Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся
На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся
Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся |
Педагогически трудные дети — Работа с "трудными детьми" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начальная школа Работа с учащимися: 1. Выделение группы риска на основании педагогических наблюдений и психологической диагностики готовности к школе. 2. Углубленная психодиагностическая работа с учащимися группы риска: а) сбор сведений от педагогов и родителей; б) составление психодиагностической «батареи»; в) проведение психодиагностических процедур; г) обработка «сырых» материалов; д) анализ полученных данных и составление программ сопровождения для каждого ученика и групп учащихся, имеющих сходные проблемы. 3. Реализация программ сопровождения. 4. Анализ хода реализации. Работа с педагогами: 1. Совместная разработка программы сопровождения по преодолению отклонений в личностном и интеллектуальном развитии (метод — психолого-педагогический консилиум). 2. Семинар с педагогами по возрастным особенностям учащихся. 3. Семинар по особенностям отклоняющегося поведения учащихся начальной школы. Работа с родителями: 1. Организация психологического всеобуча для родителей на родительских собраниях, заседаниях клубов и т. п. 2. Привлечение родителей к разработке и реализации программ сопровождения трудновоспитуемых учащихся. Заключение контракта психолог—педагог—родитель: а) формулирование основных параметров контракта; б) составление контракта. 3. Привлечение родителей к участию в группах тренинга эффективности родительского взаимодействия. Средняя и старшая школа Работа с коллективами классов: 1. Психодиагностическая работа с классными коллективами для составления психолого-педагогической характеристики класса и согласованной с администрацией школы и классными руководителями коррекции планов воспитательной работы с учетом референтных ориентаций и мотивации отношений. 2. Мероприятия по формированию рефлексивного образа мышления учащихся (клубы психологической направленности, психологический всеобуч, работа консультационного пункта психолога для учащихся.) 3. Индивидуальное и групповое обсуждение результатов психодиагностики. Индивидуальная работа с учащимися: 1. Уточнение параметров социально-психологического статуса трудновоспитуемых учащихся с учетом возрастного этапа развития. 2. Составление индивидуальных программ сопровождения на основе заключенных контрактов. 3. Анализ этапов реализации разработанных ранее программ. Работа с педагогами: 1. Семинар «Психологические особенности подросткового возраста». 2. Семинар «Особенности отклоняющегося поведения подростков». 3. «Круглый стол» «Методика составления контракта». 4. Психолого-педагогический консилиум «Трудный класс». 5. Реализация программы сопровождения всеми участниками учебно-воспитательного процесса (администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, родители, психологи, социальные педагоги). Работа с родителями: 1. Привлечение родителей к участию в тренинге модификации родительского поведения. 2. Сотрудничество в составлении и реализации контрактов. 3. Индивидуальное психологическое консультирование родителей. Работа администрации школы: 1. Формирование структуры социально-психологической службы школы. 2. Обеспечение взаимодействия всех звеньев, участвующих в процессе сопровождения и реабилитации (инспекция по делам несовершеннолетних, школа, родительский комитет и т. п.). 3. Контроль выполнения программы сопровождения трудновоспитуемых учащихся. 4. Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы. Выработку оптимальной тактики работы с неуспевающими учащимися может облегчить типология неуспевающих школьников. Так известно, школьная неуспеваемость «многолика». В каждом конкретном случае неуспеваемости учитель встречается с новыми ее особенностями, и, следовательно, в каждом из них требуется индивидуальный подход. Этим отчасти и объясняются трудности преодоления неуспеваемости. Однако, как показало исследование Н.И. Мурачковского, в «психологическом складе» человека повторяющимися особенностями, от которых в решающей степени зависит успеваемость школьников, являются особенности направленности их личности и мыслительной деятельности. С учетом указанных особенностей были выделены три типа неуспевающих школьников. Первый тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника. Второй тип. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению и частичной или полной утратой позиции школьника. Третий тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу. Опираясь на эту классификацию, гораздо легче определить содержание работы с неуспевающими учащимися. Так, например, в работе с учащимися первого типа автор предложил основное внимание уделить развитию мыслительных операций и качеств ума. В работе с детьми второго типа акцент необходимо сделать на развитии у них мотивации учения через подбор посильных заданий и интересующей их деятельности, которой они занимаются более успешно. Подготовка отчетного документа (Примечание: инструкция может быть использована как практикантами для составления отчета по практике, так и в деятельности школьного психолога для составления аналитической справки по запросу администрации или членов педагогического коллектива). В справке, являющейся результатом психодиагностической деятельности, должны быть представлены не сами первичные данные, а определенные аналитические, обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу языком. В результате обобщения данных может получиться: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Описание выявленных у ребенка или подростка нарушений или отклонений от возрастной, психической или социальной нормы. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в поведенческих отклонениях, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений. 3. Перечисление адекватных, с точки зрения психолога, форм сопровождения. Примерная схема аналитической справки: 1. Сведения об обследуемом. 2. Формулировка первичного педагогического запроса. 3. Перечисление методов, использовавшихся в работе (наблюдение, диагностические методы, беседа). 4. Качественные характеристики учебной деятельности:
9. Медицинская информация о ребенке:
Психолого-педагогическая характеристика учащегося___________ класса _________ Ф. И. О. _______________________________________________ Дата рождения__________________________________________ Мать ______________________________ образование ________ место работы___________________________________________ Отец ______________________________ образование ________ место работы ___________________________________________ Другие члены семьи _________________ образование ________ место работы___________________________________________ ___________________________________ образование ________ место работы ___________________________________________ Психологическая диагностика Интеллектуальное развитие личности:
Направленность личности:
_______________________________________________________ Задачи воспитания ______________________________________ _______________________________________________________ Направления работы ____________________________________ _______________________________________________________ Карта Ориентированного анализа причин недостатков в поведении отдельных школьников _______класса __________ школы __________________ района Ф.И.О._________________________________________________
Примечание. В процессе наблюдения за ходом обучения, воспитания и развития учащихся каждый учитель получает представление о характере и причинах недостатков в их поведении. Эти представления он дополняет данными, получаемыми с помощью других методов (бесед с учащимися, родителями, шефами; анкетирования; анализа различных школьных документов и творческих работ учащихся; проведения «педагогических консилиумов» и т. п.). Однако для оказания рациональной помощи ученику недостаточно знать только перечень причин. Необходимо выделить среди них доминирующие причины, сильнее всего влияющие на поведение в данный момент. Итоги такого анализа могут быть наиболее эффективно использованы учителем, родителями, шефами, ученическим самоуправлением только при условии их компактного оформления. Для этого предлагается данная карта. Она заполняется классным руководителем с учетом мнения учителей, работающих в данном классе. После записи фамилии ученика из всего перечня причин выделяются причины, присущие данному школьнику (для удобства их можно отметить точкой). Затем устанавливается среди них доминирующая и отмечается цифрой «1». Близко стоящие по силе влияния причины отмечаются цифрами «2» и «3», остальные — знаком «+». Если, по мнению классного руководителя, следует дополнить перечень причин, их можно записать в свободных графах. В карту вносятся данные не на всех учащихся класса, а только на отдельных школьников, имеющих существенные недостатки в поведении. Итогом заполнения карты является разработка рекомендаций по работе с подростком для всех участников воспитательного процесса. Модель работы с трудным подростком Работа психолога
Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся (заполняется педагогом) 1. Общая характеристика семьи: 1.1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная. 1.2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная). 1.3. Типовое состояние семьи: — эмоциональный комфорт; — тревожность; — эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение. 1.4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый. 1.5 Нарушения семейного воспитания: — доминирующая гиперпротекция: — потворствующая гиперпротекция; — гипопротекция; — эмоциональное отвержение; — жестокое обращение; — повышенная моральная ответственность. 1.6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию. 2. Особенности семейного воспитания: родители создают условия для правильного развития ребенка: Анкета для родителей Ф. И. О. _______________________________________________ Образование: (отметьте ответ знаком «+»): Высшее ____________________________________________ Среднее специальное ________________________________ Среднее ____________________________________________ Неполное среднее ___________________________________ Профессия: ____________________________________________ Место работы __________________________________________ Состав семьи: (отметьте ответ знаком «+»): Отец __________________________________________________ Мать __________________________________________________ Сестра ________________________________________________ Брат __________________________________________________ Бабушка _______________________________________________ Дедушка ______________________________________________ 1. С кем из взрослых в семье Ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает откровеннее? Ответ:________________________________________________ 2. Как Ваш ребенок реагирует на похвалу? Ответ:________________________________________________ А на наказание? Ответ:________________________________________________ 3. Как Вы поощряете своего ребенка? ______________________ Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже? Ответ:________________________________________________ Ответ:________________________________________________ 4. Как Ваш ребенок реагирует на порицание? Ответ:________________________________________________ 5. Есть ли у него обязанности по дому? Ответ:_________________ Какие? ________________________ 6. С кем дружит Ваш ребенок? Ответ:________________________________________________ 7. Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка? Ответ:________________________________________________ 8. Как Ваш ребенок предпочитает проводить свободное время? Ответ:________________________________________________ 9. К каким видам деятельности у Вашего ребенка склонности, интересы? Ответ:________________________________________________ 10. Что бы Вы еще хотели сообщить о своем ребенке? Ответ_________________________________________________ Методика незаконченных предложений для родителей Когда он родился, то…___________________________________ Самым интересным в первые годы жизни в нем было… _______ _______________________________________________________ Подруги и друзья нашего ребенка…________________________ Общаясь с одноклассниками…____________________________ Моему ребенку больше нравится общаться с… ______________ О проблемах моего ребенка я узнаю…______________________ Трудности в воспитании связаны с…_______________________ Мой ребенок совершил проступок. Я считаю, что его поведение является результатом…____________________________ Подготовка и проведение родительских собраний и встреч Из опыта работы: цикл встреч и собраний, проводимых психологом для родителей, может выглядеть схематично в следующем виде:
Учебно-методическое пособие Витебск, 2010 Авторы-составители: О.Е. Антипенко, С.А. Виноградова, Ю.Л. Довгая, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко |