речи, являются инсценировки, показы интересных и знакомых сюжетов на различные тематические наборы, например, «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба».

Не менее важным является и развитие мелкой моторики ребенка. В современной практике используются следующие методы: различные шнуровки, застежки, замочки, камешки.

Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки).

Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет; показать детям, какой прекрасный мир их окружает и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Научить малыша всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, необходимо воспитывать наблюдательность и любознательность, учитывая, что недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной и духовной бедности, неумению выразить свое отношение к миру природы.

В качестве наиболее эффективных методов приобщения ребенка к природе выделяются: постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач, игры.


 

2. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство — это период развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три этапа:

-младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет);

-средний дошкольный возраст (от 4 до5 лет);

-старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Данный этап взросления характеризуется тем, что происходит распад совместной деятельности взрослого и ребенка. Ведущим видом деятельности выступает игра. Дошкольник открывает для себя огромный мир человеческих отношений, выражая их в сюжет-но-ролевой игре. В играх ребенок полностью повторяет действия взрослых, посредствам чего осуществляет тенденцию действовать и быть как взрослый, постепенно расширяя круг лиц, в который входят сверстники, выступающие в роли партнеров по игре.

Высокая насыщенность движения развития личности на этапе дошкольного возраста дает возможность по-особому эффективно реализоваться воздействие на дошкольника и одновременно с этим заниматься решением задач, касающихся его развития, обучения и воспитания.

Целью воспитания и обучения детей дошкольного возраста является формирование гармонически развитой личности с силой воли, творческим мышлением, со стремлением ко всему прекрасному. Сам процесс развития детей должен идти по следующим направлениям:

-физическое воспитание (здоровье, физическая культура);

-умственное воспитание (коммуникация, познание);

-воспитание социально-личностных качеств (социализация, труд, безопасность);

-художественно-эстетическое воспитание (чтение художественной литературы, музыка);

-воспитание в процессе игры.

При проведении работы по физическому воспитанию дошкольников необходимо предусматривать мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка, поддержку у него жизнерадостного настроения, профилактику нервных срывов и негативных эмоций, развитие интереса к разнообразным видам двигательной активности, формирование положительных нравственно-волевых качеств и основ физической культуры.

Физическое обучение и воспитание детей дошкольного возраста возможно осуществлять на специальных занятиях по физической культуре, в процессе двигательных и активных игр, а также просто в повседневной жизни ребёнка.

Обязательными условиями обучения и воспитания являются:

-создание благоприятных санитарно-гигиенических требований;

-соблюдение режима дня;

-формирование навыков личной гигиены;

-обеспечение заботливого ухода за ребенком;

-организация полноценного питания;

-ежедневная прогулка на свежем воздухе;

-воспитание физических качеств (силы, ловкости, выносливости и многих других), развитие равновесия, координации движений, умения ориентироваться в пространстве,

-проведение сезонных закаливающих мероприятий;

-плавание, утренняя гимнастика, акцентирование внимания детей на правильной осанке.

При проведении работы по умственному воспитания и обучению детей дошкольного возраста учитывают уровень развития высших психических функций (памяти, мышления, внимая, воображения), а также способ умственной деятельности ребенка (обобщение, анализ, умение сравнения, нахождение причинно-следственной связи). Выделяют следующие направления умственно развития, обучения и воспитания дошкольников:

-развитие представлений у ребенка о целостной и единой картине окружающего мира;

-формирование заинтересованности к предметам и явлениям окружающего мира (растения, животные, люди, воздух, вода, огонь);

-знакомство с предметами быта (обувь, мебель, одежда, посуда);

-формирование понятий о собственном «Я», о близких родственниках и знакомых, о родственных отношениях;

-развитие начальных представлений макро и микро социальной среде (двор, аптека, транспорт), о занятиях и общественной жизни людей.

-становление экологических представлений, о явления приро

ды, ценностных основ по отношению к окружающему миру.

Особое внимание в контексте умственного воспитания и обучения уделяется становлению устной речи у дошкольников, развитию всех компонентов речевой системы, формированию основ свободного общения ребенка и окружающих его людей.

При развитии и воспитании у дошкольника социально-личностных качеств необходимо вести работу по следующим направлениям:

-развитие у ребенка игровой деятельности, формирование семейной, гражданской, гендерной принадлежности, патриотических чувств, приобщенности к миру людей, сообщение об элементарных нормах и правилах поведения при взаимодействии с окружающим миром;

-приобщение к трудовой деятельности, формирование мнения об уважительном отношении к собственному труду и труду окружающих, а также его результатам и роли в жизни каждого человека;

-формирование представлений о собственной безопасности, о правилах дорожного движения, бытового характера, формирование осторожности по отношению к незнакомым людям и способах поведения в подобных ситуациях.

Художественно-эстетическое воспитание и обучение осуществляется в ходе знакомства ребёнка с окружающим миром, различными видами искусства и художественно-эстетической деятельностью. Данное направление воспитания и обучения обращено на формирование у дошкольника любви к «совершенному», развитие эстетических чувств, воображения, обогащение духовного мира, приобщение к искусству как важному элементу материальной и духовной культуры.

Осуществление художественно-эстетического воспитания я и обучения предусматривает:

-становление интереса к разнообразным видам искусства (изобразительной деятельности, литературе, музыке, архитектуре), развитие суждений о прекрасном в искусстве и жизни, способности их воспринимать;

-формирование эмоционально-чувственного отношения к явлениям и предметам действительности, развитие эмоциональной отзывчивости и эстетического вкуса;

-вырабатывание творческих способностей;

-воспитание основам создания образов художественной литературы;

-развитие чувства ритма, цвета, восприятия при решении при решении задач в художественной деятельности;

-приобщение к образцам мирового и зарубежного искусства;

-развитие конструкторской деятельности;

-обучение музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному и танцевальному искусству.

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, именно на нее необходимо делать основной упор, так как игра поможет заинтересовать, легко переключая внимание ребенка и тем самым не переутомить его.

Именно поэтому не менее важным выступает правильная организация игрового пространства и подбор игрового материала. Так, например, при размещении игрового материала необходимо учитывает степень перенасыщенности визуального характера, и количества игрушек, с которыми дети могут играть одновременно.

При создании специальных условий, побуждающих ребенка к развертыванию игры, важно сосредоточивать внимание на объектах, с которыми работают дошкольники, и убирать из поля видения те, которые рассеивают детское внимание.

Одновременно с этим очень важно обеспечивать детям возможность выбирать для себя удобное место для игр в зависимости от интересов и склонностей. Важным направлением работы выступает самостоятельный подбор игр и игрушек на основе приобретенного опыта, необходимо учить дошкольников самостоятельно объединять одну или несколько ситуаций в единый сюжет и стремиться выполнять план-сюжет. Подбор игр дети делают с учетом характера роли и взаимодействия с партнерами.

 


 

3. Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении

Одной из основных составляющих психического развития в дошкольном возрасте выступает психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Подготовка ребенка к школьному обучению – многосложная задача, охватывающая все сферы его жизни.

Психологическая готовность к школе – это достаточный и необходимый уровень психического формирования ребенка для того чтобы можно было в достаточной мере освоить школьные учебные программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность проявляются в уровне развития интеллектуальной, мотивационной, произвольной и речевой сферах. Обе готовности важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка характеризовалась успешностью, а также произошла быстрая адаптация к новым условиям и безболезненный вход в новую систему отношений.

Следует рассмотреть основные составляющие психологической готовности ребенка к обучению в школе:

-физическая готовность — это уровень того, как ребенок физически подготовлен, тот результат, который он достигает при выполнении двигательных активных действий необходимых в деятельности;

-мотивационная готовность определяет отношение к учебной деятельности как значимому общественной делу, выражающаяся в стремлении приобрести новые знания, то есть данная готовность определяет желание ребенка учиться в школе для развития любознательности;

-личностная готовность характеризует отношение к себе, учебному процессу, учителям и сверстникам;

-умственная готовность — это высокий уровень сформированности познавательных процессов (логическое мышление, память, внимание, восприятие);

-эмоционально-волевая готовность выражается в умение действовать в соответствии с образцом и проводить контроль путем соотношения как с эталоном поведения;

-готовность общаться — умение у ребенка произвольно общаться с взрослыми и сверстниками на разнообразные темы.

При поступлении ребенка в школу у него должно присутствовать желание идти туда, то есть, мотивация обучения, должна быть развита социальная позиция, он должен уметь входить в контакт со сверстниками, выполнять любые требования учителей и уметь контролироваться свои действия и поведение.

Наличие готовности ребенка к школьному обучению присутствует, если у него отмечается положительное отношение к следующим пунктам:

-желание идти в школу, отсутствие мыслей себя вне ее;

-понимание ребенком важности обучения и стремление к знаниям;

-проявление большого интереса к содержанию школьных занятий (аппликация, пение, рисование, лепка и многое другое);

-представление у ребенка процесса подготовки к школе и занятиям;

-самостоятельное и добровольное отказывание от характерных ориентаций дошкольников, предпочтение классных занятий обучению дома;

-тщательное соблюдение принятых норм поведения;

-предпочтение традиционного способа отметки за учебные достижения;

-признание авторитета учителя;

-высокий уровень произвольной регуляции деятельности;

-умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию;

-развитый кругозор;

-речевая система сформирована в соответствии с возрастом ребенка;

-развитие познавательной активности, самостоятельности;

-сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей);

-нормальный уровень состояния соматического здоровья.

Готовность детей к школьному обучению проявляется в том, что

в достаточной мере сформировано принятие нового для них социального статуса, а именно, статуса школьника, в соответствие с чем, возникают личностные новообразования, изменяются знания ребенка о себе и отношение к миру действительности.

Большинство педагогов в ходе своей педагогической деятельности встречают достаточное количество учащихся, испытывающих огромные трудности при усвоении учебного материала. Без обнаружения причин данных трудностей, носящих в основном психологический характер, невозможным остается эффективная работа по их устранению и в итоге повышение школьной успеваемости.

Виды школьной неуспеваемости:

-эпизодическая неуспеваемость;

-длительная неуспеваемость по отдельному предмету;

-длительная неуспеваемость по ряду предметов.

Выделяют следующие группы причин, приводящие к трудностям в обучении:

1.Внешние причины:

-плохие семейно-бытовые условия (отсутствие заботы родителей, отсутствие у ребенка специальных средств для обучения (ручек, тетрадей), отдаленность местожительства от школы, недостаточные бытовые условия);

-педагогическая запущенность (неактивное посещение уроков, проблемы языка, низкий культурный уровень у родителей, слабый текущий контроль знаний, нерегулярное выполнение домашних заданий);

-экологические причины (высокий уровень загрязненности воздуха дома и школе, вследствие чего возникает быстрая утомляемость);

-школьные факторы риска (неадекватность требования от учителей, интенсификация учебного процесса).

2.Внутренние причины:

-недостаточная развитость познавательной деятельности ребенка;

-отсутствие мотивации, так как несформированность положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения.

-Индивидуально-психологические особенности учащихся (характер, темперамент);

-неподготовленность ребенка к школе;

-соматическая ослабленность организма ребенка;

-нарушение сформированности высших психических функций;

-гиперреактивность, нарушение эмоционально-волевой сферы.

Следует отметить и особую группу риска детей, которые свой

ственны трудности в обучении:

-медлительные;

-часто болеющие;

-гиперрактивные;

-леворукие;

-дети из неблагополучных семей.

В качестве основных путей преодоления неуспеваемости можно предложите следующие мероприятия:

-Психологическая профилактика — поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности.

-Психологическая диагностика — систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

-Психологическая терапия — меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия, группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.

-Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная работа.

 


 

4. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста от 7–10 лет.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками:

-выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

-по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

— спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей.

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа -дошкольного детства.

Так как для ребенка в семи лет всё еще большую роль имеет игровая деятельность, воспитание детей младшего школьного возраста лучше осуществлять в форме игры, как и подготовку непосредственно к школе.

Когда начинается процесс обучения и воспитания младших школьников у них возникает большое количество новых обязанностей, именно поэтому важно уметь приучить их к дисциплине, установить четкий и строгий распорядок дня. Такой подход поможет ребенку стать более организованным, ведь ему будет значительно легче справляться с множеством, появившихся обязанностей.

Особенное внимание адаптации во время начального школьного обучения уделяется детям, не посещавших детский сад или другие дошкольные учреждения, потому что таким детям сложнее прижиться в новом коллективе, они не всегда понимают, что слушаться учителя необходимо и плохо умеют находить общий язык с ровесниками и одноклассниками.

Ответственность родителей в воспитание детей младшего школьного возраста заключается, в умении организовать день ребенка. В самом начале родители самостоятельно полностью выстраивают процесс деятельности ребенка, определяют время, когда готовить уроки; устанавливают время для прогулок, помощи по дому, посещения кружков, общения с друзьями, а также, все свободное время для отдыха.

В воспитании детей младшего школьного возраста огромную роль играет распорядок дня, который предполагает обоснованное физиологическими особенностями ребенка чередование отдыха и учебной нагрузки. В таком случае организм школьника сможет подстроиться под установленный ритм деятельности, и ему будет легче переносить новые трудности.

Воспитание детей школьного возраста должно опираться также и на физическое развитие ребенка. Физические упражнения имеют значение не только для здоровья школьника. Они — важнейшая часть системы воспитания. Именно через занятия спортом существенно укрепляется волевая сфера ребенка, он учится ставить перед собой цели и достигать их, преодолевать лень, усталость, инертность. В конечном счете, правильные физические нагрузки способны обучить младшего школьника самодисциплине и самообладанию.

Воспитание ребенка семи лет предполагает постепенную передачу школьнику ответственности за какую-то определенную работу в домашнем хозяйстве. У школьника должны обязательно быть какие-либо обязанности, приемлемые по возрасту, которые он регулярно выполняет.

Другой особенностью воспитания детей младшего школьного возраста является постепенное увеличение самостоятельности. Это позволяет школьнику прочувствовать самого себя в совершенно новой социальной роли, роли взрослого или практически взрослого человека. Помимо этого, ребенок получает возможность попрактиковаться в принятии решений и достижении поставленных задач, собственных или поставленных внешним значимым для ребенка окружением.

Невозможно качественно воспитать ребенка ничего не зная о его возрастной психологии. В частности, важным моментом является то, что на развитие личности школьника все большее влияние в этот период начинает оказывать социум, а не семья. В идеале эта среда, которая должна подтверждать и укреплять базовые установки, которые дети усвоили в семье. В реальности так происходит редко. Дети нередко стремятся противопоставить себя установкам семейного воспитания.

Очень важно, учитывать психологию детей младшего школьного возраста. Ведь именно в этом возрасте в сознании детей формируются такие понятия, как дружба, товарищество. На их основе, чуть ближе к подростковому периоду, начнет складываться восприятие меж половых взаимоотношений.

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Уже с младшего школьного возраста важно приучать детей считаться с потребностями всех членов семьи. Дети должны знать о средствах, которыми располагает семья, и не предъявлять родителям требований, непосильных для бюджета семьи.

 


 

5. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста

Средний школьный возраста (подростковый) — это период развития ребенка в возрастном диапазоне от 10 до 13 лет.

Средний школьный возраст (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. В данном возрасте происходит половое созревание. Усиливается деятельность желез внутренней секреции, в частности половых желез. Появляются вторичные половые признаки. Организм подростка обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем. Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале. Запоминание в понятиях, непосредственно связанное с осмысливанием, анализом и систематизацией информации, выдвигается на первый план. Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Проявление эмоций у подростков часто бывает достаточно бурное.

Можно выделить границы подросткового возраста: это 5-8 класс средней школы. За это время ребенок взрослеет, меняется. Этот период называют переходным, критическим и трудным в жизни личности. Человек сильно меняется во время подросткового возраста: начиная от физиологических аспектов и до психологических характеристик. У него меняются: цели, интересы в жизни, круг общения. Основной фактор развития подростка — это его социальная активность, связанная со сменой круга общения.

Уже в средних классах школы меняется содержание обучения подростка: школьники начинают изучать основы всех наук. Их деятельность усложняется, они поглощают больше информации, должны много запоминать, за счет этого и развиваются.

Воспитание детей в подростковом возрасте, с переходом из начальной в среднюю школу, ознаменовано тем, что ребенок постепенно выходит из-под влияния учителей и родителей. В этот период воспитание ребенка затруднено особыми физиологическими процессами, приводящими к повышенной возбудимости нервной системы и, как следствие, неуравновешенности поведения ребенка.

Для этого периода характерно обостренное чувство взрослости, стремление избавиться от опеки старших. Круг интересов подростка в большей степени определяется им самим, нежели является результатом влияния родителей. Именно в этом возрасте укрепляются дружеские связи со сверстниками, появляются новые авторитеты — как в непосредственном окружении, так и среди известных людей или даже литературных и киногероев. В процессе воспитания детей в этот период важно проявлять чуткость и такт, уважение к индивидуальности и праву на самостоятельность каждого ребенка. Большую роль в этот период может сыграть пробуждение интереса к самовоспитанию, основанного, прежде всего на стремлении подражать любимым героям.

Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.

Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте — потребностью в самовоспитании:

-физическое или волевое самовоспитание. Типичной целью в этом возрасте является волевое и физическое самосовершенствование подростка, а задача — улучшение волевых качеств личности, таких, как смелость, выносливость, самообладание, выдержка, уверенность в себе и др., — через применение специальных средств и упражнений. То же самое касается физического развития, в связи с которым многие дети в этом возрасте начинают заниматься физической культурой и спортом.

-Нравственное самовоспитание. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время – духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь. Для того чтобы правильно воспитывать подростка необходимо:

-перестраивать свое отношение к подростку, решать, где можно расширить его права и самостоятельность, а где наоборот ужесточить;

-принимать подростков такими какие они есть;

-проявлять особое внимание, которое должно быть в меру;

-научить детей предвидеть последствия их действий, не решать за них проблемы, помогать советами.

Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.

Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будет тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.

Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.

Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.

Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.

В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.

Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям-подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.

 


 

6. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника

Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии.

Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде.

Все создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

В воспитании учащихся старшего школьного возраста снова возрастает роль родителей и учителей. Это период активного формирования основ мировоззрения, в ходе нравственного и патриотического воспитания школьников у них складывается активная гражданская позиция, позволяющая им легче ориентироваться в выборе жизненного пути. Для достижения успеха в воспитании учащихся, учителю очень важно добиться доверия и уважения с их стороны. Только тогда он сможет передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны помочь школьникам найти свое место в жизни.

В этом возрасте противоречия, возникающие в характере подростка, постепенно сглаживаются, сквозь них все больше проступают индивидуальные различия. В старших классах окончательно складываются социально-типизированные черты и формы поведения, которые формировались в процессе воспитания школьников на протяжении десяти лет обучения. В первую очередь, это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность молодежи.

Воспитание и обучение детей старшего школьного возраста ведется по следующим направлениям:

-физическое воспитание;

-нравственно-эстетическое и патриотического воспитание;

-проведение профориентационной работы. Задачи физического воспитания. К ним относятся:

-содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;

-приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;

-дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;

-формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;

-закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;

-формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;

-дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции.

Задачи нравственно-эстетического воспитания:

-Создание пространства, обеспечивающего формирование у уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее.

-Создание пространства, обеспечивающего формирование нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей.

-Организация вовлечения детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру.

-Обеспечение пространства для реализации потребности в движении в целях формирования установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

-Организация экологической деятельности школьников в целях расширения их личного опыта реализации активной нравственно-экологической позиции во взаимодействии с природой и социальной средой.

-Создание условий, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности.

Обязательным условием работы является обеспечение подготовки к осознанному выбору будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений.

 


 

7. Рекомендации по профессиональной ориентации подростков

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Необходимость профориентации подростков представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

-позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;

-выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;

-повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, то есть, проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии:

1.Социально-экономические:

-весь спектр профессий;

-перспективное развитие той или иной профессии;

-социальная необходимость в определенной профессии;

-престиж профессии, статус, который она дает;

-материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

2.Социальные:

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы: -материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;

-социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе;

-моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;

-мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;

-профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии;

-утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т. д.;

-творческие, дающие волю фантазии и креативности;

-эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.

Выделяют некоторые особенности подростков при выборе профессии:

-Психологические особенности. Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

-Психофизиологические особенности: особенности темперамента; специфика нервной системы; общее состояние здоровья

школьника.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик.

Наиболее распространенными из них являются следующие.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) — автор Е. А. Климов. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

-«человек-природа» — профессии, связанные с растениеми и животноводством, лесным хозяйством;

-«человек-техника» — технические специальности;

-«человек-человек» — профессии, построенные на общении и обслуживании людей;

-«человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;

-«человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов» — автор А. Голомшток. Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.

«Якоря карьеры» — автор Э. Шейн. Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

-профессиональная компетентность — желание стать профессионалом в конкретной профессии;

-менеджмент — стремление управлять людьми;

-автономия — стремление к независимости в работе;

-стабильность — желание работать в одной сфере долгое время;

-служение — иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;

-вызов — находить уникальные решения сложных задач;

-интеграция стилей жизни — выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;

-предпринимательство — создавать новые услуги и товары. Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение родителей.

Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.

Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

 


 

8. Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)

Оказание психологической помощи детям – выступает одной из наиболее важных проблем в современной психологической науке. Данный вид помощи необходим всем детям с разнообразными житейскими неудачами, находящимися в кризисных состояниях, а также детям с различными психологическими, невротическими и психосоматическими расстройствами, которые отставляют после себя отрицательные отпечаток на формировании личности ребенка.

Психологическая помощь – область практического использования психологических приемом, ориентированных на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может быть направлена, как на отдельного человека, так на группу лиц или организацию в целом.

Главными способами оказания помощи в практической психологии выступают:

-психологическое консультирование;

-психокоррекция (психологическая коррекция);

-психотерапия.

Все вышеперечисленные виды оказания психологической помощи устремлены на различные стороны личности, но отличаются между собой способами и методами воздействия, а также целями. Они могут применяться как по отдельности, так и в единстве в зависимости ситуации и проблемы обращения. Более подробно расскажем о том, как проводится психокоррекция и психотерапия с детьми различных возрастов.

Психологическая коррекция – это активная деятельность специалиста по корректировке отдельных особенностей личности, их психологического развития, которые не выступают оптимальными для него. Целью работы выступает разработка умений и овладение навыками адекватными для ребенка, оптимальными для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующих личностному росту и адаптации его в обществе.

Психологическая коррекция всегда ориентирована на процессы управления, манипулирования и формирования, что обычно связано с неспособность самостоятельно подвергать изменению параметры своей психической деятельности в силу дефектов или аномалий психики.

Психотерапия — это система единого лечебного невербального и вербального влияния на эмоции, суждения, сознание при психических, психосоматических и нервных расстройствах. Целью работы при психотерапевтических действиях выступает локализация психопатологической симптоматики, в следствие чего достигается внешняя и внутренняя гармонизация личности.

В психотерапевтическом воздействие всегда присутствует стремление к глубокому анализу с ориентацией на бессознательные процессы, а также структурная перестройка личности.

Психотерапия осуществляется врачом психотерапевтом и предназначена для лечения и предупреждения заболеваний, где основная цель — устранение болезненных симптомов (раздражительности, агрессивности, плаксивости, нервозности, снижения настроения, страхов), а также изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде, предотвращение и устранение патологических реакций на длительные и тяжелые соматические болезни. Главная задача психотерапевта — раскрыть перед больным его резервные возможности, активировать его внутренние природные силы организма.

Психологическая коррекция осуществляется психологом и направлена на разрешение проблем, коррекции психической неуспешности недостигающей уровня патологии, однако влияющих на развитие психических функций, личностный рост, качество жизни человека. С помощью психологических методов воздействия на личность и поведение ребенка психолог устраняет какие либо поведенческие или личностные недостатки, помогает ребенку, а если необходимо и семье разобраться в сложившейся ситуации или проблеме, подсказывает, дает совет, просвещает, поддерживает, успокаивает и т. п.

В современной психологической науке достаточно хорошо известно, что лечение детей подразумевает и лечение их родителей. Результаты практических исследований многих психологов таких, как Катан, Анна Фрейд, Фрайберг дали возможность создать новые формы лечения: семейную или системную, родительско-дет-скую психотерапию и психокоррекцию.

Во всех этих формах психотерапевтический и психокоррекционный процесс нацелен, прежде всего, на том сложный комплекс конфликтов, тревог, защитных механизмов, идеалов и отношений, которые и имеют виду, когда говорят о заботе о детях или о «родительстве». В понятие «родительство» входит не только то, как родители на самом деле строят свои эмоциональные и воспитательные отношения с ребенком, но и то, как они представляют и переживают фантазии, конфликты и объектные отношения, являющиеся бессознательной основой их поведения.

Когда пациентом является ребенок младше трех лет, он с самого начала приходит на прием вместе с родителями.

В психотерапии и психокоррекции матери и маленького ребенка решающую роль играет временной фактор. Сеансы должны быть достаточно продолжительными для того, чтобы хватило времени на:

-создание терапевтического альянса:

-формирование первичного позитивного переноса на терапевта;

-самораскрытие матери и аккумуляцию в достаточном количестве содержательных взаимодействий матери и ребенка, которые позволили бы определить фокус интерпретации.

Всегда необходимо обсуждение предполагаемой цели работы; в большинстве случаев родители не желают рассматривать ее как персональную терапию, но они хотят участвовать в ней, чтобы прояснить для себя основной симптом ребенка и понять, какие ситуации в детско-родительских взаимоотношениях провоцируют тревогу. Родителям объясняется, что цель работы заключается в понимание причин возникновения симптомов ребенка, и это требует от родителей серьезного и вдумчивого подхода.

Основные направлениями психолого-психотерапевтической коррекции детей дошкольного и школьного возрастов:

-установление адекватных доверительных отношений с учетом психологических особенностей ребенка (низкая самооценка, застенчивость, повышенная ранимость, слабость волевой сферы, раздражительность и т. д.);

-помощь в адаптации к условиям пребывания в учреждениях реабилитации (разлуке с близкими, режиму дня, новому окружению, процедурам);

-коррекция состояния фрустрации с гнетущим напряжением, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния; (предоставление адекватной информации по заболеванию, этапах реабилитационных действий и достижимых результатах преодоления сложившейся ситуации);

-формирование адекватной внутренней картины болезни и отношения к ней;

-коррекция системы социально-психологических отношений (с родными, педагогами, сверстниками с целью наиболее полной адаптации в микросоциуме);

-повышение мотивации к реабилитации (коррекция уровня притязаний, самооценки, жизненных ценностей и перспективы, расширение потребностей, которые могли сузиться в результате болезни).

Все указанные виды помощи являются психологическими в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Вывод по лекции

Полноценное, разностороннее развитие ребенка раннего возраста зависит от активного взаимодействия участников процесса индивидуальной помощи, от своевременного и постепенного включения всех этапов в работу, так как педагогические условия развития, обучения и воспитания детей учитывают поэтапность формирования предметных действий, необходимость сотрудничества с ребенком, постепенного формирования базисных характеристик личности ребенка, а именно компетентности, эмоциональности, самостоятельности, активности и инициативности.

Процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста выступает важнейшим этапом работы, так именно с этот возрастной период развития происходит окончательное завершение формирования личности ребёнка, его качеств и черт, становление речи, как системы, что в дальнейшем станет полноценной основой при обучении чтению и письму.

Период школьного обучения ставит специфические задачи воспитания, так как это качественно новый этап формирования личности. Особенности воспитания детей школьного возраста – это перераспределение нагрузки (резкое увеличение умственной, и столь же заметное ограничение физической нагрузки), изменение социальной роли ребенка, и постоянная сознательная деятельность в рамках коллектива, которые взрослому необходимо учитывать всегда.

Правильно воспитывая и обучая подростка необходимо учить их поддерживать и развивать отношения с другими людьми, тем самым они с легкостью смогут реализоваться в жизни, не ощущая дискомфорта.

Воспитание старших школьников способствует окончательному формированию интересов и склонностей к определенному виду деятельности. Конечной целью воспитания учащихся является их способность к самоопределению и выбору профессии на основе своих интересов и приобретенных знаний.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Комплекс психотерапевтических и коррекционных мероприятий у подростков, направлен на предотвращение десоциализации подростка, под которой понимают различные нарушения поведения (токсикоманическое, избегание контактов, суицидальное), на повышение самооценки, изменение неадекватного уровня притязаний, устранение искаженного образа «Я», создание широкой временной перспективы.

Вопросы для самопроверки

1. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка раннего возраста.



2.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста.

3.Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении.

4.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста.

5.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста.

6.Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника.

7.Рекомендации по профессиональной ориентации подростков.

8.Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка).

Литература и Интернет-ресурсы [8, 10, 11, 1, 4, 7, 5].

Источник: Артеменко О. Н., Звездина Н. А. А Психолого-педагогические основы индивидуальной помощи детям: учебное пособие (курс лекций). – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с.

Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
Индекс материала
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка дошкольного возраста
Определение готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка младшего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание ребенка среднего школьного возраста
Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий (в соответствии с возрастом ребенка)
Все страницы
Страница 1 из 8План (далее…)