Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении | Обучение и развитие детей

Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Примерный перечень методик для скринингового исследования
Перечень методик для углубленного исследования познавательной сферы детей и подростков
Психолого – педагогический консилиум
Стратегия работы психолога с новой группой учащихся интегрированного класса
Составление психолого-педагогических данных по классу интегрированного обучения
Работа с родителями
Коррекционный комплекс занятий, направленный на восстановление детско-родительских отношений
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Коммуникативный блок игр
Блок игр по развитию речевой и мыслительной деятельности
Правила пространственной организации учебного материала
Подвижные игры
Все страницы
Страница 8 из 12  

Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении

Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Поэтому начальный этап обучения детей с неизбежностью диктует повышение уровня социального функционирования. Формирования доверия к окружающему миру через ситуацию успеха, как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем.

Очерченные проблемы определяют основные направления коррекционной работы психолога. Занятия с группой детей, испытывающих трудности в школе, направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности.

Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают методики. Стимулирующие развитие детей. как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако, наиболее слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь. Для развития речи используются приемы: постановка известных сказок и сочинение своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни ребенка. Тренировка спонтанной речи ребенка способствует формированию мыслительных операций, логических умозаключений.

Этап групповой работы: коррекционно-развивающие занятия.

Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста, была разделена на 4 блока:

  • Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:
  • развитие умения владеть средствами общения;
  • формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  • формирование умения коллективного обсуждения заданий;
  • умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
  • формирование позитивного образа «Я».
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

  • расширение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
  • формирование развернутой монологической и диалогической речи, развитие умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
  • формирование понятийного аппарата и развитие основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • формирование грамматических систем речи, расширение словарного
запаса (знакомство с определениями, синонимами, антонимами).

3. Развитие произвольности психической деятельности:

  • формирование умения работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
  • развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  • формирование произвольности, как компонента речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, умение развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
  • развитие и совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие умения планировать предстоящую работу, определять пути и средства достижения учебной цели;
  • формирование умения осуществлять контроль своей деятельности. Овладение контрольно-оценочными действиями;
  • развитие умения подчинять свою деятельность времени, отведенному на выполнение задания.
4. Развитие пространственных представлений:

  • формирование умений различать геометрические формы;
  • усвоение учащимися понятия величины;
  • усвоение таких характеристик пространства, как расстояние и направление, правильное использование понятий, обозначающих эти характеристики;
  • ознакомление с правилами пространственной организации рабочего (учебного) материала;
  • развитие пространственной ориентации в тетради и помещении;
  • формирование умения ориентироваться в пространстве с помощью простой схемы, а также самостоятельно ее создавать;
  • совершенствование координации движений в пространстве;
  • обучение в практической деятельности оперированию с пространственными объектами (измерения, графические построения и т.д.), развитие глазомера;
  • формирование умения манипулировать с образами, делая различные мысленные преобразования: вращения, расчленение на части и соединение их в целое, перегруппировку исходных элементов и т.п., развитие способности ребенка действовать у уме.
Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 50 ча-

сов, с интервалом 2 часа в неделю. Продолжительность каждого занятия 40—45 минут.

Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность, так как позволяет осуществить перенос умения навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока.

Коллективное обсуждение многих знаний, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умения выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими и т.д.

Оптимальной формой работы является игровое занятие в малой группе детей (5-7 учащихся).

Одно из основных направлений всей коррекционно-развивающей работы является повышение самооценки и учебной мотивации учащихся. И поэтому наличие коллектива в данном случае может оказать большую помощь. Большинство дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении имеет недоразвитие произвольной деятельности и очень часто демонстрирует инфантильные способы поведения. У них недостаточно сформирован образ «Я» (мне не доверяют окружающие, не верят в меня, я тоже не верю в себя и не знаю, каков я). Именно поэтому использование игр и упражнений, способствующих формированию социально приемлемых форм поведения. Установления контакта, повышение уверенности в себе является обязательным элементом коррекционных занятий.

При планировании и проведении занятий с детьми младшего школьного возраста с трудностями адаптации и трудностями в обучении необходимо учитывать некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса.

  • Усложнение предъявляемых заданий: от совместного выполнения задания с подробным инструктажем до творческих, самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно разработать или придумать подобное задание).
  • Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществить перенос умений и навыков, получаемых на занятиях ситуацию школьного урока.
  • Использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент. Для этих детей игровой мотив чаще всего является ведущим, а уровень учебной и школьной мотивации достаточно низок. Кроме того, постоянные неудачи в школе способствуют формированию либо заниженной самооценки, либо наоборот, неадекватно завышенной (как защитный механизм). Детям с низкой самооценкой игровой характер занятий позволит избавиться от страха перед возможными неудачами, а групповые соревновательные задания и упражнения дадут возможность учащимся с завышенной самооценкой получить обратную связь о своих возможностях.
  • Введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д. ), которые получает школьник. В конце каждого месяца подсчитывается количество «звездочек» или «ворон».
  • Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с такими детьми, так как дает им возможность оптимально распределить их энергию и способствует снятию усталости и повышению работоспособности.
6. Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал – покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания (дети «держат себя в руках, замерев на месте, психолог стоит спиной к группе и, неожиданно, разворачиваясь, отмечает самых усидчивых «разведчиков» (разведчики в засаде) и т.д. Подобные упражнения должны использоваться на занятиях не эпизодически, а регулярно.

При планировании необходимо соблюдать некоторую общую для всех занятий структуру построения. Ниже представлена схема построения коррекционно-развивающего занятия и более подробное ее описание.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

  • ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ
Приветствие Новости Коммуникативная игра

  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Развитие Развитие речи и Домашнее задание

произвольности и мышления

пространственных

представлений

  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
Подвижная или Коммуникативная Традиционное

тематическая игра игра прощание

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера мы можем предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, и, встречаясь друг с другом, улыбаются, произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение, обозначенное как «Новости», включает в себя, на наш взгляд, ряд очень важных моментов: во-первых, дети имеют возможность обменяться информацией о событиях. Которые произошли с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, поделиться своим настроением (например, детям предлагается оценить в баллах свое настроение, показав его на пальцах).

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводится с целью повышения энергетического ресурса группы, формирования эмоционально положительного настоя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия. Имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их как «Игра – энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра – оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которой является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании своего внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, било самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижна. Основная ее задача – получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности, и повышение настроения в конце занятия.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, пространственных представлений, речи и мышления.

Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели.

Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объеденены не случайно. Логическое мышление есть мышление речевое , в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимулирующего материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага.

Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего это – небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание ставит своей целью не только закрепление полученных знаний, а, в первую очередь, дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя проведение либо подвижной тематической игры, согласующейся с основной задачей данного занятия и нацеленной на отработку одной из познавательных функций, либо коммуникативной «игры – оптимизатора», о которой говорилось выше. И та, и другая игра способствует расслаблению детей в конце работы и формирует положительное отношение к занятию в целом.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я» расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Опыт показывает, что четкое следование программе, разработанной каким-либо автором, оказывается практически невозможным, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности группы, классификацию существующих трудностей детей и динамику протекания коррекционного процесса. Поэтому, руководствуясь данной схемой построения занятия, будет несложно разработать собственный цикл коррекционно-развивающих занятий, используя игры и упражнения, предложенные ниже. Для удобства они представлены по следующим 4 блокам:

  • Коммуникативные игры;
  • Игры и упражнения по развитию речи и мышления;
  • Задания на развитие произвольности;
  • Упражнения, направленные на формирование пространственных представлений.
Некоторые из предложенных нами игр являются авторскими, осталь-

ные описаны в различных литературных источниках (1,2,3, 5,7,10,12,13 15,17,18,19,21,22,23,24).

 



<< Предыдущая — Следующая >>