Психопрофилактика и психопросвещение
На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Психопрофилактика и психопросвещение
Психопрофилактика и психопросвещение |
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики) | ||||||||||||||
1. ПсихопрофилактикаЭто специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.Психологическая профилактика предполагает: ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
Психолог же начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и т.д., но он предупреждает эти сложности как возможные. В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить. Что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей. 2. Содержание психопрофилактической работы:
Если взять такой вид деятельности педагога-психолога, как психологическое просвещение, то здесь профессионализм заключается в том, что он должен уметь пересказать психологические идеи простым, доступным языком, понятным для школьных учителей, родителей и учащихся различного возраста. Стараться приводить иллюстративные примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или из личного опыта. При подготовке текста выступления необходимо помнить, что современная аудитория в школе ждет не просто психологическую теорию, а конкретных, технологичных программ психологического воздействия на ученика и взрослого для оптимизации и повышения эффективности их учебных и человеческих взаимодействий. 3.Психологическое просвещениеЭто приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. Однако все эти формы работы не должны проводиться на абстрактно-теоретическом уровне. Важно, чтобы они имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. 4.Коэффициент полезного действия, различных способов подачи информацииЛекция – 5% Чтение – 10% Аудиовизуальные средства – 20% Использование наглядных пособий – 30% Обсуждение в группах – 50% Обучение практикой действия – 70% Выступление в роли обучающего – 90% 5. Типичные ошибки психолога-лектора:
6. Успешность в реализации мероприятий определяется по трем основным критериям:
7. Повышение психологической компетентности педагогов:Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении следующих задач:
Научно-практический семинар: Имеет определенную структуру. 1-й этап: (начало) – пример из реальной школьной практики 2-й этап: выявление актуального уровня психолого-педагогических знаний, умений и навыков учителей в процессе обсуждения и обмена практическим опытом: — Что именно затрудняет работу — Какие ответные меры принимает учитель в данных ситуациях 3-й этап: лекция-беседа по изучаемой теме (лекционная часть не должна занимать более 10-15 минут) 4-й этап: работа в малых группах по отработке полученных знаний на модельных задачах 5-й этап: коллективное обсуждение способов, предложенных группами 6-й этап: выработка типовых рекомендаций Организационно-деятельностная игра: Строится по определенной схеме:
Структура:
Структура:
Особенности профессионального мышления педагогов Профессионализация личности приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям данной профессии. Эти психологические образования в начале карьеры сильно облегчают выполнение профессиональной деятельности и приводят к выработке оптимальных на тот момент способов и приемов ее осуществления. Ежедневное, на протяжении многих лет решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения. Со временем проявление профессиональных стереотипов мышления начинает мешать в работе. Профилактика личностных деформаций: смена деятельности и длительный годичный отпуск, предусмотренный ст.335 Трудового кодекса РФ через 10 лет работы. Таблица 19. Типичные стереотипы педагогического мышления (Вачков И.В, 2002):
8. Стратегии и формы групповой работы с родителями
Информационные сообщения: достаточно короткие выступления психолога в процессе родительского собрания, с их помощью происходит привыкание родителей к присутствию психолога в их жизни как значимого лица. Информационные лекции: содержат более подробную информацию о возрастных особенностях ребенка, возможных трудностях на путях развития, оптимальных и недопустимых действиях родителей. Лекция должна быть проведена так, чтобы родители поняли, что она им необходима, и пришли в следующий раз.
Круглый стол с рамкой: это метод, который не только позволяет создать проблемную ситуацию у родителей, но и дать возможность проявить активность тем. кто хочет это сделать. Круглый стол – это встреча родителей учащихся одного класса, которым для обсуждения предлагается какая-то тема, значимая для класса. Для стимулирования активности родителей и направления обсуждения в нужное русло предлагается «рамка», то есть ряд заданий и вопросов. Круглый стол дает возможность родителям не только получить полезную информацию и осознать собственную родительскую позицию, но и сравнить ее с позициями других родителей. Принципиальным аспектом круглого стола является обязательное присутствие классного руководителя, который тоже является участником обсуждения. Итогом круглого стола является совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме.
Тренинги для родителей: обучение родителей способам оптимизации взаимодействия с детьми. 9.Активные формы работы с учащимися1. Дискуссия — равноправное обсуждение педагогами и детьми проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на поставленный вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.Организационные и содержательные условия: а) изначально — должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения; б) дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои; в) знание и понимание предмета разговора педагогами и детьми в ходе дискуссии должно развиваться; г) выдвигаемые аргументы должны быть обоснованы и доказательны; Условия общения:
1. Возникло несколько точек зрения по обсуждаемой проблеме. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа отстаивает свою позицию. Дискуссия может завершаться а) победой одной из групп; б) принятием общей точки зрения; в) тем, что каждая группа остается при своем мнении.
2. Диспут — он также предполагает обсуждение и споры. Дискуссия более широкое понятие, она может органично вписываться в повседневное общение и деятельность детей. Если дискуссия возникает спонтанно, по мере жизненной необходимости, то диспут проводится по конкретной теме, которая определена его участниками, специально готовится и организуется педагогом или специалистом-ведущим. Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, этические и эстетические темы. После определения темы возможны два способа организации диспута: диспут, который предварительно готовится группой организаторов и ведущим, и диспут-экспромт. При первом способе организации диспута большое значение имеет его подготовка, которая включает следующие элементы: разработку хода диспута, подготовку участников, подготовку помещения. Первый элемент включает в себя, прежде всего, составление вопросов, которые позволяют конкретизировать тему. Следует ограничить ее небольшим количеством таких вопросов (3—5). Они должны последовательно раскрывать тему, не повторяя ее дословно. Их формулировка может содержать мнения, которые не являются бесспорными, расходятся с принятой трактовкой. Чаще всего они даются в вопросительной форме. Полезно разработать, четко сформулировать систему наводящих, вспомогательных вопросов, которые могут быть использованы в ходе диспута. Организаторами диспута продумываются способы подготовки участников, чтобы настроить их на разговор, вызвать желание вступить в обсуждение. После обсуждения каждого вопроса следует подводить итог, пытаясь выработать общую точку зрения на рассматриваемую проблему. Целесообразно оставлять последние слово за ведущим (учитывать «правило края» — запоминается лучше то, что было в начале и конце разговора). Структура диспута может выглядеть следующим образом:
3. КТД (коллективное творческое дело) – совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ. Принципы организации коллективной творческой деятельности:
(вариант: живой коллаж – образ заданного явления создается с помощью пантомимы, литературных, музыкальных отрывков, видеозарисовок, плакатов, ролевых сценок и т.д.) 5. Гостиная – организация неформального тематического общения (создание особого интерьера, ритуал встречи, приглашение «особых» гостей, представление гостей, организация общения) 6. Ток-шоу – особая форма дискуссии, которая организуется по тематическому сценарию (приглашаются гости, имеющие особое мнение по обсуждаемой проблеме, в качестве иллюстраций разыгрываются проблемные ситуации, используются видеозарисовки, кадры из фильмов, придумываются задания для «зала») 7. Аукцион — организация «продажи» (защиты) своих идей, принципов, талантов, образа жизни и т.д. (необходимо создание особого интерьера, сценария проведения, атрибутики) 8. Мастер-класс — демонстрация учащимися своего «мастерства» в какой-либо области и обучение желающих каким-то умениям (проводится в особой торжественной обстановке, во вступлении осуществляется яркая, эмоциональная презентация «мастера», продумывается предварительная реклама мероприятия) 9. Живой журнал – рассмотрение какой-либо актуальной проблемы (темы) с разных точек зрения с помощью «журнальных» рубрик (репортаж, новости, шутки, круглый стол) и живых участников, представляющих материалы каждой рубрики в форме сообщений, инсценировок и т.д. Литература:
|