Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | ||||||||||||||
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений Занятие 1. Цель: восстановление телесного контакта между родителем и ре- бенком, создание ощущения эмоционального единства и взаимной поддержки, снятия агрессивности и тревожности. Упр. 1. Начинается занятие с общего танца под музыку, песни Шаинского «Улыбка». Упр. 2. Рисование портрета друг друга: родителя и ребенка. Упр. 3. «Игра в куклы». Инструкция. Сейчас мы будем играть в куклы, но только куклы у нас будут живыми. Вспомните и взрослые и дети, когда вы были маленькими, многие из вас верили, что ваши куклы живые. Представьте себе, что мы опять стали маленькими, опять играем в куклы. В куклу по очереди превращается один из пары. Игровые действия я буду называть, а вы повторяйте их со своими куклами:
Инструкция. Представьте себе, что в каждой паре один ребенок или взрослый превратится в коня, а другой — в его всадника. «Коням» мы завяжем глаза, а «всадники» встанут сзади своих «коней», возьмут за локти, и приготовятся ими править. А теперь устроим скачки. Задача «коней» – бегать побыстрее, а задача «всадников» – не допустить столкновения своего «коня» с другими. Если же какая-нибудь пара падает, то выбывает из игры. Упр. 5. «Проведи больную бабушку к доктору». Инструкция. Давайте представим, что каждая пара состоит из бабушки и внучки, причем. Бабушка ничего не видит и не слышит. И вдруг она заболела. Её нужно осторожно провести межу домами (стульями) в кабинет врача. Показать, как можно поддерживать бабушку, как вести, усаживать. Поочередное выполнение ролей. Упр. 6. «Встреча с другом». Инструкция. У мальчика был друг. Но вот наступило лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу. Показать, как они обрадовались друг другу (объятия, улыбки, поцелуи …). Упр. 7. «Нарисуй сказочного героя» Инструкция. Поочередно, сначала родитель, потом ребенок рисуют с помощью тактильных прикосновений сказочного героя, передавая отдельные черты одежды и характера. Упр. 8. Общий танец под музыку Шаинского «Улыбка». Занятие 2. Цель: создать образ «хорошего родителя» с помощью поглаживания, снять отрицательные эмоции неприязненного отношения друг к другу, предупредить трудность в общении. Упр. 1 «Котенок» Инструкция. Кто из вас мечтает, чтобы вам подарили котенка? А у кого дома есть котята или взрослые кошки? Давайте представим себе, что вам подарили маленького котенка. Он испуган, поскольку первый раз попал в квартиру. Кто может показать, как двигается котенок? Мы сейчас попарно, мать и ребенок будем изображать такого котенка. Сначала дети выходите в центр, подвигайтесь и покажите, как вам страшно, а теперь начнем. Пусть каждый по очереди будет котенком, а другой может сделать так, чтобы котенок перестал бояться, приласкать его и уговорить заснуть на коврике. В конце можно провести обсуждение. Упр. 3. «Путешествие по лицу» Инструкция. Ребенок и родитель садятся друг против друга, закрывают глаза, исследуют лицо друг друга с помощью рук. в конце каждая пара делится своими впечатлениями. Упр. 4. «Выпекание булочки» Инструкция. Каждый из пары поочередно выпекает булочку с другого с помощью рук, поглаживая и прижимая, при этом приговаривая, какая хорошая булочка получается. Упр. 5. «Кусочек пластилина». Инструкция. Один из вас кусочек пластилина, второй – человек. Вы должны поочередно вылепить что-то друг с друга. Перед началом работы я напомню два правила:
Инструкция. «Сиамские близнецы» – это дети, которые рождаются сросшимися какими-нибудь частями своего тела. Для них это большое несчастье, им делают операцию и разделяют их. Мы с вами можем побыть «сиамскими близнецами». Разбейтесь на пары, повернитесь друг к другу спиной, свяжите ноги (свою правую с левой ногой своего ребенка).а потом я свяжу руки. Теперь будем соревноваться в беге, в прыжках в длину. Упр. 7. «Подарок». Инструкция. Давайте представим, что все мы всемогущие. Мы можем подарить друг другу любой подарок. Для этого надо внимательно посмотреть в глаза и попробовать угадать желаемый подарок. Упр. 8. Общий танец под музыку Шаинского «Чунга-Чанга». Занятие 3. Цель. Обучение умению открыто говорить о своих чувствах, эмоциях, налаживать гармонические связи в общении ребенка и родителя, чувствовать настроение и состояние друг друга. Упр. 1. «Общий танец» Упр. 2 «Угадай-ка». Инструкция. Давайте посмотрим друг на друга и попробуем угадать, что нравится в вашем партнере другим (соседям, друзьям и др.). поочередно пары называют положительные качества. Упр. 3. «отрицание предыдущего совета». Инструкция. Представим себе, что один из вас взрослый, который дает совет ребенку, чтобы он хорошо себя вел, или каким следует быть. Ребенок же спорит и не соглашается со взрослым. В нашей игре ребенок играет роль взрослого, а взрослый – ребенка. Упр. 4. «баба-Яга» Инструкция. Поочередно необходимо прогнать Бабу-Ягу, используя слова, мимику, жесты, а потом приласкать. Упр. 5. «Оправдание». Инструкция. Поочередно и ребенок и взрослый разыгрывают ситуацию агрессии, непослушания (ударил, разбил, не выполнил, не помог, отомстил и т.д.). Другой его обвиняет, а первый начинает оправдываться. Оправданий должно звучать как можно больше. Упр. 6. «Какой я предмет в глазах другого». Инструкция. Каждый из пары должен сказать на какой предмет или животное, или растение, или игрушку похож его напарник, и почему ему так представляется. Упр. 7. «Пять хороших и пять плохих качеств». Инструкция. Родители и дети поочередно говорят о хороших и плохих качествах друг друга. Упр. 8. «Закончи предложение». Инструкция. Родитель или ребенок поочередно начинает говорить предложение, а второй его заканчивает. Предложения могут касаться любых тем: отношений, покупок, игр, одежды, работы, д/с и т.д. То есть более значимых для той или иной пары. Упр. 9. «Общий танец» Занятие 4. Цель: интеграция всех ранее проводимых занятий, подведение детей и, особенно родителей к пониманию значения телесного контакта, а также проявление и сообщение своих чувств и эмоций друг к другу. Упр. 1. «Общий танец». Упр. 2. «Бездомный котенок». Инструкция. Мы идем по улице и находим маленького мокрого котенка, давайте покажем, что мы будем с ним делать. Поглаживание друг друга, передача любви, тепла, ласки друг другу. Упр. 3. «Грустный гномик». Инструкция. Поиграем в игру про грустного, невеселого гномика. Поочередно меняемся ролями, сначала грустный гномик – ребенок, а потом родитель. Ребенок спрашивает у гномика, почему он грустный? Он потерял волшебную шапочку с бубенцом. Что мы будем делать? Подойдем к нему, присядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе – потерять волшебную шапочку! А как мы его пожалеем:
Инструкция. Ребенок и родители поочередно хвалят друг друга. Мож- но даже говорить друг другу комплименты. Упр. 5. «Узнай свою маму или своего ребенка» Инструкция. Все пары садятся в круг и выбирают одного водящего, завязывают ему глаза и он должен с помощью рук, на ощупь найти свою мать или своего ребенка. Упр. 6 «Что произойдет через 20 лет». Инструкция. Сначала ребенок, а потом родитель рассказывают друг другу, что с ними произойдет через 20 лет. Упр. 7. «Нарисуй портрет друга». Упр. 8 «Переведи слепого старичка через дорогу». Инструкция. Сначала родитель, потом ребенок должен с помощью телесного прикосновения рук перевести слепого старичка через дорогу. Слепой старичок – сначала ребенок, потом родитель. Упр. 9 «Общий танец» Заключительная беседа о чувствах и эмоциональном состоянии детей и родителей. Проблема негативных детско-родительских отношений в настоящее время занимает одно из ведущих мест в профилактической работе психологов, педагогов, социальных педагогов, правоведов и всех тех людей, которые занимаются воспитанием детей. Актуальность этой проблемы подчеркнута возрастанием в нашем обществе неблагополучных, неполных, опекунских семей и семей, воспитывающих приемных детей. Причинами неприятия ребенка и родителя, как считают специалисты является:
следующие задачи:
до 10 человек. В представленной профилактической работе используются методы включенного наблюдения, игровые методы, метод рисуночного тестирования. << Предыдущая — Следующая >> |