Методика "Незаконченные предложения"
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика семейных взаимоотношений Методика "Незаконченные предложения"
Методика "Незаконченные предложения" |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(авторский вариант Saks – Sidney1 в модификации Заеко Т.А.) Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей. Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д. Предлагаемый нами вариант методики является модификацией варианта Saks–Sidney. Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок. Описание методики Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу. В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений:
Процедура проведения методики Методика может проводиться в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка —ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). Инструкция: «Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову. Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально-оценочный балл, используя следующую шкалу оценок: «+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении; «+1» — положительное отношение; «0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций; «-1» — отрицательное отношение; «-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».
Обработка и интерпретация данных После того, как испытуемые выполнили задание, необходимо провести качественное изучение законченных предложений по тематическим группам с помощью контент-анализа и количественный анализ. Качественный анализ проводится отдельно по каждой тематической группе предложений. При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения: 1. Нейтральное, оцениваемое как «0»; 2. Положительное, оцениваемоекак «+»; 3. Отрицательное, оцениваемое как «-«. Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации (см. инструкцию). Например, начало предложения следующее: «По сравнению с большинством других семей, моя семья…» Варианты завершения: 1. «плохая», «недружная», «несчастливая», «распалась» — «-2» 2. «не очень хорошая», «нервная», «менее дружная» — «-1» 3. «не хуже и не лучше», «такая же» — «0». Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер. В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания). Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. |