Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания | Обучение и развитие детей

Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Семинар-практикум Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания
Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания
Работа психолога с педагогическим коллективом — Семинар-практикум
Индекс материала
Программа психологической помощи педагогам по профилактике эмоционального, профессионального выгорания
Конспекты занятий с педагогами в рамках цикла по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Приложения к занятиям
Все страницы
Страница 1 из 3ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

М. А. Зайцева, педагог-психолог

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное выгорание. В отечественной литературе понятие «профессиональное выгорание» появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже четверть века (Maslach, Yackson, Jones, Freidenberger и др.) [12].

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Действительно, условия работы этих специалистов далеко не комфортные. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.

Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и т. д. При такой работе день за днем уровень напряженности может накапливаться. Возможными проявлениями напряженности являются: возбуждение, повышенная раздражительность, беспокойство, мышечное напряжение, зажимы в различных частях тела, учащение дыхания, сердцебиения, повышенная утомляемость. Хотя могут быть и другие индивидуальные ее проявления. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в неосознаваемом или осознаваемом желании как бы уменьшить или формализовать время взаимодействия с учащимися [12].

Одним из направлений работы психолога может стать психопрофилактика эмоционального напряжения (стрессов, срывов) у педагогов. Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние — это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию.

Специалистами Центра ПМСС разработана программа по профилактике эмоционального выгорания у педагогов. Данная программа способствует актуализации потенциала личности педагога и адаптирована при работе с ними в течение двух лет. В 2004/2005 учебном году по данной программе прошло обучение психологов учреждений образования г. Череповца по работе с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания.

Цели программы:

  1. Осознание причин эмоционального и профессионального выгорания учителя и влияние на качество образовательного процесса.
  2. Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения.
Задачи программы:

  1. Формировать умения адекватно оценивать проблемные ситуации и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя.
  2. Побуждать участников к анализу своих взаимоотношений с окружающими.
  3. Формировать умение контролировать свое поведение.
Факторы, определяющие содержание работы:

  1. Причины, вызывающие эмоциональное выгорание (повышение эмоционального напряжения).
  2. Внешнее проявление.
  3. Способы выхода из состояния эмоционального напряжения, в частности, через творчество.
Формы работы:

Основной формой проведения встреч по данной программе является практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки по теме занятия. Причем практической работе обязательно предшествует ознакомление с теоретическим материалом в виде мини-лекций.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой педагогов до 15 человек, 1 раз в неделю. Длительность одного занятия — от 1 часа до 1,5 часов. Для проведения занятий желательно просторное помещение.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

1

2

3

4

5

Начало

5—10

Самоопределение

Ритуализирован-

Предоставить ка-

работы

мин

участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)

ная форма

ждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства

Разминка

5—10

Объединение,

Более или менее

Обозначение

 

мин

сплочение группы. Развитие межли-

подвижные игры с четко определенными прави-

правил и границ.

Обеспечение

безопасности

 

 

чностных связей. Включение в со-

лами

участников

 

 

вместную дея-

 

 

 

 

тельность

 

 

Основная

45—60

Задачи соответ-

Самые разнооб-

Дать определен-

часть

мин

ствуют теме

разные формы

ную информа-

 

 

занятия

активности (игры, мозговой штурм, психодрама и т. д.)

цию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства.

Помочь овладеть новыми навыками, основываясь на полученной информации

Разминка

10—15 мин

 

 

 

1

2

3

4

5

Завершение занятия

10 мин

Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии

Подвижные и/или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников

Рефлексия

10 мин

Ответить на вопросы по итогу занятия:

• Что для меня

было важно?

• Что было тру

дно?

Что понравилось?

 

Эмоциональная поддержка

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Цели занятия

Методы

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1.

«Синдром эмоционального выгорания», естественные способы саморе-гуляции эмоцио-нального состоя-ния

Ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития. Способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния

Беседа, элементы игротерапии, арт-терапии, наблюдение, релаксация, работа в группах

1,5—2

2.

Условия эффективного общения

Знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры, формированию навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим

Беседа, элементы игротерапии, наблюдение, релаксация, работа в группах

1,5—2

1

2

3

4

5

3.

Коммуникати-

Познакомить участни-

Беседа, элемен-

 

 

вные позиции в

ков занятия с основ-

ты игротерапии,

 

 

педагогическом

ными коммуникати-

наблюдение,

1,5—2

 

общении

вными позициями в процессе педагогического общения. Осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения

релаксация, работа в группах

 

4.

Общение в кон-

Дать рабочее опреде-

Беседа, элемен-

1,5—2

 

фликте

ление конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения

ты игротерапии, наблюдение, работа в группах

 

5—7

Самореализация

Осознание своей

Беседа, элемен-

 

 

в творчестве как

креативности, повы-

ты игротерапии,

 

 

способ предот-

шение развития твор-

наблюдение,

 

 

вращения эмо-

ческой индивидуаль-

работа в груп-

4,5—6

 

ционального

ности

пах, творче-

 

 

сгорания

 

ские задания

 

8—10

Способы снятия

Обучение навыкам

Беседа, элемен-

 

 

нервно-психиче-

саморегуляции, само-

ты игротерапии,

4,5—6

 

ского напряже-

контроля, повышение

наблюдение,

 

 

ния

уверенности в себе, в своих силах

работа в группах

 

 

Итого

15—20 часов

 

 



Предыдущая — Следующая >>