Психологические аспекты речевого мастерства педагога | Обучение и развитие детей

Психологические аспекты речевого мастерства педагога

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Психологические аспекты речевого мастерства педагога
Психологические аспекты речевого мастерства педагога
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов
А.А.Бурдо

Большинство исследователей понимают общение как процесс обмена мыслями, информацией, в котором имеют место взаимовлияние, сопереживание, понимание [2]. Мастерство в педагогическом труде, целью которого являются сложные психологические преобразования в интеллектуальном, эмоциональном, волевом, личностном развитии подрастающего поколения, достигается и проявляется в процессе устно-речевого общения между педагогом и учащимися.

Устная речь учителя в образовательном процессе, в силу своей специфики, может оказывать разное воздействие на сознание учащихся [4, 5]. Мастерство педагога проявляется, когда его речь оказывает не только сугубо информационное воздействие на учащихся, но и обладает сложным нравственным и интеллектуальным содержанием, которое насыщает сознание подрастающего поколения доверием к жизни, стремлением к делам и знаниям, верою в свои возможности.

Бодалев А.А. отмечает, что общим и непременным условием достижения вершины в профессиональном становлении является предельно активная творческая деятельность человека. Состояться как профессионал возможно, когда результаты твоего труда важны и значимы для общества [1].

Когда речь учителя направлена к внутреннему плану сознания ученика, т.е. говорящий, учитывает возможности понимания слушающих, а не просто излагает желаемое или то, что считает необходимым, когда рассуждение в речи развертывается учителем в соответствии с получаемым откликом от учеников и именно последний управляет организацией смысловой структуры фразы, высказывания у педагога, выбором им слов, характером пояснений, последовательностью изложения учебного материала, темпом речи, расстановкой смысловых акцентов, возникновением эмоциональных реакций, то такое общение способствует установлению взаимопонимания с учащимися. Такое общение можно рассматривать как творчество, т.к. в каждое мгновение своего протекания его содержание, смысловая структура и выразительные средства воссоздаются учителем по-новому, следуя содержательно-смысловой динамике в сознании учащихся. Тем самым учитель и ученики оказываются включенными в единую систему взаимопонимания совместного размышления и сопереживания. В такой системе общения и происходит активное и продуктивное развитие сознания учеников [3].

Существенную характеристику речевого мастерства педагога составляют особенности использования выразительных средств речи, помогающие передать истинное переживание и отношение, организовать внимание и понимание слушателей. Если воспитатель стремится деперсонализировать свою речь и превратиться исключительно в поставщика информации или управленца, он тем самым заставляет ученика расставлять свои собственные акценты в услышанном и апеллировать к собственным, еще незрелым, чувствам и ученик остается один на один с нравственным выбором, и его учителями могут стать совсем иные силы. О. Розеншток-Хюсси совершенно справедливо писал о том, что, когда человек начинает говорить, он берет на себя ответственность, и, если он не готов к этому, то ему следует молчать. [6].

Устная речь является основным стимулирующим воздействием на сознание человека, поэтому педагогическое общение представляется предметом особого внимания педагогического мастерства.

Литература

  1. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998.
  2. Ерчак Н.Т. Внутренняя речь в процессе речевого общения. // Псіхалогія. 1995. №1, с. 19 – 22.
  3. Кириленко Г.Л. Организация связной и диалогической речи учителя. // зб. навуковых прац Акадэміі паслядыпломнай адукацыі. 2005. вып.1.
  4. Сперанская Г.Л. Виды связности в устной речи. // Белорусский психологический журнал. 2005. №1, с. 16 – 23
  5. Сперанская Г.Л. Проблема речевого воздействия в публичном общении руководителя. // Кіраванне у адукацыі. 2005. №6, с. 33 – 37.
  6. Розеншток-Хюси О. Речь и действительность. – М.: Лабиринт, 1994. – с. 320.
Источник: Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.3. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 42 с.