Моделирование, как метод психологического исследования
На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Моделирование, как метод психологического исследования
Моделирование, как метод психологического исследования |
Лекции и практикум по психологии — Психодиагностика |
Метод моделирования в психологических исследованиях развивается в двух направлениях: 1) знаковая, или техническая, имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности – моделирование психики; 2) организация, воспроизведение того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного конструирования среды этой деятельности – моделирование ситуаций, связывающих изучаемые процессы, что принято называть психологическим моделированием. Моделирование психики – метод исследования психических состояний, свойств и процессов, который заключается в построении моделей психических явлений, в изучении функционирования этих моделей и использовании полученных результатов для предсказания и объяснения эмпирических фактов. По полноте отражения объекта в модели выделяют следующие классы и подклассы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (жестко алгоритмические, эвристические, блок-схемные), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов [71, с. 200]. Моделирование психики тесно связано с проблемой искусственного интеллекта и построением сложных управляющих информационных и вычислительных машин и систем. Работы по моделированию психики ведутся не только в психологии, но и в смежных областях – бионике, кибернетике, вычислительной технике, информатике, синергетике. Первые успехи в моделировании психики достигнуты в середине XX века на базе цифровой и аналоговой вычислительной техники. Современный уровень знаний о психической деятельности позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) модели. С их помощью удалось имитировать некоторые аспекты таких процессов и свойств психики, как восприятие, память, обучаемость, логическое мышление и т.д. Делаются попытки построить вещественные – гипотетические и бионические – модели психической деятельности (одной из первых успешных моделей стал перцептрон Ф. Розенблатта [74]). Отметим, что Норберт Винер в своей знаменитой книге «Кибернетика» писал о сложности построения математических моделей в общественных науках [18, с. 246-247]: «Все большие успехи точных наук связаны с такими областями, где явление отделено достаточно резко от наблюдателя… В общественных науках связь между наблюдаемым явлением и наблюдателем очень трудно свести к минимуму. Наблюдатель может оказывать значительное влияние на явление, привлекшее его внимание. При всём уважении к разуму, умению и честности намерений моих друзей-антропологов, я не могу поверить, что любое исследованное ими сообщество останется тем же самым после этого исследования. Не один миссионер, приводя первобытные языки к письменной форме, закреплял в качестве вечных законов таких языков плоды своего собственного непонимания. В общественных обычаях народа много такого, что рассеивается и искажается при первом же обследовании… В общественных науках мы имеем дело с короткими статистическими рядами и не можем быть уверены, что значительная часть наблюдаемого нами не создана нами самими». Вместе с тем, математическое моделирование в психологии в последнее десятилетие развивается весьма интенсивно. Использование математических методов в психологии осуществляется в следующих формах [27]: -при статистической обработке результатов наблюдений; -при определение закономерностей, описывающих соотношения между переменными, изучаемыми в эксперименте; -при создании и испытании математических моделей. Если первые две формы повсеместно применяются в психологических исследованиях, то развитие третьей формы сталкивается с рядом трудностей, связанных со спецификой моделируемого объекта. Как отмечают Б.Ф. Ломов, В.И. Николаев, В.Ф. Рубахин [27], психическое не представляет собой замкнутой системы, существующей изолированно от других систем материального мира (физической, брюлогической, социальной). Все это создает, конечно, большие трудности на пути применения методов математического моделирования. Помимо этого, в математических моделях в психологии, как правило, берется лишь какой-то один определенный аспект рассмотрения тех явлений, процессов и т.д., которые изучаются психологией. Как правило, построение математической модели опирается на значительное упрощение изучаемой ситуации. Следовательно, к получаемым на её основе выводам нужно относиться осторожно. Вместе с тем, даже весьма грубая на вид идеализация позволяет глубже вникнуть в суть проблемы. Выбор и управление параметрами модели позволяет глубже проанализировать исследуемое явление. В процессе психологического моделирования, как отмечает В.В. Никандров [50], исследователь в зависимости от предмета и задач исследования создает для изучаемого объекта специфическую психогенную ситуацию, в результате чего моделируется его поведение (для человека в форме деятельности и общения). Сопоставление исходных условий психогенной ситуации с параметрами поведения объекта позволяет, во-первых, получать косвенные данные об организации и работе психики, которые могут быть использованы для ее изучения и моделирования; во-вторых, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что дает основания для выведения психологических закономерностей; в-третьих, разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи. В.В. Никандров определяет следующие основные особенности психологического моделирования. 1.Естественные объект и предмет исследования – люди (животные) и их психика. 2.Искусственность условий исследования (например, экспериментальная лаборатория, диагностический центр, психотерапевтический кабинет). 3.Применение моделирующих средств – методических пособий (инструкций, анкет, стимульного материала), технических устройств (измерительной аппаратуры) или фармакологических средств. 4.Целенаправленность воздействий на объект. 5.Гуманизация воздействий. 6.Программирование процедуры воздействий (от минимума регламентации при свободной беседе до максимума при тестировании или лабораторном эксперименте). 7.Регистрация воздействующих (ситуационных и процедурных) факторов и ответов объекта изучения. Сформировать психогенную ситуацию можно с помощью любого эмпирического метода психологии: эксперимента, психодиагностических методов, психофизиологических и психотерапевтических методов. Психологическое моделирование является неотъемлемой формой всех видов психологической работы: исследования, диагностики, консультирования, коррекции. Специфическим видом психологического моделирования являются психологические тренинги. Современный этап развития моделирования, как метода исследования в психологии характеризуется [79]: – разработкой новых подходов к измерению в психологии (моделирование макродинамики как результата микродинамических процессов; разработка шкал, основанных на мягких вычислениях; применение качественного интегрирования и др.); – разработкой моделей динамики взаимодействия психических систем; – разработкой моделей естественных систем (менеджмент, психотерапия); – возрастающим интересом к инженерии знаний, структуре переработки информации и когнитивным стратегиям; – переосмыслением предложенных ранее подходов с учетом современного состояния развития психологической науки. Источник: Леонова Е. В. Эмпирические методы психологического исследования: Учебное пособие. – М.: НИЯУ МИФИ, 2014. – 324 с. |