Программа "Телефон доверия "Учитель-родитель"
На главную Работа с родителями Программы для родителей Программа "Телефон доверия "Учитель-родитель"
Программа "Телефон доверия "Учитель-родитель" |
Работа с родителями — Программы для родителей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка В современной средней общеобразовательной школе в настоящее время активно происходит поиск новых творческих подходов к модернизации образования и воспитания детей, повышению общей и профессиональной культуры учителей и психолого-педагогической культуры родителей. Это отражается и в попытке взаимного с семьей преодоления недостатков и противоречий, имеющихся в жизни школы как социального института воспитания: снижения эффективности работы учительства; формального осуществления учебно-воспитательной работы в школьной практике, когда педагоги мотивированы лишь на повышение успеваемости, а не на разностороннее общение с ребенком, снижения уровня мотивации учения школьников. Ученики в такой школе остаются только в роли объектов воздействия, а не субъектов социально-культурной жизни и собственного культурного, нравственного развития. Необходимость углубления научного и культурно-педагогического потенциала родителей, повышения их роли в образовательном процессе школы по воспитанию и развитию учащихся продиктовано культурными потребностями общества в условиях модернизации образования по подготовке выпускников школы не только к обучению в средних и высших учебных заведениях, но и к труду в сфере науки, культуры и современного производства. В этих условиях возникает потребность в поисках различных форм взаимодействия школы и семьи, позволяющих решать проблемы воспитания и педагогики, способствующих возрождению духовности и нравственности личности ребёнка через повышение авторитета школы и семьи, укрепление престижа профессии учителя, его педагогической культуры, а также через образование родителей в сфере воспитания детей. Одной из подобных форм взаимодействия семьи со школой и образования родителей (их консультирования по весьма пестрому спектру психологических, педагогических, медицинских, юридических, социальных вопросов) может стать форма так называемого телефона доверия. Необходимость создания и основная роль такового телефона доверия вытекает из ежедневных проблемных ситуаций, в которые попадают и учителя, и учащиеся, и родители, и которые требуют подчас ежеминутного безотлагательного решения. Иначе говоря, цель данной формы работы с родителями можно определить следующим образом: помочь родителям всех параллелей классов (с 1-го по 11-ый), а также педагогам, работающим в школе, разобраться в насущных проблемах педагогики, психологии, юриспруденции, социологии, медицины, связанных так или иначе с процессом воспитания в средней общеобразовательной школе, скорректировать и предотвратить развитие тех или иных конфликтных ситуаций, возникающих на разных уровнях взаимодействия между представителями семьи и школы, оказать необходимую профессиональную консультацию и поддержку участникам учебно-воспитательного процесса и в школе, и в семье. Практическая значимость такой формы работы с родителями состоит в обеспечении экстренной и систематической связи общеобразовательного учреждения с родителями, в обеспечении системы психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению воспитания детей, укреплении взаимодействия семьи и школы в процессе становления и развития личности учащихся. По мере организации такой формы работы закономерно может возникнуть вопрос о том, кто, как и когда будет ее осуществлять в практике работы средней общеобразовательной школы. Оговоримся сразу, что программа телефона доверия «Учитель-родитель» является примернымориентиром для руководителей общеобразовательных учреждений, организующим подобный вид экстренного взаимодействия школы и семьи. В зависимости от насущной необходимости школы, наличия оплачиваемых ставочных единиц вести данную работу в школе могут директор, заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по социальной защите и охране детства, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители или председатель методического объединения классных руководителей школы. К работе по программе «Телефон доверия «Учитель – Родитель» могут привлекаться учителя-предметники, педагоги дополнительного образовании: руководители кружков, секций, факультативов, студий (причем не только работающих в конкретной школе, но и в муниципальном районе), логопед, офтальмолог, другие медицинские работники школы, инспектор по делам несовершеннолетних из муниципального районного отделения милиции. Программа телефона доверия ориентированна на 21 час в учебном году. Примерно раскладку часов работы «Телефона доверия» можно представить следующим образом:
Градация часов весьма условна. Тематика индивидуальных собеседований также примерная, она может быть дополнена или частично сокращена, изменена руководителями общеобразовательных учреждений с учетом интересов родительского и учительского коллективов. Желательно, чтобы тематика и проблематика работы «Телефона доверия» были взаимосвязаны с актуальными проблемами учебно-воспитательного процесса школы, стали предметом совместного размышления педагогов и родителей, поводом для дальнейшей совместной работы или решения того или иного проблемного вопроса, активного поиска адекватных методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и воспитательного процесса семье. Раскрыть задачи, направленность работы «Телефона доверия», план работы данной формы желательно осветить перед родителями на специальном информационном стенде «Для вас, родители». Желательно обсудить заранее с родителями (представителями родительской общественности от каждого класса) после первого родительского установочного собрания (первая неделя сентября) круг вопросов, который они хотят решить с разными сотрудниками школы, с целью индивидуального планирования программы и плана «Телефона доверия». Предлагаемая форма работы не ограничивается индивидуальными собеседованиями, он может строиться как курс семинарских занятий, дискуссий, заинтересованный подход к рассмотрению актуальных проблем учебно-воспитательного процесса, анализ положительных и отрицательных тенденций, противоречий данного процесса в школе и семье. |