Развитие креативности учителя как необходимое условие в работе с одаренными учащимися | Обучение и развитие детей

Развитие креативности учителя как необходимое условие в работе с одаренными учащимися

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Развитие креативности учителя как необходимое условие в работе с одаренными учащимися
Развитие креативности учителя как необходимое условие в работе с одаренными учащимися
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов
О.И.Соболева

Современные условия развития общества, науки и искусства актуализируют систему образования на индивидуальную работу с одаренными детьми. Будущее любой страны зависит от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одаренных людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс.

Актуальной также является проблема развития творчески активной личности, формирования креативного подхода учащихся к собственной жизни и деятельности.

Согласно современным исследованиям, наиболее эффективно одаренность развивается в творческой деятельности.

«Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству. И решение одной из них неизбежно будет означать один из путей решения другой». [1,Ч 1, С.90]

В связи с этим перед современным учреждением образования встает задача целенаправленного формирования креативности одаренных учащихся, как необхо-димого условия становления творческой личности, способной выходить за пределы имеющихся знаний, взглядов и мнений, создавать новое.

Личность учителя является ведущим фактором обучения. Учебную деятельность направляет, организует, мотивирует учитель. Педагог определяет задачи, исходя из уровня готовности ребенка, контролирует усвоение знаний и приобретение умений учащимися, определяет цели обучения и воспитания. Следовательно, если учитель поддерживает и организовывает развитие креативности одаренного учени-ка в ходе обучения — создаются условия для актуализации его творческого потенциала.

Существенную роль в становлении основ творческой личности играет характер взаимодействия педагога с учащимися. Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию креативности, должно носить характер помощи, поддержки, недирективности. Выявлено, что творческие проявления чаще обнаруживают учащиеся, воспитывающиеся у педагога с демократическим стилем общения. Особенно это касается детей с выдающимся интеллектом, высоким уровнем способностей — одаренных.

Исследователи данной проблемы отмечают, что учитель для одаренных должен обладать исключительной «эго — силой», должен быть личностью, умеющей принимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Учитель должен получать удовольствие от своих учеников как от интересных людей. Но самое главное — учитель должен сам быть креативен, т.е. иметь высокий творческий потенциал, развивать его и умело пользоваться им.

Учителя, которые сами не развивают свой творческий потенциал, не ищут новых путей и методов обучения, не привносят в процесс обучения творческих элементов, часто равнодушны к проблемам одаренных учащихся (они просто не могут их понять), иногда враждебно настроены, часто используют тактику количественного увеличения знаний, а не качественное их изменение.

Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей должны определять требования к психологической атмосфере занятий, методам обучения и самое главное – к характеру работы учителя над самим собой.

Для более успешного протекания такого взаимодействия, необходима определенная смена или актуализация ценностных ориентаций педагога, освоение им дополнительных технологий, позволяющих выстраивать отношения на основе равноправного диалога в различных сферах межличностного общения, развитие собственной способности к нестандартным решениям и творческому характеру деятельности.

Учителя, готовые к работе с одаренными, используют развитие креативности как принцип обучения: больше способствуют самостоятельной работе и стимулируют сложные познавательные процессы, ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.

В настоящее время одаренность — явление не только педагогическое, но и социальное. Реализовать социальные ожидания современного общества может лишь человек творческого типа. Сложность современной социальной жизни, значительное возрастание объемов информации, быстрая устареваемость последней, требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы знания — креативной. Поэтому акмеологическая проблема развития креативности учителя, реализации его творческого потенциала так же является сейчас одной из главных задач педагогики.

Литература:

Малахова, И.А. Развитие личности: в 2 ч. / И.А. Малахова. Минск, 2002.

Источник: Акмеологические аспекты профессионального и личностного развития субъектов образовательного пространства: материалы областной научно-практической конференции. В 4 ч. Ч.3. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009.