Психологическая готовность к школе
На главную Психодиагностика психолога в школе Диагностика психологической готовности к школе Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе |
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика психологической готовности к школе | ||||||||||||||||||||||||||||
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства. Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками. К моменту поступления в школу ребенок должен обладать определенным уровнем общего развития. Это и интеллектуальное развитие, и компоненты личностной готовности, и наличие предпосылок учебной деятельности, произвольность. Проблема психологической готовности детей к школе является комплексной. Чтобы удовлетворять требованиям современной школы, нужны и знания, и умения, и желание учиться, и способность устанавливать содержательные контакты с учителями и сверстниками и многое другое; целый набор психологических свойств и качеств. Наиболее целесообразно готовность к школе рассматривать на трех уровнях: морфофункциональном, умственном и личностном развитии. Все указанные уровни составляют область потенциальных свойств, которые свое выражение находят непосредственно в результатах деятельности, знаниях, умениях, поступках, активности, эмоциональных переживаниях, то есть в актуальных свойствах. Психологические исследования показали, что обучение с шести лет возможно только при наличии психологической готовности ребенка к школе. В противном случае обучение шестилеток наносит существенный ущерб их психическому развитию. С шестилетками, не готовыми к школе необходимо заниматься по специальным развивающим психологическим программам, и лишь по истечении года начинать их обучение с семи лет. По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Мотивационная готовностьСущественная перестройка внутренней позиции детей при переходе от дошкольного возраста к школьному отражается на структуре мотивационной сферы. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребёнок отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно- учебной деятельности в целом и особенно к тем её сторонам, которые непосредственно связаны с учением.Тест «Персонификация мотивов» Выявляет наиболее значимые мотивы для обучения ребёнка в школе. Система мотивов:
Инструкция к проведению Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Дети разговаривают про школу. Первый ребёнок сказал: «Я хочу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил».(картинка 1). Второй ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравиться учиться, уроки делать. Даже если бы школы не было, я бы все равно училась».(2). Третий сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».(3) Четвертый ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».(4) Пятый сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать, кем захочешь».(5) Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там десятки» (ставят хорошие отметки)(6) Задать вопросы по картинкам: «А вот этот мальчик что сказал?» Подумай и выбери три картинки, почему и зачем ты пойдешь в школу? Оценка результатов Высокий уровень –3 б (учебный – социальный – позиционный),(учебный – социальный – игровой) Средний – 2 б (учебный – социальный – получение высокой отметки) Низкий – 1 б (внешний – игровой – отметка/ внешний – игровой – позиционный) Уровень произвольного запоминания Методика «Заучивание 10 слов» используется для оценки объёма запоминаемого материала, выявляет умение ребёнка применяя способы логического запоминания. Инструкция к проведению Мы будем играть с тобой в «запоминалки». Я буду читать тебе слова, а ты слушай внимательно и постарайся запомнить их как можно больше. Подумай, как можно быстрее их запомнить. Слова: кошка, автобус, дождь, собака, зонт, рыбка, дорога, молоко, аквариум, кость. Рекомендуется четырёхкратное предъявление без нарушения последовательности произнесения слов. Оценка результатов: Высокий –3б –1 предъявление – 5-6 слов, 4 – 8-10 слов Средний — 2б – 1 предъявление – 3 – 4 слова, 4 – 5-7 слов Низкий — 1б – 1 предъявление — 0-3 слова, 4 – 4-5 слов Качественный анализ: количество воспроизводимых слов по кривой запоминания. Уровень наглядно – образного мышления Тест «Выбери фигуру» Инструкция к проведению Ребёнку предъявляется бланк, в левой части которого изображены геометрические фигуры, а в правой – элементы, из которых они могут быть составлены. Ребёнку необходимо, комбинируя в уме элементы заданной фигуры, придти к правильному выбору, найти необходимый набор деталей: 1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – г, 5 – а, 6 – в, 7 – б. Оценка результатов Ребёнку предлагается решить 7 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл. Высокий уровень – 3б.(6 -7 правильных выборов) Средний – 2б. (3-5 правильных выборов) Низкий – 1б. (0-2 правильных выбора) Тест «Кубики» Инструкция к проведению Ребёнку предлагается рассмотреть кубики: один расположен вверху и три ниже. Ему необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на него. Правильные ответы: 1 – б, 2 – в, 3 – а, 4 – в, 5 – б, 6 – в. Оценка результатов Ребёнку предлагается решить 6 проб. Правильное решение каждой пробы оценивается в один балл. Высокий уровень –3б.(5-6 правильных выборов) Средний – 2б.(3-4 правильных выборов) Низкий – 1б.(0-2 правильных выбора) Словесно – логическое мышление Вербальная классификация Выявляет уровень сформированности понятий посредством операции классификации. Инструкция к проведению Из пяти слов выбери то, которое ты считаешь лишним. 1. Тюльпан, лилия, слива, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, пруд. 3. Кукла, скакалка, кирпич, мяч, юла. 4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет. 5. Курица, петух, орел, гусь, индюк. 6. Круг, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 7. Саша, Витя, Петров, Стасик, Коля. 8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. Невербальные аналогии Инструкция к проведению
Обобщение (сформированность понятий) Инструкция к проведению После первого прочтения – вопрос: Каким общим словом их можно назвать? Второе прочтение – пауза, ответ.
Тест 4.1 Высокий уровень – 3б.(6 -7 ответов) Средне — высокий – 2б.( 5 ответов) Средний – 1б(3-4 ответа) Низкий – 0б.(1-2 ответа) Тест 4.2 Высокий уровень –3б (4-5 ответов) Средний – 2б (3 ответа) Низкий – 1б (0-2 ответа) Тест 4.3 Высокий уровень –3б (4-5 ответов) Средний – 2б (3 ответа) Низкий – 1б. (0-2 ответа) Тест «Левая – правая рука» (интеллектуальная децентрация) Тест выявляет способность ребёнка к позиционности. Под позицией понимается место ребёнка (реальное или предполагаемое) в системе рассматриваемых отношений. В познавательной деятельности – это сформированность «децентрации», т. е. возможность изменить познавательную перспективу, координировать свою и других точки зрения. Благодаря сформированности «децентрации» у ребёнка появляется основа для изменения отношения его к окружающему миру. Открывается перспектива формирования новых интеллектуальных структур и перехода мышления на более высокий уровень. Инструкция к проведению Взрослый и ребёнок садятся друг против друга. Психолог спрашивает у ребёнка, знает ли он, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у взрослого при правильном решении задания взрослый умышленно начинает сбивать ребёнка на «зеркальное перенесение» Оценка результатов Высокий уровень – 3б. (Перекрёстное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием; проявляет критичность на провоцирующие действия взрослого) Средний –2б. (Перекрёстное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела) При провоцирующих действиях взрослого соглашается с ним, тем самым обнаруживая симптом конформизма.) Низкий – 1б. (Использует метод «зеркального перенесения»: правую руку у себя идентифицирует с левой рукой взрослого, аналогично свою левую – с правой рукой взрослого.) Диагностика произвольного внимания Произвольное внимание — это сознательная направленность и сосредоточенность на той или иной психической деятельности. Высокий уровень развития произвольного внимания подразумевает способность ребенка самостоятельно, без дополнительных напоминаний взрослого, сосредотачиваться на выполняемой деятельности. Особое значение произвольное внимание приобретает в процессе обучения ребенка и выступает одним из показателей психологической готовности к школьному обучению Методика «Домик» Цель: определение уровня развития произвольного зрительного внимания Инструкция к проведению Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке. Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай. Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: 1) какой рукой ребенок рисует (правой или левой); 2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; 3) быстро или медленно проводит линии; 4) отвлекается ли во время работы; 5) высказывания и вопросы во время рисования; 6) сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано взрослым. Оценка результатов Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками считается: 1) отсутствие какой-либо детали рисунка; 2) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка; 3) неправильно изображенный элемент рисунка; 4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка; 5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления; 6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; 7) «залезание» линий одна на другую. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные и «лохматые» линии могут свидетельствовать о тревожности ребенка. Ошибки: 1 балл — изменение расположения детали в пространстве (рис. 18): • треугольник трубы изображен с левой стороны крыши или по центру; • полосы на крыше наклонены влево или изображены вертикально; • линии отклонены от образца более чем на 30 градусов (дым, забор и т. д.). 2 балла — неправильное изображение детали (рис. 19), например: • кольца дыма повернуты вниз; • забор слева нарисован так же, как забор справа; • забор нарисован неправильно (части забора имеют лишь точку соединения, а не общую сторону); • крыша нарисована в виде треугольника. 3 балла — нарушение пропорций деталей рисунка более чем в 2 раза (рис. 20), например: • увеличение / уменьшение окна; • увеличение / уменьшение размеров крыши; • увеличение / уменьшение высоты забора. 4 балла — пропуск детали (рис. 21): • отсутствие дыма (отсутствие и трубы, и дыма — 8 баллов); • отсутствие полос на крыше; • отсутствие нижней линии — основания дома; • отсутствие правой или левой стороны забора (отсутствие забора с двух сторон считается как 8 баллов); • отсутствие окна. Баллы начисляются за каждую ошибку отдельно. Например, если дым нарисован почти вертикально, а высота забора уменьшается по мере отдаления от стены дома — это 2 балла (по 1-му за каждую ошибку — изменение расположения детали в пространстве). Не считается ошибкой увеличение или уменьшение количества деталей (элементов забора, полос на крыше, колец дыма и т.д.).
Методика «Шифровка» Проводится индивидуально или по группам. Для выполнения теста используется стандартный бланк. Перед детьми кладутся чистые бланки и даётся словесная инструкция: Посмотрите на доску. На ней нарисованы: звёздочка, круг, треугольник, крестик, квадрат. В каждой из фигур нарисовано что – то. Психолог вместе с детьми изучает «шифр» и заполняет первые 5 фигур. Затем предлагает детям самостоятельно заполнить фигуры в соответствии с образцом; приступить к работе по команде «начали». На выполнение задания отводится 1 минута. Оценка результатов: Высокий уровень – 3б. (24-25 знаков выполнено без ошибок) Средний – 2б. (18-23 знака) Низкий – 1б. (12-17 знаков) Определение уровня развития связной речи и логического мышления Связная речь является важной составляющей общего познавательного развития дошкольника. Она является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности — коллективной и индивидуальной. Связная речь также является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Хорошо развитая связная речь является своего рода вершиной речевого развития. Ведь сначала ребенок учится называть отдельные предметы, затем — отвечать на вопросы взрослого и лишь потом — самостоятельно строить предложения, связанные между собой по смыслу в логической последовательности. На общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше образного в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать более сложные знания (в том числе научные). Необходимо помнить, что усвоение логических форм мышления невозможно без достаточно прочного фундамента в виде развитых образных форм. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные представления, устанавливать причинно-следственные связи, приходить путем рассуждений к более правильному пониманию окружающего мира, мотивов и поведения людей. Таким образом, неуспешное выполнение предлагаемого задания может свидетельствовать о несформированности не только логического мышления, но и образного какего основы. Последовательные картинки Цель: 1. Определение уровня развития связной речи 2. Определение уровня развития логического мышления Инструкция к проведению У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ. Первая картинка должна обозначать начало рассказа, а вторая — его окончание. Ты уже готов? Покажи, где начало твоего рассказа. (Это очень важная фраза, т. к. некоторые дошкольники могут разложить картинки справа налево, или сверху вниз, или снизу вверх.) Расскажи, какой рассказ ты придумал. Анализ результатов. Для определения уровня развития связной речи: Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются следующим образом: 1 балл — ребенок составляет 2—3 описательных предложения, состоящие из существительных и глаголов. Часто предложения не связаны между собой. 2 балла — ребенок составляет рассказ из 4—5 предложений. При этом предложения могут отражать события, непосредственно не изображенные на картинке. 3 балла — ребенок составляет развернутый рассказ с использованием прилагательных, наречий, а также диалогов между персонажами, изображенными на картинке. Предложения могут передавать желания, чувства героев. Определение уровня развития связной речи на основе составления рассказа
1. Задание считается выполненным, если все картинки набора связаны в единый рассказ, т. е. в цепь определенных событий. Задание не выполнено, если ребенок описывает содержание каждой картинки самостоятельно, без связи между ними. Если связь между картинками одного набора в рассказе ребенка не явна, следует задать уточняющие вопросы. 2. Задание выполнено, если последовательные картинки объединены логически, причинно-следственными связями. Чтобы уточнить, устанавливает ли ребенок такие логические связи, необходимо задавать ему уточняющие вопросы: «Почему произошло именно так? Как ты догадался, что это так?» И если при ответе на вопрос ребенок обращается к соседним картинкам (предыдущей или последующей), значит, он способен выявить причинно-следственные связи. При этом неважно, разложены картинки «по порядку» или нет. Главное, чтобы ребенок смог объяснить связи между последующими картинками, смог объединить их в логическое целое. 3. При определении уровня развития логического мышления не оценивается «красота» рассказа, т. е. богатство речи, подробность описания, наличие прямой речи и т. д., так как это имеет отношение к развитию связной речи, но не к логическому мышлению. После составления рассказа: 1 балл — рассказ составлен по трем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. 2 балла — рассказ составлен по трем картинкам, отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи. 3 балла — рассказ составлен по четырем картинкам правильно, но на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает. Отвечает на уточняющие вопросы, четко выявляются логические связи. Определение уровня развития логического мышления на основе составления рассказа по последовательным картинкам
|