Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д | Обучение и развитие детей

Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Дмитриева Людмила Владимировна
Тип урока

Решение частной задачи

Авторы УМК

«УМК «Школа России», В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкина

Цели урока

– Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д] [д’], буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти;

– Создать условия для развития умения анализировать согласные звуки [д] [д’];

– Создать условия для успешного закрепления изученного материала;

– Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, умение слушать и понимать других людей.

Задачи урока

Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов. Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. Воспитывать культуру учебного труда

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к окружающему миру

Универсальные учебные действия

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: выделяют существенные признаки; формируют понятия «буква – знак для звука»; устанавливают причинно-следственные связи: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

Коммуникативные: договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, группах).

Учебные пособия для ученика

учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, индивидуальные карточки с иллюстрированным и текстовым материалом

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал

Образовательные ЭОР

https://yandex.ru/images/search?text=водолаз%20картинки&stype=image&lr=63&noreask=1&parent-reqid=1487487872268443-690596001879484875391810-man1-5717&source=wiz



Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный момент

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Настраивает детей на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задает вопросы, выслушивает высказывания мнений детей

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Он зимний, интересный.

И гостей собрал всех вместе.

Повернитесь к ним скорей,

Поприветствуйте гостей!

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что в нашем первом классе

Все ребята – молодцы!

Девиз урока:

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные, мы старательные.

Мы в первом классе учимся,

Всё у нас получится!

– Какое сегодня число?

– Какой день недели?

– Посмотрите на свои парты, скажите какой сейчас урок?

– Почему вы так решили?

– На уроке обучения грамоте мы учимся…

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, настраиваются на работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из жизни

II. Речевая разминка

Коллективная.

Словесный.

Фонетическая зарядка

Организует звуковую гимнастику

Звуковая гимнастика. «АОУЫИЭ»

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других

III Актуализация опорных знаний

Работа по ленте букв

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Задает вопросы, выслушивает высказывания мнений детей

– На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

– Что вы можете сказать про гласные звуки?

Гласные тянутся к песенке звонкой.

Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать,

И в колыбельке ребенка качать.

– Назовите гласные, которые обозначают твердость впереди стоящего согласного (а, о, у, ы, э)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного (и, е)

– Что вы можете рассказать про согласные звуки?

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие, парные, непарные).

– Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. («н, м, л, р, б, з»)

– Какие вопросы можно задать по ленте букв?

– Какие согласные расположены в верхнем ряду?

– В нижнем ряду?

поиск и выделение необходимой информации

 

 

Высказывают свое мнение, обсуждают, задают вопросы

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать вывод

Обобщать и классифицировать по признакам.

 

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Выделение звука

2.Разгадывание ребуса

3.Отгадывание загадки

 

 

 

4.Знакомство с буквами Д, д

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Практический исследование

Беседа

Загадывает ребус, загадку, задает вопросы

– Найдите одинаковый звук в словах? Помидор, дверь, солдат, ведро?

– Разгадайте ребус (дерево)

– Какой первый звук вы сейчас произнесли?  [д’]

– Проведем небольшую исследовательскую работу.

– Какой это звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.)

– Выясним звонкий или глухой? Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

– Какой же это звук? (Звонкий.)

– Дайте характеристику этому звуку?

– О какой букве идёт речь в загадке?

Буква – домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.  (Буква Д)

– Давайте сформулируем учебную задачу урока. (познакомимся со звуками [д], [д’]и буквой, обозначающей их на письме, научимся читать слова, слоги и предложения с буквой Д)

Так выглядит буква Д.

– Сколько букв Д? Почему?

– Для чего нужна заглавная буква Д?

Находят одинаковый звук, отгадывают ребус, загадку, исследуют звуки,

дают характеристику звукам

Вместе с учителем формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы учителя

Познавательные: выделяют существенные признаки; формируют понятия «буква – знак для звука»; устанавливают причинно-следственные связи

5. Слогозвуковой анализ слова

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Практический 

Беседа

Загадывает загадку

Доскажите словечко.

В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель»

И ставит подпись: … (дятел)

Девочка Даша сделала слогозвуковую модель слова «Дятел». (2 сл., 2 гл., 5 б., 5 зв. [дат’ил]

– Давайте проверим Дашу.

– Кто согласен с Дашей?

– Что Даша сделала неверно (нужно поставить знак ударения, в первом слоге слышим мягкий согласный [д’]

Отгадывают загадку, составляют слогозвуковую модель слова, проверяют запись на доске, оценивают, участвуют в обсуждении проблемных вопросов

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме и в виде схемы.

6.Распределение слогов на группы (в паре)

7.Чтение слогов

 

8.Игра «Узнай звук»

Фронтальная

 В паре

Словесный

Слово учителя

Практический Беседа

Игра

 

 

 

 

Называет слова

В паре.  Распределите слоги на группы, объясните по какому признаку сделали. (да, до, ду, ды, дь, дя, де, ди, дю, дё)

Прочитайте слоги: да, до, ду, ды, дь, дя, де, ди, дю, дё

– Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши.

Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым, дочка, техника, дыня, день

Распределяют слоги на группы, проверяют, читают слоги, распознают звуки в словах

Оценивают

правильность

выполнения

заданий

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать других.

физминутка

Здоровьесбережение

Руководит физминуткой

Вот зима, кругом бело,

Много снега намело –

Утром Ваня санки взял,

По дорожке побежал.

А саду у нас гора,

Все катаются с утра.

Крикнул Ваня: «Берегись!»

Покатился с горки вниз.

Выполняют профилактику утомления.

Выполняют движения, активно участвуют в физминутке

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать других

9.Работа с иллюстрацией. (Учебник с. 104)

 

 

 

 

10.Работа с текстом с. 105

(слайд 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.Работа над многозначностью слова.

 

Знакомство с собакой-водолазом.

(Слайды 2,3).

 

(Слайд 4).

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа

Коллективная

Задает вопросы, знакомит с профессиями, показывает слайды из презентации

– Какие вы большие молодцы. Легко справляетесь со всеми заданиями.

– А теперь откройте учебники на с.104.

Рассмотрим иллюстрацию на тему «Морские сокровища».

– А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты)

– Ребята, есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? Кто знает, как называется этот вид спорта? (Дайвинг)

– Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад)

– Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы)

Чтение текста на стр.105

Вопросы:

– Где ведут работы водолазы?

– Какая у них работа?

– Чьи папы работают водолазами?

– Чем занимаются водолазы на дне реки?

Где теперь идут поезда?

– Сколько здесь предложений? (5)

Прочитайте 3 предложение.  Сколько в нем букв Д? (3)

Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух.

(подготовленный ученик) «Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком.

Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль».

– Что общего между этими картинками?

– Это служебная собака породы «водолаз».

– Для чего люди разводят таких собак?

– Прочитайте определение из «Толкового словаря».

Чтение определения хором.

Водолаз – сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих.

– Что вы можете сказать о слове «водолаз»?  (Оно многозначное, т.к. имеет два значения).

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст

 

 

 

 

 

 

Рассматривают слайд с породой собаки-водолаза, читают определение

Составляют предложения, рассказ по сюжетной картинке, соблюдают логику изложения

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать вывод.

Обобщать и классифицировать по признакам.

Ориентироваться на развороте учебника Коммуникативные УУД

Развивают умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Духовно-нравственные развитие и воспитание Эстетическое воспитание

12.Родственные слова

(учебник, с. 105)

Фронтальная

Слово учителя

Практический

Беседа

Наблюдение

Вычленение

Знакомит с новыми словами



– Прочитайте слова.

– Разделите слова на слоги

– Найдите односложные слова, двусложные,

– Как вы думаете от какого слова произошли все слова?

– Такие слова называют однокоренные или родственные.

Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, знакомятся с новыми понятиями

Коммуникативные УУД

Развивают умение слушать и понимать других.

V.Закрепление знаний и способов действий

Работа в группах

1. Вычленение слов с буквой «д»

2. Составление слов из слогов

3. Составление слов из букв, звукобуквенный анализ слов

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Практический исследование

Беседа

В группах

Контролирует работу в группах

1 ряд

Найдите слова с буквой Д.

(пардыняаптдушаавпдеревоаоидварпщшпдятеловатдубоавдуплооавртпдымоапрдорогааво)

– Какое слово лишнее? Два – числительное, а остальные – существительные.

2 ряд

Соберите из слогов слова: дятел, дерево, диван, дуб.

– Какое слово лишнее? Почему? (лишнее диван – это мебель, а другие слова — природа)

3 ряд

Составьте из букв («д, о, р, о, г, а, д, е, н, ь») слова и сделайте звукобуквенный анализ слов:«дорога, день»

Находят слова с буквой «Д», составляют слова из слогов, вычленяют лишнее

Составляют слова из букв, делают звукобуквенный анализ слов, участвуют в обсуждении проблемных вопросов

Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

 

 

 

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в устной форме.

Высказывать эмоциональное отношение к своей учебной ’ деятельности.

4.Подбор антонимов

Фронтальная

Словесный

Слово учителя

Практический

Называет слова

Следующее задание. Нужно подобрать антонимы к словам. Антоним – это слова, противоположные по значению.  Я вам помогу, приведу пример:

Злой – добрый

короткий – … длинный

враг – … друг

дикий – … домашний

городской – … деревенский

Знакомятся с новым понятием, подбирают антонимы, участвуют в обсуждении проблемных вопросов

VI.Рефлексия

Словесный

Организовывает рефлексию

– Вам понравился урок?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто считает, что он хорошо поработал на уроке?

– Какие задания были трудными для вас?

– Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?

Оценивают свою работу на уроке

Соотносят цель и результаты