Отчёт об учебно-ознакомительной практике в детском саду | Обучение и развитие детей

Отчёт об учебно-ознакомительной практике в детском саду

На главную Лекции и практикум по психологии Психолого-педагогическая практика Отчёт об учебно-ознакомительной практике в детском саду
Отчёт об учебно-ознакомительной практике в детском саду
Лекции и практикум по психологии — Психолого-педагогическая практика
Отчет

по прохождению ознакомительной производственной практики

Я проходил ознакомительную практику в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Центр развития ребенка – детский сад №19 «Пчелка». Детский сад введен в эксплуатацию 10 октября 1979 года.

Характеристика учреждения :

МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 19 «Пчелка» функционирует в двух этажном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству ДОУ, определённым Министерством образования Российской Федерации.



Цель МДОУ: создание условий для полноценного развития каждого ребенка и оказание ему помощи в соответствии с индивидуальными особенностями.

Основные задачи МДОУ:

1. Создавать и совершенствовать условия для полноценного психофизического развития детей с учетом их возрастных (физиологических, психологических, личностных) особенностей.

2. Формировать психологический базис для развития психических функций и предпосылок к школьному обучению у детей в соответствии с индивидуальными особенностями. Обеспечивать социальной адаптации детей к условиям ДОУ.

3. Систематизировать особенности психического развития детей с нарушением зрения с целью их лучшей адаптации к обучению в начальной школе.

Режим работы ДОУ:

пятидневная рабочая неделя;

12-часовое пребыванием детей в ДОУ с 7.00. – 19.00. – 12 групп, по 24-часовому режиму – 1 группа; выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.

Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный спортивным оборудованием гимнастический зал, отвечающие требованиям санитарных норм, музыкальный зал, кабинет психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, музыкальных руководителей, кабинет английского языка, изостудия.

Территория детского сада полностью благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория садика огорожена забором.

Основные направления деятельности ДОУ :

Приоритетное направление МДОУ: Формирование психического, физического и социального здоровья детей, духовно-нравственное воспитание.

ЦЕЛЬ: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.

ЗАДАЧИ:

1. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.

2. Проводить профилактику дезадаптации детей к школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.

3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.

Образовательная программа МДОУ:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 19 «Пчелка» посещает 247 детей.

Количество групп – 13, из них:

Ясли – 1 группа (дети с 1 года 8 месяцев до 3-х лет);

Младший возраст — 3 группы (в том числе 1 с нарушением зрения);

Средний возраст – 3 группы (в том числе 1 с нарушением зрения);

Старший возраст – 2 группы (в том числе 1 с нарушением зрения);

Подготовительный –4 группы (в том числе 1 логопедическая и 1 с нарушением зрения).

В детском саду осуществляется образовательный процесс, следующими специалистами: заведующая ДОУ (Клюшина Алевтина Викторовна), старший воспитатель (Гусева Наталья Владимировна), педагог-психолог (Шерматова Юлия Вячеславовна), учитель-логопед (Сорокина Галина Алексеевна), учитель-дефектолог (Кряжевских И.Н; Цибарева Н.А., Суркова В.В.), старшая медицинская сестра (Истомина Жанна Евганьевна), воспитатели МДОУ, музыкальный работник (Макарова В.В.), инструктор по физическому воспитанию (Бурлакова Т.А.).

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса:

— ДОУ разрабатывает и утверждает годовой план работы.

— ДОУ самостоятельно устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы.

— Определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий).

— Определяет расписание занятий.

Специфика деятельности педагога-психолога

Знакомство со специалистом .

Педагог-психолог данного детского сада – ………………………………

Стаж работы психолога общий и в данном ОУ — 6 лет.

Образование – Высшее

Категория – I квалификационная категория

Цель и задачи деятельности психолога в данном учреждении:

Цель: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.

Задачи:

1.Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.

2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.

3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.

План работы педагога- психолога на 2010 -2011 учебный год

Должностные обязанности педагога-психолога (Приложение №1)

Настоящий план работы педагога-психолога (Приложение №2).

Группы детей, с которыми работает психолог.

В начале учебного года, на основе проведенной диагностики, каждой возрастной группе были выделены подгруппы детей, нуждающихся в психологической коррекции. Условно эти подгруппы можно разделить на два направления коррекции:

коррекция эмоционально-личностной сферы;

развитие познавательных процессов дошкольника.

Анализ и характеристика работы.

Свою работу в детсаду я начал со знакомства с персоналом и группой младшего дошкольного возраста, где мне предстояло работать. Под руководством психолога детского сада Шерматовой Юлии Вячеславовны, с помощью тестовых методик, проводилась диагностическая работа по изучению психологического развития детей младшего дошкольного возраста. Целью диагностики было выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего, для оказания им коррекционной помощи. У детей планировалось проверить внимание, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.

В спокойной дружественной обстановке я в форме игры предлагал детям задания, которые они с интересом выполняли. В первый и в дальнейшие дни, мы работали с небольшими группами детей (3-4 человека) из младшей группы. Уже в первые дни было очевидно, что у детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В этом возрасте проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира.

Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Диагностика цветового гнозиса и формы (Приложение №3) показала, что многие дети легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называют базовые геометрические фигуры. При диагностике конструктивного праксиса (Приложение №4), у детей выражено наглядно-действенное мышление, что является нормой для детей младшего дошкольного возраста. Лишь у более старших сверстников проявлялись зачатки наглядно-образного мышления.

«Конструирование по подражанию» (Приложение №5) ставилась цель, изучить развитие восприятия, мышления. Стимульным материалом являлись кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов. Дети должны были воспроизвести расстановку фигур. Многие воспитанники показали прекрасные результаты.

Хорошо известно, что в дошкольном детстве совершенствуется восприятие пространства (Приложение №6). В три-четыре года для ребенка точкой отсчета является свое тело. Например, на предложение показать, что расположено справа, ребенок трех-четырех лет сначала отыскивает свою правую руку, а потом только ориентируется во внешнем пространстве.

В тесте «Мелкая моторика» (Приложение №7), где целью являлось определить уровень развития мелкой моторики, нужно было нарисовать линии, круги; застегнуть пуговицы, кнопки, молнию; собирать бусины и т.д. Здесь важно отметить, что многие дети дошкольного возраста имели уровень развития мелкой моторики ниже среднего.

При проверке зрительной памяти (Приложение №8) дети показали средние результаты. В большей степени называли 3-4 картинки. При проверке слуховой памяти, детям предлагалось выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш. 70% детей справились с этим довольно легко, что является хорошим показателем.

«Складывание пирамидки» (Приложение №9). Ребятам было предложено задание, в котором их просили сложить пирамидки из четырех и шести колец. С этим заданием справились 90 % детей, что является хорошим результатом.

«Предметный гнозис» (Приложение №10), ставил целью определить знание предметов быта и умение их использовать. Было предложено 12 карточек с изображением предметов (расческа, утюг, зубная щетка, зонтик, ботинки, тапочки, кровать, стол, кастрюля, чашка, платье, штаны). Детям предлагалось назвать предмет, изображенный на картинке и показать, как его используют. Все дети отлично справились с этим заданием.

Последний тест (Приложение №11) имел цель изучить развитие игры у детей младшего дошкольного возраста. В этом исследование применялся метод наблюдения за игрой детей в групповой комнате. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Заключение.

Всего нами было протестировано 12 детей, младшего дошкольного возраста, 5 мальчиков и 7 девочек. Было применено 10 различных тестов, которые определяли разные свойства и развитие психических процессов. В ходе проверки на выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего, для оказания им коррекционной помощи, ни у одного из детей каких либо нарушений психики выявлено не было. Все дети хорошо развиты, как физически, так и психологически. Такие свойства и процессы как, память, мышление, внимание, восприятие, соответствуют норме. Есть дети, которые выделяются своим развитием от большинства сверстников. Родителям тех детей, у которых было выявлено незначительное отставание или низкие показатели каких либо свойств, были даны рекомендации.

Выполнил студент

Факультета психология ……………………..

Руководитель практики_______________ Психолог МДОУ №19

Приложение 1

Должностные обязанности педагога-психолога



Приложение 2

ПЛАН РАБОТЫ

Педагога-психолога ДОУ № 19 на 2010-2011 учебный год.

Приложение 3

Диагностика познавательных процессов

Ф.И.O_____________________________________________________

Группа №___________

1.ЦВЕТОВОЙ ГНОЗИС

Стимульный материал: цветные домики (желтый, красный, синий, зеленый, черный, белый).

Инструкция 1: «назови, какого цвета этот домик?».

Инструкция 2: «покажи, где желтый (синий, черный, белый) домик?».

Инструкция 3: «положи к каждому домику подходящую по цвету крышу».

З.А.Р.

З.Б.Р.

Желтый

Красный

Синий

Зеленый

Черный

Белый

2.ФОРМА

Стимульный материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Инструкция 1: «назови форму».

Инструкция 2: «покажи, где прямоугольник (овал, квадрат, круг, треугольник).

З.А.Р.

З.Б.Р.

Прямоугольник

Круг

Квадрат

Треугольник

Овал



Приложение 4

3.КОНСРУКТИВНЫЙ ПРАКСИС

Стимульный материал: картинки, разрезанные на две и три части с разной конфигурацией разреза.

Инструкция 1: «Собери картинку».

картинка из двух фрагментов

картинкаиз трех фрагментов

Совершает целенаправленные действия

Соединяет части без анализа полученного целого

Прикладывание с разворотами

Зрительное соотношение частейбез прикладывания

Приложение 5

4.КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПОДРАЖАНИЮ

Стимульный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.



Подражание внешним манипуляциям взрослого без учета формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3 лет является неадекватным)
Подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения

Сопоставление и исправление ошибок

Точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений

Самостоятельный анализобразца и воспроизведение

Приложение 6

5.ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ГНОЗИС

Стимульный материал: мелкие игрушки и картинки, уложенные в коробку

Инструкции: «Посади мишку около коробки», «Положи в коробку», «Посади на коробку», «Спрячь картинку под коробку», «Достань из-под коробки», «Покажи, где верх (низ)», «Иди вперед (назад)».



Понимает предложно-падежные инструкции
Ошибается в 1—2 заданиях

Легко корректируется

Выполняет все задания

Приложение 7

6.МЕЛКАЯ МОТОРИКА



рисует прямые линии
рисует круги

застегивает пуговицы

Застегивает кнопки

застегивает молнию

собирает пирамидку

может самостоятельно нарисовать человека

Приложение 8

7.ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ

Выполнить по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, сесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Норма — 5 действий.

Игра «Картинки»

Ребенку предъявляют десять картинок, которые он называет. Затем картинки убирают и просят назвать ребенка картинки, которые он запомнил.

Невыполнение задания свидетельствует о трудностях на этапе воспроизведения.





Приложение 9

8.СКЛАДЫВАНИЕ ПИРАМИДКИ

Стимульный материал: пирамидка из четырех и шести колец с колпачком



Неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.). Данные действия являются неадекватными
Простоеманипулирование (специфическая манипуляция)

Силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой и наоборот, при этом использует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета)

Целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, исправляет их и находит правильный способ решения)

Примеривание (ребенок еще не может соотнести предметы на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоответствие, меняет их)

Зрительное соотношение (ребенок сразу правильно решает задачу, зрительно соотнося элементы).

Приложение 10

9.ПРЕДМЕТНЫЙ ГНОЗИС

Стимульный материал: 12 карточек с изображением предметов (расческа, утюг, зубная щетка, зонтик, ботинки, тапочки, кровать, стол, кастрюля, чашка, платье, штаны).

Инструкция: «Назови что нарисовано? Для чего нужны эти предметы?».

Название

Применение

Зонтик

Кровать

Чашка

Расческа

Утюг

Ботинки

Стол

Платье

Зубная щетка

Тапочки

Кастрюля

Штаны

Приложение 11

Диагностика развития игры.

Детям предлагают поиграть со знакомыми игрушками.



Неадекватные действия с игрушкой
Манипуляция с предметами

Процессуальные игровые действия — с 2 лет (например, возит, машину, одевает и раздевает куклу и т.п.)

Процессуальная игра с элементами замысла —от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куклу и т.п.)

Сюжетная игра — к 3 годам

 

ДНЕВНИК

ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Дата

Краткое содержание

Выполненных работ

Место практики

Подпись руководителя

Практики, подтверждающая выполненную за день работу

19.05.11г.

1. Ознакомление с предприятием, работниками и детьми.

2. Ознакомление с методиками и рабочими материалами для диагностики психического развития детей младшего дошкольного возраста. Цель: Выявление детей с уровнем развития познавательных процессов ниже среднего, для оказания им коррекционной помощи.

20.05.11г.

1. Оказание помощи в работе психологу с группой детей младшего дошкольного возраста в отработке методики «Цветовой гнозис». Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

23.05.11г.

1. Оказание помощи в работе психологу с группой детей младшего дошкольного возраста в отработке методики «Форма». Цель: Определение зон актуального и ближайшего развития.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

24.05.11г.

Помощь и содействие психологу в работе с детьми младшего дошкольного возраста по методике «Конструктивный праксис». Цель: Изучение развития мышления.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

25.05.11г.

Помощь и содействие психологу в работе с детьми младшего дошкольного возраста по методике «Конструирование по подражанию». Цель: Изучение развития внимания, восприятия, мышления

2. Помощь психологу при обработке результатов.

26.05.11г.

Работа под руководством психолога детсада с детьми младшего дошкольного возраста по методике «Пространственный гнозис ». Цель: Изучение развития внимания, восприятия.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

27.05.11г.

Работа под руководством психолога детсада с детьми младшего дошкольного возраста по изучению развития мелкой моторики. Цель: определить уровень развития мелкой моторики

2. Помощь психологу при обработке результатов.

30.05.11г.

Помощь психологу при работе с детьми младшего дошкольного возраста по исследованию развития памяти. Цель: определить уровень развития памяти

2. Помощь психологу при обработке результатов.

31.05.11г.

Помощь психологу при работе с детьми младшего дошкольного возраста по методики «Складывание пирамидки». Цель: Изучение развития внимания, восприятия, мышления.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

01.06.11г.

1. Помощь и содействие психологу детсада в работе с детьми младшего дошкольного возраста при диагностике развития игры. Цель: Изучение развития игры.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

02.06.11г.

1. Помощь и содействие психологу детсада в работе с детьми младшего дошкольного возраста с методикой «Предметный гнозис». Цель: определить знание предметов быта и умение их использовать.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

03.06.11г.

Ознакомление с методиками и рабочими материалами для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

06.06.11г.

1. Помощь психологу детсада в проведение фронтального занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.

2. Помощь психологу при обработке результатов.

07.06.11г.

1. Посещение педагогического совета МДОУ.

2. Присутствие на коррекционно-развивающем занятии группы развития.

08.06.11г.

1. Оформление документов по практике: дневника, отчета, приложений.

2. Подготовка презентации по практике.

Оценка за ознакомительную практику : Зачтено.

Руководитель практики

Психолог МДОУ № 19

____________________________

ХАРАКТЕРИСТИКА

Настоящая характеристика дана ………Ф.и.о………………………….., проходившему ознакомительную практику в МДОУ №19, ………………….. с «19» мая 2011г. по «08» июня 2011 г. в должности помощник психолога.

В функциональные обязанности ..Ф.и.о……………….в этот период входило:

  1. Знакомство с методиками для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
  2. Помощь психологу детского сада в работе с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
  3. Работа с детьми по методикам.
  4. Оценка деятельности детей при работе с тестовыми методиками.
Со всей порученной ему работой, _____________. справлялся на «отлично».

Нарушений правил внутреннего трудового распорядка не допускал. Добросовестно выполнял требования руководителя практики. Проявлял инициативу и профессиональные знания. Будучи студентом, он зарекомендовал себя в коллективе и в работе, как специалист и работник высокой квалификации.

Рекомендую оценить ознакомительную практику …ф.и.о………….на – «отлично».

Характеристика дана для представления ……….института в г. ………..

Заведующая детским

образовательным

учреждением №

(расшифровка подписи)





ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ.

  1. Студент-практикант…..Ф.и.о………………
  2. Наименование организации: МДОУ №19 «Пчелка»
  3. Срок прохождения практики: с 19 мая 2011 г. по 08 июня 2011 г.
  4. Руководитель практики на рабочем месте:…Ф.и.о……
  5. Отношение студента к работе:
За время прохождения практики ..Ф.и.о……. ознакомился с коллективом детского сада, с работой психолога, воспитателей и группой детей младшего и старшего дошкольного возраста. Проявлял активность и инициативу, добросовестность в выполнении порученных ему работ и заданий. Аккуратно и вовремя посещал занятия и в полном объёме выполнил порученную ему программу, а также показал хороший уровень теоретических знаний и закрепил их практическими навыками.

Результаты практики …Ф,и.о………..заслуживают положительной оценки.