Программа коррекции трудностей в обучении младших школьников | Обучение и развитие детей

Программа коррекции трудностей в обучении младших школьников

На главную Младший школьный возраст Готовность к школе Программа коррекции трудностей в обучении младших школьников
Программа коррекции трудностей в обучении младших школьников
Младший школьный возраст — Готовность к школе
КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ.

Цель: преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе, развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи: — развитие произвольного внимания;

— развитие памяти;

— развитие конвергентного и дивергентного мышления;

— развитие воображения;

— формирование коммуникативных навыков.

Предмет психокоррекции: познавательные процессы, коммуникативные навыки.

Объект психокоррекции: дети 7 – 10 лет (младшие школьники), имеющие трудности в обучении.

Объем программы рассчитан на 12 занятий при частоте встреч один раз в неделю.     Продолжительность одного занятия 35 — 40 минут.

Диагностика. В группу отбираются дети с трудностями в обучении по рекомендации учителя. Выявляется уровень развития познавательных процессов. Используются методики:

  • «Расставь знаки»
  • «10 слов»
  • «10 картинок»
  • «Вопросы»
  • «Сравни предметы»
  • «Назови одним словом»
  • «Да и нет».
Информация о полученном результате сообщается учителю. После первичной диагностики раскрываются возможные причины трудностей в обучении, предлагаются варианты их преодоления. После коррекционной программы внимание уделяется произошедшим изменениям, даются рекомендации по дальнейшей работе над развитием потенциала каждого ребенка.

Каждое занятие нацелено на преимущественную тренировку одного из психических процессов.

Повторение в течение занятия упражнений других тренировочных блоков проводится с целью закрепления игровых приемов, а также с целью воздействия на различные стороны психики.

Включение упражнения «Корректурная проба» в каждое занятие обеспечивает устойчивую тренировку произвольной регуляции деятельности в течение всего цикла.

 



занятия

Основное

направление

Цель занятия

Содержание занятия

1

Знакомство

Создание атмосферы психологической безопасности, сплоченности группы

  1. «Знакомство».
Каждый участник по кругу называет свое имя. Второй круг проводится с повторением  трех имен: имени соседа справа, своего имени и имени соседа слева.

  1. «Путаница».
Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники «запутываются», меняя свое положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Совместный рисунок».
Каждый участник рисует на листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущей. Получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось, придумывают название.

  1. «Колечко».
Выбирают водящего, ему дают «колечко» — любой маленький предмет. Остальные становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Водящий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет предмет в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Задача обладателя «колечка» — выбежать вперед, задача всех остальных участников – постараться предугадать это и не выпустить участника с «колечком» из ряда.

  1. «Письмо».
Водящий встает в круг и внимательно наблюдает за участниками. Участники, держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо» с помощью рукопожатия. Получивший рукопожатие передает его дальше и так до тех пор, пока его не получит адресат. Если водящий увидел передачу письма, то тот, кто пожимал руку в этот момент, становится водящим.

2

Внимание

Тренировка произвольного внимания, продолжение работы над сплочением группы

  1. «Повторение имен».
Бросать мяч любому участнику, называя свое имя. Потом называть имя того, кому посылаешь мяч.

  1. «Слушать тишину».
В течение трех минут слушать тишину. Затем следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга.

  1. «Живая фотография».
Группа замирает в заданной ведущим позе. Водящий в течение 30 сек. рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений (не мене трех). Задача водящего – восстановить картину.

  1. «Синтез слов из звуков».
Водящий произносит слово по отдельным звукам (к-о-р-о-в-а). Дети синтезируют эти звуки в слово.

  1. «Слова-невидимки».
Ведущий пишет на доске (стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их появления или запоминают. Затем обсуждается. Какое слово получилось у каждого.

  1. «Путаница».
Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники «запутываются», меняя свое положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.

3

Память

Тренировка произвольного компонента слуховой, зрительной и моторной памяти

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Жил-был кот…».
Участники составляют ряд определений к существительному, повторяя сказанное предыдущими и добавляя свое. («Это был красивый кот…», «Это был красивый пушистый кот…», и т.д.)

  1. «Передача воображаемого предмета».
Ведущий задает первому участнику какой-либо предмет, показывая действия, совершаемые с ним, но не называя его. Предмет передается по кругу. Затем обсуждают, что получил каждый. После этого каждый передает любой свой предмет. Следующий угадывает, что он получил.

  1. «Живая фотография».
Группа замирает в заданной ведущим позе. Водящий в течение 30 сек. рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений (не мене трех). Задача водящего – восстановить первоначальную картину.

  1. «Совместная история».
Каждый участник говорит по очереди по одному любому слову так, чтобы в результате получилась общая история. Перед тем, как назвать свое слово, необходимо повторить сказанное ранее.

  1. «Слова-невидимки».
Ведущий пишет на доске (стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их появления или запоминают. Затем обсуждается. Какое слово получилось у каждого.

  1. «Птица-зверь-рыба».
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вспомнить представителя того или иного вида. Участнику нельзя повторять ранее сказанное.

4

Дивергентное мышление

Тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга.

  1. «Слова с заданной буквой».
Придумать слова, начинающиеся на букву «а», оканчивающиеся на букву «т», в котором третья буква «с» и т.д.

  1. «Составление предложений».
Даются начальные буквы, каждая из которых представляет собой начало слова в предложении. Нужно придумать предложение. (В-С-Е-П: Всей семьей ели пирог)

  1. «Установление причинно-следственных связей».
Предлагается фраза. Нужно продолжить ее словами «из-за того, что…», «потому что…». (Я очень замер, потому что… на улице мороз, …долго гулял, …не надел свитер и др.)

  1. «Дорисовать рисунок».
Предлагается одна или две линии, к которым надо добавить другие линии, чтобы получилось как можно больше объектов.

  1. «Совместная история».
Каждый участник говорит по очереди по одному  предложению так, чтобы в результате получилась общая история. Перед тем, как назвать свое слово, необходимо повторить сказанное ранее.

  1. «Письмо».
Водящий встает в круг и внимательно наблюдает за участниками. Участники, держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо» с помощью рукопожатия. Получивший рукопожатие передает его дальше и так до тех пор, пока его не получит адресат. Если водящий увидел передачу письма, то тот, кто пожимал руку в этот момент, становится водящим.

5

Воображение

Тренировка способности фантазировать, креативных способностей

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Внутренний мультфильм».
Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает ее. Дети представляют продолжение истории.

  1. «Нарисуй увиденное».
Нарисовать историю, представленную в упражнении 2.

  1. «Как использовать кирпич».
Перечислить все возможные виды использования кирпича за 8 мин.

  1. «Закончи «Колобок» иначе».
Изменить сюжет известной сказки, сохранив всех героев.

  1. «Кляксы».
Сложить пополам лист бумаги с каплями чернил на нем. Дорисовать полученное до увиденного образа.

6

Конвергентное мышление

Тренировка способности мыслить логически, приучение к стандартным мыслительным операциям

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Закончи ряд цифр».
Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Нужно понять закономерность построения ряда и продолжить его.

  1. «Четвертый лишний».
Предлагаются 4 слова, 3 из которых объединены существенным признаком, а четвертое не подходит по смыслу. Найти это слово.

  1. «Слова-невидимки».
Ведущий пишет на доске (стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их появления или запоминают. Затем обсуждается. Какое слово получилось у каждого.

  1. «Выявление соотношений».
Дано соотношение двух понятий. Из ряда слов выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с предложенным (школа-обучение; больница: доктор, ученик, учреждение, лечение, больной; птица-гнездо; человек: люди, птенец, рабочий, зверь, дом)

  1. «Зеркало».
Водящий показывает детям любое движение, а дети-«зеркала» повторяют его.

7

Коммуникативные навыки

Тренировка способности к совместной деятельности, сотрудничеству, повышение согласованности взаимодействия

  • «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  • «Ручеек».
Пары детей располагаются друг за другом, подняв вверх сомкнутые руки. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится вперед, а освободившийся участник заходит в ручеек и ищет себе пару.

  • «Заколдованные».
Выбирается водящий. Группа свободно перемещается по комнате. По команде «Стоп!» все замирают. Водящий старается рассмешить «заколдованного» и если ему это удается, заколдованный присоединяется к водящему.

  • «Слова с заданной буквой».
Придумать слова, начинающиеся на букву «а», оканчивающиеся на букву «т», в котором третья буква «с» и т.д.

  • «Совместный рисунок».
Каждый участник говорит по очереди по одному  предложению так, чтобы в результате получилась общая история. Перед тем, как назвать свое слово, необходимо повторить  сказанное ранее.

  • «Тропинка».
Участники встают друг за другом. Первый участник ведет остальных, преодолевая воображаемые препятствия, а остальные повторяют его движения. По хлопку взрослого первый становится в конец колонны, а ведущим становится второй участник.

  • «Письмо».
Водящий встает в круг и внимательно наблюдает за участниками. Участники, держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо» с помощью рукопожатия. Получивший рукопожатие передает его дальше и так до тех пор, пока его не получит адресат. Если водящий увидел передачу письма, то тот, кто пожимал руку в этот момент, становится водящим.

8

Дивергентное мышление

Тренировка способности творчески и самостоятельно мыслить, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Бег ассоциаций».
Первый участник говорит любое слово, второй добавляет свое слово. Третий должен придумать предложение, включающее эти два слова.

  1. «Составить предложение».
Даются начальные буквы, каждая из которых представляет собой начало слова в предложении. Нужно придумать предложение. (В-С-Е-П: Всей семьей ели пирог).

  1. «Упражнение на счет».
Дается 4 небольших числа. Нужно соотнести их друг с другом, чтобы в итоге получилось 8: 3+5, 4+4, 2+3+4+1.

  1. «Задачи на спичках»
  2. «Упражнение на равенство».
Из предложенных равенств: В-С=Д, К=А+Д, составить как можно большее количество других равенств.

  1. «Признаки предмета»
Дети задумывают предмет в отсутствии водящего, и затем по очереди перечисляют его признаки. Водящий должен угадать предмет.

9

Внимание

Тренировка произвольного внимания; развитие способностей взаимодействовать

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Что изменилось».
Заметить, что изменилось в кабинете по сравнению с предыдущим занятием.

  1. «Синтез слов из звуков».
Водящий произносит слово по отдельным звукам (к-о-р-о-в-а). Дети синтезируют эти звуки в слово.

  1. «Запретное движение».
Водящий показывает несколько движений, одно из которых запретное. Дети должны повторить все движения, кроме запретного. Кто ошибся, выбывает.

  1. «Слова-невидимки».
Ведущий пишет на доске (стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их появления или запоминают. Затем обсуждается. Какое слово получилось у каждого.

  1. «Счет по командам»
Группа делится на 2 команды. Оговаривается порядок цифр (в пределах 10, 20 и т.д.) и арифметические операции. Затем дети первой команды называют цифры, а ведущий арифметические действия. (5, вед.+, 2, вед.-, 3, и т.д.). Дети второй команды следят за этим рядом и в уме производят операции. Затем команды меняются ролями.

  1. «Колечко».
Выбирают водящего, ему дают «колечко» — любой маленький предмет. Остальные становятся в ряд, держа перед собой ладони «лодочкой». Водящий проходит весь ряд, вкладывая свои ладони в ладони каждого участника. При этом он незаметно оставляет предмет в ладонях какого-либо участника. Пройдя всех, ведущий говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Задача обладателя «колечка» — выбежать вперед, задача всех остальных участников – постараться предугадать это и не выпустить участника с «колечком» из ряда.

10

Память

Тренировка произвольного компонента различных видов памяти

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга.

  1. «Пропущенное слово».
Читается ряд из 5 – 7 слов, не связанных по смыслу. Второй раз читается этот же ряд, но одно из слов пропускается. Дети должны восстановить пропущенное слово и его место в ряду.

  1. «Птица-зверь-рыба».
Ведущий в случайном порядке предлагает каждому участнику вспомнить представителя того или иного вида. Участнику нельзя повторять ранее сказанное.

  1. «Живая фотография».
Группа замирает в заданной ведущим позе. Водящий в течение 30 сек. рассматривает эту скульптурную группу, затем отворачивается. В картину вносится строго оговоренное количество изменений (не мене трех). Задача водящего – восстановить первоначальную картину.

  1. «Постройся по…»
Дети строятся по указанному признаку (по росту, по первой букве имени, по первой букве фамилии, по цвету волос и др.). Затем расходятся  и по команде ведущего выстраиваются вновь.

  1. «Жил-был кот…».
Участники составляют ряд определений к существительному, повторяя сказанное предыдущими и добавляя свое. («Это был красивый кот…», «Это был красивый пушистый кот…», и т.д.)

  1. «Слова-невидимки».
Ведущий пишет на доске (стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их появления или запоминают. Затем обсуждается. Какое слово получилось у каждого.

11

Воображение

Тренировка способности фантазировать, творческих способностей

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Внутренний мультфильм».
Ведущий рассказывает начало истории, а затем прерывает ее. Дети представляют продолжение истории.

  1. «На что похожи облака».
Рассмотреть облака и придумать, на что они похожи.

  • «Совместная история из предложений».
Каждый участник говорит по очереди по одному  предложению так, чтобы в результате получилась общая история. Перед тем, как назвать свое слово, необходимо повторить все сказанное ранее.

  1. «Придумать название к совместной истории»
  2. «Нарисуй настроение».
Рисование своего настроения в цветах.

12

Заключение

Закрепление положительно окрашенного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и к взаимодействию в группе

  1. «Корректурная проба».
В течение 5 минут дети зачеркивают любую букву в тексте. В течение последующих 5 минут проверяют друг у друга, нет ли пропущенных букв.

  1. «Слова-невидимки».
Ведущий пишет на доске (стене, в воздухе) пальцем слово по одной букве. Дети записывают буквы по мере их появления или запоминают. Затем обсуждается. Какое слово получилось у каждого

  1. «Бег ассоциаций».
Первый участник говорит слово, второй добавляет свое слово. Третий придумывает предложение, включающее эти два слова.

  1. «Комплименты».
Бросать мячик любому участнику со словами: «Мне нравится в тебе то, что ты…»

  1. «Письмо».
Водящий встает в круг и внимательно наблюдает за участниками. Участники, держат друг друга за руки. Один из них объявляет, кому он «посылает письмо» с помощью рукопожатия. Получивший рукопожатие передает его дальше и так до тех пор, пока его не получит адресат. Если водящий увидел передачу письма, то тот, кто пожимал руку в этот момент, становится водящим.

  1. «Путаница».
Выбирается водящий. Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники «запутываются», меняя свое положение в круге, но, не отрывая рук друг от друга. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение.

Волгоград, 2010 г.