Программа диагностики психологической культуры выпускников средней школы | Обучение и развитие детей

Программа диагностики психологической культуры выпускников средней школы

На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической культуры Программа диагностики психологической культуры выпускников средней школы
Программа диагностики психологической культуры выпускников средней школы
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической культуры
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Эта программа включает методики, позволяющие определить основные параметры психологической культуры старшеклассников и может быть использована как в ходе ведения курсов, связанных с человекознанием, так и в диагностике уровня личностного развития выпускников школы.

1.АНКЕТА

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Пол.



3. Профиль образования.

4. Социальное положение семьи (какое образование родителей, чем занимаются в данный момент).

5. Состав семьи.

6. Какие предметы вызывают у вас наибольший интерес?

7. В какой области вы ощущаете недостаток знаний и испытываете желание его восполнить?

8. Укажите свои интересы (есть ли какие-то увлечения, хобби и т.д.).

9. Имеется ли у вас опыт изучения психологии (если да, то укажите какой).

10. Есть ли у вас проблемы в какой-либо области:

— познание себя;

— взаимоотношения с людьми;

— семейные отношения.

— ……….

11. Что вы считаете достойными целями своей жизни?

12. Куда вы намерены поступать после школы (где работать)?

13. Чего вам хотелось бы достичь в жизни (через 510 лет, через 20 лет)?

14. Что является главными итогами прошедшей части вашей жизни?

15. Как вы считаете, для чего нужно изучать человека?

16. Как вы думаете, для чего живет человек?

17. Какое ваше любимое произведение, ваш герой, девиз?

18. Чем отличается человек от животного?

19. Что бы вы назвали чудом, было ли оно в вашей жизни?

20. Верите ли вы в магию, колдовство, заговоры и т.п.?

2. ТЕСТ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (Колмогорова Л.С. Элементы психологической грамотности. Барнаул, 1997)

Цель: изучить некоторые элементы психологической грамотности личности.

Часть 1

Инструкция: «Подберите и отметьте один из 4 вариантов предложенных в каждом пункте ответов, который вы считаете правильным».

1. Аналогия — это…

а) случай;

б) явление;

в) свойство;

г) сходство.

2. Апатия — это…

а) безразличие;

б) грусть;

в) страдание;

г) усталость.

3. Коммуникативный — это…

а) общественный;

б) искренний;

в) связанный с общением;

г) быстрый.

4. Оригинальный — это…

а) своеобразный;

б) редкий;

в) странный;

г) удивительный.

5. Авторитарный — это…

а) дружеский;

б) либеральный;

в) властный;

г) уважаемый.

6. Гуманный — это…

а) справедливый;

б) человечный;

в) дружеский;

г) внимательный.

7. Сенсорный — это…

а) зрительный;

б) ощущающий;

в) практический;

г) открытый.

8. Ригидный — это…

а) негибкий;

б) отстраненный;

в) пассивный;

г) изменяющийся.

9. Интимный — это…

а) сокровенный;

б) запретный;

в) тайный;

г) сексуальный.

10. Абстрактный — это…

а) необычный;

б) неточный;

в) несущественный;

г) отвлеченный.

11. Иронический — это…

а) мягкий;

б) насмешливый;

в) веселый;

г) язвительный.

12. Адаптироваться — это…

а) приспособиться;

б) научиться;

в) освоиться;

г) осмотреться.

13. Материнский инстинкт

а) существует как у животных, так и у людей;

б) свойственен только человеку;

в) не существует в полном смысле у людей;

г) нет верного ответа.

14. На восприятие и первое впечатление о другом человеке влияют:

а) личные качества воспринимающего;

б) предварительно полученные сведения о человеке;

в) общие представления о данной группе людей;

г) все ответы верны.

15. Идеал — это…

а) фантазия;

б) будущее;

в) мудрость;

г) совершенство.

16. Деликатный — это…

а) ранимый;

б) скромный;

в) стеснительный;

г) чуткий.

17. Толерантностью называется:

а) непредвзятое оценивание людей, явлений;

б) способность отмечать как положительные, так и отрицательные черты;

в) терпимое отношение к другой позиции, точке зрения;

г) все ответы верны.

18. Дебилом называют человека:

а) с глубокой степенью умственной отсталости;

б) с легкой степенью умственной отсталости;

в) не умеющего решить поставленную задачу;

г) все ответы верны.

19. Предрассудком называют:

а) сознательное искажение научных знаний;

б) заблуждение в построении суждений на основе опыта;

в) неумение логично мыслить;

г) все ответы не верны.

20. Считают, что человек имеет чувство юмора, если он:

а) подмечает забавное, нелепое в жизни;

б) умеет сам шутить;

в) добродушно, насмешливо относится к чему-либо;

г) все ответы верны.

21. Фанатиком называют человека:

а) увлеченного чем либо;

б) имеющего свои убеждения;

в) непоколебимого последователя, приверженца какой-либо идеи;

г) все ответы верны.

22. Интуицией называется:

а) сообразительность;

б) чутье, проницательность;

в) быстрота мышления;

г) все ответы верны.

23. Побуждение к действию называется:

а) целью;

б) мотивом;

в) волей;

г) мыслью.

24. Бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать личными интересами называется:

а) альтруизмом;

б) помощью;

в) коллективизмом;

г) ответственностью.

25. Бессознательное состояние, близкое ко сну, вызванное внушением — это…

а) бред;

б) гипноз;

в) медитация;

г) покой.

26. Человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности — это…

а)индивид;

б) индивидуальность;

в) взрослый;

г) личность.

27. Состояние напряжения, совокупность защитных реакций организма в ситуациях повышенной опасности, ответственности называется;

а) волнением;

б) страхом;

в) стрессом;

г) истерикой.

28. Выдающиеся способности, основанные на природной одаренности — это…

а) профессионализм;

б) склонность;

в) опытность;

г) талант.

29. Близкие отношения, основанные на общности интересов, доверии, привязанности, называются:

а) дружбой;

б) любовью;

в) союзом;

г) товариществом.

30. Психология — это наука о…

а) причинах, сущности и проявлениях психических болезней, о способах лечения и предупреждения заболеваний;

б) фактах, закономерностях и механизмах развития и

функционирования психики;

в) выяснении наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков (например, умения, навыки, способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, интересы, черты личности и др.);

г) грамотном оказании психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

31. Ассоциацией называют:

а) предположение;

б) зависимость;

в) связь;

г) сходство.

32. Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, называется:

а) примерным;

б) тактичным;

в) компетентным;

г) скромным.

33. Устойчивое предпочтение личных интересов общественным называют:

а) эгоизмом;

б) равнодушием;

в) самоуважением;

г) самоутверждением.

34. Интеллектуальность и образованность человека — это…

а) опытность;

б) талант;

в) интеллигентность;

г) рационализм.

35. Если спор заканчивается взаимными уступками, то говорят о…

а) компромиссе;

б) объединении;

в) приспособлении;

г) сотрудничестве.

36. Непроизвольно возникающее ложное, искаженное восприятие объектов при расстройствах, утомлении называется:

а) представлением;

б) заблуждением;

в) галлюцинацией;

г) ощущением.

37. Неподвластное человеку сильное пристрастие, болезненное влечение —

а) интерес;

б) чувство;

в) потребность;

г) мания.

38. Когда человек выражает внешнее согласие по поводу чего-либо при внутреннем несогласии, это называется:

а) конформизмом;

б) вежливостью;

в) соглашением;

г) уважением.

39. Столкновение противоположно направленных позиций, целей, интересов, мнений людей называется…

а) обсуждением;

б) переговорами;

в) общением;

г) конфликтом.

40. Релаксация — это…

а) расслабление;

б) сосредоточение;

в) утомление;

г) все ответы не верны.

41. Депрессия — это…

а) спокойное состояние;

б) подавленное, угнетенное состояние;

в) усталость;

г) все ответы не верны.

42. Творчество характеризуется:

а) оригинальностью, нестандартностью мышления;

б) поиском множества возможных решений;

в) новизной получаемого результата;

г) все ответы верны.

43. Совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности, общении и обусловливающих ее типичные способы поведения, называется:

а) характером;

б) привычками;

в) поступками;

г)психикой.

44. Лидером называют человека:

а) наиболее авторитетного в группе в каком-либо отношении;

б) неофициального руководителя в группе;

в) имеющего влияние на других членов группы;

г) все ответы верны.

45. Гармония — это…

а) согласованность, стройность в чем-либо;

б) целостность чего-либо;

в) спокойствие;

г) все ответы не верны.

46. Агрессией называется…

а) нападение;

б) враждебность;

в) действие, связанное с нанесением вреда другому;

г) все ответы верны.

47. Престиж — это…

а) признание;

б) авторитет;

в) высокое положение в обществе;

г) все ответы верны.

48. Темперамент — это…

а) бурное проявление характера;

б) повышенная возбудимость человека;

в) способность действовать быстро, решительно;

г) все ответы не верны.

49. Извращение, при котором удовлетворение достигается при условии причинения партнеру морального или физического страдания, называется:

а) садизмом;

б) мазохизмом;

в) преступлением;

г) агрессией.

50. Действие с морально окрашенными мотивами в сложных обстоятельствах называется…

а) риском;

б) авантюрой;

в) поступком;

г) привычкой.

 

Часть 2

Инструкция: «Ответьте на три вопроса после прочтения каждой ситуации:

а) В чем суть происходящего, о чем, о каком явлении идет речь в описанной ситуации?

б) В чем, по-вашему, заключаются возможные причины, ее породившие?

в) Объясните поведение «героя» данной ситуации».

Ситуация 1

Марта: «Живу здесь, в этом месте, уже десять лет … на той же самой улице, в том же самом доме … а никого не знаю … в школе у меня тоже нет близких подруг или друзей … мне кажется, что я вообще никогда ни с кем не смогу подружиться … Я пытаюсь быть с ними милой и приветливой … но … в глубине души мне плохо … я говорю себе, что не надо обращать на это внимание … что на людей не стоит полагаться… их совсем не интересуют другие… каждый — сам по себе … не нужны мне никакие друзья … я порой даже в это начинаю верить, думаю, что пусть уж будет как есть».

Ситуация 2

Видно было, что он полностью вошел в какую-то роль и был этим очень доволен… Кто ты, Алешенька? спросила однажды у мальчика мать. Киска? Деичка я! Деичка такая ховошая! Касивая такая … Кто тебя научил этой ерунде? взорвался отец. Выдумал еще! Девочка он! Брось сейчас же тряпку! Девчонки дрянь! Ерунда! А ты — парень! Мужиком вырастешь! Вот что! Понял? Но малыш ничего не успел понять. Зажав тряпицу в кулак, испуганный отцовским гневом, мальчик залился слезами. Сквозь слезы он твердил утешавшей его матери: — Деичка! Ховошая такая! Касивая! — Да какая же ты девочка? — уговаривала его мать. — У девочек косички бывают, им бантики завязывают… — Ты мне бантик привяжи! — Алеша протянул матери скомканную тряпицу, а когда мать взяла тряпочку из его рук, собрал в кулак отросшие на макушке волосы и нагнул голову сидевшей перед ним на корточках маме…

Ситуация 3

Рассказывает девушка: «Мама постоянно напоминает мне о том, что и как нужно делать, хотя я и так знаю. Если мы куда-нибудь идем, она говорит, что мне следует одевать. Если я что-то выбираю сама, она говорит, что мне это не к лицу. Она постоянно напоминает мне о визите к врачу, о важной встрече, консультации и т.д. Когда я заговариваю с ней о том, что нет необходимости в таких напоминаниях, она отвечает, что хочет быть полезной мне…».

Ситуация 4

Некоторые люди очень быстро попадают на «удочку»: если им кто-то увлеченно рассказывает о «новом» методе лечения, хиромантии или чем-то другом, то вскоре они сами увлекаются и говорят всем, насколько это эффективно, как помогло им лично или их знакомым; если по телевидению передают рекламу какого-либо товара или магазина, они обязательно пойдут туда и приобретут то, что рекламировалось. Одна такая женщина рассказывала: «Сколько раз я убеждалась, что очередное рекламируемое средство для похудения дает лишь небольшой временный эффект! Но стоит появиться новой рекламе, я вновь загораюсь надеждой».

Часть 3

1. Определите возрастную последовательность возникновения уровней нравственности от низшего к высшему:

а) выбор поступка основывается на том, получит ли человек одобрение от окружающих;

б) поступки определяются внешними обстоятельствами (например, поощрение, наказание);

в) поступок определяется или оценивается на основе внутренней позиции, совести;

г) поступок определяется естественными потребностями человека.

2. Для того, чтобы вести разговор, необходимы умения. Как вы думаете, какие особенности вашего поведения могут вызвать отрицательные реакции у собеседника:

а) паузы, задержки в ответах;

б) кивание, «поддакивание»;

в) возражение;

г) взгляд, направленный в сторону.

3. Что из перечисленного в большей степени лежит в основе дружбы 15-18летних в отличие от 10-12летних подростков:

а) доверительность, умение хранить тайны;

б) успехи в учебе, мнение учителей;

в) умение выслушать, понять;

г) соседство (по парте, по месту жительства).

4. Вставьте пропущенные слова в формулировку психологического закона, связанного с особенностями памяти. Закон, сформулированный У. Джемсом на рубеже XIX-XX столетий, гласит: «Время, заполненное разнообразными и интересными впечатлениями, кажется… протекающим, но, протекши, представляется при воспоминании о нем очень… Наоборот, время, не заполненное никакими впечатлениями, кажется… протекая, представляется… Слова для вставок:

быстро, коротко, продолжительно, длинно.

5. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов. Как правило, творческие люди, реализующие свой талант, характеризуются:

а) хорошим приспособлением в сфере межличностных отношений;

б) независимым поведением в группе;

в) стремлением достичь высоких должностей;

г) неразборчивостью в выборе друзей.

6. Как известно, существуют среднестатистические различия психики мужчин и женщин, которые проявляются уже с детства. Отметьте, какие психологические особенности в большей степени свойственны мальчикам, чем девочкам, в детстве:

а) раннее развитие речи;

б) интуиция;

в) пространственное мышление;

г) легкое и быстрое овладение навыками письма.

7. Личность развивается постепенно, начиная с дошкольного возраста. Становление зрелой личности приходится примерно на возраст 23-25 лет, хотя у каждого это происходит индивидуально. Отметьте признаки, свойственные зрелой личности:

а) уважение к законам, нормам из-за страха наказания;

б) способность противостоять мнению группы, открыто выражать свое мнение;

в) стремление к близким, интимным отношениям на основе только физического влечения;

г) ответственность как за себя, так и за близких людей.

8. Дайте интерпретацию высказывания Мейерхольда: «У одних людей вид пропасти вызывает отчаяние, у других — мысль о мосте». Это может быть: а) выражение позиции пессимиста или оптимиста; б) страх высоты; в) умение или неумение контролировать свои чувства; г) выражение потребности в выживании и связанных с ней эмоций, помогающих или препятствующих мобилизации сил.

9. Как вы понимаете высказывание А. Жида? На вопрос «Почему раньше актеры играли в масках, а теперь — нет?» — он ответил: «Потому что теперь зрители сидят в масках». Выберите варианты соответствующего пояснения этого мнения:

а) раньше у актеров были более фиксированные «характерные» роли и их выражения, а сейчас они более свободно выражают свои эмоции и зрителям нелегко их понять;

б) большинство зрителей сдерживает свои чувства, не так, как раньше, сопереживает героям;

в) большинство современных зрителей не способно глубоко переживать;

г) эмоции от эпохи к эпохе постепенно «притупляются» и уступают место рациональному реагированию, анализу поведения без участия чувств.

10. Немецкий врач X. Линдеман (автор книги «Аутогенная тренировка») совершил одиночное путешествие в надувной лодке через Атлантический океан. Во время путешествия (и до него) он регулярно занимался аутогенной тренировкой (AT). Одной из формул самовнушения была: «Я справлюсь!» И действительно, у X. Линдемана было чувство глубокой уверенности в том, что он останется в живых. «На свое рискованное предприятие я решился окончательно только после того, как уверенность в успехе захватила меня целиком, не оставляя ни тени сомнения. Я знал, что выдержу и останусь жив». Для чего может быть использована AT в нашей жизни (отметьте правильные ответы)?

а) для того, чтобы успокоить себя при волнении;

б) для снятия утомления;

в) для изменения своей точки зрения, позиции;

г) это своего рода самообман, снижение чувствительности к воздействиям.

Часть 4

Как вы понимаете значение описанных фразеологических оборотов, метафор? О каком человеке, каких его чертах, отношениях, состояниях говорят эти выражения:

1. Медвежья услуга.

2. Ахиллесова пята.

3. Избиение младенцев.

4. Белая ворона.

5. Воздушные замки.

6. Гомерический хохот.

7. Живой труп.

8. Крокодиловы слезы.

9. Лебединая песня.

10. Сжечь корабли.

Обработка результатов тестирования

Часть 1

Общая сумма баллов — 100.

В первой части за каждый правильный ответ дается 1 балл.

Во второй части за правильный ответ на первый вопрос дается 1 балл, за правильные ответы на 2й и 3й вопросы — по 2 балла (по каждой ситуации). Максимальное количество баллов во второй части теста — 20.

В третьей части за правильный ответ в каждом задании дается по 2 балла, если задание выполнено частично, то соответственно может быть в одном задании присуждено 0,5,1,1,5 балла в зависимости от того, из скольких частей оно состоит и сколько выполнено правильно.

В четвертой части каждый пункт оценивается в 1 балл.

Правильные ответы к заданиям и ключи:

1. г 6. б 11. б 16. г 21. в 26. г 31. в 36. в 41. б 46. г

2. а 7. б 12. а 17. г 22. б 27. в 32. б 37. г 42. г 47. г

3. в 8. а 13. в 18. б 23. б 28. г 33. а 38. а 43. а 48. г

4. а 9. а 14. г 19. б 24. а 29. а 34. в 39. г 44. г 49. а

5. в 10. г 15. г 20. г 25. б 30. б 35. а 40. а 45. а 50. в

Часть 2

Ситуация 1

Ответы:

а) одиночество, изоляция и связанное с ними состояние дискомфорта, неудовлетворенности;

б) возможные причины: особенности темперамента (замкнутость, свойственная интравертам); неразвитость навыков общения; черты характера, препятствующие установлению дружеских отношений (высокомерие, эгоизм и т.д.);

в) особенности поведения «героя» — попытка размышлять над сложившейся ситуацией и в то же время — защитить себя, оправдать свое положение, пассивность в установлении межличностных контактов («не нужны мне друзья»).

Ситуация 2

Ответы:

а) речь идет о ранней идентификации (отождествлении) себя с противоположным полом; образ девочки для малыша привлекательнее, чем образ мальчика;

б) возможные причины: до этого было обращение с ним, как с девочкой; он слышал от взрослых о том, что девочки в чем-то лучше, чем мальчики; ревность к сестренке;

в) мальчик хочет быть похожим на девочку или быть девочкой и связывает это с внешними признаками принадлежности к полу.

Ситуация 3

Ответы:

а) отсутствие взаимопонимания, психологического контакта, психологическое отдаление девушки от матери, недовольство ее поведением;

б) с одной стороны, желание девушки проявлять свою взрослость, самостоятельность, свойственные этому возрасту и связанные с изменениями в самосознании, с другой стороны — желание матери опекать дочь, отношение к ней как к ребенку;

в) поведение матери можно объяснить желанием быть нужной, не терять контакт с дочерью; поведение дочери связано с тем, что она хочет «отделиться» от мамы, утвердить свою взрослость, самостоятельность.

Ситуация 4

Ответы:

а) речь идет о склонности части людей принимать информацию на веру, не требовать доказательств, что связано с недостаточно развитой критичностью мышления или повышенной доверчивостью;

б) причинами могут быть повышенная внушаемость, недостатки воспитания;

в) такие люди неспособны достаточно критично отнестись к прошлому опыту, неудачам, проанализировать их и извлечь необходимый урок.

Часть 3

1. Последовательность: г, б, а, в.

2. а, в, г.

3. а, в.

4. быстро, продолжительным, длинным, коротким (слова перечислены в том порядке, в котором должны быть вставлены в текст). 5.6.

6. в.

7. б, г.

8. Высказывание имеет отношение к установкам, позициям личности (психология удачника или неудачника, оптимиста или пессимиста), а также к стеническим эмоциям (ответы «а» и «г»).

9. Высказывание относится к «ролевым маскам» личности: склонности многих людей не проявлять свои чувства и отношения искренне и открыто (ответ «б»).

10. После напряженной работы для расслабления, для снятия волнения, для развития уверенности в себе и т. д. (ответы «а» и «б»).

Часть 4

1. Медвежья услуга — неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Выражение возникло из басни И.А. Крылова «Пустынник и медведь».

2. Ахиллесова пята — согласно греческой мифологии Ахиллес — один из самых сильных и храбрых героев, мать Ахиллеса, чтобы сделать тело Ахиллеса неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс. Окуная, она держала его за пятку, которой не касалась вода, поэтому пятка осталась единственным уязвимым местом Ахиллеса, куда он был смертельно ранен стрелой Париса. Выражение «ахиллесова пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

3. Избиение младенцев — выражение возникло из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению иудейского царя Ирода после того, как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским. Употребляется как определение жестокого обращения с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых по отношению к комулибо вообще.

4. Белая ворона — это выражение как обозначение редкого, резко отличного от остальных человека, дано в 7й сатире римского поэта Ювенала (I в. н.э.)

5. Воздушные замки — выражение восходит к видному деятелю христианской церкви Августину (354430 гг.). Выражение употребляется в значении: фантастические, невыполнимые планы, замыслы, несбыточные мечтания.

6. Гомерический хохот — выражение употребляется в значении: неудержимый, громкий, сильный хохот. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».

7. Живой труп — выражение получило широкое хождение после появления драмы Л.Н. Толстого «Живой труп», герой которой, симулируя самоубийство, скрывался среди подонков общества, явился в собственных глазах «живым трупом». Выражение используется в значении: человек опустившийся, нравственно опустошенный, а также что-либо изжившее себя, омертвевшее.

8. Крокодиловы слезы — выражение употребляется в значении: лицемерные слезы, притворное сожаление. Основано на поверье о том, что у крокодила перед тем, как он съест свою жертву, текут слезы.

9. Лебединая песня — выражение употребляется в значении: последнее проявление таланта. Основано на поверье, будто лебеди поют перед смертью.

10. Сжечь корабли — употребляется в значении: сделать решительный шаг, ‘после которого теряется возможность отступить, возвратиться к прежнему. Выражение восходит к книге Плутарха «О добродетелях женщин», где он в главе «Троянки» описывает, что после падения Трои женщины остановили бегство своих мужей тем, что сожгли корабли, на которых те хотели спастись.

Источник: Колмогорова Л.С.

Диагностика психологической культуры школьников:

Практ. пособие для шк. психологов. — Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2002. — 360 с.: ил. — (Б-ка школьного психолога).