Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
На главную Младший школьный возраст Адаптация к школе Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания
Психологическое сопровождение процесса адаптации учащихся первых классов к новым условиям обучения и воспитания |
Младший школьный возраст — Адаптация к школе | |||||||||||||||||||||||||||
Мир детства Я.Корчак писал: «Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок смеет жить завтра, если мы не даём ему жить сегодня сознательной ответственной жизнью?…Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребёнок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и всё это любовно. Он прав». Вспомните дом, где проходило ваше детство…запахи, звуки, краски, ощущения вашего маленького тела. Что из детских воспоминаний даёт вам силы, а что приносит боль? Переберите ваши детские фотографии: что сейчас вы могли бы дать тому ребёнку? Отодвиньте в сторону те стереотипы, которые предложили вам окружающие о вашем детстве («ты был такой-то», «тебе было так-то») и посмотрите на того ребёнка своими глазами. Чего он не говорил своим родителям, но что думал и чувствовал? Чего тот ребёнок не получал в достаточной мере от взрослых? Какие из чувств игнорировались в семье, а может даже и запрещались? Как часто вы слышали от своих родителей: «Все дети как дети, а ты…», «Я сейчас занят или занята» «Это надо делать не так…», «Я лучше знаю, что тебе делать и как тебе жить» и сколько раз вы слышали от них: «Я люблю тебя», «Давай я тебе помогу», «Хочешь, поиграем вместе?». Именно так я начинаю свою работу с родителями, дети которых только пришли к нам в гимназию. Ведь именно они хорошо знают особенности своего ребёнка, могут оказать ему помощь и поддержку в трудной ситуации, любить их независимо от успехов или неудач. Я возвращаю их в своё детство, чтобы помочь им вспомнить свои чувства и ощущения, когда они стали школьниками, услышали первый звонок, вспомнили первую встречу с учителем, сели за парту. Именно так я начинаю их возвращать в Мир детства, знакомить их с королевством внутреннего мира маленького человека, который так верит в успех и признание, любовь и понимание со стороны окружающих его взрослых и сверстников. И сама отправляюсь в новое путешествие. Каждый ребёнок неповторим и уникален, у каждого своя история появления на свет и у каждого, несомненно, свой внутренний мир. Конечно для меня понятие «внутреннего мира» – это, прежде всего те эмоции и чувства с которыми живёт ребёнок, это его переживания и ощущения, это его увлечения и интересы, фантазии и мечты. Готовность к обучению в школеВ жизни ребёнка не мало сложных этапов и трудных задач. Одним из таких является первые шаги в школьный мир. Именно в первые месяцы обучения в школе организм ребёнка испытывает нагрузку, схожую по интенсивности и напряжённости с экстремальными ситуациями для хорошо тренированного взрослого человека.Социально-психологическая адаптация ребёнка к новым условиям обучения и воспитания у каждого проходит по-разному и может занимать по продолжительности от 1 месяца до года. Многие факторы участвуют в этом сложном для ребёнка процессе:
Задавая вопрос родителям, какие ассоциации у них вызывает слово «адаптация», типичными ответами родителей первоклассников были: «новый коллектив», «новые знания», «учительница», «новые впечатления»…и т.д. И лишь небольшое количество родителей отметили «большие нагрузки». Большая часть родителей считает: главное при наличии обучения в школе – социально-психологические перемены: новые отношения, новые обязанности, новая роль – ученик. Всё это, конечно, важно, но ко всему перечисленному добавляется самое главное – учёба, учебные нагрузки, порой непосильные для детского организма и психологического восприятия данного возраста. Поэтому задача педагога-психолога грамотно определить для себя основные этапы и задачи психологического сопровождения и своевременно оказать психологическую помощь родителям, учителям и детям. С тех пор как я работаю психологом, я придерживаюсь самого строгого правила в работе с детьми – «Не навреди!». В моих руках душа ребёнка, а значит и его судьба. Всё что я умею и знаю, всё, чем природа одарила меня как личность, — для тех, кто идёт ко мне. Моим искренним стремлением является желание помочь и поддержать его в трудную минуту, позаботиться о его психологическом здоровье, сопровождать его на протяжении учёбы в школе. Алгоритм психологического сопровождения первоклассников в процессе адаптации их к новым условиям обучения и воспитанияЗадачи педагога-психолога в процессе сопровождения процесса адаптации:
Для учеников первых классов:
Консультирование учителей и родителей «Профилактика школьной дезодаптации, школьных страхов и тревожности» «Эффективные способы педагогического общения с ребёнком» Изучение социального паспорта класса и индивидуальных карт развития ребёнка Консультации для родителей и педагогов (перечислены ниже) Как уже отмечалось, первые шаги ребёнка в школьную жизнь являются для него очень важными. И хотя он не в состоянии оценить всю серьёзность данного процесса как взрослый человек, он оценивает всё происходящее вокруг него с помощью эмоций и поведенческих реакций. Как учителю успеть отследить эмоциональное настроение каждого, как успеть уделить внимание первым ошибкам и порадоваться за успех маленьких достижений? Учитель, конечно, многое делает: учит, поддерживает, беседует, играет и т.д. Однако, самому учителю так же необходима помощь в изучении внутреннего мира ребёнка. Поэтому он обращается за помощью к психологу, который может вместе понаблюдать за детьми, посещая уроки, побеседовать с ребятами, провести интересные развивающие игры. Упражнение «Моё настроение» В первую неделю сентября я прихожу в класс к ребятам для того, что бы познакомиться с ними и приношу с собой нарисованную на ватмане большую таблицу с названием «Таблица настроения». Рассказав кратко о себе, о профессии психолога, я подвожу их к тому, что наша душа может радоваться и грустить, плакать и смеяться, чувствовать обиду и боль. Что все наши переживания и ощущения в душе мы можем, например, обозначать каким-нибудь цветом, у каждого выражение эмоций разное, а значит и цвета у каждого свои. У одного радость жёлтая, у другого — синяя и т.д. Приходя в школу, настроение может быть одним, а к концу занятий оно может измениться. Я договариваюсь с детьми, что яркие, светлые тона будут обозначать положительные эмоции и настроение, а тёмные, мрачные тона – отрицательные эмоции. Затем, в течение некоторого времени (месяца) ребята будут приходить, и отмечать цветами своё настроение каждый день. Квадратик, отведенный на каждый день, может разукрашиваться не только одним цветом. Если настроение менялось в течение дня, то можно его разделить на части и отметить настроение двумя цветами и более. Таким образом, учитель может каждый день видеть цвет настроения у ребёнка и при необходимости, в случае тёмного цвета, поинтересоваться о причине такого настроения, помочь, выслушать, поговорить, одним словом уделить должное внимание, если это необходимо. Каждый день дети стремятся завоевать любовь учителя и обратить на себя внимание сверстников, эта таблица удовлетворят не только эту потребность, но и позволяет стеснительному, застенчивому ребёнку проявить себя, это упражнение помогает ребятам отслеживать своё настроение и видеть настроение других одноклассников, а значит и учит взаимодействию с взрослыми и детьми. Конечно, полученные показатели довольно относительны, и чёткой интерпретации не дают, так как это упражнение относиться к категории проективных методик. Однако при использовании на протяжении многих лет этой таблицы, было услышано не мало положительных отзывов. Это упражнение вызывает повышенный интерес, как у детей, так и у педагогов. Полученный материал даёт возможность и психологу видеть динамику процесса адаптации в первые недели. Класс_________ Таблица настроения
Один раз в неделю мною проводится коррекционно-развивающие занятия по программе «Психомагия» с учащимися обучающимися в одном коллективе. (разработана автором) Эти занятия направлены:
Провести с детьми проективную методику «Школа зверей» Главное помнить
|