Паспорт кабинета педагога-психолога
На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Паспорт кабинета педагога-психолога
Паспорт кабинета педагога-психолога |
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Паспорт кабинета педагога-психолога ГБс(К)ОУ ШКОЛЫ № 29 города Усть- Лабинска
Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым. Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя. Если ребенка поддерживают — он учится ценить себя. Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия — он учится находить любовь в этом мире. Краткая информация об педагоге-психологе психологического кабинета Педагогический стаж 9 лет Образование высшее: Армавирский государственный педагогический институт, педагог дошкольного образования, педагог – психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии Методическая тема: «Диагностико-коррекционная работа в начальной школе» Пояснительная записка За последнее время в стране возросло количество различных детских заболеваний, резко увеличилось число детей-инвалидов и психически — нездоровых детей. Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 29 г. Усть — Лабинска, является учреждением, который с 1980 года занимается вопросами ранней комплексной диагностики и коррекционно-развивающей помощи обучающимся с 1 по 9 классы. Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессивности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья являются основными приоритетными направлениями в работе школы. Основной контингент учащихся школы — дети из группы риска, дети-сироты, а также дети социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи. За этими учащимися педагогами школы проводится наблюдение и коррекционная работа. Важность максимально раннего коррекционного воздействия обусловлена, прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями ребёнка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья школьников и, в конечном счете, взрослых. Именно в раннем возрасте отмечается становление всех психологических процессов ребенка. Как отмечает ряд исследователей, эффективность коррекционно-развивающего воздействия в раннем возрасте тем выше, чем раньше его начало. Цель психологической помощи в системе комплексного взаимодействия на ребёнка при формировании и развитии психических процессов – изучение психологического развития обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 9 классы; сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы Психологический кабинет ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска осуществляет психологическое сопровождение обучающихся Оганова Владлена Валентиновна с 2011 года. Цели и задачи психологического сопровождения: — изучение трудностей обучения и воспитания учащихся ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть – Лабинска с помощью методик психодиагностики; — изучение психологической культуры обучающихся; — исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой; — анализ трудностей обучения и воспитания обучающихся и психоэмоциональных проблем школьников; — выявление психологических причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей в учебно-воспитательном процессе; — выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании; — выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния; — снижение эмоционального напряжения обучающихся, родителей; — формирование у обучающихся нравственно-моральных качеств; — изучение трудных семей, оказание им методической помощи; — обучение обучающихся эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству; — повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков; — формирование устойчивых нравственных и морально-этических норм поведения обучающихся, соответствующее правилам культурной жизни в обществе; — формирование ответственности у обучающихся, родителей, педагогов школы за свое здоровье; — формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей, педагогов в сложных ситуациях; — формирование негативного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам; — формирование здорового образа жизни в среде школьников; — развитие рефлексии, толерантности обучающихся; — развитие познавательной активности и интересов личности обучающихся; — предупреждение суицидальных проявлений у обучающихся школы; — предупреждение бродяжничества у обучающихся школы; — воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки, — профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости; — повышение значимости здорового образа жизни; — предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального – отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье; — предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека; — ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни; — оказание психотерапевтической помощи учителям, родителям и обучающимся; — укрепление у обучающихся чувства единства, умения действовать согласованно; — создание условий для сплочения школьного коллектива, предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие; — повышение самооценки обучающихся; — корректирование невротических нарушений; — развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми; — развитие рефлексии, толерантности обучающихся; — развитие познавательной активности и интересов личности обучающихся; — предупреждение развития стресса обучающихся, родителей, педагогов школы; — разработка коррекционно-развивающих программ; — разработка программ повышения психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся школы; — разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин; — воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки, умения соотносить их с интересами коллектива; — содействие с педагогическими коллективами образовательных учреждениях в гармонизации социально-психологического климата; — обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками; — оказание консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса, по запросу органов управления образования и государственной власти; — взаимодействие с органами Управления образованием, администрацией и педагогическими коллективами образовательных учреждений всех типов в создании психологической помощи педагогическим работникам, обучающимся, их родителям. ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждение школы № 29 г. Усть — Лабинска I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения». Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости. От особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной личности. 2. Школьный психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации школы, учителей, родителей, самих учащихся. 3. В решении всех проблем психолог исходит прежде всего из интересов школьника, задачи его всестороннего и гармоничного развития. 4. Психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с социальным педагогом, врачом психиатром, логопедом, педагогическим коллективом и администрацией школы. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с психологической проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить перед психологом задачу. От психолога, в свою очередь, требуется хорошая осведом- ленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы. 5. Деятельность школьной психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителя- ми подчинена этой основной задаче. 6. Деятельность школьной психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия школьного психолога в коррекции выявленных отклонений. 7. Психологическую службу в школе осуществляет педагог-психолог, получивший общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции. II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В соответствии с основными целями школьной психологической службы содержание ее работы определяется: 1. Важностью психолого-педагогического изучения школьников для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения. 2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении в I класс и переходе на каждую новую ступень школы. 3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся. 4. Научно-практическими задачами школьной психологической службы. Работа школьного психолога проводится по следующим направлениям: 1. Психопрофилактическая работа. Данное направление определяется ориентацией школьной психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами. В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия: 1. По запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности. 2. Участвует в приеме детей в I класс, диагностируя психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для лучшей их адаптации к школе, для обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе обучения. 3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе. 2. Диагностическая работа Это направление определяется ориентацией школьной психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами. Психолог осуществляет диагностику психологической готовности учащихся к поступлению в школу, к переходу из начальной школы в среднюю; из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную школы; психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога, класса и педагога. Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами. 3. Коррекционная работа Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами. Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. Педагогическую выполняют педагог и родители с помощью школьного психолога. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения. 4. Консультативная работа При осуществлении консультативной работы школьный психолог решает следующие задачи: 1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер. 2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п. 3. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания, культуры умственного труда и т. п. 4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях. 5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, милиции проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений при лишении родительских прав, направлении школьников в специальные учебные заведения и т. п. 5. Вспомогательные задачи 1. Школьный психолог организует педагогические консилиумы для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся. 2. Психолог принимает участие в работе педагогического совета школы. 3. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся. III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 1. Школьный психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность даваемых рекомендаций. 2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке. IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА В своей деятельности школьный психолог обязан: 1. Руководствоваться Уставом ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска, настоящим положением. 2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. 3. В решении всех вопросов исходить из интересов школьника и целей общественного воспитания. 4. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы. 5. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы. 6. Информировать педагогический совет и администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4 данного раздела Положения о школьной психологической службе. 7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся и преодолением отклонений в обучении и воспитании школьника. 8. Оказывать помощь родителям учащихся в решении проблем воспитания. 9. Оказывать помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем. 10. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться за медицинской, дефектологической и другой помощью. 11. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме. 12. С соблюдением установленных сроков и формы отчитываться о ходе и результатах работы перед администрацией школы. 14. Иметь в школе психологический кабинет. 15. Участвовать в работе методического семинара школьных психологов. 16. Школьному психологу запрещается проведение обследований, которые противоречат морально-этическим нормам общества. Школьный психолог имеет право: 1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об учащихся. 2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп продленного дня для проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. 3. Знакомиться с документацией школы. 4. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические обследования. 5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в газетах и пр. 6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений. 7. Обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью школьнику (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.). 8. Обращаться с запросами в медицинские учреждения . 10. Участвовать в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних. 11. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного обеспечения службы. 12. Ставить перед органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе. 13. Участвовать под руководством научно-методических центров в разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций; осуществлении научно-исследовательской работы. V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Научно-методическими задачами школьных психологов являются: анализ получаемых запросов, результатов психопрофилактической работы. VI. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1. Педагог-психолог для школьной психологической службы готовится на психологическом факультете и отделении университетов и педагогических вузов. 2. Получает квалификацию «школьный психолог», подтверждаемую дипломом соответствующего высшего учебного заведения. 3. В программу подготовки школьного психолога помимо общепсихологического курса включаются углубленные курсы: детской, возрастной и педагогической психологии; теоретический и практический курс психодиагностики, теоретический и практический курс психологической коррекции, теоретический и практический курс психологического консульти- рования с учетом специфики школьной психологической службы. Предусматривается чтение курсов по психологии личности, социальной психологии, психологии учителя, ориентированных на практическое использование. 4. Рекомендуются общеознакомительные курсы: дидактика, педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, теория и методика воспитания; медицинская психология, патопсихология, психиатрия, дефектология; основы российского законнодательства (законы о всеобуче, о браке и семье, об охране материнства и детства). 5. Психолог должен иметь высшее педагогическое образование и пройти курсы переподготовки. Основные направления работы психологического кабинета в ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска: Психологическое просвещение — формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников школы потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта; Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей; Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная) — психолого-педагогическое изучение обучающихся, родителей, педагогов школы на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, врача психиатра, логопеда, педагогов и других специалистов; Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. Основные виды работы психологического кабинета в ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска:
Предыдущая — Следующая >> |