Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации по профессиональной ориентации подростков
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации по профессиональной ориентации подростков |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии | ||||||||||
7. Рекомендации по профессиональной ориентации подростковПрофессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности. Необходимость профориентации подростков представляется значительной и необходимой по нескольким причинам: -позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться; -выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера; -повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии. Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, то есть, проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет. Факторы, влияющие на выбор профессии: 1.Социально-экономические: -весь спектр профессий; -перспективное развитие той или иной профессии; -социальная необходимость в определенной профессии; -престиж профессии, статус, который она дает; -материальная обеспеченность специалиста в выбранной области. 2.Социальные: Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект. На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы: -материальные, выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам; -социальные, когда подросток желает занимать достойное место в обществе; -моральные, связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения; -мотивы престижности, когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей; -профессиональные и познавательные, целью которых является глубокое освоение профессии; -утилитарные, позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т. д.; -творческие, дающие волю фантазии и креативности; -эстетические, учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии. Выделяют некоторые особенности подростков при выборе профессии: -Психологические особенности. Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка. Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения. -Психофизиологические особенности: особенности темперамента; специфика нервной системы; общее состояние здоровья школьника. Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности. Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) — автор Е. А. Климов. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре. По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий: -«человек-природа» — профессии, связанные с растениеми и животноводством, лесным хозяйством; -«человек-техника» — технические специальности; -«человек-человек» — профессии, построенные на общении и обслуживании людей; -«человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами; -«человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество. «Карта интересов» — автор А. Голомшток. Целью методики является определение структуры интересов подростка. Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело. «Якоря карьеры» — автор Э. Шейн. Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций: -профессиональная компетентность — желание стать профессионалом в конкретной профессии; -менеджмент — стремление управлять людьми; -автономия — стремление к независимости в работе; -стабильность — желание работать в одной сфере долгое время; -служение — иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности; -вызов — находить уникальные решения сложных задач; -интеграция стилей жизни — выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой; -предпринимательство — создавать новые услуги и товары. Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком. Родители должны дать ребенку право выбора. Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение родителей. Ребенку стоит прививать идеалы, к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности. << Предыдущая — Следующая >> |