Развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение | Обучение и развитие детей

Развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение

На главную Лекции и практикум по психологии Разное по психологии Развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение
Развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение
Лекции и практикум по психологии — Разное по психологии
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ

© Саенко Ю.В., 2008 (г. Таганрог, Россия)

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ SKILL TO TAKE ANY DECISION INDEPENDENTLY

© Saenko J.V., 2008 (Taganrog, Russia)

Actuality of the development of students’ skill to take any decision independently is based in the article, written by J. Saenko and exercises, directed on the development of this skill are offered in it

Способность принимать правильные решения является типичной особенностью зрелой личности с развитым мышлением. Зрелую личность, наряду с другими качествами, характеризуют такие черты как смелость, самостоятельность, независимость, интернальность. Человек, принимая решение, делает выбор в таких значимых жизненных ситуациях, как выбор образования, профессии, спутника жизни, образа жизни. Кроме того, каждый человек постоянно находится перед нравственным выбором. Принятие решения предполагает принятие ответственности за его последствия, поэтому избегание принятия решения и его исполнения характерно для незрелых личностей [8]. Выбирая из стратегий совладания с проблемными ситуациями, зрелая личность отдает предпочтение прямому разрешению проблемы, а не отвлекающим стратегиям. Совладание с проблемой может включать в себя два типа стратегий:

1. Конструктивные формы реагирования:

а) решение проблемы, опирающееся на самостоятельный выбор и принятие решения с последующим его исполнением, контролем и оценкой результатов;

б) вербализация чувств в общении с другим человеком.

2. Деструктивные формы реагирования, отвлекающие внимание от решения проблемы и создающие зависимости: алкоголизация, наркотизация, шопинг, ТВ-зависимость, пищевая зависимость.

Исследования показывают, что в случае значительных стрессогенных проблем представители юношеского возрасте чаще прибегают к деструктивным стратегиям, а не к принятию и реализации самостоятельных решений [6]. В качестве помех для принятия решений выступают низкая самооценка, внушаемость, конформность, ригидность мышления, низкий интеллект и др. Это определяет необходимость создания обучающих технологий, направленных на развитие у студентов умения самостоятельно принимать решение. Эту возможность предоставляют разработанные нами упражнения, предлагаемые студентам для выполнения во время аудиторных занятий и в заданиях для самостоятельной работы.

Согласно Россу, способность принимать решения предполагает наличие следующих умений: находить возможные способы достижения цели; выбирать критерии их оценки; оценивать результаты. Для принятия решения нужно четко сформулировать задачу, рассмотреть возможные варианты решения и оценить их последствия. Манн и др. выделили несколько этапов принятия решения:

~ Желание выбирать и осознание необходимости выбора;

~ Формулирование проблемы, определение альтернативных способов решения, составление программы действий по достижению цели;

~ Осознание последствий выбранного способа действий для себя и окружающих;

~ Формирование и сохранение намерения реализовать принятое решение.

Принятие решения является продуктом мыслительного процесса, процесса решения задачи. Решение является выбором из множества альтернатив, каждая из которых обладает как преимуществами, так и недостатками, взвешиванием достоинств каждого варианта действия. Выбор, таким образом, делается в пользу той из альтернатив, которая обладает наиболее весомыми достоинствами и наименьшими недостатками по сравнению с другими возможными решениями. По мнению Тверски, принимая решение, человек выбирает наиболее привлекательный вариант: последовательно оценивает признаки каждого варианта и устраняет менее привлекательные альтернативы решения. Кроме того, решение может быть принято, если высоко оценивается вероятность успешности его результатов [11].

Самостоятельное принятие решений опирается на следующие индивидуально-личностные характеристики мышления:

1. Самостоятельность ума – активный поиск новых знаний и путей решения проблемы, повышенная чувствительность к минимальной помощи (когда решение зашло в тупик). Самостоятельности ума противопоставляется подражательность ума – избегание интеллектуального напряжения, копирование готовых образцов, использование привычных действий, отказ от усовершенствования способа решения, поиск помощи даже в случае посильной задачи [5].

2. Критичность ума – осознанный контроль за ходом интеллектуальной деятельности; умение обдуманно действовать, сличать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с ожидаемыми результатами; умение не поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей, правильно их оценивать, видеть их сильные и слабые стороны [12].

3. Наличие мотива к решению проблемы – постановка проблемы и желание ее решить, потребность что-то понять, умение сформулировать вопрос, осознать противоречие [9].

4. Независимость суждений, нонконформность [13].

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон выделили следующие препятствия для творческого мышления:

1. Конформизм – доминирующее над творчеством стремление быть похожим на других людей, боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях.

2. Внутренняя цензура – боязнь собственных идей, приводящая к пассивному реагированию на окружающее и отсутствию попыток творческого решения возникающих проблем.

3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений [13].

Нами был разработан ряд упражнений, направленных на обучение новым способам решения личностных проблем и затруднений, поиску выхода из трудных жизненных ситуаций. Задачи предлагаемых нами упражнений: научиться ставить цель, научиться находить адекватное решение, научиться оценивать и контролировать результат.

Упражнение 1. «Вербализация проблемы»

Цель: осознание, понимание своей проблемы путем ее формулирования в сообщении другому человеку.

Участники группы работают в парах. Задача слушателя – помочь другому выговориться. Задача говорящего – самому решить, что является его проблемой, сделать свой выбор, принять ответственность за него на себя. Один из них рассказывает о том, что в данный момент мешает жить, что у него наболело, что заставляет его считать себя неудачником. Рассказ рекомендуется строить по схеме «Я-сообщения»:

1. Называние чувства (своего или партнера).

2. Описание конкретного поступка, послужившего причиной этой эмоции, можно с обезличиванием.

3. Просьба, требование, пожелание, с указанием времени (если нужно).

Проблему нужно конкретизировать как можно подробнее, избегая общих фраз; констатировать факты, не отвечая на вопрос «почему?». Слушающий, чтобы помочь говорящему, использует техники активного слушания и в ответ на общие фразы задает уточняющий вопрос «в чем это проявляется?». Говорящий называет ряд конкретных проблем, которые он собирается решать.

Затем участники меняются ролями.

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение? [7]

Упражнение 2. «Волшебный магазин»

Цели: осознать свои истинные цели и желания в жизни; побудить к переменам, направленным на дальнейший личностный рост и достижение самостоятельности; научиться ставить конкретную цель в работе над поведением, описывать свою проблему в терминах наблюдаемого поведения.

Ведущий изображает владельца волшебного магазина, в котором продаются чудесные вещи: любовь, мужество, талант, мудрость, богатство, счастье, успех, слава, уважение и т.д. Доброволец пытается выменять какой-нибудь товар, а хозяин лавки уточняет, сколько нужно уважения, от кого, в связи с чем. В уплату владелец магазина требует от участника выработки и осуществления программы действий, направленных на достижение желаемого.  

Участнику предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более полной?

2. Что надо сделать, чтобы так и получилось?

3. Что вы готовы сделать?

4. Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута?

5. Какие у вас есть способы саботировать работу над собой?

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение? [10]

Упражнение 3. «Решение проблемы»

Цель: развитие навыков работы с проблемой, поиска решения.

1. Каждый по очереди предлагает какую-то трудную ситуацию из своего опыта.

2. После того, как участник описал ситуацию, тренер задает вопросы: «Какие чувства ты испытывал?», «Какие мысли у тебя возникали?».

3. Сначала выход из ситуации ищет субъект по следующему алгоритму:

а) выявление целей: «Что ты хочешь получить в результате решения проблемы?». Цель формулируется конкретно (наблюдаемое измеряемое поведение) и позитивно;

б) выявление интересов (потребностей). В чем заключаются  твои главные интересы, потребности? Чего бы вы добились, если бы ваша проблема решилась? Что вам это даст? Что за выгоды вы  из этого получите? Что может случиться, если проблема не будет решена?

в) выявление нескольких возможных вариантов решения проблемы: «Какие варианты решения ты предлагаешь?», «А еще какие варианты могут быть?» «Насколько каждое решение удовлетворяет твои интересы?», «Каковы будут последствия каждого решения?». Какие могут быть трудности и препятствия на пути к достижению цели? Как вы их будете преодолевать?

д) выявление способов достижение целей, которые зависят от вас: «Что вы сами можете сделать для достижения этой цели?». Действия, которые предпримет участник, формулируются конкретно и позитивно;

4. Какие еще могут быть способы? Все по очереди предлагают другие способы разрешения проблемы. Если участники утверждают, что выхода из ситуации не существует и проблема не решаема, предложить им использовать метод мозгового штурма. Оценка «за» и «против» каждого предложенного решения. Каковы будут следствия каждого из этих решений? Какие могут быть трудности и препятствия на пути к достижению цели? Как их можно преодолеть? Находят оптимальный вариант, вырабатывают алгоритм решения типичных проблем.

Заключение индивидуальных письменных договоров в двух экземплярах, которые описывают действия участников (наблюдаемые, проверяемые, позитивно сформулированные) и сроки их действия.

Ведущий выступает последним (предлагает способы), стимулирует дискуссию.

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение? [4]

Упражнение 4. «Когнитивная репетиция»

Цель: развитие навыков когнитивного переструктурирования проблемы.

Участники составляют список своих проблем, затем выбирают из них одну, наиболее актуальную.

Шаги переформулирования проблемы:

1) описать желаемые изменения

«Я хочу достичь…»;

2) назвать удовлетворяемые потребности и извлекаемые выгоды

«Если проблема будет решена, я получу…»;

3) указать внутренние причины, зависящие лично от тебя вместо внешних причин, (не зависящих от тебя)

«Мне не удается  сконцентрироваться, преодолеть страх перед публичным выступлением…»;

4) постоянные проблемы представить как временные

«Пока мне не удается…»;

5) негативные утверждения превратить в позитивные

«Я сделаю…»;

6) назвать различные способы достижения цели, зависящие от субъекта;

7) указать собственные ресурсы, помогающие решить проблему

«Чтобы достичь этого, мне необходимо использовать…»;

8) указать возможные трудности и препятствия на пути достижения цели;

9) указать способы преодоления трудностей;

10) указать последствия не решения проблемы

«Если проблема не будет решена, произойдет…».

Какие еще могут быть способы достижения цели? Все по очереди предлагают другие способы разрешения проблемы. Если участники утверждают, что выхода из ситуации не существует и проблема не решаема, предложить им использовать метод мозгового штурма. Оценка «за» и «против» каждого предложенного решения. Каковы будут следствия каждого из этих решений? Какие могут быть трудности и препятствия на пути к достижению цели? Как их можно преодолеть? Находят оптимальный вариант, вырабатывают алгоритм решения типичных проблем [1; 2].

Упражнение 5. «Когнитивная репетиция 2»

Цель: развитие навыков когнитивного переструктурирования.

Участники группы называют и описывают какие-либо затруднительные жизненные ситуации. Если практические действия невозможны, то можно заменить их словесными способами поведения. Ведущий предлагает участникам проработать названные проблемы словесно с помощью следующих стратегий:

1. «Сравнение, идущее вниз». Участники сравнивают себя с другими людьми, находящимися в еще более незавидном положении.

2. Использование контрафактов. Контрафакт – представление об альтернативном реальности исходе события. Выстраивается альтернативный сценарий событий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть хуже.

3. «Сравнение, идущее вверх». Участники вспоминают о своих успехах в других областях.

4. «Предвосхищение». Участники представляют и описывают во всех подробностях будущие возможные проблемные ситуации (все более угрожающие сцены вплоть до самых страшных).  Ищут и описывают способы их решения.

5. «Изменение сознательного контекста». Участники отвечают на вопрос «для кого из других людей данное событие может быть положительным? Могу ли я пережить все это ради него?»

6. «Изменение восприятия намерения». Участники убеждают себя в отсутствии у их оппонента злого умысла и находят у него более одобряемые мотивы.

7. «Справедливая плата». Участники рассматривают негативное событие как справедливую плату за то, что он сделал или собирается сделать.

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение? Что вы будете использовать в дальнейшей жизни? [1;2]

Упражнение 6. «Сочинение сказок»

Цель: развитие навыков анализа и осознания проблемы, поиска путей ее разрешения, оценки их последствий.

Инструкция: сочинить сказки о проблемах (еще не преодоленных трудностях), записать их.

Ход упражнения. В течение 20-30 минут сочинить и записать сказку. Перемешать сказки и раздать их так, чтобы автору не попалась его сказка. Каждый читает доставшуюся ему сказку. Если автор хочет, он может прочесть свою сказку сам.

Интерпретируют сказку участники. Какая проблема была поставлена в этой сказке? Предложите альтернативные (конструктивные) способы поведения (разрешения проблемы). Записывать на доске варианты решения проблемы для дальнейшей переработки, обобщения и выделения конструктивных способов.

Обсуждение. Какую пользу вы извлекли  из этого задания? Как вы собираетесь в дальнейшем использовать его и как это изменит вашу жизнь? Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение, в чем заключались затруднения? [3]

Упражнение 7. «Воплощение желаний»

Цель: развитие навыков принятия решения.

Ведущий предлагает участникам выполнить следующую работу:

1. Запишите все свои желания (любые, какие только приходят в голову, в т.ч. и нелепые). Формулируйте их позитивно: «Я хочу…», Я могу…», «Я буду…». Ничего не зачеркивайте и не исправляйте. Можно только дописывать.

2. Выберите из записанных желаний три главных. Воплощение этих желаний начинается с этой минуты.

3. Каждая цель должна быть четкой, конкретной. Конкретизации цели помогают вопросы «Что значит для меня достижение этой цели?», «В чем конкретно это может проявляться?»

4. Оцените свои возможности (что вы знаете, умеете, можете) и сделайте их список. Записать нужно обязательно.

5. Решите, что вам нужно сделать, что вы предпримете, чтобы достичь цели. Действия должны быть максимально доступны проверке и контролю.

6. Если участники испытывают затруднения в выборе средств достижения целей, то рекомендуется провести мозговой штурм.

7. Определите, точно, сколько должно продолжаться каждое из выбранных действий.

8. Осуществите то, что вы наметили.

9. Проверка и контроль результатов. Заведите таблицу, в которой вертикаль — то, что нужно делать, горизонталь — календарь выполнения, в ячейках отмечается, выполнено действие или нет, лучше в процентах.

10. Придумайте какую-нибудь крупную неудачу или ошибку, возможную на пути к достижению поставленной цели. Если вы их не можете придумать или придумываете очень много, это показатель того, что вы их боитесь, и будете избегать. Ошибки неизбежны и нужны для того, чтобы их анализировать и использовать для продвижения к цели.

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение? [7]

Упражнение 8. «Плюсы и минусы наших проблем»

Цель: развитие навыков принятия решения.

Ведущий предлагает участникам выполнить следующую работу.

Разделите  лист бумаги на две части.

Справа сделайте надпись «Выгоды и преимущества существования проблемы». В этой колонке запишите, что вы приобретаете благодаря данной проблеме.

Слева сделайте надпись «Ущерб, нанесенный мне данной проблемой». В этой колонке запишите, что вы теряете из-за не решения этой проблемы.

Ничего нельзя исправлять и изменять, можно только убирать повторы. Пронумеруйте списки.

Проведите черту под написанным. Теперь вы должны показать отрицательные стороны преимуществ существования проблемы и, наоборот позитивные стороны того, что вам мешает.

Обсуждение. Какую пользу вы извлекли  из этого задания? Как вы собираетесь в дальнейшем использовать его и как это изменит вашу жизнь? Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение, в чем заключались затруднения? [7]

Упражнение 9. «Плюсы и минусы»

Цель – разрешение внутриличностного конфликта.

Участник называет свой внутриличностный конфликт и кратко описывает его суть, называя альтернативы, из которых необходимо осуществить выбор. Далее доска или лист бумаги расчерчивается на 4 столбца:

  1. Приобретения, плюсы первой альтернативы.
  2. Потери, минусы первой альтернативы.
  3. Приобретения, плюсы второй альтернативы.
  4. Потери, минусы второй альтернативы.
В каждый столбец под номерами записываются аргументы. Далее сравниваются между собой приобретения от первой и второй альтернатив, затем – потери от первой и второй альтернатив. И, наконец, делается выбор, принимается решение, и прорабатывается стратегия его реализации.

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Какие трудности у вас были? Чему вы научились, выполняя это упражнение?

Использование выше перечисленных упражнений в тренинге, разработанного в рамках курсового исследования, и в ходе аудиторных практических занятий по курсам «Конфликтология» и «Основы социально-психологического тренинга», обнаружило следующие результаты. Участники получили возможность разрешить свои актуальные проблемы и на их примере научились ставить перед собой цели, находить конструктивные способы ее достижения, прогнозировать возможные трудности и препятствия и находить способы их преодоления, контролировать, оценивать и корректировать принятые решения. Кроме того, предлагаемые нами упражнения позволяют осознать стоящий перед субъектом выбор и осуществлять его, находить оптимальные пути решения проблемы, гибко менять отношение к проблемам.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. – СПб. 2003. – С. 199.
  2. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб. 2002. – С. 116.
  3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М. 2005. – С. 231.
  4. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Социальная психология в трудах отечественных психологов. – СПб. 2000. – С. 431-435.
  5. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М. 1981. – С. 12.
  6. Крайг Г. Психология развития. – СПб. 2000. – С. 637.
  7. Прихожан А.С. Психологический справочник неудачника или как обрести уверенность в себе. – М. 1994. – С. 57-63.
  8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб. 2000. – С. 211.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. – С. 321.
  10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб. 1999. – С. 254.
  11. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб. 2002. – С. 405.
  12. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М. 1984. – С. 197.
  13. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. 1981. – С. 151.