Общеразвивающая программа «Краеведческая мастерская» | Обучение и развитие детей

Общеразвивающая программа «Краеведческая мастерская»

Скачать Заказать печатный вариант Автор: Круглова Татьяна Сергеевна
Пояснительная записка    «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки». Д.С. Лихачев     Введение Интерес к истории своего края, своей страны – яркая примета времени. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами в современных экономических и политических  условиях – сложно. Знакомство детей с ценностями духовной и материальной культуры, историей и традициями малой родины поможет  формированию общего представления о роли Самарского края в истории России, научит ценить и любить свой дом, семью. Изучение природы, прошлого и настоящего родного края является главным в содержании программы «Краеведческая мастерская». Помимо теоретических знаний краеведческой направленности значительное место в  программе занимает практическая работа. Теоретический блок на каждом занятии завершается изготовлением поделки, связанной с изучаемой темой. Таким образом, учащиеся помимо краеведческих знаний получают навыки работы с различными материалами, осваивают культуру ручного труда и начального моделирования. Кроме того в план занятий входит посещение музеев, выставок, парков. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, даёт новое представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний является практическая творческая работа — самый естественный для детей способ усвоения информации. Новизна программы Программа разработана на основе междисциплинарного подхода, который обеспечивает интеграцию двух направленностей: краеведческой  и начального технического моделирования. Актуальность. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 годы, утвержденная правительством РФ 14 сентября 2014 года, определила ключевую социокультурную роль дополнительного образования. «В 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается  с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по прикладному краеведению «Краеведческая мастерская» разработана для младших школьников и направлена на знакомство ребенка с родным краем, на формирование позитивного взгляда на историю Самары и Самарской области, воспитание любви к родному дому, семье, городу. Программа «Краеведческая мастерская» разработана и реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Комплектация групп и организация учебного процесса осуществляются в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. Педагогическая целесообразность программы в том, что полученный теоретический материал закрепляется изготовлением того, о чем рассказывалось на экскурсии или занятии. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. У детей воспитываются ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручка. В программу включены коллективные практические занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. В процессе реализации программы «Краеведческая мастерская» проводятся мультимедиа-занятия по всем темам образовательной программы. Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Информационно – компьютерные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам. Для занятий объединения создаются компьютерные презентации на основе краеведческого, туристского материала.  Также во время занятий используются различные игры, викторины на историко-краеведческие темы. Целью программы является формирование основ гражданской идентичности учащегося и расширение его индивидуального культурного опыта, развитие интереса к истории родного края через творческий труд. Задачи программы: образовательные:
  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • расширить кругозор ребенка, сформировать творческое отношение к жизни, умение наблюдать, выделять главное, характерное;
развивающие:
  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
  •  развивать трудовые умения и навыки, мышцы пальцев и ловкость рук;
воспитательные:
  • воспитывать такие личностные качества как доброту, честность, взаимопомощь;
  • прививать культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
Возраст учащихся 7 – 10 лет. Высокая способность детей в этот возрастной  период быстро овладевать теми или иными видами деятельности (сензитивность) определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития. Им нравится исследовать все, что незнакомо,

они понимают законы последовательности и последствия, имеют хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Поэтому интересным для них является обучение через исследование. Задавая свои «почему?» дети хотят знать больше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать. Ребенок младшего школьного возраста начинает быть самостоятельным, приспосабливается к обществу вне семейного круга. Важно научить ребенка не изолировать себя от сверстников, помогать сопереживать другим людям, быть дружелюбным. Дети этого возраста очень активны, вместе с тем, не умеют долго концентрировать свое внимание на чем – либо. Поэтому важна смена деятельности. На занятиях по программе «Краеведческая мастерская» подача нового материала чередуется с разгадыванием кроссвордов, играми, викторинами, собиранием пазлов. Включены прогулки, поездки, экскурсии. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год, объем – 72 часа. Формы обучения:
  • рассказ;
  • показ;
  • презентация;
  • творческая работа;
  • экскурсия.
Формы организации деятельности: по группам. Режим занятий: 2 часа 1 раз в неделю. Возможно проведение занятий по 1 часу 2 раза в неделю.     ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА

                                                                                                         

Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы:
  • гражданская идентичность с чувством любви к родной стране, к её природе, культуре, с интересом к её истории, уважительном отношении к другим странам, народам, их традициям;
  • чувство гордости за свою страну и малую родину;
  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • самостоятельность и чувство ответственности за свои поступки;
  • начальные навыки саморегуляции;
  • способность к эмпатии (пониманию, сопереживанию, оказанию помощи);
  • осознанность в отношении к себе как к индивидуальности и одновременно как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.
  Метапредметные результаты. У обучающихся будут сформированы следующие умения и навыки:

1. Регулятивные:
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;
  • самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале;
  • вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей и родителей;
  • готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, педагогов, родителей;
2. Познавательные:
  • анализировать информацию;
  • преобразовывать познавательную задачу в практическую;
  • выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;
  • прогнозировать результат;
  • применять средства ИКТ для решения поставленных задач;
  • активно использовать смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с коммуникативными задачами и технологиями составлению текстов в устной и письменной формах.
3. Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;
  • приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с одноклассниками);
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные результаты: Учащиеся научатся:
  1. воспринимать окружающий мир целостно, в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
  2. понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
  3. использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач;
  4. концентрировать внимание и сосредотачиваться на изготовлении поделки;
  5. запоминать последовательность изготовления, приемы и способы работы с материалами;
  Критерии и способы определения результативности. Педагогическое наблюдение – анализ динамики развиваемых качеств личности ребенка. С этой целью проводится оценка (на «входе») в начале года и в конце года обучения (на «выходе»). А так же, текущая диагностика результативности на промежуточных этапах, периодах для корректировки планирования работы, объективного оценивания работы детей в соответствии с их возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, способностями. Для мониторинга используются различные методики, по результатам, проведения которых составляется «Карта качества образовательной услуги».     Карта качества образовательной услуги   Наименование детского объединения ________________________________ Дата заполнения карты ___________________________________________ Общее количество воспитанников ___________________________________ Количество участников исследования ________________________________ Средний возраст воспитанников _____________________________________ Исследования проводил (а) _______________________________________  


Показатели

Критерии

Методики

Итоговая оценка

(от 1 до 5 баллов)

1.

ЗУН

(возможна общая оценка, но не более 15 баллов)

Знания

Контрольный урок, выставка, викторина и т.д. в соответствии с программой

 

Умения

 

Навыки

 

2.

Метапредметные результаты обучения

УУД (универсальные учебные действия)

Педагогическое наблюдение, тестирование, проектная работа

 

3.

Личностный рост воспитанника

Самооценка

Методика «Лесенка» (модификация методики «Три линии»)

 

Социальная адаптированность

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана М.И. Рожковым)

 

Познавательная активность

Методика М. Р. Гинзбурга

 

4.

Удовлетворенность

Удовлетворенность воспитанника

Методика изучения удовлетворенности занятиями учащихся в кружке

(разработана А.А. Андреевым)

 

Удовлетворенность родителей

Методика изучения удовлетворенности родителей по Андрееву

 

ИТОГО

не более 45 баллов

   



























Формы подведения итогов реализации программы:
  • выставки работ учащихся;
  • открытые уроки;
  • конкурсы.
  Учебно–тематический план   Каждое занятие включает теоретическую и практическую часть. Примеры практической работы, приведенные в учебно–тематическом плане, могут изменяться педагогом в зависимости от подготовки группы.  
1        

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

  1.  
Вводное занятие

1

 

1

  1.  
Территория и географическое положение области.

1

1

2

  1.  
Реки родного края.

1

1

2

  1.  
Древние ящеры Самарского края.

1

1

2

  1.  
Экскурсия в музей им. П.В. Алабина.

 

3

3

  1.  
Растения Самарского края. Их многообразие.

1

1

2

  1.  
Природные памятники края.

1

1

2

  1.  
Животные родного края.

1

1

2

  1.  
Насекомые и птицы, живущие в нашей области.

1

1

2

  1.  
Самарские водоемы и их обитатели.

1

1

2

  1.  
Исчезающие животные. Красная книга.

1

1

2

  1.  
Национальности, населяющие Самарскую область.

1

1

2

  1.  
Устройство быта наших предков.

2

2

4

  1.  
Самарский хлеб.

1

1

2

  1.  
Экскурсия в музей им. П.В. Алабина.

 

3

3

  1.  
Ремесло и промысел. Исчезнувшие профессии.

1

1

2

  1.  
Обереги. Назначение оберегов и способы из изготовления.

1

1

2

  1.  
Куклы, их назначение в старину.

Матрешка во все времена.

1

1

2

  1.  
История празднования Нового года. Самарские новогодние гуляния.

1

1

2

  1.  
История строительства Крепости Самара.

1

1

2

  1.  
Символы Отечества. Символы города.

1

1

2

  1.  
Бурлачество. Самарское судоходство.

1

1

2

  1.  
Улицы родного города и их названия.

1

1

2

  1.  
Электричество в Самаре. Развитие города.

1

1

2

  1.  
Транспорт от повозки до метро.

2

2

4

  1.  
Самара — космическая столица.

2

2

4

  1.  
Экскурсия в музей железнодорожной техники.

 

3

3

  1.  
Куйбышев – здесь тыл был фронтом.

1

1

2

  1.  
Театр – история и современность.

1

1

2

  1.  
А.Н. Толстой в Самаре.

1

1

2

  1.  
Поход в цирк, театр, или музей А.Н. Толстого.

 

3

3

  1.  
Подведение итогов.

 

1

1

 

Итого

30

42

72

    Содержание программы: Тема 1. Вводное занятие: Знакомство с группой и программой «Краеведческая мастерская». Беседа с детьми об уникальности родного края. Мини – опрос по фотографиям «Я знаю, что это!»  Проведение инструктажа по технике безопасности.

Тема 2. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой города и области. Практическая работа: аппликация «Самарская область – сердце России» (приложение № 1).

Тема 3. Реки родного края. Легенда о реках Волге и Самаре. Древние названия реки Волга. Практическая работа: рисунок реки красками (приложение № 2).

Тема 4. Древние ящеры Самарского края. Древнее море и его обитатели. Работа археологов, их находки в районе города Сызрани.  Интересные факты о Жигулевских горах. Практическая работа: поделка «Древние ящеры» (приложение № 3).

Тема 5. Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. Экспозиция, посвященная природным ландшафтам и их обитателям с древнейших времен.

Тема 6. Растения Самарского края. Их многообразие. Знакомство с богатым растительным миром нашей области, где встречаются растения различных климатических зон. Самарская Лука как место, где произрастают редкие виды растений. Уникальность каменистых степей. Практическая работа: поделка из природного материала (приложение № 4).

Тема 7.  Природные памятники края. Рачеевский и бузулукский боры. Муравельный лес. Практическая работа: открытка «Елка» (приложение № 5).

Тема 8. Животные родного края. Знакомство с животным миром Самарской области. Звери большие и маленькие, что у них общего. Практическая работа: поделка «Звери со щелкающей пастью» (приложение № 6).

Тема 9. Насекомые и птицы, живущие в нашей области. Рассказ о перелетных птицах и о тех, которые постоянно живут в нашем городе. Особенность волжских островов в районе Самарской Луки. Знакомство с редкими видами бабочек и жуков, обитающих на Самарской Луке. Практическая работа: поделка «Бабочки по трафарету или через копирку (приложение № 7).

Тема 10. Самарские водоемы и их обитатели. Рыбы и водоплавающие животные. Использование водных ресурсов человеком. Практическая работа: поделка из пластиковой бутылки «Черепаха» (приложение № 8).

Тема 11. Исчезающие животные. Красная книга. Знакомство с понятием «исчезающие животные». Рассказ о животных и растениях Самарской области, внесенных в Красную книгу. Роль человека в сохранении флоры и фауны. Практическая работа: Аппликация «Животные из геометрических фигур» (приложение № 9).

Тема 12.  Национальности, населяющие Самарскую область. Специфика национальной культуры и национального костюма. Национальный орнамент в одежде и архитектуре. Практическая работа: раскраска «Куклы в костюмах» (приложение № 10).

Тема 13. Устройство быта наших предков. Жизнь наших предков, знакомство со старинными предметами быта, обычаями. Знакомство детей со старинными играми. Устройство русской избы снаружи и внутри. Что такое изба, как ее строили, как украшали, что было внутри. Старинные «деревянные кружева» нашего города. Практическая работа: коллективное изготовление избы из газетных трубочек (приложение № 11).

Тема 14. Самарский хлеб. Наши предки — землепашцы. Отношение людей к земле – матушке, как к кормилице. Пшеница «Белотурка» — знаменитая пшеница Самарского края. Самарские купцы и «хлебный бизнес». Старинные паровые мельницы в современном городе.   Практическая работа: аппликация из зерен и семян (Приложение № 12).

Тема 15 Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. Посещение этнографической экспозиции музея.

Тема 16. Ремесло и промысел. Исчезнувшие профессии. Ремесло и промысел. Определения и разновидности. Современные ремёсла и промыслы. Народное творчество в предметах быта. Исчезнувшие профессии.  Практическая работа: раскраска «Хохлома» и др. (приложение № 13).

Тема 17.  Обереги. Назначение оберегов и способы их изготовления. Рассказ о многообразии оберегов. Способы изготовления. Практическая работа: поделка «Веничек-оберег» (приложение № 14).

Тема 18.  Куклы, их назначение в старину. Матрешка во все времена. Куклы для игры и не только. В чем сила куклы – берегини? Самая известная русская кукла – матрешка. История создания. Матрешка во все времена: меняются эпохи, меняется образ матрешки. Практическая работа: совместная раскраска «Матрешка» (приложение № 15).

Тема 19. История празднования Нового года. Самарские новогодние гуляния. История празднования Нового года на Руси до Петра 1. Дед Мороз развлечения наших предков. — бог холода. Самарские новогодние гуляния. История елочных игрушек. Самая большая елка Самары. Практическая работа: изготовление символа наступающего года.

Тема 20. История строительства крепости Самара. Крепость Самара- назначение, время постройки. Первое изображение крепости Самара на рисунке Адама Олеария. Князь Григорий Засекин – первый воевода. Памятник Засекину в городе. Памятник 400 – летия города Самара.  Практическая работа: коллективная аппликация «Крепость» (приложение № 16).

Тема 21. Символы Отечества. Символы города. Герб города и губернии, флаг. Назначение этих символов. Неофициальные символы страны, города.  Практическая работа: аппликация «Ракета» (приложение № 17).

Тема 22. Бурлачество. Самарское судоходство. Река, как большая дорога, соединяющая разные города и страны. Волжское бурлачество. Картина И. В. Репина «Бурлаки на Волге», история ее создания. Как менялся водный транспорт от ладьи до роскошных лайнеров. Практическая работа: оригами «Пароход» (приложение № 18).

Тема 23. Улицы родного города и их названия. Рассказы о том, как рос наш город. Главные улицы старой и современной Самары. Практическая работа: рисование домов, выстраивание из рисунков улицы города.

Тема 24. Электричество в Самаре. Развитие города. Первая Самарская ГРЭС. Влияние электрификации на развитие города. Практическая работа: Поделка «Старинный фонарь» (приложение № 19).

Тема 25. Транспорт от повозки до метро. Транспорт – его появление и развитие в нашем городе. Истории самарских извозчиков. Первый самарский автомобиль, первый трамвай.  С чем связано развитие транспорта.  Практическая работа: поделка «Лошадка» (приложение № 20). Значение железной дороги в развитии Самары. Самый большой вокзал в Европе. Практическая работа: поделка из спичек «Железнодорожный вокзал» (приложение № 21).   Тема 26. Самара — космическая столица. Самара – город самолето- и ракетостроения. Выпуск Ил – 2 во время ВОВ, строительство гражданских самолетов и ракет. Монумент Славы на площади Славы.  Практическая работа: поделка «Летающая тарелка» (приложение № 22); настольная игра «Мы поедем, мы помчимся».

Тема 27. Экскурсия в музей железнодорожной техники. Посещение Поволжского музея железнодорожной техники.

Тема 28.  Куйбышев – здесь тыл был фронтом. Трудовой подвиг народа во время ВОВ. История строительства Безымянки. Запасная столица. Бункер Сталина. Парад 1941 года. Практическая работа: изготовление плаката «Нам нужен мир!»

Тема 29. Театр – история и современность. Книги, театры, кинотеатры, цирк – все эти виды искусств любимы во все времена. Разнообразие театров. Самарские театры. Культура поведения в цирке и театре. Практическая работа: оригами «Животные на руку» (приложение № 23).

Тема 30. А.Н. Толстой в Самаре. Наш земляк А.Н. Толстой — автор сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Воплощение героев сказки в кинематографе, мультипликации, театре. Практическая работа: раскраска «Буратино» (приложение № 24).

Тема 31. Экскурсия театральная.  Поход в цирк, театр или  музей А. Н. Толстого. (По выбору педагога)

Тема 32. Подведение итогов. Подготовка детских творческих работ о любимом городе. Итоговая викторина «Моя малая родина».   Методическое обеспечение программы   Основные принципы, положенные в основу программы:
  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;
  • принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  Методы работы
  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  • практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
  Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной деятельности, воплощённых в форме рассказа, беседы, творческого задания, позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала, направить его потенциал на познание истории родного края, расширению кругозора. Занятие, проводимое на базе кабинета, состоит из следующих структурных компонентов:
  1. организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию;
  2. повторение материала, изученного на предыдущем занятии;   
  3. постановка цели занятия перед учащимися;
  4. изложение нового материала;
  5. практическая работа;
  6. обобщение материала, изученного в ходе занятия;
  7. подведение итогов;
  8. уборка рабочего места.
  Материально-техническое оснащение программы Для проведения теоретических занятий необходимы:
  • учебный кабинет;
  • компьютер;
  • проектор.
Для практических занятий необходимы:
  • цветная бумага, картон;
  • канцелярские принадлежности;
  • карандаши, краски. 
                        Кадровое обеспечение. Педагог дополнительного образования должен профессионально ориентироваться в истории родного края, природных ресурсах Самарской области, а так же владеть навыками прикладной деятельности. Одним из условий при подборе специалиста является знание основ возрастной педагогики и психологии, а также возможных методик работы с детьми обозначенной возрастной группы в рамках заявленной программы.