Развитие творческих способностей учащихся на уроках физики в рамках системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ на примере урока по теме «Инфракрасное излучение»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Пешкова Елена Александровна
«Творчество – это способность увидеть в жизни то, чего в ней ещё нет, но что может быть, если приложить усилия». Формирование и развитие творческих способностей учащихся является важной задачей образования. Современный мир меняется очень быстро. Если раньше консерватизм был необходимым условием выживания, то сегодня для человека как существа не только биологического, но и социального, важен его статус, роль, место в обществе. От того, насколько эффективно он решает возникающие задачи и ставит новые, от способности изменять мир вокруг себя зависит качество его жизни. Инновации могут создавать только творческие люди, поэтому сегодня так актуальна проблема развития креативности у школьников [1]. В основе работы в старших классах лежит Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) общего образования, предъявляющий особые требования к содержанию образовательных программ, реализуемых в данных учреждениях, и результатам освоения обучающимися этих программ. Среди личностных характеристик современного выпускника можно отметить следующие:
Примерные вопросы для обсуждения:
А теперь рассмотрим возможность получения фотографии в инфракрасном диапазоне. Инфракрасная фотография — это техника фотосъёмки, в которой используется специальный фильтр, пропускающий инфракрасную часть спектра (волновой диапазон от 700 нм до 900 нм), но задерживающий видимое излучение. Изображения, которые получаются на таких фотографиях демонстрируют не излучаемое объектом тепло (как это принято считать), а свойство предметов отражать или поглощать инфракрасное излучение. Например, вода и небо выглядят на инфракрасных фотографиях черными потому, что максимально поглощают инфракрасное излучение, а листва и облака выглядят белыми поскольку максимально отражают его [10]. Термограммы – разновидность инфракрасной фотографии – это изображение в инфракрасном диапазоне, позволяющее определить перегретые или переохлаждённые места и зафиксировать картину распределения температурных полей. С повышением температуры тела интенсивность его теплового излучения увеличивается. Следовательно, термографию можно использовать для наблюдения распределения температуры по поверхности тела. Блок 3 (психологическая разгрузка – 5 минут) представляет собой систему упражнений по гармонизации развития полушарий головного мозга. А теперь давайте прервемся и подарим друг другу улыбку. Дейл Карнеги однажды сказал: «Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит». А легко ли заполучить улыбку? Попробуйте! (Учащиеся попарно, по очереди пытаются рассмешить друг друга.) А какого цвета была улыбка вашего соседа по парте (пофантазируйте)? Блок 4 (головоломка – 10 минут) представляет собой систему реальных объектов-головоломок. Учащимся предложена головоломка «Звезда» (рис. 5): из 11 деревянных фигур необходимо собрать звезду. Вопросы для обсуждения:
Перерыв. Блок 5 (интеллектуальная разминка – 10 минут) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мышления и творческих способностей учащихся. Упражнение на поиск общих признаков объекта (время выполнения – 2 минуты): Возьмите два слова: пожар и ветер. Выпишите в столбик как можно больше общих характеристик этих объектов. Упражнение на исключение лишнего элемента(время выполнения – 1 минута): Среди объектов «свеча, огонь, яблоко, мед, парафин» найдите лишний. Поясните почему вы так решили? Какие общие признаки объединяют остальные объекты? Упражнение на поиск различных способов использования объектов (время выполнения – 4 минуты): Перечислите как можно больше способов использования пожарной сигнализации. Упражнение на выделение существенных признаков (время выполнения – 2 минуты): Выпишите все существенные признаки понятия электромагнитное излучение [11]. Блок 6 (содержательная часть – 15 минут). Пришло время применить полученные знания к решению изобретательской задачи. Для этого будем работать в группах (класс делится на три группы – по рядам). Напомним, что как правило, в процессе решения человек проходит пять основных этапов: 1) выбор цели; 2) постановка задачи; 3) поиск вариантов решения; 4) анализ вариантов решения; 5) оценка вариантов и выбор решения. Для выбора цели воспользуемся фондом физических эффектов. [12] Определим цель – выявление пожара. Задачей будет выявление пожара на начальном этапе. Для решения какой-либо проблемы следует попытаться найди противоречие, которое в ней заложено. В нашем случае проектируемая система должна улавливать тепло от пожара и не должна улавливать тепло от других источников – противоречие. Помните, что решение творческой задачи должно быть: физически осуществимым (соответствовать законам природы); реализуемым (соответствовать ресурсам и потенциалу личности или общества); полезным и выгодным. А теперь попробуем воспользоваться матрицей Г. С. Альтшуллера для поиска требуемого приёма разрешения противоречия [13]. Рассмотрите рекомендации этих приёмов. Не останавливайтесь на единственном решении – запишите варианты, проецируйте лучшие решения на вашу конструкцию. Проанализируйте и оцените каждый вариант предложенного решения. Выберите лучшее и подготовьтесь рассказать о нем. (Ученики готовят небольшое выступление, на доске делают необходимые иллюстрации, выбирают оратора или группу докладчиков). Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка – 10 минут) предусматривает систему компьютерных заданий, обеспечивающих мотивацию и развитие мышления. Мы сегодня много говорили о цветах, о различии их восприятия в видимом и инфракрасном диапазонах. На анализе цветовых предпочтений основан тест Люшера [14]. Согласно теории Макса Люшера, выбор цвета указывает на истинное состояние человека, а не на то, каким он себя представляет. Результаты диагностики позволяют произвести индивидуальную оценку стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей, а также дать рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса. Попробуйте пройти тест и проанализировать результат. Блок 8 (резюме – 5 минут) предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся урока, обеспечивая обратную связь. Ученикам предлагается выбрать карандаш (цвет должен символизировать отношение ученика к сегодняшнему занятию) и раскрасить одну область на общей картине. Картина-раскраска распечатывается заранее на листе А3. Число областей подбирается чуть больше, чем число учащихся в классе. Организация учебной деятельности в рамках модели НФТМ-ТРИЗ позволяет выйти за рамки стандартных форм обучения и сместить его вектор в направлении самостоятельности, поисковой активности школьников, от предметных знаний – к метапредметным, от репродуктивных умений – к творчеству. Следует отметить, что эффективное развитие творческих способностей школьников возможно только в условиях системы занятий.
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [2].
Примерные вопросы для обсуждения:
- Какие общие черты можно выделить при рассмотрении картин?
- Что необычного вы заметили?
- Почему художники использовали столь необычную цветовую гамму?
- Что общего данные изображения имеют с рассмотренными ранее картинами?
- Что это за изображения? [8]
Название | Диапазон длин волн | Диапазон частот | История обнаружения | Источники | Применение | Особенности |
| | | | | | |
- Что вы можете сказать о цветах получившейся звезды?
- Как вы думаете, как выглядят фотографии звезд в инфракрасном диапазоне?
Перерыв. Блок 5 (интеллектуальная разминка – 10 минут) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мышления и творческих способностей учащихся. Упражнение на поиск общих признаков объекта (время выполнения – 2 минуты): Возьмите два слова: пожар и ветер. Выпишите в столбик как можно больше общих характеристик этих объектов. Упражнение на исключение лишнего элемента(время выполнения – 1 минута): Среди объектов «свеча, огонь, яблоко, мед, парафин» найдите лишний. Поясните почему вы так решили? Какие общие признаки объединяют остальные объекты? Упражнение на поиск различных способов использования объектов (время выполнения – 4 минуты): Перечислите как можно больше способов использования пожарной сигнализации. Упражнение на выделение существенных признаков (время выполнения – 2 минуты): Выпишите все существенные признаки понятия электромагнитное излучение [11]. Блок 6 (содержательная часть – 15 минут). Пришло время применить полученные знания к решению изобретательской задачи. Для этого будем работать в группах (класс делится на три группы – по рядам). Напомним, что как правило, в процессе решения человек проходит пять основных этапов: 1) выбор цели; 2) постановка задачи; 3) поиск вариантов решения; 4) анализ вариантов решения; 5) оценка вариантов и выбор решения. Для выбора цели воспользуемся фондом физических эффектов. [12] Определим цель – выявление пожара. Задачей будет выявление пожара на начальном этапе. Для решения какой-либо проблемы следует попытаться найди противоречие, которое в ней заложено. В нашем случае проектируемая система должна улавливать тепло от пожара и не должна улавливать тепло от других источников – противоречие. Помните, что решение творческой задачи должно быть: физически осуществимым (соответствовать законам природы); реализуемым (соответствовать ресурсам и потенциалу личности или общества); полезным и выгодным. А теперь попробуем воспользоваться матрицей Г. С. Альтшуллера для поиска требуемого приёма разрешения противоречия [13]. Рассмотрите рекомендации этих приёмов. Не останавливайтесь на единственном решении – запишите варианты, проецируйте лучшие решения на вашу конструкцию. Проанализируйте и оцените каждый вариант предложенного решения. Выберите лучшее и подготовьтесь рассказать о нем. (Ученики готовят небольшое выступление, на доске делают необходимые иллюстрации, выбирают оратора или группу докладчиков). Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка – 10 минут) предусматривает систему компьютерных заданий, обеспечивающих мотивацию и развитие мышления. Мы сегодня много говорили о цветах, о различии их восприятия в видимом и инфракрасном диапазонах. На анализе цветовых предпочтений основан тест Люшера [14]. Согласно теории Макса Люшера, выбор цвета указывает на истинное состояние человека, а не на то, каким он себя представляет. Результаты диагностики позволяют произвести индивидуальную оценку стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей, а также дать рекомендации о том, как можно избежать психологического стресса. Попробуйте пройти тест и проанализировать результат. Блок 8 (резюме – 5 минут) предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся урока, обеспечивая обратную связь. Ученикам предлагается выбрать карандаш (цвет должен символизировать отношение ученика к сегодняшнему занятию) и раскрасить одну область на общей картине. Картина-раскраска распечатывается заранее на листе А3. Число областей подбирается чуть больше, чем число учащихся в классе. Организация учебной деятельности в рамках модели НФТМ-ТРИЗ позволяет выйти за рамки стандартных форм обучения и сместить его вектор в направлении самостоятельности, поисковой активности школьников, от предметных знаний – к метапредметным, от репродуктивных умений – к творчеству. Следует отметить, что эффективное развитие творческих способностей школьников возможно только в условиях системы занятий.