Согласные звуки [д], [д']. Буквы Д, д
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Дмитриева Людмила Владимировна
Тип урока | Решение частной задачи |
Авторы УМК | «УМК «Школа России», В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкина |
Цели урока | – Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [д] [д’], буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти; – Создать условия для развития умения анализировать согласные звуки [д] [д’]; – Создать условия для успешного закрепления изученного материала; – Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией, умение слушать и понимать других людей. |
Задачи урока | Научить приёму практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов, текстов. Продолжить развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения. Воспитывать культуру учебного труда |
Планируемые результаты (предметные) | Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтение предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты | Проявляют интерес к окружающему миру |
Универсальные учебные действия | Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: выделяют существенные признаки; формируют понятия «буква – знак для звука»; устанавливают причинно-следственные связи: между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука. Коммуникативные: договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, группах). |
Учебные пособия для ученика | учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, индивидуальные карточки с иллюстрированным и текстовым материалом |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, презентация, дидактический материал |
Образовательные ЭОР | https://yandex.ru/images/search?text=водолаз%20картинки&stype=image&lr=63&noreask=1&parent-reqid=1487487872268443-690596001879484875391810-man1-5717&source=wiz |
Этап урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Содержание | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный момент Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Фронтальная Словесный Слово учителя | Настраивает детей на работу Задает вопросы, выслушивает высказывания мнений детей | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Он зимний, интересный. И гостей собрал всех вместе. Повернитесь к ним скорей, Поприветствуйте гостей! Мы работать будем дружно, Чтоб услышать нам в конце, Что в нашем первом классе Все ребята – молодцы! Девиз урока: Мы умные, мы дружные, Мы внимательные, мы старательные. Мы в первом классе учимся, Всё у нас получится! – Какое сегодня число? – Какой день недели? – Посмотрите на свои парты, скажите какой сейчас урок? – Почему вы так решили? – На уроке обучения грамоте мы учимся… | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, настраиваются на работу Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение | Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из жизни |
II. Речевая разминка | Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка | Организует звуковую гимнастику | Звуковая гимнастика. «АОУЫИЭ» | Готовят артикуляционный аппарат к чтению | Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других |
III Актуализация опорных знаний Работа по ленте букв | Фронтальная Словесный Слово учителя | Задает вопросы, выслушивает высказывания мнений детей | – На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные). – Что вы можете сказать про гласные звуки? Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать. В темном лесу звать и аукать, И в колыбельке ребенка качать. – Назовите гласные, которые обозначают твердость впереди стоящего согласного (а, о, у, ы, э) – Назовите гласные, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного (и, е) – Что вы можете рассказать про согласные звуки? А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. – Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие, парные, непарные). – Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. («н, м, л, р, б, з») – Какие вопросы можно задать по ленте букв? – Какие согласные расположены в верхнем ряду? – В нижнем ряду? | поиск и выделение необходимой информации Высказывают свое мнение, обсуждают, задают вопросы | Познавательные УУД На основе анализа объектов делать вывод Обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме. |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности 1. Выделение звука 2.Разгадывание ребуса 3.Отгадывание загадки 4.Знакомство с буквами Д, д | Фронтальная Словесный Слово учителя Практический исследование Беседа | Загадывает ребус, загадку, задает вопросы | – Найдите одинаковый звук в словах? Помидор, дверь, солдат, ведро? – Разгадайте ребус (дерево) – Какой первый звук вы сейчас произнесли? [д’] – Проведем небольшую исследовательскую работу. – Какой это звук? (Согласный; при произнесении этого звука воздух встречает преграду.) – Выясним звонкий или глухой? Кладем пальчики на горлышко: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий. – Какой же это звук? (Звонкий.) – Дайте характеристику этому звуку? – О какой букве идёт речь в загадке? Буква – домик аккуратный С высокой крышею двускатной. (Буква Д) – Давайте сформулируем учебную задачу урока. (познакомимся со звуками [д], [д’]и буквой, обозначающей их на письме, научимся читать слова, слоги и предложения с буквой Д) Так выглядит буква Д. – Сколько букв Д? Почему? – Для чего нужна заглавная буква Д? | Находят одинаковый звук, отгадывают ребус, загадку, исследуют звуки, дают характеристику звукам Вместе с учителем формулируют учебную задачу, отвечают на вопросы учителя | Познавательные: выделяют существенные признаки; формируют понятия «буква – знак для звука»; устанавливают причинно-следственные связи |
5. Слогозвуковой анализ слова | Фронтальная Словесный Слово учителя Практический Беседа | Загадывает загадку | Доскажите словечко. В лесу под щебет и под свист Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд – приятель» И ставит подпись: … (дятел) Девочка Даша сделала слогозвуковую модель слова «Дятел». (2 сл., 2 гл., 5 б., 5 зв. [дат’ил] – Давайте проверим Дашу. – Кто согласен с Дашей? – Что Даша сделала неверно (нужно поставить знак ударения, в первом слоге слышим мягкий согласный [д’] | Отгадывают загадку, составляют слогозвуковую модель слова, проверяют запись на доске, оценивают, участвуют в обсуждении проблемных вопросов | Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной форме и в виде схемы. |
6.Распределение слогов на группы (в паре) 7.Чтение слогов 8.Игра «Узнай звук» | Фронтальная В паре Словесный Слово учителя Практический Беседа Игра | Называет слова | В паре. Распределите слоги на группы, объясните по какому признаку сделали. (да, до, ду, ды, дь, дя, де, ди, дю, дё) Прочитайте слоги: да, до, ду, ды, дь, дя, де, ди, дю, дё – Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши. – Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым, дочка, техника, дыня, день | Распределяют слоги на группы, проверяют, читают слоги, распознают звуки в словах Оценивают правильность выполнения заданий | Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать других. |
физминутка | Здоровьесбережение | Руководит физминуткой | Вот зима, кругом бело, Много снега намело – Утром Ваня санки взял, По дорожке побежал. А саду у нас гора, Все катаются с утра. Крикнул Ваня: «Берегись!» Покатился с горки вниз. | Выполняют профилактику утомления. Выполняют движения, активно участвуют в физминутке | Коммуникативные УУД Развивать умение слушать и понимать других |
9.Работа с иллюстрацией. (Учебник с. 104) 10.Работа с текстом с. 105 (слайд 1) 11.Работа над многозначностью слова. Знакомство с собакой-водолазом. (Слайды 2,3). (Слайд 4). | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с иллюстрацией, беседа Коллективная | Задает вопросы, знакомит с профессиями, показывает слайды из презентации | – Какие вы большие молодцы. Легко справляетесь со всеми заданиями. – А теперь откройте учебники на с.104. Рассмотрим иллюстрацию на тему «Морские сокровища». – А кто знает, как называют людей, которые работают на морском дне? (Водолазы, аквалангисты) – Ребята, есть такой вид спорта, когда аквалангисты опускаются на морское дно? Кто знает, как называется этот вид спорта? (Дайвинг) – Что увидели водолазы в море? (Сокровище, клад) – Каких морских обитателей они встретили? (Осьминог, рыбы) Чтение текста на стр.105 Вопросы: – Где ведут работы водолазы? – Какая у них работа? – Чьи папы работают водолазами? – Чем занимаются водолазы на дне реки? – Где теперь идут поезда? – Сколько здесь предложений? (5) Прочитайте 3 предложение. Сколько в нем букв Д? (3) Читающие дети в это время знакомятся с дополнительным текстом, затем читают его вслух. (подготовленный ученик) «Водолаз – мастер на все руки. Под водой приходится бывать и слесарем, и монтажником, и строителем, и взрывником, и электросварщиком. Строят мост через реку, прокладывают подводный трубопровод – без водолаза не обойтись. Водолаз заделает пробоину в днище судна, поможет поднять со дна затонувший корабль». – Что общего между этими картинками? – Это служебная собака породы «водолаз». – Для чего люди разводят таких собак? – Прочитайте определение из «Толкового словаря». Чтение определения хором. Водолаз – сильная, хорошо плавающая собака, используемая для спасения утопающих. – Что вы можете сказать о слове «водолаз»? (Оно многозначное, т.к. имеет два значения). | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы Читают текст Рассматривают слайд с породой собаки-водолаза, читают определение Составляют предложения, рассказ по сюжетной картинке, соблюдают логику изложения | Познавательные УУД На основе анализа объектов делать вывод. Обобщать и классифицировать по признакам. Ориентироваться на развороте учебника Коммуникативные УУД Развивают умение слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Духовно-нравственные развитие и воспитание Эстетическое воспитание |
12.Родственные слова (учебник, с. 105) | Фронтальная Слово учителя Практический Беседа Наблюдение Вычленение | Знакомит с новыми словами | – Прочитайте слова. – Разделите слова на слоги – Найдите односложные слова, двусложные, – Как вы думаете от какого слова произошли все слова? – Такие слова называют однокоренные или родственные. | Сравнивают слова, определяют наличие общей части слова, знакомятся с новыми понятиями | Коммуникативные УУД Развивают умение слушать и понимать других. |
V.Закрепление знаний и способов действий Работа в группах 1. Вычленение слов с буквой «д» 2. Составление слов из слогов 3. Составление слов из букв, звукобуквенный анализ слов | Фронтальная Словесный Слово учителя Практический исследование Беседа В группах | Контролирует работу в группах | 1 ряд Найдите слова с буквой Д. (пардыняаптдушаавпдеревоаоидварпщшпдятеловатдубоавдуплооавртпдымоапрдорогааво) – Какое слово лишнее? Два – числительное, а остальные – существительные. 2 ряд Соберите из слогов слова: дятел, дерево, диван, дуб. – Какое слово лишнее? Почему? (лишнее диван – это мебель, а другие слова — природа) 3 ряд Составьте из букв («д, о, р, о, г, а, д, е, н, ь») слова и сделайте звукобуквенный анализ слов:«дорога, день» | Находят слова с буквой «Д», составляют слова из слогов, вычленяют лишнее Составляют слова из букв, делают звукобуквенный анализ слов, участвуют в обсуждении проблемных вопросов | Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме. Высказывать эмоциональное отношение к своей учебной ’ деятельности. |
4.Подбор антонимов | Фронтальная Словесный Слово учителя Практический | Называет слова | Следующее задание. Нужно подобрать антонимы к словам. Антоним – это слова, противоположные по значению. Я вам помогу, приведу пример: Злой – добрый короткий – … длинный враг – … друг дикий – … домашний городской – … деревенский | Знакомятся с новым понятием, подбирают антонимы, участвуют в обсуждении проблемных вопросов | |
VI.Рефлексия | Словесный | Организовывает рефлексию | – Вам понравился урок? – Что нового вы узнали на уроке? – Кто считает, что он хорошо поработал на уроке? – Какие задания были трудными для вас? – Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? | Оценивают свою работу на уроке Соотносят цель и результаты |