Паспорт кабинета педагога-психолога | Обучение и развитие детей

Паспорт кабинета педагога-психолога

На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Паспорт кабинета педагога-психолога
Паспорт кабинета педагога-психолога
Документация школьного психолога — Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Паспорт кабинета педагога-психолога
Циклограмма и график работы педагога- психолога
Диагностический инструментарий
Реестр психологических коррекционно-развивающих программ для обучающихся начальной и средней школы
Эмоциональная сфера
Программы на 2012-2013 учебный год
План развития психологического кабинета на 2012-2013 учебный год
Все страницы
Страница 1 из 7Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа № 29 VIII вида г. Усть — Лабинска Краснодарского края

Паспорт кабинета

педагога-психолога

ГБс(К)ОУ ШКОЛЫ № 29 города Усть- Лабинска

  1. Пояснительная записка.
  2. Положение о школьной психологической службе.
  3. Циклограмма работы психологического кабинета.
  4. Документация педагога-психолога.
  5. Оснащение психологического кабинета .
  6. Формы работы в кабинете.
  7. Краткая информация об участниках деятельности кабинета.
  8. План развития психологического кабинета.
Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя.

Если ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия — он учится находить любовь в этом мире.




Краткая информация об педагоге-психологе  психологического кабинета



Педагогический стаж  9 лет

Образование высшее: Армавирский государственный педагогический институт, педагог дошкольного образования, педагог – психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии

Методическая тема: «Диагностико-коррекционная работа в начальной школе»

Пояснительная записка

За последнее время в стране возросло количество различных детских заболеваний,  резко увеличилось число детей-инвалидов и психически — нездоровых детей.

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа № 29 г. Усть — Лабинска, является учреждением, который с 1980 года занимается вопросами ранней комплексной диагностики и коррекционно-развивающей помощи обучающимся с 1 по 9 классы.

Профилактика заболеваний, предупреждение детской инвалидности, агрессивности и психолого-медико-социальная реабилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья являются основными приоритетными направлениями в работе школы.

Основной контингент учащихся школы — дети из группы риска, дети-сироты, а также дети социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи. За этими учащимися педагогами школы проводится наблюдение и коррекционная работа.

Важность максимально раннего коррекционного воздействия обусловлена,

прежде всего, анатомо-физиологическими особенностями ребёнка. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент здоровья  школьников и, в конечном счете, взрослых. Именно в раннем возрасте отмечается становление всех психологических процессов ребенка. Как отмечает ряд исследователей, эффективность коррекционно-развивающего воздействия в раннем возрасте тем выше, чем раньше его начало.

Цель психологической помощи в системе комплексного взаимодействия на ребёнка при формировании и развитии психических процессов – изучение психологического развития обучающихся. Раннее и своевременное выявление психических нарушений у детей с 1 по 9 классы; сохранение психологического здоровья обучающихся, родителей и педагогов школы

Психологический кабинет ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска осуществляет психологическое  сопровождение обучающихся Оганова Владлена Валентиновна с 2011 года.

Цели и задачи психологического сопровождения:

— изучение трудностей обучения и воспитания учащихся  ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть – Лабинска с помощью методик психодиагностики;

— изучение психологической культуры обучающихся;

— исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой;

— анализ трудностей обучения и воспитания обучающихся и психоэмоциональных проблем школьников;

— выявление психологических причин, вызывающих затруднения учащихся и  учителей в  учебно-воспитательном процессе;

— выявление лиц «группы риска», склонных к злоупотреблению психоактивных веществ, алкоголизму, наркомании;

— выявление обучающихся, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

— снижение эмоционального напряжения обучающихся, родителей;

— формирование у обучающихся нравственно-моральных качеств;

— изучение трудных семей, оказание им методической помощи;

— обучение обучающихся эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;

— повышение уровня знаний обучающихся об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

— формирование устойчивых нравственных и морально-этических норм поведения обучающихся, соответствующее правилам культурной жизни в обществе;

— формирование ответственности у обучающихся, родителей, педагогов школы за свое здоровье;                                                  

— формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей, педагогов в сложных ситуациях;

— формирование негативного отношения обучающихся к табакокурению, алкоголю, наркотикам;

— формирование здорового образа жизни в среде школьников;

— развитие рефлексии, толерантности обучающихся;

— развитие познавательной активности и интересов личности обучающихся;

— предупреждение суицидальных проявлений у обучающихся школы;

— предупреждение бродяжничества у обучающихся школы;

— воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки,

— профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости;

— повышение значимости здорового образа жизни;

— предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального – отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;

— предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;

— ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни;

— оказание психотерапевтической помощи учителям, родителям и обучающимся;

— укрепление у обучающихся чувства единства, умения действовать согласованно;

— создание условий для сплочения школьного коллектива, предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие;

— повышение самооценки обучающихся;

— корректирование невротических нарушений;

— развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми;

— развитие рефлексии, толерантности обучающихся;

— развитие познавательной активности и интересов личности обучающихся;

— предупреждение развития стресса обучающихся, родителей, педагогов школы;

— разработка коррекционно-развивающих программ;

— разработка программ повышения психологической культуры педагогов, родителей и обучающихся школы;

— разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин;

— воспитание чувства личной ответственности обучающихся за свои дела и поступки,

умения соотносить их с интересами коллектива;

— содействие с  педагогическими коллективами образовательных учреждениях в гармонизации социально-психологического климата;

— обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами и разработками;

— оказание  консультативной помощи в решении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса, по запросу органов управления  образования и государственной власти;

— взаимодействие с  органами Управления образованием, администрацией и педагогическими  коллективами  образовательных учреждений всех типов в создании психологической помощи педагогическим работникам, обучающимся, их родителям.

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждение школы № 29 г. Усть — Лабинска

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Деятельность школьной психологической службы ставит своей целью «улучшить психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, выявление их интересов и склонностей, своевременно изучать причины отставания в учебе и недостатков в поведении отдельных учеников, выбирать наиболее эффективные пути их устранения». Опираясь на профессиональные знания о возрастных закономерностях психического развития, психической деятельности и поведения человека, их зависимости.

От особенностей взаимоотношений школьников со взрослыми и сверстниками, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, психолог обеспечивает возможности для индивидуального подхода к ребенку, определяет причины выявленных отклонений и пути их психолого-педагогической коррекции. Этим психологическая служба способствует повышению эффективности учебно-воспитательной работы школы, формированию социально активной, идейно убежденной личности.

2. Школьный психолог осуществляет свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами администрации школы, учителей, родителей, самих учащихся.

3. В решении всех проблем психолог исходит прежде всего из интересов школьника, задачи его всестороннего и гармоничного развития.

4. Психолог осуществляет свою деятельность в тесном контакте с социальным педагогом, врачом психиатром, логопедом, педагогическим коллективом и администрацией школы. Для эффективной работы службы существенным является знакомство педагога с психологической проблематикой, что позволяет ему в каждом случае правильно поставить перед психологом задачу. От психолога, в свою очередь, требуется хорошая осведом- ленность в вопросах педагогики и дидактики, теории воспитания. Взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе к учащемуся, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы и с отдельными школьниками, и с детским коллективом в целом следует рассматривать как необходимое условие обеспечения работы службы.

5. Деятельность школьной психологической службы ориентирована преимущественно на учащихся. Работа с администрацией школы, членами педагогического коллектива, родителя- ми подчинена этой основной задаче.

6. Деятельность школьной психологической службы направлена не только на диагностику психологических причин тех или иных особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, но и на профилактику и устранение различного рода нарушений. Отсюда вытекает необходимость активного участия школьного психолога в коррекции выявленных отклонений.

7. Психологическую службу в школе осуществляет педагог-психолог, получивший общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики и психокоррекции.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В соответствии с основными целями школьной психологической службы содержание ее работы определяется:

1. Важностью психолого-педагогического изучения школьников для обеспечения индивидуального подхода на протяжении всего периода обучения.

2. Необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития ученика на каждом возрастном этапе, успешной адаптации к требованиям обучения при поступлении в I класс и переходе на каждую новую ступень школы.

3. Задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

4. Научно-практическими задачами школьной психологической службы.

Работа школьного психолога проводится по следующим направлениям:

1. Психопрофилактическая работа.

Данное направление определяется ориентацией школьной психологической службы на изучение учащихся с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, предупреждения трудностей в интеллектуальном и личностном развитии. Психопрофилактическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.

В процессе психопрофилактической работы школьный психолог осуществляет следующие мероприятия:

1. По запросам учителей и администрации школы изучает интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы и склонности.

2. Участвует в приеме детей в I класс, диагностируя психологическую готовность к школьному обучению, его работа направлена на раннее выявление возможных отклонений и их коррекцию; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к обучению; совместно с учителями намечает программу индивидуальной работы с детьми для лучшей их адаптации к школе, для обеспечения всестороннего и гармонического развития в процессе обучения.

3. Проводит психологическое обследование детей при переходе их из начальной школы в неполную среднюю и из неполной средней — в среднюю и профессиональную, намечает совместно с учителями, родителями программу индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуальной готовности к обучению на новом этапе.

2. Диагностическая работа

Это направление определяется ориентацией школьной психологической службы на выявление причин нарушений в обучении и воспитании учащихся. Диагностическая работа может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.

Психолог осуществляет  диагностику психологической готовности учащихся к поступлению в школу, к переходу из начальной школы в среднюю; из неполной средней в среднюю общеобразовательную и профессиональную школы; психологических причин неуспеваемости (общей и по отдельным предметам); недисциплинированности учащихся; интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, формированию социально активной личности; нарушений межличностных отношений учащегося со сверстниками, межличностных отношений в классе; нарушений отношений учащегося и педагога, класса и педагога.

Диагностическая работа проводится специальными психодиагностическими методами.

3. Коррекционная работа

Направление этой работы связано с устранением отклонений в воспитании и обучении учащихся. Коррекция может проводиться с отдельными учащимися, группами учащихся и классами.

Программа коррекции включает психологическую и педагогическую части. Психологическую часть планирует и осуществляет школьный психолог. Педагогическую  выполняют педагог и родители с помощью школьного психолога.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется только в тех случаях, когда определенные отклонения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания. В тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере нарушений, он рекомендует родителям обратиться в соответствующие учреждения.

4. Консультативная работа

При осуществлении консультативной работы школьный психолог решает следующие задачи:

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по психологическим проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

2. Проводит индивидуальное консультирование учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.

3. Консультирует группы учащихся и классы в целом по проблемам самовоспитания, культуры умственного труда и т. п.

4. Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, общешкольных и классных родительских собраниях.

5. По запросам народных судов, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, инспекций по делам несовершеннолетних, милиции проводит психологическую экспертизу психического состояния ребенка, условий семейного воспитания с целью вынесения соответствующими инстанциями более обоснованных решений при лишении родительских прав, направлении школьников в специальные учебные заведения и т. п.

5. Вспомогательные задачи

1. Школьный психолог организует педагогические консилиумы для психологического анализа поведения и успеваемости учащихся, способствуя наиболее полному раскрытию индивидуальных особенностей личности и способностей учащихся.

2. Психолог принимает участие в работе педагогического совета школы.

3. На базе психологического кабинета и библиотеки школы психолог комплектует библиотеку психолого-педагогической литературой по проблемам обучения и воспитания детей разных возрастов и психологической литературой для учащихся.

III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

1. Школьный психолог несет персональную профессиональную ответственность за точность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, ход и результаты работы с учащимися, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

В своей деятельности школьный психолог обязан:

1. Руководствоваться Уставом ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска, настоящим положением.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.

3. В решении всех вопросов исходить из интересов школьника и целей общественного воспитания.

4. Хранить в тайне сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы.

5. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом школы.

6. Информировать педагогический совет и администрацию школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 4 данного раздела Положения о школьной психологической службе.

7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу школы в решении основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся и преодолением отклонений в обучении и воспитании школьника.

8. Оказывать помощь родителям учащихся в решении проблем воспитания.

9. Оказывать помощь учащимся в решении их индивидуальных проблем.

10. При соответствующих показаниях рекомендовать и в тактичной форме убеждать родителей в необходимости обратиться за медицинской, дефектологической и другой помощью.

11. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.

12. С соблюдением установленных сроков и формы отчитываться о ходе и результатах работы перед администрацией школы.

14. Иметь в школе психологический кабинет.

15. Участвовать в работе методического семинара школьных психологов.

16. Школьному психологу запрещается проведение обследований, которые противоречат морально-этическим нормам  общества.

Школьный психолог имеет право:

1. Принимать участие в педсоветах, педагогических консилиумах, в заседаниях методических объединений учителей и высказывать свое мнение об учащихся.

2. Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп продленного дня для проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

3. Знакомиться с документацией школы.

4. Проводить в школе групповые и индивидуальные психологические обследования.

5. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, в газетах и пр.

6. Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.

7. Обращаться в случае необходимости через руководство школы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью школьнику (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

8. Обращаться с запросами в медицинские учреждения .

10. Участвовать в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних.

11. Обращаться в научно-методические центры по вопросам научного обеспечения службы.

12. Ставить перед органами народного образования вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе.

13. Участвовать под руководством научно-методических центров в разработке новых диагностических методов, написании методических рекомендаций; осуществлении научно-исследовательской работы.

V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Научно-методическими задачами школьных психологов являются: анализ получаемых запросов, результатов психопрофилактической работы.

VI. ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

1. Педагог-психолог для школьной психологической службы готовится на психологическом факультете и отделении университетов и педагогических вузов.

2. Получает квалификацию «школьный психолог», подтверждаемую дипломом соответствующего высшего учебного заведения.

3. В программу подготовки школьного психолога помимо общепсихологического курса включаются углубленные курсы: детской, возрастной и педагогической психологии; теоретический и практический курс психодиагностики, теоретический и практический курс психологической коррекции, теоретический и практический курс психологического консульти- рования с учетом специфики школьной психологической службы. Предусматривается чтение курсов по психологии личности, социальной психологии, психологии учителя, ориентированных на практическое использование.

4. Рекомендуются общеознакомительные курсы: дидактика, педагогика, методика преподавания отдельных учебных предметов, теория и методика воспитания; медицинская психология, патопсихология, психиатрия, дефектология; основы российского законнодательства (законы о всеобуче, о браке и семье, об охране материнства и детства).

5. Психолог должен иметь высшее педагогическое образование и пройти курсы переподготовки.



Основные направления работы психологического кабинета

в ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска:

Психологическое просвещение — формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников школы потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в современном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;  

Психологическая профилактика — предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся школы, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития детей;  

Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая; комплексная, оперативная, углубленная)психолого-педагогическое изучение обучающихся, родителей, педагогов школы на протяжении всего периода обучения. Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.  

Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности социального педагога, врача психиатра, логопеда, педагогов  и других специалистов;  

Консультативная деятельность — оказание помощи обучающимся, их родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.  

Основные виды работы психологического кабинета

в ГБС(К)ОУ школы № 29 г. Усть — Лабинска:



ВИДЫ РАБОТ

психологического кабинета:
Психологическое просвещение

Психологическая профилактика

Психологическое консультирование

Психодиагностика

Психокоррекция

Психолого-медико-педагогический консилиум

Методические объединения, педагогические советы, конференции

Родительские собрания

Развивающая работа

Тренинги

Сказкотерапия

Аутогенные тренировки

Минуты релаксации

Психологический настрой

Игровая терапия

Работа организации «За здоровый образ жизни»

Документация  педагога-психолога

Входящая документация

Исходящая документация

Номенклатура дела педагога-психолога

Перспективный план работы педагога-психолога на год

План работы на месяц, на неделю.

Журнал учета видов работы «Индивидуальная работа»

Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа»

Документы о выполнении работы (справки, отзывы)

Протоколы и заключения диагностических обследований

Аналитический отчет

Статистический отчет

Психологические карты учащихся, обучающихся, стоящих на динамическом наблюдении и ВШК

Тематические планы мероприятий

Журнал «Организационно-методическая работа»

Коррекционно-развивающие, профилактические программы

План самообразования

Методические  разработки  психологических игр, упражнений

Методические рекомендации, памятки

График работ

Циклограмма работы на месяц

Диагностический инструментарий



График работы психологического кабинета

понедельник

9.30

13.30

 

15.30

16.30

вторник

8.30

12.00

среда

8.30

13.30

 

15.30

16.30

четверг

9.30

12.00

пятница

15.30

16.30

суббота

Методический день

воскресенье

выходной

ГБС(К)ОУ школа № 29 г. Усть — Лабинска

 



Предыдущая — Следующая >>