Психологическое сопровождение формирования позитивного образа я современных подростков | Обучение и развитие детей

Психологическое сопровождение формирования позитивного образа я современных подростков

На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое сопровождение формирования позитивного образа я современных подростков
Психологическое сопровождение формирования позитивного образа я современных подростков
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии
Д. А. Раева

Волгоградская академия физической культуры, г. Волгоград, Россия

Abstract. The article presents the experience of the implementation of the programme of psychological support for creating a positive self-image of modern teenagers in the context of the visual-narrative approach.

Keywords: self-consciousness, teenagers, narrative approach, visual-narrative approach.

В современном мире складывается неоднозначная экологическая ситуация. Нестабильность социально-экономических и политических условий жизни, внедрение информационных технологий, способствуют изменению духовно-нравственной сферы личности. Особенно подвержены данным преобразованиям дети подросткового возраста

Подростковый возраст – не только период физического становления, но этап когнитивного взросления, формирования самосознания как важная функция которого – построение жизненной концепции самого себя как здоровой, активной личности, способной творчески преобразовывать окружающую действительность. Развитие самосознания подростков происходят в социуме, на основе субъективного переживания культурных ценностей, за счет формирующейся рефлексивной позиции.

Исследуя складывающейся образ-я, подросток определяет собственный план развития, начинает жить и действовать, стремясь придерживаться намеченной линии. Следствием подобных модификаций могут выступать изменения индивидуально-типологических особенностей личности, сопровождающихся повышенной тревожностью, неуверенность в себе, конфликтностью. Особенности физического развития могут быть причиной снижения самооценки и самоуважения подростков. Недостатки внешности (реальные или мнимые) переживаются болезненно, вплоть до полного неприятия себя, устойчивого чувства неполноценности. В связи с этим обостряется внимание к мнению других. Физические недостатки нередко преувеличиваются, что приводит к самоотвержению, которые могут проявляться в мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности поведения, что, в конечном счете, влияет на формирование представлений о себе.

В целях преодоления имеющихся трудностей и формирования позитивного образа-я в подростковом возрасте нами была разработана программа психологического сопровождения, реализуемая в рамках индивидуального консультирования и развивающей работы с подростками.

Название программы «Букварь самосознания: от А до Я».

Цель программы: формирование позитивного образа-я детей младшего подросткового возраста.

Задачи программы: развитие доверия к окружающим людям; снижение тревожности, повышение уверенности в себе; освоение коммуникативных навыков; освоение средств выражения чувств; развитие представлений о содержании внутреннего мира, ценности другого человека и себя самого.

Настоящая программа разработана для детей младшего подросткового возраста, с целью формирования позитивного образа-я, преодоления тревожности, социально робкого поведения, для предотвращения проблем, возникающих на последующих возрастных этапах развития.

В основе развивающей программы находится идея нарративного подхода. Нарративный подход (narrative – с англ. – повествование, изложение, рассказ) основывается на постмодернистских идеях философии. Его основателем является М. Уайт. По мнению Д. Кутузовой, девиз нарративного подхода – человек и проблема не суть одно. Проблема – это проблема, а человек – это человек [3]. О. Дюпина отмечает основной прием нарративного терапевта – экстернализа-ция проблемы, поэтому задача терапевта – в процессе беседы «вытащить» проблему наружу, чтобы затем решить, как с ней быть дальше. Это позволяет отделить проблему от человека, дает ему возможность взглянуть на проблему со стороны [1]. По мнению В.В. Москвичева, основной идеей в нарративной терапии является «мультиисторичность» жизни, то есть наличие разных историй у человека в зависимости от событий, которые в нее входят. И здесь важной задачей для терапевта является помощь человеку в выстраивании на основе этих событий предпочтительной истории собственной жизни [4].

Организация формирования позитивного образа-я младших подростков строилась, в частности, на основе визуально-нарративного подхода. Визуально-нарративный подход как вид арт-терапии используется представителями как зарубежной (М. Барби и др.), так и отечественной (Т.Д. Андреева, А.И. Копытин и др.) психологической практики. Визуально-нарративный подход – комплексный метод арт-терапии, связанный с использованием художественных символов, метафор и повествований. По мнению А.И. Копытина визуально-нарративный подход может быть реализован в разных формах, в том числе включать создание кратких или более развернутых устных и письменных повествований [2]. Сущность данных техник заключается в том, чтобы помочь подросткам «пересочинить» историю (за счет выдвижения метафоры). В целом процесс работы ориентирован на создание визуальных образов, метафор и взаимодействие с ними в контексте здесь-и-сейчас с последующим диалогом между фрагментами образа, метафоры, а также другие творческие проявления участников группы. Взаимодействие с образами обеспечивает высвобождению чувств, эмоций и переживаний подростков, их осознания, за счет формирующейся рефлексивной позиции. Метафора, образ предоставляет возможность, с одной стороны, удовлетворить потребность в привычной модели поведения подростка, с другой стороны, удовлетворить потребность в желаемой для подростка модели поведения – появиться перед человеком, перед участниками общения свободным и сильным, за счет идентификации с образом, его поведением, позволяющей опосредованно и выигрышно «предстать» перед другими. В результате создаются условия для преодоления имеющихся трудностей и формирования позитивного образа-я подростков.

Развивающая программа проводилось на базе МОУ СОШ № 97, с группой подростков 11-12 лет, обучающихся в 6 классе, испытывающих тревожность, беспокойство, излишнее волнение в ситуации взаимодействия с противоположным полом. Количество участников составляло 6 человек, из них 4 мальчика и 2 девочки. Отбор был сделан на основе данных, полученных в ходе проведения психологической диагностики, с помощью методик: «История моей жизни» (авторский вариант); шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, методики самооценки Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), а также беседы с психологом и учителями школы, где проходило исследование.

Программа включает 10 занятий, продолжительностью 40 минут.

Для определения эффективности проведения развивающей программы, была проведена повторная психологическая диагностика с помощью методики «История моих изменений» (авторский вариант); шкала тревожности Е.И. Рогова; методика самооценки личности С.А. Будасси, характеризующие разный уровень проявления тревожности и самооценки.

Результаты предварительной и заключительной диагностики группы младших подростков были сопоставлены между собой. Достоверность различий между фоновым уровнем и уровнем после воздействия осуществлялась по методу Вилкоксона, с помощью статистического пакета данных SPSS.

Таким образом, условия, созданные в рамках развивающей программы, способствовали выраженным изменениям в представлениях младших подростков о себе (когнитивные компонент, p<0,05). На поведенческом уровне произошли изменения образа-я, выражающиеся в готовности к совместной деятельности и преодолению трудностей, приводящих к формированию неконструктивных представлений о себе (поведенческий и мотивационный компоненты, p<0,05). Значимых различий не обнаружено относительно эмоционального компонента образа-я младших подростков.

Охарактеризуем сдвиги средних значений показателей тревожности и самооценки в группе подростков. Уровень значимости между методиками, направленными на выявление тревожности составляет 0,06, при p > 0,05. Данный показатель говорит о статистической недостоверности различий, что свидетельствует о назначенных изменениях относительно в проявлении тревожности у разных детей. Уровень значимости относительно методик, направленных на выявление уровня самооценки, составляет 0,03, при p < 0,05, что свидетельствует о проявлении статистической достоверности различий, что характеризует повышение самооценки младших подростков.

Таким образом, у участников произошли ожидаемые изменения в проявлении свойств личности – повысилась реальная самооценка, в эмоциональной сфере возросла доля переживания эмоции удивления, позитивных состояний, уменьшилась доля переживания негативных состояний.

Литература

1.Дюпина О. Нарративный подход в психологии // Школьный психолог. 2009. № 7. С. 34-42.

2.Копытин А.И. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг. М.: «Когито-Центр», 2008. 288 с.

3.Кутузова Д. Нарративный подход в работе психолога образования // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4. С 98-102.

4.Москвичев В.В. Публичная лекция «Нарративная терапия и работа с сообществами». М.: МГППУ, 2010.

Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015.