Лекция как метод активного обучения | Обучение и развитие детей

Лекция как метод активного обучения

На главную Работа с пед. коллективом психолога в школе Просвещение, консультации для педагогов Лекция как метод активного обучения
Лекция как метод активного обучения
Работа психолога с педагогическим коллективом — Просвещение, консультации для педагогов
Педагогические и социологические исследования показали, что от пассивного участия в процессе обучения очень скоро не остается и следа. Было подсчитано, что после отличной лекции внимательный слушатель мог восстановить 70% материала через 3 часа и 10% через 3 дня. Существует определенная закономерность запоминания в обучении. Мы помним: 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 80% того, что говорим сами, 90% до чего дошли в деятельности. Эти результаты часто объединяют одним названием – пирамида запоминания.

Метод «Лекция с путеводителем».

Метод позволяет изложить новый материал, активизировать познавательную деятельность участников лекции.

Подготовка и проведение.

  • Преподаватель заранее готовит «путеводитель по лекции» – несколько листов, на которых отображена структура изложения содержания лекции, а также имеется свободное место к каждому пункту структуры, предназначенное для собственных записей слушателя.
  • В самом начале лекции участникам предлагается в течение нескольких минут (2-3 минуты) подумать и записать в своем «путеводителе» вопрос, ответ на который хотелось бы получить в ходе лекции.
  • Далее участники знакомятся с аспектами предлагаемой лекции, которые зафиксированы в «путеводителе».
  • В процессе лекции слушатели делают необходимые записи.
  • В конце необходимо подвести итоги, то есть соотнести полученный в лекции материал с поставленным в самом начале вопросом.
Метод «Лекция с процедурой пауз».

Метод позволяет изложить новый материал, активизировать познавательную деятельность участников; чередовать активность учителя и ученика; получать обратную связь от учеников, фиксировать и преодолевать их трудности.



Подготовка и проведение.

  • Учитель делит материал на логически завершенные части и продумывает задания, которые учащиеся будут выполнять во время пауз между частями лекции.
  • Изложение одной части должно занимать 10-12 минут (с учетом того, что ученики записывают за учителям), а выполнение задания – 3-4 минуты. Задания могут выполняться индивидуально, по парам, в группах.
  • Процедура чтения лекции занимает 40-45 минут и состоит из нескольких этапов:
  • Вступление: учитель определяет тему лекции, ее план, объясняет алгоритм работы.
  • Основная часть: учитель излагает материал на протяжении 10-12 мин. Потом делает паузу и просит учеников выполнить задание. После выполнения задания учитель возвращается к чтению лекции.
Примеры заданий:

  • Во время первой паузы попросите учеников сначала выписать две основные мысли, а потом обсудить их в парах.
  • Во время второй паузы ученики выписывают в один столбик то, что они хорошо поняли из услышанного, а во второй – то, что требует дополнительного объяснения. После фиксации вопросов ученики задают их друг другу или учителю.
  • В начале третьей паузы предложите ученикам обменяться конспектами и просмотреть записи, проверяя их правильность и полноту.
  • Заключительная часть: в конце лекции учитель просит учеников зафиксировать вопросы, которые у них возникли. Ответить на эти вопросы могут как ученики, так и учитель.