Программа по снижению уровня тревожности у ребенка младшего школьного возраста
Скачать Заказать печатный вариант Получить диплом
Тревожность, проявляющаяся у ребенка младшего школьного возраста в различных ситуациях, связанных со взаимодействием, в будущем может стать устойчивым личностным новообразованием, что может привести к возникновению ряда проблем. Тревожность может негативно повлиять на самооценку ребенка, способствовать развитию дезадаптации и выбору девиантных форм поведения. Также тревожность может способствовать возникновению соматических патологий, повысить риск невротизации и способствовать социальной неуспешности. Именно поэтому работа по снижению уровня тревожности у ребенка приобретает повышенную значимость. Цель психокоррекционной работы – Снижение уровня тревожности ребенка Задачи:
Соответствие психологической проблемы и методов для её коррекции
Таблица 2
Обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком
Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие:
1) в общении с ребенком использовать принципы безоценочного принятия и безоценочной обратной связи (в том числе не сравнивать ребенка с другими детьми);
2) при помощи ребенку в освоении новых навыков избегать спешки, так как работа в условиях дефицита времени способствует повышению тревожности ребенка;
3) акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ребенка на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);
4) «проигрывание» тревожащих ребенка событий (экзаменов, концертов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными;
5) понимание важности четких, понятных и последовательных требований, предъявляемых к ребенку;
6) изменение мотивации деятельности ребенка: важно делать упор на интересе к получению новых знаний, а не запугивать страхом наказания;
Работа с личностью ребенка Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие: Таблица 3
Изучение и применения методов саморегуляции и релаксации
Необходимо научить ребенка элементарным приемам релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений – это будет способствовать регуляции тревожности на физиологическом уровне.
Психологические игры с активным участием ребенкаСпособствовать снижению уровня тревожности поможет применение такого метода, как игра-драматизация. Этот метод поможет ребенку справиться с негативными мыслями и эмоциями, способствующими появлению тревожности. Активная позиция, занимаемая ребенком во время игры, поможет ребенку увидеть пугающую ситуацию с другой токи зрения и поможет научиться преодолевать состояние тревожности, возникающее в различных жизненных ситуациях.
Вариант игры
Игра «Храбрый герой»
Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в храброго героя (лучше взять любимый персонаж ребенка из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и испуганного малыша. Ребенок говорит о своих страхах как испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» – возражения или новые жалобы испуганного малыша. Как правило, ребенок приводит весьма убедительную аргументацию и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами храброго героя. Необходимо обязательно спросить какой он, герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Далее ребенку необходимо повторить – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Взрослому, проводящему игру (родителю, учителю) обязательно нужно выразить полную убежденность в том, что ребенок именно такой, т.е.: «В тебе живет храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека поможет ребенку найти силы для формирования соответствующего внутреннего ресурса.
Анализ условий эффективной психокоррекционной работы с семьей
Психокоррекционная работа, проводимая с семьей, будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
2. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
3. Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 116-122.
4. Дусказиева Ж. Г. Гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции. Дисс. канд. психол. наук. – Красноярск. – 2009 – 236 с. http://www.dissercat.com/content/gendernye-osobennosti-trevozhnosti-chasto-boleyushchikh-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz47snWOjBP (дата обращения: 02.05.2016).
5. Ибрагимова Э. С. Педагогические условия регулирования тревожного поведения младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. – Махачкала. – 2012. – 188 с. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-regulirovaniya-trevozhnogo-povedeniya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2016).
Диплом
Скачать Автор: Платонова Анастасия Вячеславовна- Снизить тревожность, проявляющуюся в различных жизненных ситуациях
- Научить ребенка приемам, помогающим справляться с чувством тревоги
- Развить чувство уверенности в себе и помочь сформировать навыки уверенного поведения
Методики, используемые для диагностики | Результаты диагностики |
Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен | Повышенная тревожность |
Шкала явной тревожности CMAS (адаптация A.M. Прихожан) | Несколько повышенная тревожность |
Наблюдение за ребенком, создание карты наблюдений | Результаты наблюдения за ребенком (информация получена от учителя):
|
Тест опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) |
|
Таблица 2
Психологическая проблема ребенка | Методы коррекции |
Тревожность ребенка как следствие родительского отношения | Обучение родителей конструктивным навыкам взаимодействия с ребенком |
Заниженная самооценка ребенка, неуверенность в себе, неверие в собственные силы | Психологическая работа с личностью ребенка |
Высокий уровень тревожности, возникающий в различных жизненных ситуациях | Обучение навыкам саморегуляции и релаксации. Психологические игры с активным участием ребенка. |
Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие:
1) в общении с ребенком использовать принципы безоценочного принятия и безоценочной обратной связи (в том числе не сравнивать ребенка с другими детьми);
2) при помощи ребенку в освоении новых навыков избегать спешки, так как работа в условиях дефицита времени способствует повышению тревожности ребенка;
3) акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ребенка на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);
4) «проигрывание» тревожащих ребенка событий (экзаменов, концертов), воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными;
5) понимание важности четких, понятных и последовательных требований, предъявляемых к ребенку;
6) изменение мотивации деятельности ребенка: важно делать упор на интересе к получению новых знаний, а не запугивать страхом наказания;
Работа с личностью ребенка Работа в данном направлении включает в себя следующие составляющие: Таблица 3
Направления работы | Ожидаемый результат |
Развитие навыков самоконтроля и рефлексии | Снижение уровня тревожности, более уверенное поведение в различных ситуациях. |
Повышение самооценки ребенка | |
Создание и закрепление положительного образа «Я» |
Необходимо научить ребенка элементарным приемам релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений – это будет способствовать регуляции тревожности на физиологическом уровне.
Психологические игры с активным участием ребенкаСпособствовать снижению уровня тревожности поможет применение такого метода, как игра-драматизация. Этот метод поможет ребенку справиться с негативными мыслями и эмоциями, способствующими появлению тревожности. Активная позиция, занимаемая ребенком во время игры, поможет ребенку увидеть пугающую ситуацию с другой токи зрения и поможет научиться преодолевать состояние тревожности, возникающее в различных жизненных ситуациях.
Вариант игры
Игра «Храбрый герой»
Очень помогает в преодолении страха, тревожности игра в храброго героя (лучше взять любимый персонаж ребенка из фильма, мультфильма, компьютерной игры) и испуганного малыша. Ребенок говорит о своих страхах как испуганный малыш. Затем пересаживается на другой стул, отвечает как храбрый герой. Следует обратное «перевоплощение» – возражения или новые жалобы испуганного малыша. Как правило, ребенок приводит весьма убедительную аргументацию и способен убедить самого себя в бессмысленности и вреде тревоги. Упражнение заканчивается непременно словами храброго героя. Необходимо обязательно спросить какой он, герой? Допустим, ответ – «смелый, решительный, сильный». Далее ребенку необходимо повторить – «я смелый, решительный, сильный». Несколько раз повторяются позитивные утверждения. Взрослому, проводящему игру (родителю, учителю) обязательно нужно выразить полную убежденность в том, что ребенок именно такой, т.е.: «В тебе живет храбрый герой. Только пока он редко появляется». Само проигрывание роли бесстрашного человека поможет ребенку найти силы для формирования соответствующего внутреннего ресурса.
Анализ условий эффективной психокоррекционной работы с семьей
Психокоррекционная работа, проводимая с семьей, будет эффективной при соблюдении следующих условий:
- Согласие всех членов семьи на участие в психокоррекционной работе.
- Понимание необходимости психокоррекционной работы, ее целей и задач.
- Активное, деятельное участие каждой из сторон, задействованных в работе.
- Учет личностных особенностей каждого из участников программы.
- Создание благоприятной эмоциональной обстановки во время проведения занятий.
1. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
2. Ромицина Е.Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
3. Авдеева Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 116-122.
4. Дусказиева Ж. Г. Гендерные особенности тревожности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста и возможности ее коррекции. Дисс. канд. психол. наук. – Красноярск. – 2009 – 236 с. http://www.dissercat.com/content/gendernye-osobennosti-trevozhnosti-chasto-boleyushchikh-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta#ixzz47snWOjBP (дата обращения: 02.05.2016).
5. Ибрагимова Э. С. Педагогические условия регулирования тревожного поведения младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. – Махачкала. – 2012. – 188 с. http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-regulirovaniya-trevozhnogo-povedeniya-mladshikh-shkolnikov (дата обращения: 02.05.2016).