Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся | Обучение и развитие детей

Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся

На главную Педагогически трудные дети Работа с "трудными детьми" Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся
Программа деятельности психологической службы средней школы по психологическому сопровождению профилактики трудновоспитуемости учащихся
Педагогически трудные дети — Работа с "трудными детьми"
Начальная школа

Работа с учащимися:

1. Выделение группы риска на основании педагогических наблюдений и психологической диагностики готовности к школе.

2. Углубленная психодиагностическая работа с учащимися группы риска:

а) сбор сведений от педагогов и родителей;

б) составление психодиагностической «батареи»;

в) проведение психодиагностических процедур;

г) обработка «сырых» материалов;

д) анализ полученных данных и составление программ сопровождения для каждого ученика и групп учащихся, имеющих сходные проблемы.

3. Реализация программ сопровождения.

4. Анализ хода реализации.

Работа с педагогами:

1. Совместная разработка программы сопровождения по преодолению отклонений в личностном и интеллектуальном развитии (метод — психолого-педагогический консилиум).

2. Семинар с педагогами по возрастным особенностям учащихся.

3. Семинар по особенностям отклоняющегося поведения учащихся начальной школы.

Работа с родителями:

1. Организация психологического всеобуча для родителей на родительских собраниях, заседаниях клубов и т. п.

2. Привлечение родителей к разработке и реализации программ сопровождения трудновоспитуемых учащихся. Заключение контракта психолог—педагог—родитель:

а) формулирование основных параметров контракта;

б) составление контракта.

3. Привлечение родителей к участию в группах тренинга эффективности родительского взаимодействия.

Средняя и старшая школа

Работа с коллективами классов:

1. Психодиагностическая работа с классными коллективами для  составления психолого-педагогической характеристики класса и согласованной с администрацией школы и классными руководителями коррекции планов воспитательной работы с учетом референтных ориентаций и мотивации отношений.

2. Мероприятия по формированию рефлексивного образа мышления учащихся (клубы психологической направленности, психологический всеобуч, работа консультационного пункта психолога для учащихся.)

3. Индивидуальное и групповое обсуждение результатов психодиагностики.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Уточнение параметров социально-психологического статуса трудновоспитуемых учащихся с учетом возрастного этапа развития.

2. Составление индивидуальных программ сопровождения на основе заключенных контрактов.

3. Анализ этапов реализации разработанных ранее программ.

Работа с педагогами:

1. Семинар «Психологические особенности подросткового возраста».

2. Семинар «Особенности отклоняющегося поведения подростков».

3. «Круглый стол» «Методика составления контракта».

4. Психолого-педагогический консилиум «Трудный класс».

5. Реализация программы сопровождения всеми участниками учебно-воспитательного процесса (администрация школы, учителя-предметники, классные руководители, родители, психологи, социальные педагоги).

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к участию в тренинге модификации родительского поведения.

2. Сотрудничество в  составлении и реализации контрактов.

3. Индивидуальное психологическое консультирование родителей.

Работа администрации школы:

1. Формирование структуры социально-психологической службы школы.

2. Обеспечение взаимодействия всех звеньев, участвующих в процессе сопровождения и реабилитации (инспекция по делам несовершеннолетних, школа, родительский комитет и т. п.).

3. Контроль выполнения программы сопровождения трудновоспитуемых учащихся.

4. Материально-техническое обеспечение деятельности психологической службы.

Выработку оптимальной тактики работы с неуспевающими учащимися может облегчить типология неуспевающих школьников. Так известно, школьная неуспеваемость «многолика». В каждом конкретном случае неуспеваемости учитель встречается с новыми ее особенностями, и, следовательно, в каждом из них требуется индивидуальный подход. Этим отчасти и объясняются трудности преодоления неуспеваемости. Однако, как показало исследование Н.И. Мурачковского, в «психологическом складе» человека повторяющимися особенностями, от которых в решающей степени зависит успеваемость школьников, являются особенности направленности их личности и мыслительной деятельности. С учетом указанных особенностей были выделены три типа неуспевающих школьников.

Первый тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.

Второй тип. Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности, отрицательным отношением к учению и частичной или полной утратой позиции школьника.

Третий тип. Учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу.

Опираясь на эту классификацию, гораздо легче определить содержание работы с неуспевающими учащимися. Так, например, в работе с учащимися первого типа автор предложил основное внимание уделить развитию мыслительных операций и качеств ума. В работе с детьми второго типа акцент необходимо сделать на развитии у них мотивации учения через подбор посильных заданий и интересующей их деятельности, которой они занимаются более успешно.

Подготовка отчетного документа

(Примечание: инструкция может быть использована  как практикантами для составления отчета по практике, так и в деятельности школьного психолога для составления аналитической справки по запросу администрации или членов педагогического коллектива).

В справке, являющейся результатом психодиагностической деятельности, должны быть представлены не сами первичные данные, а определенные аналитические, обобщенные материалы. В этих материалах информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогу языком. 

В результате обобщения данных может получиться:

1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом.

2. Описание выявленных у ребенка или подростка нарушений или отклонений от возрастной, психической или социальной нормы. Речь идет о таких явлениях, как умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в поведенческих отклонениях, асоциальных проявлениях и др. По возможности и необходимости указываются причины существующих нарушений.

3. Перечисление адекватных, с точки зрения психолога, форм сопровождения.

Примерная схема аналитической справки:

1. Сведения об обследуемом.

2. Формулировка первичного педагогического запроса.

3. Перечисление методов, использовавшихся в работе (наблюдение, диагностические методы, беседа).

4. Качественные характеристики учебной деятельности:

  • трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
  • трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах;
  • трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы;
  • трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
  • виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
  • предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.
5. Количественные показатели учебной деятельности:

  • успеваемость по основным предметам.
6. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:

  • описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
  • описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения  общепринятых правил;
  • индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
7. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:

  • описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке;
  • описание ситуаций, вызывающих у учащегося эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
8. Наличие отклонений или нарушений в развитии (на основе  изучения интеллектуальной сферы).

9. Медицинская информация о ребенке:

  • физическое состояние ребенка на момент наблюдения;
  • наличие хронических заболеваний;
  • характеристика заболеваемости за последний год.
10. Возможные формы сопровождения:

  • для психолога,
  • для педагога,
  • для завуча,
  • для социального педагога.
11. Подписи исполнителей

Психолого-педагогическая характеристика

учащегося
___________ класса _________

Ф. И. О. _______________________________________________

Дата рождения__________________________________________

Мать ______________________________ образование ________

место работы___________________________________________

Отец ______________________________ образование ________

место работы ___________________________________________

Другие члены семьи _________________ образование ________

место работы___________________________________________

___________________________________ образование ________

место работы ___________________________________________

Психологическая диагностика

Интеллектуальное развитие личности:

  • Уровень развития интеллекта
  • Особенности внимания
  • Особенности памяти
  • Особенности мышления
  • Общая эрудиция
Индивидуально-типологические особенности личности:

  • Способности
  • Темперамент
  • Доминирующие черты характера
  • Самооценка
  • Тревожность
  • Агрессивность
Социально-педагогическая диагностика

Направленность личности:

  • Интересы
  • Потребности
  • Склонности
  • Мотивы
  • Ценностные ориентации
Социальные характеристики личности:

  • Мотивы общения
  • Социальный статус
  • Коммуникативные и организаторские способности
  • Референтные группы
Общие выводы  _________________________________________

_______________________________________________________

Задачи воспитания ______________________________________

_______________________________________________________

Направления работы  ____________________________________

_______________________________________________________

Карта

Ориентированного анализа причин недостатков

в поведении отдельных школьников


_______класса __________ школы __________________ района

Ф.И.О._________________________________________________



Причины недостатков в поведении
Отметить

причину

знаком  +

Недостатки семейного воспитания

 

Отрицательное влияние сверстников в школе и социуме

 

Отсутствие общественных поручений, занятий по интересам во внеурочное время

 

Слабое воспитательное влияние классного руководителя

на данного ученика

 

Необъективность оценки учебы или поведения ученика, нарушение такта общения с ним

 

Отсутствие индивидуального подхода в воспитании и обучении

 

Отсутствие систематичности настойчивости в преодолении и предупреждении нарушений общественного порядка

 

Нарушение в единстве требований школы, семьи, общественности

 

Систематические неудачи в учении

 

Эмоциональная неуравновешенность

 

Слабое развитие волевых качеств личности

 

Повышенная утомляемость, приводящая к нарушениям дисциплины

 

Неправильная самооценка своего поведения

 

Несформированность ответственного отношения к выполнению правил поведения

 

Отсутствие нормальных отношений в общении с товарищами по классу

 





Примечание. В процессе наблюдения за ходом обучения, воспитания и развития учащихся каждый учитель получает представление о характере и причинах недостатков в их поведении. Эти представления он дополняет данными, получаемыми с помощью других методов (бесед с учащимися, родителями, шефами; анкетирования; анализа различных школьных документов и творческих работ учащихся; проведения «педагогических консилиумов» и т. п.). Однако для оказания рациональной помощи ученику недостаточно знать только перечень причин. Необходимо выделить среди них доминирующие причины, сильнее всего влияющие на поведение в данный момент.

Итоги такого анализа могут быть наиболее эффективно использованы учителем, родителями, шефами, ученическим самоуправлением только при условии их компактного оформления. Для этого предлагается данная карта. Она заполняется классным руководителем с учетом мнения учителей, работающих в данном классе.

После записи фамилии ученика из всего перечня причин выделяются причины, присущие данному школьнику (для удобства их можно отметить точкой). Затем устанавливается среди них доминирующая и отмечается цифрой «1». Близко стоящие по силе влияния причины отмечаются цифрами «2» и «3», остальные — знаком «+». Если, по мнению классного руководителя, следует дополнить перечень причин, их можно записать в свободных графах.

В карту вносятся данные не на всех учащихся класса, а только на отдельных школьников, имеющих существенные недостатки в поведении.

Итогом заполнения карты является разработка рекомендаций  по работе с подростком для всех участников воспитательного процесса.

Модель работы с трудным подростком

Работа психолога



Название этапа
Цель

этапа

Основные направления в работе

Методы изучения

Начальный

(диагности-ческий)

Вскрыть причины трудновоспитуемости подростка.

Поставить психолого-педагогический диагноз

1. Изучить положение подростка в окружающей социальной микросреде (семья, класс, уличная группа).

1. Метод изучения документальных данных подростка.

2. Выявить положительные качества личности подростка, его склонности и способности.

2. Метод беседы (с учителями, родителями, сверстниками, самим подростком).

3. Выявить негативные стороны личности подростка.

3. Метод наблюдения.

4. Выявить возможности подростка к обучению.

4. Метод опроса.

5. Изучить результаты комплексного медицинского обследования подростка.

5. Метод независимых характеристик.

6. Изучить динамику реализации социальных потребностей подростка:

а) потребность в человеческих связях;

б) потребность в самоутверждении;

в) потребность в эмоциональной привязанности и т. д.

6. Метод социометрии.

7. Метод незаконченных предложений.

8. Комплекс экспериментальных методик, связанных с изучением личности подростка.

Работа педагогического коллектива



Название этапа
Цель

этапа

Основные направления в работе

Методы

Переори-ентацион-ный

1. Подвергнуть ломке нежелательный стереотип поведения подростка.

2. Формировать положительные черты и качества личности подростка.

1. Формирование положительных личных и деловых взаимоотношений с подростком.

2. Рациональное построение социально значимых видов деятельности подростка.

3. Оказание конкретной помощи в реализации социальных потребностей подростка.

4. Привлечение подростка к участию в различных формах коллективной творческой деятельности.

5. Привлечение подростка к занятиям физкультурой

и спортом.

6. Создание ситуации успеха в учебной деятельности.

7. Принять усилия к разрыву нежелательных связей подростка.

8. Остаются в силе основные направления первого этапа.

1. Метод «педагогического взрыва»

2. Метод личного примера.

3. Метод убеждения.

4. Метод поощрения и наказания.

5. Методика организации коллективной творческой деятельности.

6. Метод беседы.

7. Метод самовоспитания.

8. Остаются в силе основные методы первого этапа изучения подростка.

В работе с родителями не рекомендуется  начинать с комплексных психодиагностических исследований, которые требуют длительного времени, серьезного практического опыта, анализа и интерпретации полученных данных. Более рационален следующий путь: выделение двух больших групп семей — гармоничных и проблемных.



Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся

(заполняется педагогом)

1. Общая характеристика семьи:

1.1. Состав семьи: полная, формально полная, неполная.

1.2. Характеристика семьи: гармоничная, проблемная (конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная).

1.3. Типовое состояние семьи:

— эмоциональный комфорт;

— тревожность;

— эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.

1.4. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

1.5 Нарушения семейного воспитания:

— доминирующая гиперпротекция:

— потворствующая гиперпротекция;

— гипопротекция;

— эмоциональное отвержение;

— жестокое обращение;

— повышенная моральная ответственность.

1.6. Отношение к школе: поддерживают тесную связь, поддерживают контакты эпизодически, связи носят случайный характер, родители избегают контактов, противодействуют воспитанию.

2. Особенности семейного воспитания: родители создают условия для правильного развития ребенка:

Анкета для родителей

Ф. И. О.  _______________________________________________

Образование: (отметьте ответ знаком «+»):

Высшее ____________________________________________

Среднее специальное  ________________________________

Среднее ____________________________________________

Неполное среднее  ___________________________________

Профессия:  ____________________________________________

Место работы __________________________________________

Состав семьи: (отметьте ответ знаком «+»):

Отец __________________________________________________

Мать __________________________________________________

Сестра  ________________________________________________

Брат  __________________________________________________

Бабушка _______________________________________________

Дедушка  ______________________________________________

1. С кем из взрослых в семье Ваш ребенок охотнее всего проводит свободное время, бывает откровеннее?

Ответ:________________________________________________

2. Как Ваш ребенок реагирует на похвалу?

Ответ:________________________________________________

А на наказание?

Ответ:________________________________________________

3. Как Вы поощряете своего ребенка? ______________________

Какие формы поощрения действуют лучше, какие хуже?

Ответ:________________________________________________

Ответ:________________________________________________

4. Как Ваш ребенок реагирует на порицание?

Ответ:________________________________________________

5. Есть ли у него обязанности по дому?

Ответ:_________________ Какие? ________________________

6. С кем дружит Ваш ребенок?

Ответ:________________________________________________

7. Как часто у Вас в доме бывают друзья Вашего ребенка?

Ответ:________________________________________________

8. Как Ваш ребенок предпочитает проводить свободное время?

Ответ:________________________________________________

9. К каким видам деятельности у Вашего ребенка склонности, интересы?

Ответ:________________________________________________

10. Что бы Вы еще хотели сообщить о своем ребенке?

Ответ_________________________________________________

Методика незаконченных предложений

для родителей


Когда он родился, то…___________________________________

Самым интересным в первые годы жизни в нем было… _______

_______________________________________________________

Подруги и друзья нашего ребенка…________________________

Общаясь с одноклассниками…____________________________

Моему ребенку больше нравится общаться с… ______________

О проблемах моего ребенка я узнаю…______________________

Трудности в воспитании связаны с…_______________________

Мой ребенок совершил проступок. Я считаю, что его поведение является результатом…____________________________

Подготовка и проведение родительских собраний

и встреч


Из опыта работы: цикл встреч и собраний, проводимых психологом для родителей, может выглядеть схематично в следующем виде:

  • «Круглый стол» (подготовительный класс, две встречи).
  • Семинар-практикум (младший школьный возраст).
  • Родительская встреча (4-й класс).
  • «Круглый стол» (5-й класс, две встречи).
  • Родительская встреча (6-й класс).
  • Вечер вопросов и ответов (6—8-й классы).
  • «Круглый стол» (9—11-й классы).
  • Конверт дружеских вопросов (9—11-й классы).
  • Сократовская беседа (для любого возраста).
  • Психологическая гостиная (для любого возраста).
Источник: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА для студентов 4 курса дневного отделения (специальность 1-23 01 04: «Психология»)

Учебно-методическое пособие

Витебск, 2010

Авторы-составители: О.Е. Антипенко, С.А. Виноградова, Ю.Л. Довгая, Ж.Л. Данилова, Т.В. Савченко