Модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье, находящихся в социально опасном положении | Обучение и развитие детей

Модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье, находящихся в социально опасном положении

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье, находящихся в социально опасном положении
Модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье, находящихся в социально опасном положении
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Существую различные модели социально-психолого-педагогической помощи ребёнку и семье. Одним из подходов является педагогическая модель, базирующаяся на гипотезе недостатка педагогической компетентности родителей. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Необходимо ориентироваться не на индивидуальные возможности родителя ребёнка, а на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

Воспитание — длительный, сложный, подчас противоречивый процесс, на который влияют различные объективные и субъективные факторы. Основными  факторами семейного воспитания являются педагогическая культура родителей и воспитательный потенциал семьи.

Антипова Е.В. выделяет следующие основные компоненты  педагогической культуры родителей:

  • педагогическая подготовленность родителей или определенный объем педагогических, психологических, медицинских, экономических и некоторых других знаний;
  • практические навыки по воспитанию детей;
  • умение родителей решать разнообразные педагогические задачи, использовать опыт воспитания детей предыдущими поколениями.
 

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены рядом социальных факторов объективного и субъективного характера. Работа с семьёй в этом случае направлена на повышение психологической культуры родителей, увеличение воспитательного потенциала семьи. Следовательно, необходимо создание системы психолого-педагогического просвещения родителей, организация семейного консультирования, разработка памяток для родителей.

Для проведения родительского просвещения можно использовать традиционные организационные формы: родительский лекторий, «родительские университеты» — формы, способствующие повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Презентации семейного опыта, родительские чтения — формы, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей, работы знаменитых педагогов в просвещении родителей. Эти формы дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но изучать литературу по проблеме и знакомиться с опытом, участвовать в обсуждении. Школа для родителей, малые академии родителей (с учетом возраста и интересов родителей) — дифференцированная форма проведения психолого-педагогического просвещения родителей (отдельно для молодых, многодетных родителей, неполных семей, отцов, бабушек, мам, семей «трудных детей» и т.д.), позволяющая учесть интересы и запросы той или иной группы родителей.

Активными формами психолого-педагогического просвещения родителей являются: творческие встречи педагогов и родителей, «круглый стол», родительский ринг, дискуссионные клубы, педагогические мастерские, организационно-деятельностные и ролевые игры, социально-психологические тренинги и др. Данные формы работы нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов, активизации родителей и принятия совместных решений.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, которые часто носят конфиденциальный характер, требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются для участия в тематических консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты по решению проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.

Психологическая (психотерапевтическая) модель помощи акцентирует внимание на психологическую составляющую жизнедеятельности семьи, психологических особенностях её членов и характере их взаимоотношений.   

Оказание психологической помощи семье начинается с выяснения проблем функционирования семьи и взаимодействия её с  внешним миром. Программу диагностики можно построить по следующим направлениям:

  • Определение биологических нарушений, особенностей психофизического развития членов семьи, тяжёлых заболеваний и инвалидности.
  • Диагностика проблем функционирования семьи, связанных с отклонениями в развитии членов семьи и их личностных расстройств.
  • Диагностика эмоциональные расстройства и конфликтов в семье.
  • Когнитивные и поведенческие проблемы членов семьи, трудности ролевого поведения.
  • Проблемы функционирования семейной системы из-за особенностей её структурной организации (семья неполная, расширенная, с приёмными детьми и др.).
  • Проблемы с внешним социальным окружением (школой, соседями, родственниками и т.д.).
Полученная информация о семье используется для построения коррекционной программы работы с семьёй. В зависимости от нарушений в функционировании семейной системы определяется направление психологической помощи семье и её членам. При организации психолого-педагогического сопровождения семьи используются разнообразные методы и виды психологической работы: психолого-педагогическое просвещение (лекции, беседы, семинары), индивидуальное и  групповое консультирование членов семьи, коррекционно-развивающие программы и тренинги.

Социальная модельиспользуется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятного стечения обстоятельств. Акцент в работе с семьёй на оказание социально-педагогической помощи: информирование о возможности получения социальной помощи, координация деятельности различных организаций и учреждений по оказанию помощи семье, посредническая роль в решении жизненных трудностей.

Одним из таких методов, активно внедряемых в последние несколько лет в практику работы учреждений социальной защиты, является работа с сетью социальных контактов. Эта разновидность системной семейной психотерапии, которую иногда называют «Сетевая терапия» пришла из Швеции. Сетевая терапия хорошо работает в наших условиях, хотя она и требует значительных человеческих и временных затрат.

Ориентирована сетевая терапия на помощь семье с детьми, оказавшейся в ситуации кризиса, и опирается на принципы системного подхода и закономерности групповой динамики. Проблема ребенка рассматривается сквозь призму его социальных контактов. Именно социальная среда во многом определяет направление развития и систему нравственных ориентиров личности. Опираясь на принципы системного подхода, ребенка можно представить как живую систему, находящуюся во взаимодействии с целым рядом других систем.

На микроуровне на ребенка влияют системы родителей, соседей, отношений в школе, родственников со стороны матери, родных отца, внешкольных занятий (кружок, спортивная секция и т.д.). В свою очередь, каждая из этих систем взаимодействует друг с другом и с целым рядом других систем (например, работа отца или семейные проблемы учителя), которые тем самым опосредованно также оказывают влияние на развитие маленького человека.

На макроуровне на ребенка и все окружающие его системы действуют политическая ситуация, общественные ценности, экономика и так далее. Таким образом, мы видим, что ребенок с момента рождения связан незримыми нитями с окружающим его миром, и по мере взросления эти связи становятся все сложнее, включая в себя все новые и новые уровни отношений ребенка. Если исходить из этого видения процесса развития ребенка, то можно понять, как проблемы, возникающие на любом уровне окружающей действительности, неизбежно проблематизируют и другие уровни, создавая напряженность в системе связей. Если неблагоприятный фактор действует продолжительное время, то это отражается на каждой системе, изменяя ее. Эти изменения приобретают динамическую устойчивость и продолжают сохраняться даже тогда, когда «вредоносный» фактор исчезает. Таким образом, для того чтобы изменить патологическую ситуацию развития, мы должны не просто устранить неблагоприятные моменты, но и проработать проблемы в смежных системах и на разных уровнях.

Каким образом, исходя из этой модели, нужно строить помощь проблемной семье? Рассмотрим полную семью с двумя детьми. Например, родители стали выпивать. Они меньше заботятся о детях, у детей возникают или усугубляются проблемы в школе, у родителей — на работе. Что происходит в непосредственном социальном окружении этой семьи? С одной стороны, семья становится предметом внимания множества социальных институтов, а с другой — все больше лишается поддержки со стороны своего ближайшего окружения: родных, друзей, соседей и т.д. Будучи лишенной поддержки «снизу», семья обречена на безволие и полную зависимость от властей. Хотя социальные институты и стараются пробудить у родителей ответственность за детей и свою жизнь, часто эти попытки оказываются безуспешными именно в силу изолированности и односторонности прилагаемых усилий. Семья словно отрывается от почвы своей повседневной жизни и начинает «парить» в пространстве общественных институтов и государственных организаций, не в силах «приземлиться». Чтобы вернуть ей силу и способность нести ответственность за происходящее, необходима встреча всех систем: проблемной семьи, ее ближайшего окружения и социальных институтов — на «нейтральной» территории. Встреча, где каждый мог бы высказаться начистоту обо всем, что наболело. Где семья могла бы почувствовать себя по-настоящему значимой и значительной, не отвергаемой, но принимаемой со всеми своими сложностями и противоречиями. Именно тогда люди обретают способность слышать друг друга и принимать взвешенные решения, которые в состоянии исполнить. Помочь семье преодолеть кризис, как показывает наш опыт, может именно ее ближайшее окружение, те люди, которые находятся рядом, которые связаны между собой кровными и дружескими узами. Нужно только дать им возможность по-настоящему встретиться. И эту роль призвана выполнить Встреча с ближайшим окружением ребенка.

Начинается эта работа с составления карты социальных связей ребенка. На этой карте ребенок отображает всех людей, которые входят в его «сеть»: это родители, родственники, соседи, друзья, знакомые, учителя и т. д. На основании этой карты и составляется список людей, которых ребенок хотел бы пригласить на встречу. Это те люди, от которых в данный момент зависит его жизнь. Но на встречу приглашаются не обязательно только люди, входящие в сеть. Как показывает опыт, не менее важно, чтобы пришли те чиновники и специалисты, от которых зависит решение различных вопросов, связанных с настоящим и будущим проблемной семьи. Пришли, чтобы говорить на равных.

Важно, чтобы соблюдалось численное равновесие между ближайшим окружением ребенка и представителями социальных институтов.

Всем потенциальным участникам рассылаются письменные приглашения, где указывается время, место, продолжительность и тема встречи. Также в приглашении указываются ведущие и могут быть перечислены приглашенные на встречу люди. Обычно планируется, что встреча будет длиться 3 часа, — это время необходимо для того, чтобы участники смогли выработать по-настоящему действенное решение. Но вот все приготовления окончены, участники собрались и сели в круг, можно начинать работу. Встречу ведет команда — 2–3 человека. Ведущие, как правило, стоят за кругом и могут двигаться по его периметру. Кроме ведущих, за кругом с разных сторон сидят 2–3 человека: так называемая группа рефлексии. Ее задача — периодически озвучивать то, что они видят, выполняя функцию зеркала для участников встречи.

Встреча начинается с представления участников и ритуала — своеобразной разминки, которая «разогревает» участников. Затем ведущие просят всех высказываться в свободном режиме по заявленной проблеме. Далее групповой процесс развивается по законам групповой динамики. Задача ведущих — внимательно следить за этим процессом, стараясь предоставить возможность высказаться всем участникам процесса.

Поначалу присутствующие высказывают множество полярных мнений, не прислушиваясь друг к другу. Они выступают с обвинениями и оправданиями, конфликтуют и вопрошают. Периодически в центр круга выходит группа рефлексии, отражая процесс. Конструктивных идей мало, они не встречают поддержки и развития. Большая часть встречи проходит в разговорах, которые кажутся ненужными и пустыми. Но это не так. Если решения нет, значит, участники к нему еще не готовы.

Постепенно наступает усталость и разочарование, участники чувствуют себя в тупике, они не знают, что делать. Это ключевой момент встречи. Если встреча избежала тупика, вероятность изменений невелика. Как ни странно, но именно в этот момент люди обретают способность слышать друг друга. Вдруг кто-то высказывает предложение, и оно не отвергается. Участники начинают не оспаривать идеи других, а развивать и достраивать их. Наступает прорыв и этап интенсивной работы по выработке решения. Участники испытывают подъем, нарастает чувство сплоченности, появляется надежда. Это волшебный процесс преображения, который является результатом всей предыдущей работы. Завершается встреча часто также ритуалом. По окончании встречи участники еще какое-то время не расходятся, продолжают разговаривать, искать пути решения, высказывать поддержку. Это очень теплый и вдохновенный момент. Люди чувствуют, что они не одни в этом мире, что их слова и дела имеют вес и значение. Это важное чувство, которого нам, особенно в большом городе, порой не хватает. Но именно оно позволяет человеку ощутить свою внутреннюю силу и изменить свою жизнь.

Важно заметить, что ведущие только организуют процесс, предоставляя членам сети возможность самим искать выхода из проблемной ситуации. Это весьма непросто, поэтому ведущие должны пройти специальную подготовку. Они должны быть командой в полном смысле этого слова, понимать и чувствовать друг друга, четко передавая инициативу во время встречи.

Сетевая работа хороша тем, что она предполагает встречу разных систем и ведомств на одной территории. Но на встрече начинается реальное взаимодействие, которого действительно порой не хватает специалистам помогающих профессий. Нам по-прежнему часто мешают амбиции, разделение на «мы» и «они», хотя это нисколько не облегчает работу. Помогающие специалисты разных ведомств просто обречены работать в тесном контакте, иначе мы перестанем быть настоящими профессионалами.

Социально-психологическая модель направлена на оказание помощи подростку из неблагополучной семьи и активное участие самого подростка в этом процессе.

Моделируя процесс социально-психологического сопровождения, необходимо опираться на следующие концептуальные положения.

Субъектная позиция несовершеннолетнего. Ребенок, оказавшийся в социально опасном положении, — не только и не столько объект социально-педагогического и психологического воздействия в процессе коррекционной работы, но он в первую очередь — активный субъект взаимодействия с родителями, учителями, социальным педагогом, психологом в ходе реализации коррекционно-развивающей программы. Реальные изменения в личностных образованиях, характере и поведении несовершеннолетнего возможны только при наличии у него желания и потребности к самоизменению и самосовершенствованию. Только в том случае, если у ребенка будет сформирована мотивация на необходимость изменений, процесс социально-психологического сопровождения начнет функционировать.

Социокультурное развитие несовершеннолетнего проходит через его соприкосновение с окружающей средой и освоение этой среды. В процессе реализации программы социально-психологического сопровождения неослабевающее внимание необходимо уделять влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию несовершеннолетнего. При том, что эти факторы могут оказывать негативное влияние, нельзя изолировать ребенка от внешнего мира. Воспитательный процесс не должен становиться инкубационным, когда ребенок подвержен влиянию только положительных факторов. Специалисты должны уметь тактично помочь несовершеннолетнему разобраться в том, что хорошо и что плохо.

Исходя из вышеизложенного, можно определить две основные цели социально-психологического сопровождения:

  • Сохранение естественных механизмов развития несовершеннолетнего предотвращение условий, способных деформировать характер.
  • Формирование у несовершеннолетнего потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию.
Процесс социально-психологического сопровождения включает в себя семь этапов.

1 этап — диагностика психического и социального здоровья несовершеннолетнего; выявление условий и обстоятельств, оказывающих негативное воздействие на ребенка; диагностика социальной ситуации развития. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда;

2 этап — анализ полученной информации;

3 этап — совместная разработка рекомендаций для несовершеннолетнего, родителей, педагогов,  классного руководителя и других специалистов; составление плана комплексной помощи;

4 этап — консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем несовершеннолетнего;

5 этап — решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения

6 этап — анализ выполнения рекомендаций всеми участниками (Что получилось? Что не получилось? Почему?);

7 этап — дальнейший анализ развития несовершеннолетнего  (Что  мы  делаем  дальше?).

Выделение этих этапов социально-психологического сопровождения несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении, весьма условно, так как у каждого ребенка своя проблема и для ее решения требуется индивидуальный подход. Однако для решения проблемы несовершеннолетнего необходимо заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: несовершеннолетнего, его родителей, социального педагога, классного руководителя, учителей. Поэтому на каждом этапе социально-педагогического сопровождения его участники осуществляют различные виды деятельности.

Выбор моделей работы с семьёй зависит от ряда причин: специфики проблем ребёнка и его семьи, подготовленности и профессионального опыта специалистов, реальных условий и возможностей оказания помощи. В практике работы порой возникает необходимость одновременного использования нескольких моделей работы с ребёнком и семьёй.