Кризисные периоды в браке. Основные направления работы психолога с семьей на каждом этапе жизненного цикла.
На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Кризисные периоды в браке. Основные направления работы психолога с семьей на каждом этапе жизненного цикла.
Кризисные периоды в браке. Основные направления работы психолога с семьей на каждом этапе жизненного цикла. |
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу |
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Эйдемилер, Юстицкис. Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей. Брак – это исторически сложившиеся разнообразные механизмы социального регулирования (табу, обычаи, религия, право, мораль) сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленного на поддержание непрерывности жизни. Семья как динамическая система. В 50-е 60-е годы в рамках семейной психологии и под влиянием кибернетики появляется системный подход в работе с семьей т.е. семья рассматривается как открытая, развивающаяся, динамическая система. Семья обладает общими признаки системы: система –это совокупность элементов, каждый из которых имеет признаки системы в целом; сама система не сводится к простой сумме ее элементов, как целое она больше; что-либо затрагивающее систему в целом влияет на каждую отдельную структуру внутри системы; расстройства или изменения состояния одной части системы отражается в изменении других частей и системы в целом. В своем развитии семья проходит ряд циклов: (Картер и Мак Голдрих). 1. Монада – человек живет сам по себе, научается сам о себе заботиться. Ребенок становится независимым от родителей. Человек отсоединяется от родителей и учится жить сам сам для себя. Потребность в самотрансценденции завершается вступлением в брак. 2. Диада – стадия заключения брака, молодые люди сами удовлетворяют свои потребности. Основная задача – формирование устойчивых супружеских взаимоотношений, распределение власти, ролей. Молодые должны научиться конфликтовать, устанавливать правила, творить свою новую семейную систему. Также важной задачей является сохранение идентичности на фоне супружеских отношений. 3. Триада. Появление ребенка в семье. Установление новых форм взаимоотношений, формирование родительской подсистемы, адаптация к новым ролям, образу жизни. 4. Пубертат первого ребенка. Если родители передадут ребенку часть ответственности, будут относиться к нему как ко взрослому, то у него наступит стадия монады. Ребенок включается как член семьи во все семейные дела. Родители – супруги, со своей собственной частой жизнью. 5. Стадия ухода детей из семьи, опять остается диада. Новое перераспределение ролей. 6. Развод или смерть одного из супругов. Кризисы. Стрессоры – факторы которые вызывают стресс. Под их влиянием члены семьи конфликтуют, находятся в депрессивном состоянии, оказываются перед необходимостью перестраивать семейные отношения. Стрессоры – это разного рода влияния на семейную систему. Мак Голдрик выделяет горизонтальные и вертикальные семейные стрессоры. К горизонтальным относятся: внутренние (нормативные кризисы) и внешние (ненормативные кризисы). Внутренние . Ситуация при которой повышается конфликтность внутри семьи, семья вынуждена решать задачи перестройки семейной системы. Нормативные т.к. характерны для любой семьи, в каждой семье наблюдаются одни и те же нормативные кризисы, они связаны с процессом развития семейной системы и с процессом перехода семейной системы от одной стадии развития на другую. Виды нормативных кризисов развития брака. 1. Кризис медового месяца. Наступает в первые 1-2 месяцы семейной жизни. Первые ссоры, конфликты. Основная психологическая составляющая – разочарование (чаще у женщины), что связано с факторами: объективные изменения связанные с двумя психологическими феноменами: 1. Феномен срывания масок. Связан с тем, что добрачные роли супругами отыграны, которые были связаны с ритуалом ухаживания и с тем что добрачной общение носило досуговый характер. После заключения брака меняются задачи (до брака нужно было очаровывать). 2. Эффект нижнего белья. Связан с тем, что супруги перестают следить за своей внешностью, начинают проявляться неприличные характеристики, исчезают шарм и очарование, начинаются бытовые проблемы. Часто у мужчины и женщины разные установки, задачи и ожидания от брака. Для женщины брак это фигура, то к чему ее готовили с детства. Для мужчины брак – это фон. Семья важна для него, но это та база, от которой он отталкивается в карьерном росте, самоактуализации. Женщина реализуется в семье, а мужчина вне семьи и после брака он быстро переключается на внесемейное поведение, при этом жена чувствует себя обманутой. После свадьбы она обнаруживает, что у него есть работа, хобби, друзья. Для мужчины любовь – это действия, результаты, а для женщины – это отношения. Помощь психолога. Психологу нужно показать супругам их любовь, в какой ситуации они чувствуют любовь. Важно не избегать конфликтов, а научиться конфликтовать. Нужно выработать общий язык, выяснить, что супруги ожидали от брака, что они имели ввиду под словами помощь, любовь и т.д. осознать и выявить основные противоречия в установках супругов на брак и построить перспективу взаимоотношений в дальнейшем. Преодоление этого кризиса приводит к выработке общих смыслов, моделей поведения, способов разрешения конфликтов, формированию семейного самосознания, чувства «мы». Семьи которые не могут справиться с этим кризисом часто распадаются. 2. Кризис связанный с появлением первого ребенка. Первые 3-5 лет совместной жизни. Кризис, как правило, связан с недовольством жены своим мужем (мало помогает по хозяйству, не любит ребенка так, как любит его она), у жены часто может возникать послеродовой психоз. Часто мужья выражают недовольство тем, что жена запускает хозяйство, больше внимания уделяет младенцу, не обеспечивает комфорт. Муж на время становится единственным кормильцем семьи, не может восстановить силы после работы. Ребенок скидывает мужа с пьедестала. Раньше он для жены был фигурой, а теперь стал фоном. Жена меньше уделяет ему внимания мужа перестает тянуть домой . Он не испытывает особого удовольствия от помощи, что приводит к конфликтам. Муж начинает ревновать жену к ребенку. Мужчина труднее переносит сексуальное воздержание, чем женщина. Муж и жена не оказывают друг другу необходимой, прежней поддержки. Через 1,5-2 месяца жена чувствует себя компетентной, состоявшейся, она чувствует отдачу от ребенка. Происходит эмоциональная измена жены с ребенком. Женщина чувствует себя все более и более нужной и постепенно приходит в норму. Муж уделяет больше времени карьерному росту, маме, свекрови, друзьям, хобби, другим женщинам. Нормальный выход из кризиса. Ребенок взрослеет. Года в 2-3 просыпается отцовский инстинкт (стремление что-то передать ребенку, чтобы чувствовать связь с ребенком отцу нужно в него что-нибудь вложить). В идеале появляется 3-и подсистемы: родительская, детско-родительская, родственная. Через ребенка муж и жена становятся кровными родственниками. Аномальные пути выхода из кризиса. 1.У мужа и жены сексуальные и экономические отношения, а эмоциональные у мужа на стороне. Мать делегирует часть функций мужа ребенку. Вследствие чего ребенок быстро взрослеет и появляется взаимозависимость матери и ребенка. Что бы ребенок не захотел уходить из семьи мать привязывает его к себе. Ребенок не научается устанавливать отношения со сверстниками. Возникает проблема невротической личности. Такие люди быстрее уходят из семьи, но медленнее социализируются. 2. Муж действует на жену через ребенка. На ребенке лежит ответственность за целостность семьи, он становится связующим звеном, ему еще сложнее социализироваться. Ребенок либо быстро уходит из семьи, либо не уходит никогда, или уходит из семьи, поругавшись с родителями навсегда. Помощь психолога. Задачи психолога: способствовать восстановлению супружеских отношений. Очень важно восстановить супружескую любовь, вместо родительской. 3. Кризис опустевшего гнезда. Стаж семейной жизни больше 18 лет. Основные аспекты: 1. Аспект межличностного характера, (между мужем и женой). Супруги вынуждены восстанавливать либо заново выстраивать супружеские отношения. В процессе этого могут актуализироваться неразрешенные конфликты прошлого. Начинается выяснение отношений. Конфликт может появиться в результате того, что муж и жена изменились. Конфликты связаны с адаптацией к новым ролям. 2. Внутриличностный (кризис середины жизни, среднего возраста). Связан с подведением промежуточных итогов. Сравниваются цели, задачи, поставленные в юношеском возрасте с результатами. 3. Сексологический аспект кризиса. Начинается проявляться гетерохронность психосексуального развития мужа и жены. (разные временные рамки). После полового созревания сексуальность девушек переходит в латентное состояние. У мужчины пик сексуальности 18-25 лет, после 45 мужчине необходима дополнительная сексуальная стимуляция. Пик женской сексуальности 30-45 лет. Часто до 60 лет женщина легко сексуально возбудима. Женщине не нужны изменения, такие как мужчине, вследствие чего возникают конфликты (сексуальная неудовлетворенность). Если семья создавалась ради ребенка, то на этой стадии она распадается. Помощь психолога. Задача психолога: способствовать восстановлению супружеских отношений, важно сексуальное просвещение супругов, нужно помочь супругам в нахождении нового смысла жизни. Задача супругов: формирование отношений родителей и детей на уровне взрослый-взрослый. Отпустить своих взрослых детей и обрести психологическую независимость от них. Внешние горизонтальные кризисы — непредсказуемые, непрогнозируемые. Внешнее влияние на семейную систему, которые также приводят к повышению уровня конфликтности в семье. Но данные кризисы не способствуют, а препятствуют развитию семейной системы отношений. 1. Сверхсильные стрессоры – это то, что семья не может контролировать (смерть близкого, супружеская измена, тяжкое хроническое заболевание одного из членов семьи, лишение свободы, резкое изменение материального или социального статуса и т.д.). 2. Хронические стрессоры: высокая напряженность профессиональной деятельности (бизнесмены, актеры, педагоги); постоянные материальные трудности, жилищная неустроенность; воспитание детей. Переживание стрессов зависит от ресурсов семьи, также социальной поддержке. Вертикальные стрессоры. Влияние в виде образов, факторы связанные с историей семьи, рода. Семейные мифы, ожидания, традиции, модели взаимодействия, то, что связано с генетическим наследованием от родительской семьи. Основные направления работы психолога. Основными направлениями работы психолога с семьей являются: 1. психотерапия семьи, 2. психоккорекция, 3. семейное консультирование. Аспекты рассмотрения семьи в работе психолога. 1. Внутрисемейные взаимоотношения: Д-Р – детско-родительские отношения, Д-Д – сиблинговые, Р-Р – родительские, С-С – супружеские. 2. Семейное общение (бедность, несогласованность). 3. Жизненный цикл семьи. 4. Телесно – физиологический. 5. Проблемы. 6. Сексуально – эротические. 7. Состав семьи (полная, неполная, мифы, история). 8. Экономический, юридический. 9. Психосоматический (детские заболевания, приобретенные заболевания являются метафорой проблемы). 10. Взаимодействие семьи с другими общественными институтами. 11. Работа психолога с бессознательным в семье. (работа с мифами и запретами). Семейное психологическое консультирование. Это вид психологической помощи семье сталкивающейся с трудностями в разрешении внутрисемейных конфликтов, в принятии решений и осуществлении важных жизненных выборов. Консультативная помощь осуществляется в форме психологического просвещения семьи, обсуждения психолога с семьей острых вопросов их жизни. (Российское Психологическое Общество). Это непосредственная работа с людьми направленная на решение разного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. (Алешина). Семейная психотерапия. Это вид психологической помощи и одновременно часть более широкой области психотерапевтической практики направленной на решение глубинных проблем семьи, где единицей анализа может быть семья в целом, супруги, родительско – детская пара или отдельный член семьи. Осуществляется как со здоровыми людьми, психологические проблемы которых приобрели хронический характер так и с людьми, страдающими различными нарушениями поведения, а также эмоциональными и личностными расстройствами. (Российское Психологическое Общество). Это работа, осуществляемая профессиональным психологом ориентированная в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. (Алешина). Виды семейной психотерапии. Структурная семейная психотерапия. Сальвадор Минухин. В структурной семейной психотерапии используются концепции семейной системы для проведения психотерапевтического вмешательства. Особый акцент делается на цельности семейной системы. Уделяется пристальное внимание взаимодействиям и иным проявлениям активности членов семьи, что позволяет понять организацию или структуру семьи. То, каким образом, когда и с кем члены семьи взаимодействуют в настоящий момент, имеет решающее значение для понимания и последующего терапевтического изменения семейной структуры. Стратегическая семейная психотерапия. Джей Хейли. Психотерапевт в данном направлении ставит в связи с конкретной проблемой определенные цели и вырабатывает стратегию их достижения. Стратегическая семейная психотерапия рассматривает проблему в социальном контексте, а задача психотерапевта состоит в том, что разработать стратегию, подходящую для данного контекста. Трансгенерационная семейная психотерапия. Термин трансгенерационная семейная психотерапия объединяет несколько теоретических и практических подходов, общим для которых является учет семейной динамики на протяжении ряда поколений, а также опора на психоанализ. Трансгенерационная семейная психотерапия объединяет усилия нескольких практикующих психотерапевтов, которые не только проводят сессии с участием представителей нескольких поколений одной семьи, но и интерпретирует семейные проблемы. Семейная психотерапия основанная на опыте. Семейная психотерапия основанная на опыте уходит корнями в экзистенциаолтно-гуманистическую философию. Акцента в ней делается на настоящем, а не на прошлом. Имеет дело преимущественно с отдельными членами семьи, которых обучают делиться друг с другом личным опытом. Имеет общее с гештальт-психологией Фринца Перлса. Поведенческая семейная психотерапия. Поведенческая семейная психотерапия ведет начало от теории социального научения, в которой оперантное обусловливание сочетается с демонстрацией социальных моделей поведения. Считается, что в основе семейных проблем лежат неэффективные паттерны подкрепления, присущие взаимодействию между родителями и детьми или между партнерами по браку. Семейная дисфункция рассматривается как результат нечастого позитивного подкрепления членами семьи друг друга. Постмодернистские теоретические модели. Конструктивизм не является единой теорией и не имеет конкретного автора. Этот подход возник в ответ на многочисленные трудности, связанные с применением исторически более ранних подходов к семейной психотерапии. Терапевты – конструктивисты исходят из четырех основных допущений:1) реальность субъективна, 2) при поведении терапии не нужно выстраивать жесткие иерархические отношения, 3) терапевтические изменения неизбежны, 4) терапевтические изменения уже начались. (Анднрсон, Вайт и Эрстон, Вайнер -Девис). Основные виды консультирования. 1. По фактору непосредственности. а) очное – непосредственная работа с клиентом, б) заочное – по телефону, интернету, переписка. 2. По количеству консультируемых. а) индивидуальное, б) групповое. 3.Ориентированность психологической помощи. а) одного члена семьи, б) предбрачной или брачной пары, в) семьи в целом, г) родителя (ей), д) родительско – детской группы, е) ребенка или подростка. 3. Характер психологической помощи. а) рекомендации организационных мер связанных с воспитанием ребенка, б) рекомендации методов воспитания и обучения, определение готовности к обучению, в) профориентация подростков, г) осуществление психотерапевтических и психокоррекционных воздействий,. 4. Модели психологической помощи семье. а) педагогическая: работа с родителями или родительско – детской группой при недостаточной компетентности родителей. Оказание помощи в воспитании, обучении детей, б) диагностическая модель. Выявление, диагностика психологических особенностей клиентов, способностей, конфликтных зон, общих или специальных способностей ребенка, в) социальная. Основана на предположении, что семейные трудности это результат обстоятельств и происходит вмешательство в обстоятельства, г) медицинская. Предполагает в основе существования болезни психологические проблемы, реабилитация больных, адаптация здоровых к больным, д) психологическая. Предполагает, что причины проблем лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Традиционно основным методом психологического консультирования является интервью, т.е. терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Семейное консультирование – это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всеми членами семьи, индивидуальное консультирование одного из членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, работа с расширенной семьей, работа с экосистемой или социальной сетью. Психолог Скубченко Татьяна Георгиевна |