Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей — Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей
На главную Документация школьного психолога Документация и программы психологического центра Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей — Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей
Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения одаренных детей — Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детей |
Документация школьного психолога — Документация и программы психологического центра | |||||
Организация концертной деятельности в Лицее искусств для развития одаренных детейЛичностно-деятельный характер образовательного процесса детской школы искусств (ДШИ) позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержка одаренных детей. Наша принципиальная позиция в работе с одаренными детьми на хореографическом отделении состоит в том, что мы отбираем способных детей с учетом определенных критериев. Диагностика одаренности осуществляется так: если ребенок с интересом включается в деятельность, начинает достигать последовательных успехов, – значит, он является одаренным. Именно по мотивации, которая является ключевой характеристикой одаренности личности, мы и определяем одаренность. В связи с выработанной позицией в работе отделения возникла необходимость в создании целого комплекса мероприятий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствованию системы выявления одаренных детей с раннего возраста, оказания адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработке индивидуальных образовательных маршрутов с учетом специфики творческой и исполнительской одаренности ребенка. Эту работу хореографического отделения можно разделить на несколько этапов.Первый – подготовительный – это подготовка детей к обучению в ДШИ через курсы раннего развития. При отделении существуют разновозрастные студии «Смайлики», «Растишка», «Росток», цель которых – выявить перспективных детей для дальнейшего обучения на отделении через диагностику, творческие просмотры, открытые уроки для родителей. Второй – организационный этап. На этом этапе идет изучение интересов и склонностей ученика через контроль над результатами его образовательной деятельности: это проверка журналов, посещение занятий, присутствие на контрольных уроках, экзаменах, сдаче танцевального номера, а также организация работы с родителями. Это этап, когда признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Учеба в 1–2-х классах, выступления в младшем составе ансамбля выявляют возможности обучающегося, формируют мотивационную сферу. Третий этап – обучающий – максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных детей на основе дифференцированного подхода. Здесь осуществляется учет, контроль, анализ и корректировка деятельности обучающегося. Заключительный этап – когда система контроля за продуктивной, творческой деятельностью, основанная на внутренних мотивах воспитанников, создает возможность для экспериментирования, ориентирует одаренных учащихся на дальнейшее обучение в профессиональных учебных заведениях разного уровня. На хореографическом отделении результатом успешной учебной и творческой деятельности являются выступления на концертах. Выявление способных, одаренных детей позволяет педагогу формировать танцевальный репертуар. Для таких детей создается возможность проявить себя в групповом исполнительстве, в ансамбле (танцевать в первой линии, в центре, вести индивидуальную хореографическую партию). Если учащийся справляется с поставленными задачами, технически грамотно и эмоционально верно передает образ, то рамки танцевальной формы расширяются и ученику предлагается сольный номер или работа в дуэте, трио. Соответственно по мере совершенствования меняются и сценические подмостки. Вначале школьный уровень, затем городской, а впоследствии региональный, республиканский, российский, международный. Контроль над качеством исполнительского мастерства ученика возлагается на преподавателя-постановщика, заведующего отделением, на художественный совет школы и осуществляется через сдачу танцевальной партии, вариации, показ танцевального номера, проекта. Так же используем самостоятельный контроль со стороны ученика, взаимный контроль и коррекцию со стороны коллег-педагогов, экспертный контроль и коррекцию со стороны педагогов профессиональных учебных заведений (колледжей культуры, академий). Если ученик или класс проходит школьный контроль, он допускается на конкурс. Участие в конкурсах, фестивалях, где выступают наши воспитанники, дает возможность определить уровень освоения образовательных программ, позволяет расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, культивировать желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе, в своих силах. Участие одаренных детей в конкурсах и фестивалях является наивысшим показателем слаженной работы педагога и ученика. Считая, что одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам, мы в своей работе как форму контроля активно используем систему мониторинга. На отделении ведется мониторинг учебной деятельности, мониторинг выполнения образовательных программ, мониторинг достижений, мониторинг участия учащихся в конкурсах, концертах, мониторинг творческой деятельности каждого ученика, отдельного класса, всего отделения в целом, мониторинг рейтинга педагогов. Исходя из этого можно определить, как для каждого ученика в отдельности или класса складывается ситуация успеха, насколько высоко возросла мотивация к учебной и творческой деятельности за определенный период. Для примера объектом нашего рассмотрения возьмем 7-й класс и конкретно ученицу этого класса Лолиту П. Почему именно ее? Обладая средними физическими данными, она имеет огромное желание совершенствоваться в исполнительском мастерстве, добиваться уверенности в себе, в своих силах, стремится к победе. Такие личностные качества определили высокую мотивацию к учебной и творческой деятельности. За годы учебы Лолита приняла участие в 16 хореографических постановках, в одной из которых она солирует, при этом учится она на отделении на «отлично». Оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Что дает ученику участие в конкурсах, концертах? Появляется возможность отследить выход на сценическую площадку каждого ученика: в одном концерте, за определенный период, в течение года, за несколько лет, выявить динамику роста или спада участия. В конце учебного года у нас по каждому ученику имеются данные, которые мы вправе предоставить и ученику и его родителям. Участие в концертах и конкурсах положительно влияет на повышение мотивации и познавательного интереса к творческой исполнительской самореализации. А так как мы считаем мотивацию ключевой составляющей одаренности, для нас это очень важно. В целом мониторинг образовательного процесса по годам позволяет выявить проблемы или, наоборот, успешность в работе с одаренными детьми. Наши выпускники являются тому подтверждением, обучаясь и работая в профессиональных заведениях, в профессиональных коллективах страны: Пермский хореографический колледж, Красноярский театр оперы и балета, в колледжах и академиях культуры и искусства городов Ижевска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга. Система мониторинга не отнимает много времени у каждого педагога, но дает необходимую информацию для работы с детьми и родителями, поиска путей решения учебных и творческих задач. Кроме того, именно эти показатели являются оценкой качества работы с одаренными детьми в школе. << Предыдущая — Следующая >> |