Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника
Рекомендации по оказанию индивидуальной помощи детям — Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьника |
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии | ||||||||||
6. Рекомендации, связанные с обучением и воспитание старшего школьникаСтарший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательные интересы. На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов. Общественные переживания и чувства оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Существенной особенностью старших школьников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненным самоопределением и выбором, профессии. Наконец, нельзя не отметить того, что на развитие и поведении старшеклассников большое влияние оказывает их повышенная ре активность (чувствительность) ко всему новому, что происходит и жизни, в литературе, искусстве и музыке, а также в моде. Все создает определенные проблемы в воспитании. Но при правильном подходе к делу эти проблемы решаются успешно. Главное здесь не борьба со стремлением юношей и девушек ко всему новому, а наоборот, своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде. В воспитании учащихся старшего школьного возраста снова возрастает роль родителей и учителей. Это период активного формирования основ мировоззрения, в ходе нравственного и патриотического воспитания школьников у них складывается активная гражданская позиция, позволяющая им легче ориентироваться в выборе жизненного пути. Для достижения успеха в воспитании учащихся, учителю очень важно добиться доверия и уважения с их стороны. Только тогда он сможет передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны помочь школьникам найти свое место в жизни. В этом возрасте противоречия, возникающие в характере подростка, постепенно сглаживаются, сквозь них все больше проступают индивидуальные различия. В старших классах окончательно складываются социально-типизированные черты и формы поведения, которые формировались в процессе воспитания школьников на протяжении десяти лет обучения. В первую очередь, это широкий круг социальных интересов и выработка качеств, характеризующих общественную активность молодежи. Воспитание и обучение детей старшего школьного возраста ведется по следующим направлениям: -физическое воспитание; -нравственно-эстетическое и патриотического воспитание; -проведение профориентационной работы. Задачи физического воспитания. К ним относятся: -содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия внешней среды для укрепления здоровья, противостоять стрессам; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности; -приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях; -дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей; -формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке; о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности; о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии; -закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта; -формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания; -дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции. Задачи нравственно-эстетического воспитания: -Создание пространства, обеспечивающего формирование у уважения к истории и культуре своей страны, народа, поселка, к истории и традициям своей школы, гордости за нее; чувства ответственности за их настоящее и будущее. -Создание пространства, обеспечивающего формирование нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей. -Организация вовлечения детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эмпатической чувствительности, эстетического отношения к миру. -Обеспечение пространства для реализации потребности в движении в целях формирования установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. -Организация экологической деятельности школьников в целях расширения их личного опыта реализации активной нравственно-экологической позиции во взаимодействии с природой и социальной средой. -Создание условий, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования, знаний, интеллектуального развития личности. Обязательным условием работы является обеспечение подготовки к осознанному выбору будущей профессии, активной адаптации в мире профессиональных отношений. << Предыдущая — Следующая >> |