Общеразвивающая программа «Краеведческая мастерская»
Скачать Заказать печатный вариант Автор: Круглова Татьяна Сергеевна
Пояснительная записка «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки». Д.С. Лихачев Введение Интерес к истории своего края, своей страны – яркая примета времени. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами в современных экономических и политических условиях – сложно. Знакомство детей с ценностями духовной и материальной культуры, историей и традициями малой родины поможет формированию общего представления о роли Самарского края в истории России, научит ценить и любить свой дом, семью. Изучение природы, прошлого и настоящего родного края является главным в содержании программы «Краеведческая мастерская». Помимо теоретических знаний краеведческой направленности значительное место в программе занимает практическая работа. Теоретический блок на каждом занятии завершается изготовлением поделки, связанной с изучаемой темой. Таким образом, учащиеся помимо краеведческих знаний получают навыки работы с различными материалами, осваивают культуру ручного труда и начального моделирования. Кроме того в план занятий входит посещение музеев, выставок, парков. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, даёт новое представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний является практическая творческая работа — самый естественный для детей способ усвоения информации. Новизна программы Программа разработана на основе междисциплинарного подхода, который обеспечивает интеграцию двух направленностей: краеведческой и начального технического моделирования. Актуальность. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 годы, утвержденная правительством РФ 14 сентября 2014 года, определила ключевую социокультурную роль дополнительного образования. «В 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по прикладному краеведению «Краеведческая мастерская» разработана для младших школьников и направлена на знакомство ребенка с родным краем, на формирование позитивного взгляда на историю Самары и Самарской области, воспитание любви к родному дому, семье, городу. Программа «Краеведческая мастерская» разработана и реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Комплектация групп и организация учебного процесса осуществляются в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. Педагогическая целесообразность программы в том, что полученный теоретический материал закрепляется изготовлением того, о чем рассказывалось на экскурсии или занятии. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. У детей воспитываются ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручка. В программу включены коллективные практические занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. В процессе реализации программы «Краеведческая мастерская» проводятся мультимедиа-занятия по всем темам образовательной программы. Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Информационно – компьютерные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам. Для занятий объединения создаются компьютерные презентации на основе краеведческого, туристского материала. Также во время занятий используются различные игры, викторины на историко-краеведческие темы. Целью программы является формирование основ гражданской идентичности учащегося и расширение его индивидуального культурного опыта, развитие интереса к истории родного края через творческий труд. Задачи программы: образовательные:
они понимают законы последовательности и последствия, имеют хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Поэтому интересным для них является обучение через исследование. Задавая свои «почему?» дети хотят знать больше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать. Ребенок младшего школьного возраста начинает быть самостоятельным, приспосабливается к обществу вне семейного круга. Важно научить ребенка не изолировать себя от сверстников, помогать сопереживать другим людям, быть дружелюбным. Дети этого возраста очень активны, вместе с тем, не умеют долго концентрировать свое внимание на чем – либо. Поэтому важна смена деятельности. На занятиях по программе «Краеведческая мастерская» подача нового материала чередуется с разгадыванием кроссвордов, играми, викторинами, собиранием пазлов. Включены прогулки, поездки, экскурсии. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год, объем – 72 часа. Формы обучения:
Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы:
1. Регулятивные:
Формы подведения итогов реализации программы:
Содержание программы: Тема 1. Вводное занятие: Знакомство с группой и программой «Краеведческая мастерская». Беседа с детьми об уникальности родного края. Мини – опрос по фотографиям «Я знаю, что это!» Проведение инструктажа по технике безопасности.
Тема 2. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой города и области. Практическая работа: аппликация «Самарская область – сердце России» (приложение № 1).
Тема 3. Реки родного края. Легенда о реках Волге и Самаре. Древние названия реки Волга. Практическая работа: рисунок реки красками (приложение № 2).
Тема 4. Древние ящеры Самарского края. Древнее море и его обитатели. Работа археологов, их находки в районе города Сызрани. Интересные факты о Жигулевских горах. Практическая работа: поделка «Древние ящеры» (приложение № 3).
Тема 5. Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. Экспозиция, посвященная природным ландшафтам и их обитателям с древнейших времен.
Тема 6. Растения Самарского края. Их многообразие. Знакомство с богатым растительным миром нашей области, где встречаются растения различных климатических зон. Самарская Лука как место, где произрастают редкие виды растений. Уникальность каменистых степей. Практическая работа: поделка из природного материала (приложение № 4).
Тема 7. Природные памятники края. Рачеевский и бузулукский боры. Муравельный лес. Практическая работа: открытка «Елка» (приложение № 5).
Тема 8. Животные родного края. Знакомство с животным миром Самарской области. Звери большие и маленькие, что у них общего. Практическая работа: поделка «Звери со щелкающей пастью» (приложение № 6).
Тема 9. Насекомые и птицы, живущие в нашей области. Рассказ о перелетных птицах и о тех, которые постоянно живут в нашем городе. Особенность волжских островов в районе Самарской Луки. Знакомство с редкими видами бабочек и жуков, обитающих на Самарской Луке. Практическая работа: поделка «Бабочки по трафарету или через копирку (приложение № 7).
Тема 10. Самарские водоемы и их обитатели. Рыбы и водоплавающие животные. Использование водных ресурсов человеком. Практическая работа: поделка из пластиковой бутылки «Черепаха» (приложение № 8).
Тема 11. Исчезающие животные. Красная книга. Знакомство с понятием «исчезающие животные». Рассказ о животных и растениях Самарской области, внесенных в Красную книгу. Роль человека в сохранении флоры и фауны. Практическая работа: Аппликация «Животные из геометрических фигур» (приложение № 9).
Тема 12. Национальности, населяющие Самарскую область. Специфика национальной культуры и национального костюма. Национальный орнамент в одежде и архитектуре. Практическая работа: раскраска «Куклы в костюмах» (приложение № 10).
Тема 13. Устройство быта наших предков. Жизнь наших предков, знакомство со старинными предметами быта, обычаями. Знакомство детей со старинными играми. Устройство русской избы снаружи и внутри. Что такое изба, как ее строили, как украшали, что было внутри. Старинные «деревянные кружева» нашего города. Практическая работа: коллективное изготовление избы из газетных трубочек (приложение № 11).
Тема 14. Самарский хлеб. Наши предки — землепашцы. Отношение людей к земле – матушке, как к кормилице. Пшеница «Белотурка» — знаменитая пшеница Самарского края. Самарские купцы и «хлебный бизнес». Старинные паровые мельницы в современном городе. Практическая работа: аппликация из зерен и семян (Приложение № 12).
Тема 15 Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. Посещение этнографической экспозиции музея.
Тема 16. Ремесло и промысел. Исчезнувшие профессии. Ремесло и промысел. Определения и разновидности. Современные ремёсла и промыслы. Народное творчество в предметах быта. Исчезнувшие профессии. Практическая работа: раскраска «Хохлома» и др. (приложение № 13).
Тема 17. Обереги. Назначение оберегов и способы их изготовления. Рассказ о многообразии оберегов. Способы изготовления. Практическая работа: поделка «Веничек-оберег» (приложение № 14).
Тема 18. Куклы, их назначение в старину. Матрешка во все времена. Куклы для игры и не только. В чем сила куклы – берегини? Самая известная русская кукла – матрешка. История создания. Матрешка во все времена: меняются эпохи, меняется образ матрешки. Практическая работа: совместная раскраска «Матрешка» (приложение № 15).
Тема 19. История празднования Нового года. Самарские новогодние гуляния. История празднования Нового года на Руси до Петра 1. Дед Мороз развлечения наших предков. — бог холода. Самарские новогодние гуляния. История елочных игрушек. Самая большая елка Самары. Практическая работа: изготовление символа наступающего года.
Тема 20. История строительства крепости Самара. Крепость Самара- назначение, время постройки. Первое изображение крепости Самара на рисунке Адама Олеария. Князь Григорий Засекин – первый воевода. Памятник Засекину в городе. Памятник 400 – летия города Самара. Практическая работа: коллективная аппликация «Крепость» (приложение № 16).
Тема 21. Символы Отечества. Символы города. Герб города и губернии, флаг. Назначение этих символов. Неофициальные символы страны, города. Практическая работа: аппликация «Ракета» (приложение № 17).
Тема 22. Бурлачество. Самарское судоходство. Река, как большая дорога, соединяющая разные города и страны. Волжское бурлачество. Картина И. В. Репина «Бурлаки на Волге», история ее создания. Как менялся водный транспорт от ладьи до роскошных лайнеров. Практическая работа: оригами «Пароход» (приложение № 18).
Тема 23. Улицы родного города и их названия. Рассказы о том, как рос наш город. Главные улицы старой и современной Самары. Практическая работа: рисование домов, выстраивание из рисунков улицы города.
Тема 24. Электричество в Самаре. Развитие города. Первая Самарская ГРЭС. Влияние электрификации на развитие города. Практическая работа: Поделка «Старинный фонарь» (приложение № 19).
Тема 25. Транспорт от повозки до метро. Транспорт – его появление и развитие в нашем городе. Истории самарских извозчиков. Первый самарский автомобиль, первый трамвай. С чем связано развитие транспорта. Практическая работа: поделка «Лошадка» (приложение № 20). Значение железной дороги в развитии Самары. Самый большой вокзал в Европе. Практическая работа: поделка из спичек «Железнодорожный вокзал» (приложение № 21). Тема 26. Самара — космическая столица. Самара – город самолето- и ракетостроения. Выпуск Ил – 2 во время ВОВ, строительство гражданских самолетов и ракет. Монумент Славы на площади Славы. Практическая работа: поделка «Летающая тарелка» (приложение № 22); настольная игра «Мы поедем, мы помчимся».
Тема 27. Экскурсия в музей железнодорожной техники. Посещение Поволжского музея железнодорожной техники.
Тема 28. Куйбышев – здесь тыл был фронтом. Трудовой подвиг народа во время ВОВ. История строительства Безымянки. Запасная столица. Бункер Сталина. Парад 1941 года. Практическая работа: изготовление плаката «Нам нужен мир!»
Тема 29. Театр – история и современность. Книги, театры, кинотеатры, цирк – все эти виды искусств любимы во все времена. Разнообразие театров. Самарские театры. Культура поведения в цирке и театре. Практическая работа: оригами «Животные на руку» (приложение № 23).
Тема 30. А.Н. Толстой в Самаре. Наш земляк А.Н. Толстой — автор сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Воплощение героев сказки в кинематографе, мультипликации, театре. Практическая работа: раскраска «Буратино» (приложение № 24).
Тема 31. Экскурсия театральная. Поход в цирк, театр или музей А. Н. Толстого. (По выбору педагога)
Тема 32. Подведение итогов. Подготовка детских творческих работ о любимом городе. Итоговая викторина «Моя малая родина». Методическое обеспечение программы Основные принципы, положенные в основу программы:
Это – самый массовый вид науки». Д.С. Лихачев Введение Интерес к истории своего края, своей страны – яркая примета времени. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами в современных экономических и политических условиях – сложно. Знакомство детей с ценностями духовной и материальной культуры, историей и традициями малой родины поможет формированию общего представления о роли Самарского края в истории России, научит ценить и любить свой дом, семью. Изучение природы, прошлого и настоящего родного края является главным в содержании программы «Краеведческая мастерская». Помимо теоретических знаний краеведческой направленности значительное место в программе занимает практическая работа. Теоретический блок на каждом занятии завершается изготовлением поделки, связанной с изучаемой темой. Таким образом, учащиеся помимо краеведческих знаний получают навыки работы с различными материалами, осваивают культуру ручного труда и начального моделирования. Кроме того в план занятий входит посещение музеев, выставок, парков. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, даёт новое представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета. Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний является практическая творческая работа — самый естественный для детей способ усвоения информации. Новизна программы Программа разработана на основе междисциплинарного подхода, который обеспечивает интеграцию двух направленностей: краеведческой и начального технического моделирования. Актуальность. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 годы, утвержденная правительством РФ 14 сентября 2014 года, определила ключевую социокультурную роль дополнительного образования. «В 21 веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по прикладному краеведению «Краеведческая мастерская» разработана для младших школьников и направлена на знакомство ребенка с родным краем, на формирование позитивного взгляда на историю Самары и Самарской области, воспитание любви к родному дому, семье, городу. Программа «Краеведческая мастерская» разработана и реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Комплектация групп и организация учебного процесса осуществляются в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. Педагогическая целесообразность программы в том, что полученный теоретический материал закрепляется изготовлением того, о чем рассказывалось на экскурсии или занятии. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. У детей воспитываются ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручка. В программу включены коллективные практические занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. В процессе реализации программы «Краеведческая мастерская» проводятся мультимедиа-занятия по всем темам образовательной программы. Аудиовизуальная информация, представленная в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Информационно – компьютерные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам. Для занятий объединения создаются компьютерные презентации на основе краеведческого, туристского материала. Также во время занятий используются различные игры, викторины на историко-краеведческие темы. Целью программы является формирование основ гражданской идентичности учащегося и расширение его индивидуального культурного опыта, развитие интереса к истории родного края через творческий труд. Задачи программы: образовательные:
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- расширить кругозор ребенка, сформировать творческое отношение к жизни, умение наблюдать, выделять главное, характерное;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
- развивать трудовые умения и навыки, мышцы пальцев и ловкость рук;
- воспитывать такие личностные качества как доброту, честность, взаимопомощь;
- прививать культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.
они понимают законы последовательности и последствия, имеют хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Поэтому интересным для них является обучение через исследование. Задавая свои «почему?» дети хотят знать больше поверхностных фактов, излагать свои истории с событиями и именами, сочинять, творить, придумывать. Ребенок младшего школьного возраста начинает быть самостоятельным, приспосабливается к обществу вне семейного круга. Важно научить ребенка не изолировать себя от сверстников, помогать сопереживать другим людям, быть дружелюбным. Дети этого возраста очень активны, вместе с тем, не умеют долго концентрировать свое внимание на чем – либо. Поэтому важна смена деятельности. На занятиях по программе «Краеведческая мастерская» подача нового материала чередуется с разгадыванием кроссвордов, играми, викторинами, собиранием пазлов. Включены прогулки, поездки, экскурсии. Сроки реализации. Программа рассчитана на 1 год, объем – 72 часа. Формы обучения:
- рассказ;
- показ;
- презентация;
- творческая работа;
- экскурсия.
Личностные результаты. У обучающихся будут сформированы:
- гражданская идентичность с чувством любви к родной стране, к её природе, культуре, с интересом к её истории, уважительном отношении к другим странам, народам, их традициям;
- чувство гордости за свою страну и малую родину;
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- самостоятельность и чувство ответственности за свои поступки;
- начальные навыки саморегуляции;
- способность к эмпатии (пониманию, сопереживанию, оказанию помощи);
- осознанность в отношении к себе как к индивидуальности и одновременно как к члену общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам.
1. Регулятивные:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха;
- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей и родителей;
- готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, педагогов, родителей;
- анализировать информацию;
- преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения;
- прогнозировать результат;
- применять средства ИКТ для решения поставленных задач;
- активно использовать смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с коммуникативными задачами и технологиями составлению текстов в устной и письменной формах.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию;
- приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с одноклассниками);
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- воспринимать окружающий мир целостно, в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- использовать приобретенные знания для творческого решения несложных конструкторских, технологических и организационных задач;
- концентрировать внимание и сосредотачиваться на изготовлении поделки;
- запоминать последовательность изготовления, приемы и способы работы с материалами;
№ | Показатели | Критерии | Методики | Итоговая оценка (от 1 до 5 баллов) |
1. | ЗУН (возможна общая оценка, но не более 15 баллов) | Знания | Контрольный урок, выставка, викторина и т.д. в соответствии с программой | |
Умения | | |||
Навыки | | |||
2. | Метапредметные результаты обучения | УУД (универсальные учебные действия) | Педагогическое наблюдение, тестирование, проектная работа | |
3. | Личностный рост воспитанника | Самооценка | Методика «Лесенка» (модификация методики «Три линии») | |
Социальная адаптированность | Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана М.И. Рожковым) | | ||
Познавательная активность | Методика М. Р. Гинзбурга | | ||
4. | Удовлетворенность | Удовлетворенность воспитанника | Методика изучения удовлетворенности занятиями учащихся в кружке (разработана А.А. Андреевым) | |
Удовлетворенность родителей | Методика изучения удовлетворенности родителей по Андрееву | | ||
ИТОГО | не более 45 баллов |
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки работ учащихся;
- открытые уроки;
- конкурсы.
1 | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Вводное занятие | 1 | | 1 | |
Территория и географическое положение области. | 1 | 1 | 2 | |
Реки родного края. | 1 | 1 | 2 | |
Древние ящеры Самарского края. | 1 | 1 | 2 | |
Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. | | 3 | 3 | |
Растения Самарского края. Их многообразие. | 1 | 1 | 2 | |
Природные памятники края. | 1 | 1 | 2 | |
Животные родного края. | 1 | 1 | 2 | |
Насекомые и птицы, живущие в нашей области. | 1 | 1 | 2 | |
Самарские водоемы и их обитатели. | 1 | 1 | 2 | |
Исчезающие животные. Красная книга. | 1 | 1 | 2 | |
Национальности, населяющие Самарскую область. | 1 | 1 | 2 | |
Устройство быта наших предков. | 2 | 2 | 4 | |
Самарский хлеб. | 1 | 1 | 2 | |
Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. | | 3 | 3 | |
Ремесло и промысел. Исчезнувшие профессии. | 1 | 1 | 2 | |
Обереги. Назначение оберегов и способы из изготовления. | 1 | 1 | 2 | |
Куклы, их назначение в старину. Матрешка во все времена. | 1 | 1 | 2 | |
История празднования Нового года. Самарские новогодние гуляния. | 1 | 1 | 2 | |
История строительства Крепости Самара. | 1 | 1 | 2 | |
Символы Отечества. Символы города. | 1 | 1 | 2 | |
Бурлачество. Самарское судоходство. | 1 | 1 | 2 | |
Улицы родного города и их названия. | 1 | 1 | 2 | |
Электричество в Самаре. Развитие города. | 1 | 1 | 2 | |
Транспорт от повозки до метро. | 2 | 2 | 4 | |
Самара — космическая столица. | 2 | 2 | 4 | |
Экскурсия в музей железнодорожной техники. | | 3 | 3 | |
Куйбышев – здесь тыл был фронтом. | 1 | 1 | 2 | |
Театр – история и современность. | 1 | 1 | 2 | |
А.Н. Толстой в Самаре. | 1 | 1 | 2 | |
Поход в цирк, театр, или музей А.Н. Толстого. | | 3 | 3 | |
Подведение итогов. | | 1 | 1 | |
| Итого | 30 | 42 | 72 |
Тема 2. Территория и географическое положение области. Знакомство с картой города и области. Практическая работа: аппликация «Самарская область – сердце России» (приложение № 1).
Тема 3. Реки родного края. Легенда о реках Волге и Самаре. Древние названия реки Волга. Практическая работа: рисунок реки красками (приложение № 2).
Тема 4. Древние ящеры Самарского края. Древнее море и его обитатели. Работа археологов, их находки в районе города Сызрани. Интересные факты о Жигулевских горах. Практическая работа: поделка «Древние ящеры» (приложение № 3).
Тема 5. Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. Экспозиция, посвященная природным ландшафтам и их обитателям с древнейших времен.
Тема 6. Растения Самарского края. Их многообразие. Знакомство с богатым растительным миром нашей области, где встречаются растения различных климатических зон. Самарская Лука как место, где произрастают редкие виды растений. Уникальность каменистых степей. Практическая работа: поделка из природного материала (приложение № 4).
Тема 7. Природные памятники края. Рачеевский и бузулукский боры. Муравельный лес. Практическая работа: открытка «Елка» (приложение № 5).
Тема 8. Животные родного края. Знакомство с животным миром Самарской области. Звери большие и маленькие, что у них общего. Практическая работа: поделка «Звери со щелкающей пастью» (приложение № 6).
Тема 9. Насекомые и птицы, живущие в нашей области. Рассказ о перелетных птицах и о тех, которые постоянно живут в нашем городе. Особенность волжских островов в районе Самарской Луки. Знакомство с редкими видами бабочек и жуков, обитающих на Самарской Луке. Практическая работа: поделка «Бабочки по трафарету или через копирку (приложение № 7).
Тема 10. Самарские водоемы и их обитатели. Рыбы и водоплавающие животные. Использование водных ресурсов человеком. Практическая работа: поделка из пластиковой бутылки «Черепаха» (приложение № 8).
Тема 11. Исчезающие животные. Красная книга. Знакомство с понятием «исчезающие животные». Рассказ о животных и растениях Самарской области, внесенных в Красную книгу. Роль человека в сохранении флоры и фауны. Практическая работа: Аппликация «Животные из геометрических фигур» (приложение № 9).
Тема 12. Национальности, населяющие Самарскую область. Специфика национальной культуры и национального костюма. Национальный орнамент в одежде и архитектуре. Практическая работа: раскраска «Куклы в костюмах» (приложение № 10).
Тема 13. Устройство быта наших предков. Жизнь наших предков, знакомство со старинными предметами быта, обычаями. Знакомство детей со старинными играми. Устройство русской избы снаружи и внутри. Что такое изба, как ее строили, как украшали, что было внутри. Старинные «деревянные кружева» нашего города. Практическая работа: коллективное изготовление избы из газетных трубочек (приложение № 11).
Тема 14. Самарский хлеб. Наши предки — землепашцы. Отношение людей к земле – матушке, как к кормилице. Пшеница «Белотурка» — знаменитая пшеница Самарского края. Самарские купцы и «хлебный бизнес». Старинные паровые мельницы в современном городе. Практическая работа: аппликация из зерен и семян (Приложение № 12).
Тема 15 Экскурсия в музей им. П.В. Алабина. Посещение этнографической экспозиции музея.
Тема 16. Ремесло и промысел. Исчезнувшие профессии. Ремесло и промысел. Определения и разновидности. Современные ремёсла и промыслы. Народное творчество в предметах быта. Исчезнувшие профессии. Практическая работа: раскраска «Хохлома» и др. (приложение № 13).
Тема 17. Обереги. Назначение оберегов и способы их изготовления. Рассказ о многообразии оберегов. Способы изготовления. Практическая работа: поделка «Веничек-оберег» (приложение № 14).
Тема 18. Куклы, их назначение в старину. Матрешка во все времена. Куклы для игры и не только. В чем сила куклы – берегини? Самая известная русская кукла – матрешка. История создания. Матрешка во все времена: меняются эпохи, меняется образ матрешки. Практическая работа: совместная раскраска «Матрешка» (приложение № 15).
Тема 19. История празднования Нового года. Самарские новогодние гуляния. История празднования Нового года на Руси до Петра 1. Дед Мороз развлечения наших предков. — бог холода. Самарские новогодние гуляния. История елочных игрушек. Самая большая елка Самары. Практическая работа: изготовление символа наступающего года.
Тема 20. История строительства крепости Самара. Крепость Самара- назначение, время постройки. Первое изображение крепости Самара на рисунке Адама Олеария. Князь Григорий Засекин – первый воевода. Памятник Засекину в городе. Памятник 400 – летия города Самара. Практическая работа: коллективная аппликация «Крепость» (приложение № 16).
Тема 21. Символы Отечества. Символы города. Герб города и губернии, флаг. Назначение этих символов. Неофициальные символы страны, города. Практическая работа: аппликация «Ракета» (приложение № 17).
Тема 22. Бурлачество. Самарское судоходство. Река, как большая дорога, соединяющая разные города и страны. Волжское бурлачество. Картина И. В. Репина «Бурлаки на Волге», история ее создания. Как менялся водный транспорт от ладьи до роскошных лайнеров. Практическая работа: оригами «Пароход» (приложение № 18).
Тема 23. Улицы родного города и их названия. Рассказы о том, как рос наш город. Главные улицы старой и современной Самары. Практическая работа: рисование домов, выстраивание из рисунков улицы города.
Тема 24. Электричество в Самаре. Развитие города. Первая Самарская ГРЭС. Влияние электрификации на развитие города. Практическая работа: Поделка «Старинный фонарь» (приложение № 19).
Тема 25. Транспорт от повозки до метро. Транспорт – его появление и развитие в нашем городе. Истории самарских извозчиков. Первый самарский автомобиль, первый трамвай. С чем связано развитие транспорта. Практическая работа: поделка «Лошадка» (приложение № 20). Значение железной дороги в развитии Самары. Самый большой вокзал в Европе. Практическая работа: поделка из спичек «Железнодорожный вокзал» (приложение № 21). Тема 26. Самара — космическая столица. Самара – город самолето- и ракетостроения. Выпуск Ил – 2 во время ВОВ, строительство гражданских самолетов и ракет. Монумент Славы на площади Славы. Практическая работа: поделка «Летающая тарелка» (приложение № 22); настольная игра «Мы поедем, мы помчимся».
Тема 27. Экскурсия в музей железнодорожной техники. Посещение Поволжского музея железнодорожной техники.
Тема 28. Куйбышев – здесь тыл был фронтом. Трудовой подвиг народа во время ВОВ. История строительства Безымянки. Запасная столица. Бункер Сталина. Парад 1941 года. Практическая работа: изготовление плаката «Нам нужен мир!»
Тема 29. Театр – история и современность. Книги, театры, кинотеатры, цирк – все эти виды искусств любимы во все времена. Разнообразие театров. Самарские театры. Культура поведения в цирке и театре. Практическая работа: оригами «Животные на руку» (приложение № 23).
Тема 30. А.Н. Толстой в Самаре. Наш земляк А.Н. Толстой — автор сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». Воплощение героев сказки в кинематографе, мультипликации, театре. Практическая работа: раскраска «Буратино» (приложение № 24).
Тема 31. Экскурсия театральная. Поход в цирк, театр или музей А. Н. Толстого. (По выбору педагога)
Тема 32. Подведение итогов. Подготовка детских творческих работ о любимом городе. Итоговая викторина «Моя малая родина». Методическое обеспечение программы Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося;
- принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
- наглядные методы: презентации, демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей. “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
- организационный момент, характеризующийся подготовкой учащихся к занятию;
- повторение материала, изученного на предыдущем занятии;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- изложение нового материала;
- практическая работа;
- обобщение материала, изученного в ходе занятия;
- подведение итогов;
- уборка рабочего места.
- учебный кабинет;
- компьютер;
- проектор.
- цветная бумага, картон;
- канцелярские принадлежности;
- карандаши, краски.