Развитие коммуникативной компетенции у юношей
На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие коммуникативной компетенции у юношей
Развитие коммуникативной компетенции у юношей |
Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии |
Д. А. Урываев Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Abstract: Development of communicative competence in young men is one of the most important aspects of personal development. Interpersonal communication was seen in different psychological schools. Communication is a complex pattern of behavior that requires constant learning and development. Keywords: communication, communicative competence, competence, development. Общение является неотъемлемой частью взаимодействия людей. Коммуникация, как элемент повседневного взаимодействия в профессиональной, бытовой и межличностной сферебыла и будет являться связующим звеном общества. Компетентность в сфере общения на современном этапе развития человеческого общества является одним из главных факторов социальной иерархии. Коммуникативная компетентность в современном обществе подразумевает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности[2, 73c]. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей. Проанализировав методическую литературу было выявлено, что компетенция это сложная многофакторная модель психологического новообразования, включающая в себя знания, жизненный опыт, программы действий и систему ценностей. Для эффективной коммуникации в юношеском возрасте молодые люди должны обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности, который позволяет налаживать взаимодействия, устанавливать доверительный контакт с собеседником, получать необходимую информацию. Как отмечает Куницына, хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения. Проблемы общения, коммуникации, коммуникативной компетентности изучались в различных контекстах: для сотрудников правоохранительных органов (М.И. Еникеев, М.М. Коченов, А.Р. Ратинов, А.М. Столяренко, В.В. Сутужко, Л.Б. Филонов и др.), медицинских работников (Е.Е. Богданова, Т.В. Решето-ва и др.), для психологов и педагогов (Н.Б. Буртовая, Т.П. Вострикова, И.К. Гаврилова, Е.Г. Дозорцева, М.М. Кашапов) и др. Особое значение для определения составляющих коммуникативной компетентности и ее развития имеют работы А.А. Бодалева, Т.Ю. Базарова, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, В.Н. Куницыной, В.А. Лабунской, Л.А. Петровской и других. Коммуникативная компетентность раскрывалась в различных научных школах, таких как психоанализ, бихевиоризм и когнитивизм. Так, например,бихевиоральная школа утверждает, что у человека можно развить определенные виды поведения на ту или иную ситуацию. Согласно психоанализу с раннего детства мы устанавливаем определенные шаблоны поведения, под которые подстраиваем свои будущие отношения. Фрейд ввел такое понятие как «перенос», объясняя это тем, что люди непрерывно повторяют старые модели поведения. Э. Берн разделяет поведение человека на три состояния, это «родитель», «взрослый» и «ребенок», предполагая, что в определенных ситуациях человек выступает в одной из этих ролей. Т. Ньюком в теории коммуникативных актов рассказывает о том, что сходство отношений А и Б к какому-либо объекту будут способствовать привязанности между ними, а расхождение этих отношений, наоборот, разовьют неприязнь между ними. Однако многие важные аспекты до конца не разработаны. Нам в своем исследовании особое внимание хотелось бы уделить юношам, потому что становление мужчины происходит именно в этом возрасте.А из-за отсутствия во многих семьях отцовской стороны подростки не получают должного воспитания. Из-за чего появляются сложности в коммуникациях, а для мужчин крайне важно уметь компетентно общаться. Это необходимо в первую очередь, как для эффективного карьерного роста, построения семьи, так и для взаимодействия с другими людьми в целом. Как показывает практика, юноши сталкиваются с рядом серьезных проблем,таких как урегулирование конфликтных ситуаций, сложности во взаимодействии с противоположным полом, налаживание отношений с родителями, низкая самооценка и следствием взаимодействия всех вышеперечисленных факторов является социальная не адаптация. Таким образом, коммуникативная некомпетентность в юношеском возрасте отрицательно сказывается на социализацию индивидуума в обществе и формирование здорового психологического паттерна. Вышесказанное подтверждает необходимость исследования особенностей коммуникации в юношеском возрасте, изучения составляющих коммуникативной компетенции и ее развития. На основе изученной теоретической базы мы предполагаем, что: 1) личностные особенности оказывают формирующее влияние на эффективность коммуникации; 2) специально сконструированное воздействие (в форме тренинга) на компоненты коммуникативной компетентности в юношеском возрасте позволяет повысить эффективность коммуникаций. С.И. Макшанов методические средства тренинга разделяет на техники предоставления информации (лекции, видеоиллюстрации, дискуссии, анализ оценок и самооценок, рисуночные методики и др.); имитационные техники (ролевые, деловые игры, анализ конкретных случаев, психодрама, социодрама, визуализации, психогимнастика, мозговой штурм и др.); техники создания реальной среды (выполнение конкретных профессиональных процедур с реальными партнерами, кратковременные ротации и т.п.) Проведение данного исследования примут участие 100 юношей. Оно будет проходить в 3 этапа, которые будут заключаться в следующем. 1 этап диагностика при помощи таких диагностик, как: диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности(Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.), определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко), Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК), Диагностика уровня поликоммуникативной-эмпатии, экспресс-диагностика доверия (по шкале Розенберга). 2 этап — тренинг, и 3 этап – повторная диагностика для сравнения результатов и выявления динамики изменения коммуникции у юношей. Литература 1.Макшанов. С.И. Психология тренинга в профессиональной деятельности: дис. докт. псих.наук: 02.00.06/ С.И. Макшанов. – СПб., 1998) 2.Петровская, Л.А. Компетентность в общении. М.: Просвещение, 1989. С. 73 3.Куницына В. Н. Межличностное общение. Учебник для вузов 2002г. 4.Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 1998 5.Максимов А.М. Как разговорить собеседника, или Ремесло общения. 2005. Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. |