Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении
Примерный перечень методик для скринингового исследования — Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу | |||||||||||||||||
Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками, испытывающими трудности в обучении Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу: она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Поэтому начальный этап обучения детей с неизбежностью диктует повышение уровня социального функционирования. Формирования доверия к окружающему миру через ситуацию успеха, как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем. Очерченные проблемы определяют основные направления коррекционной работы психолога. Занятия с группой детей, испытывающих трудности в школе, направлены на развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений, формирование умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности психической деятельности. Групповые занятия проводятся в игровой форме и включают методики. Стимулирующие развитие детей. как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе увеличивает границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако, наиболее слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь. Для развития речи используются приемы: постановка известных сказок и сочинение своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни ребенка. Тренировка спонтанной речи ребенка способствует формированию мыслительных операций, логических умозаключений. Этап групповой работы: коррекционно-развивающие занятия. Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей младшего школьного возраста, была разделена на 4 блока:
3. Развитие произвольности психической деятельности:
сов, с интервалом 2 часа в неделю. Продолжительность каждого занятия 40—45 минут. Содержание предложенных занятий дает возможность активизировать творческий потенциал учащихся, способствует формированию у детей умения работать самостоятельно и стимулирует их активность. Использование большого количества игровых заданий и организация соревновательной ситуации повышает заинтересованность школьников в достижении результатов своей деятельности и способствует повышению школьной и учебной мотивации. Все занятия проводятся на материале, близком к учебной программе, что обеспечивает их высокую эффективность, так как позволяет осуществить перенос умения навыков, получаемых на занятиях, в ситуацию школьного урока. Коллективное обсуждение многих знаний, предусмотренных программой, способствует формированию и развитию у детей навыков общения и совместной деятельности: умения выслушать точку зрения другого человека, планировать свои действия вместе с другими и т.д. Оптимальной формой работы является игровое занятие в малой группе детей (5-7 учащихся). Одно из основных направлений всей коррекционно-развивающей работы является повышение самооценки и учебной мотивации учащихся. И поэтому наличие коллектива в данном случае может оказать большую помощь. Большинство дезадаптированных школьников и детей с трудностями в обучении имеет недоразвитие произвольной деятельности и очень часто демонстрирует инфантильные способы поведения. У них недостаточно сформирован образ «Я» (мне не доверяют окружающие, не верят в меня, я тоже не верю в себя и не знаю, каков я). Именно поэтому использование игр и упражнений, способствующих формированию социально приемлемых форм поведения. Установления контакта, повышение уверенности в себе является обязательным элементом коррекционных занятий. При планировании и проведении занятий с детьми младшего школьного возраста с трудностями адаптации и трудностями в обучении необходимо учитывать некоторые принципы организации коррекционно-развивающего процесса.
При планировании необходимо соблюдать некоторую общую для всех занятий структуру построения. Ниже представлена схема построения коррекционно-развивающего занятия и более подробное ее описание. Схема построения коррекционно-развивающего занятия
В качестве примера мы можем предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, и, встречаясь друг с другом, улыбаются, произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга. Следующее обязательное упражнение, обозначенное как «Новости», включает в себя, на наш взгляд, ряд очень важных моментов: во-первых, дети имеют возможность обменяться информацией о событиях. Которые произошли с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, поделиться своим настроением (например, детям предлагается оценить в баллах свое настроение, показав его на пальцах). Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводится с целью повышения энергетического ресурса группы, формирования эмоционально положительного настоя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям. Коммуникативные игры, используемые в начале и в конце занятия. Имеют некоторое специфическое отличие. Условно мы могли бы назвать их как «Игра – энергизатор» (на начальном этапе) и «Игра – оптимизатор» (в заключительной части занятия), целью которой является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании своего внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, било самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах. «Игра-оптимизатор», как правило, малоподвижна. Основная ее задача – получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности, и повышение настроения в конце занятия. Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, пространственных представлений, речи и мышления. Произвольность в младшем школьном возрасте выражается в умении ребенка принимать цели, поставленные взрослым, и действовать в соответствии с ними, выполнять действия по образцу, организовывать свою деятельность, самостоятельно планируя способы достижения цели. Упражнения по развитию произвольности и пространственных представлений, как правило проводятся в письменной форме, поэтому у каждого ребенка обязательно должна быть тетрадь в клетку и простой карандаш. Это самое продолжительное по времени задание, занимающее от 10 до 15 минут. Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объеденены не случайно. Логическое мышление есть мышление речевое , в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимулирующего материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования. Поэтому в классе обязательно должны быть цветные карандаши, фломастеры и бумага. Завершает основной этап процедура домашнего задания. Чаще всего это – небольшие творческие работы. Например, после занятия, посвященного умению ориентироваться в помещении по плану, ребятам предлагается нарисовать план своей комнаты, а на следующем занятии дается возможность рассказать о ней. Домашнее задание ставит своей целью не только закрепление полученных знаний, а, в первую очередь, дает возможность ребенку заявить о себе. Заключительный этап включает в себя проведение либо подвижной тематической игры, согласующейся с основной задачей данного занятия и нацеленной на отработку одной из познавательных функций, либо коммуникативной «игры – оптимизатора», о которой говорилось выше. И та, и другая игра способствует расслаблению детей в конце работы и формирует положительное отношение к занятию в целом. Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я» расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки. Опыт показывает, что четкое следование программе, разработанной каким-либо автором, оказывается практически невозможным, так как в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности группы, классификацию существующих трудностей детей и динамику протекания коррекционного процесса. Поэтому, руководствуясь данной схемой построения занятия, будет несложно разработать собственный цикл коррекционно-развивающих занятий, используя игры и упражнения, предложенные ниже. Для удобства они представлены по следующим 4 блокам:
ные описаны в различных литературных источниках (1,2,3, 5,7,10,12,13 15,17,18,19,21,22,23,24). << Предыдущая — Следующая >> |