Методика организации и проведения развивающих занятий
На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Методика организации и проведения развивающих занятий
Методика организации и проведения развивающих занятий |
Лекции и практикум по психологии — Тренинги | |||||||||||||||||||
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Личностно-ориентированная модель образования имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. Цель — развивать ребенка, а это значит и обучать его, и воспитывать, и оказывать ему своевременную психолого-педагогическую поддержку. Для того чтобы эта работа была эффективной, педагогу (психологу) необходимо иметь представление о базовых аспектах деятельности в контексте гуманистического образования. В последние годы идеи ненасилия все шире проникают в различные сферы нашей жизни и деятельности, науку и культуру, в том числе и в педагогику. Это связано, прежде всего, с тем, что ненасилие, выступая в качестве альтернативы насилию, относится к фундаментальным общечеловеческим ценностям. Целью педагогики ненасилия является воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, уважения достоинства и прав других, толерантности. К сожалению, традиционная практика обучения и воспитания остается по своей сути авторитарной. Не так давно мы проводили социально-психологическое обследование учащихся на предмет их отношения к учебным дисциплинам, учителям и к школе в целом. Учащимся необходимо было выстроить ассоциативный ряд, то есть подобрать и записать все, что приходит на ум при слове школа. По мнению учащихся, школа — это «…учителя, уроки, оценки, доска, школьные принадлежности…». Вы обратили внимание на иерархию?! Учителя и воспитатели осознано или неосознанно применяют широкий арсенал методов и приемов, в основе которых лежит скрытое или открытое принуждение, что замедляет развитие личности воспитанников. Великий классик отечественной педагогики Козловский любил повторять фразу: «Уши ученика находятся на его спине» и сек учеников за непослушание розгами. Прошло более ста лет, но задумайтесь — не «секли» ли вы хоть раз розгами, в переносном, конечно же, смысле, нерадивых учеников?.. Есть ли такие учителя, кто хоть раз не использовал оценку как средство давления на школьника? Личностно-ориентированная модель образования базируется на следующих постулатах: Раздел 1 . Методика организации и проведения • если есть возможность убеждать, а не приказывать, педагог выбирает просьбу и убеждение; • если есть возможность не подавлять ребенка, а строить отношения на равных, то педагог выбирает возможность строить отношения на равных; • если есть возможность не навязывать детям, ученикам что-либо, а предоставлять свободу выбора, то педагог предоставляет им свободу выбора; • если есть возможность принять учащихся такими, какие они сеть, то педагог принимает их такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками; • если есть возможность разрешать конфликты мирным путем, то этот шанс надо использовать. Таким образом, такая модель образования базируется на равноправии субъектов педагогического процесса, принятии ценности внутреннего мира каждого каждым, организации совместной деятельности на основе сотрудничества. Для реализации этой модели необходимо введение нетрадиционных форм работы с учащимися, например групповых занятий по психологии с элементами социально-психологического тренинга. В этом контексте хотелось бы обозначить личностные характеристики воспитателя, которые обеспечивают эффективность данной деятельности. По мнению известного гуманистического психолога Карла Роджерса, это — теплота в отношениях, искренность, эмпатия и безусловна позитивное отношение к другим людям. Теплота в отношениях — это, прежде всего, доступность и открытость. Нельзя надеть на себя маску сердечного человека, поскольку сразу почувствуется фальшь. Искренность — это качество, обеспечивающее контакт с детьми, демонстрировать свой «профессионализм», закрепляя позицию «сверх значить быть неискренним. Эмпатия- способность к сопереживанию. Сопереживание и сочувствие нетождественны. Сочувствие — это в большей степени жалость Щ другому человеку. ДЦ Безусловно позитивное отношение — это принятие и признание ценности другого человека. От себя добавим еще несколько качеств. Это уверенность в себе, оптимизм, интуиция, настойчивость. Без них невозможно достичь результата в любом деле, (а тем более, в оказании психолого-педагогической поддержки подрастающим людям в предлагаемой форме — проведение занятий с элементами тренинга. СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Предлагаем вашему вниманию теоретическую информацию о структуре и направленности личности. Приведенная схема отражает особенности психологической составляющей личности. Структура и направленность личности Природный компонент Социальный компонент Деятельностный компонент здоровье задатки тип нервной системы микросреда (семья) макросреда (школа) личность ШКОЛЬНИКА учение воспитание
Личность — это человек, обладающий сознанием и индивидуальностью. Интеллектуальная сфера — это имеющийся у человека запас знаний, а также умственный потенциал. Обученность — уровень подготовки человека, результат усвоения им того или иного материала. Обучаемость — это возможности человека к усвоению материала. (Так, если по результатам тестирования (10, матрицы Равена) старшеклассник имеет высокий балл, а учиться на «3», то это свидетельствует о том, что ученик ленится. Если же результат невысокий, а оценки по школьным предметам положительные, то можно сделать вывод, что старшеклассник старателен и прилежен, у него развиты мотивы учения, есть цель.) Эмоционально-волевая сфера — это способность к произвольной саморегуляции, рефлексии, а также показатель лабильности нервной системы, то есть приспособляемости к изменяющейся обстановке (ситуации). Во многом данная сфера определяется природным компонентом, а именно типом нервной системы (см. тест Айзенка). Ценностно — мотивационная сфера — это направленность личности, которая выражается в терминальных и инструментальных ценностях. Терминальные ценности — ценности-цели (например, получение образования, поступление в вуз и др.). Инструментальные ценности — тактические ценности, позволяющие достигать те или иные цели, занимать определенные социальные позиции, роли. Именно в этих ценностях проявляется отношение человека к себе, к людям, к делу, а также нравственный и моральный облик, мировоззрение. 8Структуру направленности личности, сущность которой составляют определенным образом взаимосвязанные потребности, мотивы, установки и цели человека, можно условно представить в виде следующей схемы. | Потребности | биологические социальные материальные духовные Мотивы Установки Цели Человек — существо биологическое, и поэтому он удовлетворяет потребности в пище, воде и др. Это низший уровень потребностей, Человек — существо социальное, и поэтому он удовлетворяет потребности в уважении и принятии его окружающими. Человек — существо материального мира, и поэтому он удовлетворяет потребности, связанные с бытовым комфортом. Человек — существо разумное, и поэтому он удовлетворяет базовую духовную Я-потребность — в личностном росте. Это высший уровень потребностей. Потребность — нужда в чем-либо. Мотив- это внутренняя побуждающая сила, зависящая от потребности. Установки — это система убеждений (ценностей). В соответствии с установками человек и стремится к достижению значимых для себя целей. Проследим динамику развития мотивов самообразования на примере старшего школьного возраста. В этом возрасте у учащихся возникает потребность и возможность совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении к самообразованию, выхода за пределы школьной программы. Учащиеся начинают интересоваться методами научного познания. Ориентировочные и исполнительные учебные действия могут выполняться не только на репродуктивном уровне, но и на продуктивном уровне. Особую роль приобретает овладение учащимися контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля учебной работы. В старшем школьном возрасте широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает постижение закономерностей учебного предмета и основ наук. Учебно-познавательный мотив (интерес к способам добывания знаний) совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления (участие в факультативах, кружках, применение исследовательских методов анализа на уроке). Мотивы самообразовательной деятельности в этом возрасте связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. В этом возрасте укрепляются широкие социальные мотивы школьника, так как у него устанавливаются деловые контакты со сверстниками и учителями. Происходит рождение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения. Развитие целеполагания в этом возрасте выражается в том, что старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения, а также социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. Возрастает умение старшеклассника оценить реалистичность целей, складывается стремление к активной проверке разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с жизненным самоопределением. СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ И ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ Юность — это переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что, с одной стороны, предполагает завершение полового созревания, а, с другой, — достижение социальной зрелости. На сегодняшний день существует несколько теорий возрастного развития. Они дополняют друг друга, поэтому важны для целостной характеристики возраста. 1) Биогенетическая теория немецкой «конституциональной психологии» Эрнста Кречмера и Эриха Йенша. Здесь за основу берется фактор биологического созревания. Одни люди — циклоиды (легковозбудимые, непосредственные, крайне неустойчивые по настроению), а другие — мизоиды (замкнутые, неконтактные, эмоционально скованные). К. Конрад, последователь Э. Кречмера, предположил, что эти характеристики применимы к возрастным стадиям: так юность с ее тягой к самоанализу — «шизоидный» период, а подростковый возраст — «циклоидный» период. Американский психолог Арнольд Гезелл подробно описал особенности биологического созревания, особенности онтогенеза. Сущность пятнадцатилетия — рост духа, независимости, который делает отношения ребенка этого возраста с окружающими весьма напряженными; жажда 10свободы сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее. Обратите внимание, что данное описание можно проецировать на учащихся 9-11-х классов. 2) Концепция личностной ориентации Эдуарда Шпрангера. Эта теория является антиподом биогенетической теории, согласно которой внутренний мир индивида — первооснова развития личности. Главные новообразования юношеского возраста, по Э. Шпрангеру, — открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установки на сознательные построение собственной жизни. Шпрангер делит юность на две фазы: 14—17 лет — кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; 17—21 год — на первый план выступает кризис «оторванности», чувство одиночества. Учителя, работающие со старшеклассниками, наверное, обращают внимание на существенный факт в поведении одиннадцатиклассников — чувство одиночества. Оно присуще многим в возрасте 17-ти лет. Действительно, выпускник школы «много старше» учащихся 9—10 классов. 3) Положения гешталътерапии Курта Левина. Этот исследователь учитывает как личностный, так и социальный компоненты развития личности. Это взаимодействие он назвал «жизненным пространством»: юношеский возраст — переходный и специфический, который проявляется во внутренних противоречиях, неопределенностью уровня притязаний, повышенной застенчивостью и одновременно агрессивностью, склонностью принимать крайние позиции и точки зрения. 4) Теория Л.С. Выготского, теория «онтогенеза». Онтогенез — это относительно замкнутый период развития, на стыке перехода к следующему периоду развития — более высокому. Л.С. Выготский считал, в отличие от К. Левина, что формировать необходимо не среду и окружение, а навыки у самого ребенка. В контексте юношеского возраста — это развитие социального интеллекта. 5) Теория Л.И. Божович. В юношеском возрасте главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности. На первый план выходят: • определение своего места в жизни; • формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность (мотивы самообразования); • самосознание и моральное сознание. Экспериенциальное обучение 11Решающее значение придается динамике «внутренней позиции», т.е. динамике отношения к себе, окружающим, делу в настоящем и к перспективе на будущее! Мы кратко представили лишь некоторые теории возрастного развития, но на наш взгляд, именно они формируют «собирательный образ» старшеклассника и помогают определить направления работы с учащимися 9—11-х классов. ЭКСПЕРИЕНЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Как известно, обучение — это целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования школьников, то есть передача старшим и усвоение молодым поколением знаний, навыков и умений; закрепление в сознании системы ценностных ориентации; формирование мотивов самоактуализации. Самоактуализация — ключ к личностному росту старшеклассников. Цель гуманистического подхода в образовании — создание условий для всестороннего развития личности школьников. Одно из таких условий — выбор педагогом в своей работе со старшеклассниками приемов экспериенциального (ехрепепсе — англ., в переводе опыт) обучения, которые способствуют достижению вышеназванной цели. ‘Так что же такое экспериенциальное обучение? В своей повседневной жизни, на работе и в быту, мы часто не задумываемся над тем, что, преодолевая фрустрирующие ситуации, приобретаем определенный опыт и знания. Также часто можно услышать поговорку: «На ошибках учатся!» Так вот, экспериенциальное обучение — это обучение в процессе практики, точнее, рефлексии либо над своими действиями и поступками, либо над действиями и поступками окружающих нас людей. Согласитесь, что каждый из нас склонен анализировать свои действия и действия окружающих, дабы «не наступить на одни и те же грабли дважды». Организация занятий с группой (классом) в режиме диалога и обсуждения — обязательная, вернее неотъемлемая составляющая экспериенциального обучения. Таким образом, получаем следующую картину: личный опыт —>• рефлексия —>• трансформация представлений. Рассмотрим таблицу, в которой отражен ход занятия на тему «Позиции во взаимодействии» (см. таблицу на далее) Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации или же результатов обработки данных диагностических методик (тестов), работы над заданиями, сколько в процессе обсуждения, интеракции, когда на эмоциональной волне участники высказывают различные суждения. Вот почему так важно, чтобы каждый участник отражал наблюдения в тетради, вел записи. Этапы занятия Содержание занятия Теоретическая информация, тест Личный опыт (обсуждение в круге) Ролевая игра «Место в маршруте» «Родитель», «Ребенок» «Взрослый» по Э. Берну Выбор ролей и позиций Рефлексия обсуждение действий Трансформация знаний Вывод об эффективных поведенческих позициях Приведем пример из нашей практики ведения занятий. В преддверии дня Св. Валентина, Дня Всех Влюбленных, мы проводили занятие, где основным заданием являлось написание любовного послания от лица программиста. Были написаны прекрасные тексты — нежные, трогательные. И только после того как любовные послания были зачитаны и мы перешли к их обсуждению, один мальчишка выкрикнул: «Эврика! Я теперь знаю, как писать сочинения, надо просто построить ассоциативный ряд!» Теперь, вы понимаете, что мы имели в виду, когда говорили о необходимости отражения информации и ведении записей, а также о значении стадии обсуждения. Конечно же, в рамках экспериенциального обучения существуют приемы и формы работы, с помощью которых происходит усвоение знаний, формируются конкретные навыки и умения. В приведенном выше примере был использован прием «ролевая игра» и форма «работа в малых группах». Получен результат — навык написания сочинений. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Психологическим консультированием называется особое направление в практической психологии, которое связано с оказанием индивидуальной помощи людям. В зависимости от особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются, консультирование условно подразделяется на виды. Личностное психологическое консультирование. Это консультирование по вопросам личностных проблем, в частности страхов различной природы; поведенческих аспектов, например неуверенного поведения. Консультирование Психолого-педагогическое консультирование. Проблематика консультаций определяется сферой обучения и воспитания детей, задачами повышения педагогической культуры и педагогической уверенности взрослых, вовлеченных в образовательный процесс. Этот вид консультирования также связан с просвещением взрослых в вопросах инновационных технологий в педагогике. Семейное консультирование. Особенность заключается в том, что достаточно часто традиционный подход в семейном консультировании неэффективен, так как решение проблемы возможно только при условии изменения личности клиента. Таким образом, в зависимости от специфики проблемы, консультирование может быть либо традиционным, либо гуманистическим (клиент-центрированным). Целью гуманистического консультирования является создание условий для актуализации потенциала, личностных возможностей человека. Это консультирование базируется на идеях Э. Фрома, К. Роджерса об уникальности каждого человека, не вере в его способность к личностному росту. Ключ — любовь, понимание. Отличия традиционного консультирования от клиент-центрированного даны в таблице. ТРАДИЦИОННЫЙ Цель: либо дать советы, либо выработать совместное решение проблемы. . Задача: опора на имеющиеся традиционные схемы в решении проблемы и проекция на конкретную проблему. Базовый прием: постановка прямых вопросов, то есть при поиске решения проблемы клиенту задаются вопросы, напрямую касающиеся тематики обсуждения. Реакция клиента: согласие клиента с консультантом, благодарность за помощь. Реакция (позиция) консультанта: наступательная активность, стремление к совместным действиям; отказ от консультирования, клиент может не иметь проблемы, как таковой (клиент не всегда прав) он может ошибаться. Характер беседы: управляемое стандартизированное интервью; ориентация в принятии решений на консультанта. КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ Цель: создать условия для актуализации потенциала, личностных возможностей человека. Задача: опора на рефлексию, поэтапное подведение клиента к сущности проблемы, самостоятельный выход клиента из неблагоприятных ситуаций. Базовый прием: постановка проецирующих вопросов, то есть при поиске решения проблемы (алгоритма действий клиента) клиенту задаются вопросы, не относящиеся напрямую к тематике обсуждения. Реакция клиента: либо согласие, либо не согласие клиента с консультантом, обдумывание, инсайт. Реакция (позиция) консультанта: выжидательная аутичность, стремление к активным действиям клиента; консультирование обязательно, так если человек обращается за помощью, значит, есть потребность (клиент всегда прав), но он может ошибаться. Характер беседы: неуправляемое интервью — эмпатическое слушание; ориентация в принятии решений на клиента. В консультировании можно выделить следующие этапы 1) Подготовительный. Подготовка материалов и оборудования. Получение дополнительной информации о клиенте. Разработка примерного плана работы и выбор приемов, обеспечивающих эффективность установления контакта с клиентом, а при необходимости ухода от уловок клиента. 2) Установочный. Особенности поведения и реакций клиента; коррекция плана и выбора техники, приемов. Создание благоприятного психоэмоционального фона. Установление контакта и определение границ взаимодействия. Ориентация клиента на возможностях психолога. 3) Диагностический. Определение проблемы (клиент сам обозначает, а консультант проясняет). Обсуждение гипотезы, выбор позиции (единое видение проблемы), принятие проблемы. 4) Рекомендательный. При традиционном консультировании консультант или единолично, или вместе с клиентом вырабатывают алгоритм действий по решению проблемы. При клиент-центрированномом — консультант разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которая подводит клиента к поиску и нахождению выхода из проблемной ситуации. Итог: решение проблемы (на уровне консультации). 5) Контрольный (проверочный). Включается механизм обратной связи. Договариваются о повторных, эпизодических встречах в целях оценки практической реализации алгоритма действий, коррекции (в случаях необходимости). Процесс консультирования включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты. Консультация — это, прежде всего, общение, установление эмоционального контакта, определение динамики развития контакта, поддержание конструктивного диалога и создание условий для самораскрытия, самоактуализации возможностей клиента -личности! Эффективность консультирования зависит, во-первых, от личных качеств консультанта, обеспечивающих эффективность межличностного общения; во-вторых, от навыков консультирования (умение слушать и проводить интервенции). Алгоритм действий Джеральда Игана, который развивает способность слушать( Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. — СПб.: Питер, 2002.) : — слушая собеседника лучше сидеть напротив, а не рядом с ним; вы обязательно должны установить визуальный контакт, но не старайтесь его навязывать; — не следует занимать оборонительную позицию, а именно скрещивать ноги и руки, соединять пальцы рук; — положение туловища: должно быть слегка наклонено к человеку (клиенту); — не концентрируйтесь на том, какой вопрос задать следующим по логике, расслабьтесь и слушайте. Психологу, занимающемуся консультированием, необходимо обладать умением проводить интервенции. Клиент-центрированное консультирование — это процесс, в основе которого лежит общение. Для того чтобы оно было эффективным, консультант должен уметь проводить интервенции, то есть задавать те или иные вопросы. Можно выделить следующие интервенции: — вопросы; — рефлексию, избирательную в том числе; — формирование и развитие эмпатии; — контроль за правильностью понимания. Вопросы. Они могут быть закрытыми и открытыми. На закрытые вопросы клиент вынужден отвечать односложно («да», «нет» и др.). Пример закрытых вопросов: «Ребенок живет с вами?», «Вы в разводе?» и др. Помните, что большое количество закрытых вопросов отчуждает клиента, так как консультирование превращается в допрос. Открытые вопросы предполагают развернутые ответы. Пример: «Что, по вашему мнению, заставляет ребенка жить с вашими родителями?», «Что послужило причиной развода?» и др. Открытые вопросы сформулированы так, что способствуют раскрытию клиента, то есть дают ему возможность разговориться и углубиться в проблему. Главное правило — вопросы не должны содержать даже косвенного намека на обвинение клиента в создавшейся ситуации. Пример неэффективных вопросов: «Почему ваш ребенок живет не с вами, а с вашими родителями?», «Почему вы развелись с мужем?» Отвечая на такие вопросы, клиент вынужден либо обороняться, либо оправдываться. Это приведет к позиционному торгу (см. работу с родителями). Рефлексия (отражение). Это процесс повторения консультантом последней фразы клиента. Пример: клиент — «Именно тогда, после последней ссоры ребенок ушел жить к моим родителям». Консультант — «… к вашим родителям». Избирательная рефлексия. Это процесс повторения консультантом ключевой фразы клиента или слов. Пример: консультант — «Вы говорите после этой ссоры». В результате консультант подводит клиента к дальнейшим рассуждениям на тему «ссора». Формирование эмпатии. Это вербальное (языковое) проявления эмпатии. Пример: клиент — «…именно тогда, после этой ссоры ребенок ушел жить к моим родителям». Консультант — «Кажется, вы злитесь на своих родителей». Таким образом, консультант отражает чувства клиента и демонстрирует понимание. Контроль над правильностью понимания. Консультант задает вопросы с опорой на ключевые слова (фразы) для поддержания логики беседы или подытоживая сказанное. Итог: не все консультации ориентированы на клиента, так как обратившийся за консультацией часто на рациональном уровне просит разъяснения ими совета. Например, учитель обращается за консультацией по вопросу поведенческих реакций или же просит рассказать о приемах ненасильственного воздействия на личность школьники. Для успешной консультации важным условием является качество отношений между консультантом и клиентом. И даже если, по какой-либо причине, в ходе беседы консультанта с клиентом решение не будет найдено, то этот факт не повлияет на общий итог работы. В конце концов, на последующих встречах будет найден ответ на интересующий вопрос и выработан алгоритм действий по решению проблемы. В заключение, мы хотели бы продемонстрировать сравнительную, характеристику эффективного и неэффективного консультирования, вне зависимости от подхода и выбранных приемов. Эффективное консультирование Устанавливает контакт. Демонстрирует (вербально и невербально проявляет) свое понимание и принимает клиента. Эмоционально поддерживает клиента Осуществляет эмпатическое слушание. Задает и поддерживает ход беседы интервенциями. Уважает проблему и подводит клиента к разрешению. Создает условия для инсайта. Вызывает в клиенте желание сотрудничать. Готов к продолжению диалога Неэффективное консультирование Отказ клиента от консультирования ими поверхностный контакт. Контакт не устанавливается. Не проявляет интереса к проблеме клиента Закрывается от клиента, бестактен в комментариях Не соблюдает логическую последовательность, реализует негативную установку — подозревает клиента в нечистоплотности. Не дает клиенту высказываться, подчеркивает свое пространство (руки скрещены, посадка на стуле и другое) Групповая работа
ГРУППОВАЯ РАБОТА По-нашему мнению, точную характеристику юности дал великий классик русской литературы И.С. Тургенев: «Каждый человек в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самодеятельности, дружеских сходок и кружков… Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, также как и наука, существует для него… Такая эпоха теорий, не условленных действительностью, а потому и не желающих применения, мечтательных и неопределенных порывов, избытка сил, которые собираются низвергнуть горы, а пока не хотят и не могут пошевельнуть соломинку, — такая эпоха необходимо повторяется в развитии каждого; но только тот из нас действительно заслуживает название человека, кто сумеет выйти из этого волшебного круга и пойти далее, вперед к своей цели». Здесь нам кажется, необходимо акцентировать ваше внимание на ключевых словах: 1) «сходки», 2) «толкование», 3) «неопределенные порывы», 4) «цель». Все это ничто иное, как особенности данного возраста! Это время, когда каждый задумывается о себе, своем месте в этом мире, своих способностях и возможностях, строит планы на будущее и в соответствии с планами формирует цели. На нас взрослых, педагогах и психологах, работающих в школе, лежит ответственность за создание таких условий, которые способствовали бы раскрытию индивидуальных творческих потенций учащихся этого возраста. Такую возможность дают групповые занятия с элементами социально-психологического, когнитивно-поведенческого тренинга. Учащимся 9-х классов оказывается психолого-педагогическая поддержка в вопросах профессионального определения, цикл занятий называется «Мои профессиональные намерения». Для учащихся 10-х классов организуется психолого-педагогическое сопровождение «Познавая себя и окружающих». Для учащихся 11-х классов тренинг «Уверенность». Принципы организации занятий с элементами социально-психологического тренинга Во-первых, организация взаимодействия в интерактивном ключе, построении диалога между участниками. Во-вторых, постоянный и неизменный состав группы. Мы отождествляем классный коллектив и группу. Здесь есть один существенный момент. Если классный коллектив составляет более 30 человек, то занятия целесообразно: проводить, разделив его на 2 группы с одинаковым числом участников. В противном случае могут возникнут негативные динамические процессы. В-третьих, ускорение. Поскольку занятия ориентированы на относительно непродолжительной временной отрезок, а именно на урок — 45 минут, то исключительно важным для ведущего является инициирование обсуждения, ориентирование на время выполнения работы над заданиями, постоянное использование «разогревающих» упражнений. В-четвертых, равновесие, или дозирование. Это значит, что игр и упражнений, позволяющих убрать «мышечные зажимы», должно быть столько, сколько необходимо для того, чтобы включиться в работу над содержательной стороной занятия. В противном случае занятие превратится в неконтролируемое развлечение! В-пятых, образность. Это значит, что работа учащихся над заданиями, упражнениями, результаты диагностики должны быть «отписаны» в рабочих тетрадях. Это не только помогает участникам запомнить и проанализировать полученную информацию, но и уловить суть той или иной проблемы, сформировать алгоритм действий и системность мышления. В-шестых, «проекция». Все знания, навыки и умения, полученные учащимися в ходе этих занятий, должны быть тесно связаны с реальностью, то есть использоваться и применяться в конкретных жизненных ситуациях. Вы ознакомились с принципами проведения занятий, И если внимательно читали, то обратили внимание на то, что данная форма работы отличается от урока и тренинга. Мы бы сформировали мысль так: занятия с элементами тренинга это уже не урок, так как исключены контрольно-оценочные отношения, а для достижения обучающего компонента используются приемы как теоретического, так и экспериенциального обучения, но это еще и не тренинг, поскольку не соблюдены принципы добровольности участия; гетерогенности, то есть включения в группу людей разных возрастных категорий и статусов, принцип «погружения» — это работа по 3~7 часов (за исключением тренинга с учащимися одиннадцатых классов). Формы групповой работы На занятиях используются такие приемы, как: игра (ролевая, подвижная, малоподвижная), мозговой штурм, моделирование, упражнения (настройки, разогревающие), самоотчет (диагностики), дискуссия, диалог и другие. На занятиях используются следующие формы работы. Индивидуальная работа («И один в поле воин»). Индивидуальная работа над заданиями, упражнениями, тестами позволяет участнику глубже разобраться в себе, в своих чувствах, в отношениях к окружающим — это реализация основного принципа экспериенциального обучения — рефлексии. Пример: упражнение «Я ценен для людей…». Задача — составить список утверждений. Затем каждый зачитывает свой список, происходит его обсуждение. Рекомендации: не нужно торопить участников при выполнении подобных упражнений, так как сформулировать мысли о себе в конструктивных терминах задача не из легких. — Работа в парах («Двойки»). Данная форма работы позволяет участникам приобрести навыки и умения, связанные с ведением диалога; научиться приемам сближения с партнером по общению, слушать и слышать человека, который находится рядом с тобой. Пример: упражнение «Сходства». Задача — составить список сходств. Затем списки зачитываются, происходит обсуждение. Рекомендации: время подобной работы необходимо ограничивать, так как в условиях дефицита времени увеличивается интенсивность диалога, «я-сообщений» и, как следствие, повышается эффективность работы. Кроме того, ведущий должен подвести итог: «Для того чтобы сблизиться с человеком, полезно искать точки соприкосновения, то есть то, чем вы похожи». Работа в малых гриппах («Тройки и четверки»). Используя эту форму, вы можете быть уверены в том, что при ограничении времени и пространства — это наиболее эффективный способ сблизить участников. Так как это класс, то лучше в такую группу подбирать не общающихся друг с другом детей. Эта форма работы позволяет участникам лучше узнать, а главное почувствовать друг друга. Возможно, эти учащиеся сумеют наладить конструктивное взаимодействие и за пределами аудитории. Пример: упражнение «Любовное послание». Задача — по заданным опорным словам, используя фантазию, составить любовное послание от лица «программиста», «военного» и т.д. Рекомендации: на подобное упражнение необходимо отводить достаточное количество времени, так как оно носит творческий характер, выполняется в режиме «мозгового штурма». Развивает креативность и системность мышления. Такая форма работы позволяет почувствовать участникам свою состоятельность в интеллектуальной и социальной сферах. Работа в группах по 5—7 человек («Великолепная семерка»), работа в два круга («Карусель»). Цель такой работы — формирование навыков эффективного взаимодействия, распознавания статусов (эмоционального, мотивационного, интеллектуального, социального) по характерным речевым (вербальным) и невербальным (пантомимике) проявлениям. Пример: упражнение «Монета». Класс делится на две или более группы по количеству учащихся. Задание — за спиной передается монета, по сигналу «стоп» она остается у того, кому ее передали. Участники, стоящие в две шеренги друг напротив друга угадывают по мимике, у кого из игроков противоположной команды находится монета. Рекомендации: если в вашем классе или группе количество участников не превышает двадцати человек, то можно разделить класс на две части, а если больше, то на три или четыре. Главное — вы должны четко регламентировать выполнение задания и выступать в роли арбитра. В противном случае могут возникнуть негативные динамические процессы в группах. Работа части группы («Аквариум»). Замечательная форма, позволяющая «растормозить» тех, кто не включился в работу, дать возможность участникам побывать в тех или иных ситуациях, «ролях», понаблюдать за моделируемыми действиями (алгоритмом). Пример: упражнение «Место в маршрутке». Задание — занять место одному, а другому не уступать. Интересно наблюдать за выбором позиций во взаимодействии. Рекомендации: необходимо обеспечить пространство для выполнения, а остальным — для наблюдения. Такие игры-драматизации оживляют занятия, повышают к ним интерес. Очень важным является обсуждение. Будьте готовы к тому, что кто-то скажет, что «в жизни так не бывает», поэтому заранее имейте контраргумент. Работа всей группы («Круг»). Участники осваивают приемы и способы взаимодействия с большим, количеством людей, что требует концентрации внимания, помогает развивать интуицию. Пример: упражнение «Мафия». Заранее раздаются листки с пометками. На городском совете надо решить, кто из участников — мафиози. (Подробное описание упражнения см. в тренинге для 10-го класса.) Рекомендации: здесь можно передать функцию ведущего участнику, и лучше тому, кто зачастую скептически относится к выполнению упражнений на занятиях.» Стили управления группой. Ведущий на занятиях может применять разные стили управления группой. Авторитарный (позиция «сверху»). Ведущий доминирует, направляет, поучает. Единолично принимает решение о применении санкций в отношении «нарушителей». Возможно применение: — на начальном этапе занятий, программы — участники ощущают потребность в управлении, пока им не ясны цели, задачи, приемы; — при разрешении конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть по ходу занятия. Демократический (позиция «равенства и партнерства»). Ведущий инициирует, опекает, сотрудничает. В принятии решения о применении санкций в отношениях «нарушителей» опирается на общественное мнение. Возможно применение в том случае, если большинство участников осознано подчиняются правилам работы в группе (начиная с 3—4 занятия и даже раньше). Либеральный (позиция «сторонний наблюдатель»). Ведущий игнорирует, избегает, комментирует. Попустительство в принятии решений. Полагается в принятии решений о применении санкций на участников занятий. Возможно применение: — в сочетании с авторитарным и демократическим стилями эпизодически на занятиях (начиная с 6—8 занятия); — в ситуации вовлечения «скептиков» в процесс игры через делегирование функции организатора игры; — для анализа динамики развития «малых групп». Типичные трудности тренинга Динамика развития группы такова, что в ней могут возникать деструктивные процессы, разрушительные по своей сути. Мы хотели бы познакомить вас с типичными трудностями, с которыми придется столкнуться психологу на занятиях с элементами социально-психологического тренинга Для начала рассмотрим «роли», которые берут на себя некоторые участники, а также то, как эти роли влияют на групповые процессы и на эффективность (продуктивность) занятий. «Сомневающийся». Все подвергает сомнению. Выдвигает свои контраргументы. Как правило, по типу темперамента — «флегматик». Типичные высказывания: «Этот тест ничего не дает», «А почему так, можно и иначе…» и т.д. Своим скептицизмом способен «заразить» окружающих, а занятие предполагает активные формы работы. Комментарии: разновидностями «сомневающегося» могут быть «отрицающий» и «ворчун». Последний вряд ли способен повлиять на динамику, так как это пассивная форма. Рекомендации: ведущий должен быть эрудированным, знающим, так как здесь нужны весомые аргументы и логичные доводы. В противном случае вы не сможете продолжать занятие, используя демократический стиль управления, вы вынуждены будете перейти к авторитарному стилю, а это может вызвать протест всей группы. Можно делегировать часть своих функций «сомневающемуся» и предложить ему провести игру. «Несобранный». У него все время теряются школьные принадлежности, он суетится и постоянно не успевает за группой. Это происходит вследствие низкой саморегуляции (самоорганизации) или желания привлечь таким образом к себе внимание. Такой участник отвлекает других от работы, а если учесть, что занятия по содержанию насыщены, а задания строго, как правило, по времени нормируются, то результат предсказуем. Комментарий: такое поведение негативно сказывается на участниках, так как суетливость и нервозность передается постепенно всей группе. Разновидностью «несобранного» может быть «тихоня». Он невнимателен, пассивен. Рекомендации: поскольку чаще всего таким людям свойственна рассеянность, то ведущий должен постараться разместить (расположить) его ближе к своему рабочему месту. Так проще будет организовать участника. Непосредственная близость взрослого заставляет собраться. Также лучше не акцентировать внимание на отвлечениях этого участника. «Правильный». Он притягивает внимание к себе тем, что без конца рассуждает о необходимости и полезности предполагаемых упражнений, постоянно переспрашивает о правильности действий так, что «набивает оскомину» у окружающих. Возможен конфликт, вследствие подобного поведения, с «сомневающимся». В результате — неоконченное занятие и, что еще хуже, неблагоприятный социально-психологический климат. Комментарий: такая позиция характера для тех, кто с детства обласкан вниманием заботливых родителей. Похвала взрослого — это награда. Поэтому выбирается образ «социально-желательного поведения». Таким образом, такие дети получают внимание. Рекомендации: ведущему необходимо хвалить и таким образом стимулировать участника, но только за выполнение заданий, за результаты труда. Если все же возник конфликт с «сомневающимся», то за разъяснениями обратиться к последнему. «Шут». О таких говорят: «Цирк уехал, а клоуны остались». Это подвижный неуравновешенный участник. Как правило, с холерическим темпераментом, безудержный. Своим отношением и поведением способен вывести группу из делового режима, превратив занятия в «балаган». Комментарий: «шут» способен заразить своей несерьезностью окружающих, дискредитирует саму форму проведения занятий. Это опасно. Рекомендации: ведущий должен побеседовать с таким участником один на один, объяснив то, что чувствует, и обратиться с просьбой или, если необходимо, требованием — не отвлекать внимания окружающих. Можно также делегировать этому участнику часть своих функций и предложить провести игру. Предложить роль ведущего в малой группе при выполнении упражнений. Главное здесь: перевести активность учащегося в позитивное русло. «Слабая». Таких людей часто жалеют, предлагают им свою помощь. Они умелые манипуляторы, тонко чувствующие настроение и отношение к своей персоне окружающих. Таким образом, используют людей в своих целях. Излюбленная фраза: «Ой, а у меня ничего не получается…». Произносится обычно «наивно обидно». Такая фраза, вылетевшая из уст приятной внешне девушки, привлекает внимание мужской половины класса. Комментарий: такая позиция характерна для избалованных вниманием со стороны родителей, да и окружающих. Если на занятиях у этой девушки соседями окажутся юноши, то будьте уверены, она не дает работать и им и группе в целом. Она так нуждается в опеке и защите. Рекомендации: ведущий должен определить рабочее место для такой девушки; желательно, чтобы оно было на удалении от «популярных» (те, с кем считаются в классе) молодых людей. В качестве стимула в работе для выбравших такую роль можно посоветовать похвалу, но не переусердствуйте. Эффект может быть противоположным. Групповая работа «Проектор», или «глашатай». Он говорит не от первого лица. Его высказывания начинаются с местоимения «мы», «нас». Отвечая от лица присутствующих членов группы, способен проецировать свои мысли на окружающих. Именно такие участники, как правило, инициируют «коллективное нытье». Пример: «Нам так много задают на дом, когда мы все успеем сделать…» и т.п. Комментарий: такая позиция характерна для инфантильных, неуверенных в себе, ищущих внимания к своей персоне. У них неплохо развита интуиция, благодаря которой точно улавливают настроение аудитории, играя на сиюминутных потребностях группы. Рекомендации: самый простой способ — жесткий визуальный контакт. Не стоит вступать в разговор. Это тактический трюк, чтобы начать свои рассуждения, он его использует. Общие рекомендации по организации и проведению занятий 1) Аудитория, по возможности, должна быть просторной. В ней должны быть столы и стулья для выполнения участниками письменных работ, а также свободное пространство для выполнения упражнений на «разогрев» и «настройку», проведения ролевых игр. 2) Проследите за тем, чтобы у каждого участника была тетрадь или альбом для записей и выполнения рисунков, а также набор цветных карандашей или фломастеров. 3) Если вы проводите тренинг, то позаботьтесь о том, чтобы помещение для занятий было уединенным и по возможности не напоминало кабинет-предметника с соответствующей атрибутикой. 4) Если вы не знаете участников, то подумайте о визитках. Чтобы не возникало барьеров в общении, выучите имена участников. 5) Чередуйте двигательные упражнения с теоретическим и диагностическим материалом. Излагайте теорию кратко и четко. 6) После выполнения участниками задания, в том числе тестов — инициируйте обсуждение. Не делайте выводы сами, а подталкивайте к ним группу. 7) Поддерживайте на занятиях атмосферу творческого и душевного подъема. Используйте удивление, как технику ненасильственного воздействия на участников, с целью коррекции нежелательного поведения, не переходите на личности. 8) Отслеживайте динамику развития группы. В соответствии с групповыми процессами выбирайте стили руководства. 9) Не позволяйте на занятиях доминировать одному-трем участникам. Внимание необходимо уделять всем! 10) Главное, если группа не готова и не настроена на выполнение определенных заданий, не бойтесь, экспериментируйте — меняйте ход занятий. Будьте уверены в себе, не бойтесь ошибиться — творите вместе с детьми! Источник: Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л. А. Обуховой. -М.: Вако, 2005,240 с. — (Педагогика. Психология. Управление). |