Деловая игра «Координация деятельности социального педагога и педагога-психолога по основным направлениям воспитательной работы СППС»
На главную Лекции и практикум по психологии Тренинги Деловая игра «Координация деятельности социального педагога и педагога-психолога по основным направлениям воспитательной работы СППС»
Деловая игра «Координация деятельности социального педагога и педагога-психолога по основным направлениям воспитательной работы СППС» |
Лекции и практикум по психологии — Тренинги | |||||||||||||||||||||||||
Деловая игра «Координация деятельности социального педагога и педагога-психолога по основным направлениям воспитательной работы СППС» для руководителей МО, организаторов методической работы Работая на курсах повышения квалификации с социальными педагогами и педагогами-психологами, мы обратили внимание, что вопросы профессиональной деятельности, волнующие этих специалистов, практически идентичны. Это работа с «трудными» подростками, с «кризисными» семьями, с детьми, находящимися в социально опасном положении, работа, связанная с профильным обучением и другие занятия с социальными педагогами и психологами убедили нас в том, что формы работы тех и других специалистов во многом подобны. С целью осознать необходимость координации деятельности между социальными педагогами и педагогами-психологами по основным направлениям воспитательной работы в учреждении образования, выработать подходы к разделению зон ответственности, мы провели деловую игру. В ней участвовали двадцать шесть социальных педагогов и педагогов-психологов Бешенковичского района. Продолжительность игры: 2 часа. Оборудование: доска, мел, бэйджи, тарифно-квалификационные характеристики социальных педагогов и педагогов-психологов, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. Разминка 1 Цель: актуализация представлений о состоянии сотрудничества социальных педагогов и педагогов-психологов в конкретном учреждении образования. Участникам было предложено представиться и оценить по 10-балльной шкале степень сотрудничества психолога и социального педагога в том учреждении образования, в котором они работают. Комментарии. Чаще всего участники оценивали степень сотрудничества на 4-5 баллов, были единичные оценки 2, 3, 6, 7 баллов. Лишь в одном случае социальный педагог и педагог-психолог оценили свою совместную деятельность на 9 баллов. При обсуждении участники обратили внимание на следующее: чем больше стаж совместной работы специалистов, тем выше степень координации. Разминка 2 Цель: содействие осознанию социальными педагогами и психологами общих проблем и общих профессиональных «радостей» в работе. Участникам по кругу было предложено вначале сказать, что в работе им меньше всего нравится, а затем (следующий круг) — что привлекает больше всего, доставляет профессиональное удовлетворение. Комментарии. Первый круг прошел без единой паузы, на одном дыхании. Участники, перебивая друг друга говорили о большом количестве бумаг, которые им приходится заполнять, о выполнении работы, не соответствующей их функциональным обязанностям (замена болеющих учителей-предметников, выполнение диспетчерских функций по поручению администрации…), об отсутствии четко прописанного функционала, отсутствии компьютера, о большом количестве различных направлений в работе, о частых авралах. Второй круг прошел менее оживленно, участники с трудом находили какие-то аспекты в своей работе, которые их привлекают. Называлась возможность профессионального роста, некоторая свобода в выборе форм деятельности, возможность постоянного общения с детьми, участники вспоминали конкретные успешные дела. В ходе обсуждения было отмечено, что проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы. Ход игры 1-й этап Цель игры: осознание специфических ожиданий основных участников учебно-воспитательного процесса от социальных педагогов и психологов, а также выделение областей сопряженного функционала. Из числа присутствующих выбираются исполнители следующих ролей: директор школы; заместитель директора школы по воспитательной работе; классный руководитель; учитель-предметник; родительница; подросток. Инструкция. Вам по очереди будут представлять свою работу социальные педагоги и педагоги-психологи. Ваша задача: проанализировав содержание их обращения к вам, определить, в чем состоит специфика работы того или иного специалиста, а также соответствуют ли ваши ожидания (не забывайте, что вы играете роль!) тем предложениям работы, помощи и т.д., которые будут вам адресованы. Из числа участников выбираются по три социальных педагога и педагога-психолога. Инструкция. Ваша задача — представить себя, предложить свою помощь как специалиста, принимая во внимание, с кем вы будете разговаривать (с директором, родителем, подростком, педагогом). В течение полутора-двух минут социальные педагоги и психологи рассказывают о своей работе. После завершения работы предлагается по очереди высказаться о соответствии предложений специалистов ожиданиям участников. При этом ведущий обращает внимание на то, что в игре не важны персоналии (кто, конкретно, что сказал). Ведущий на доске обобщает, чего каждый участник игры ждет от психолога и социального педагога. В результате участники получают наглядный перечень ожиданий и информацию о наиболее типичных ошибках специалистов при установлении помогающих отношений. Комментарии. В ходе обсуждения участники получили в некоторых случаях неожиданные результаты. Основное отличие социальных педагогов и психологов, на которое обратили внимание участники, — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечалось неумение слушать и склонность к поучениям. Интересные результаты получились относительно ожиданий. Так, подросток ожидает от специалистов установления партнерских отношений с ним (не принимает нотаций и навязчивого отношения), уважения к себе, предложения конкретных дел, не верит угрозам и обещаниям. При этом для него неважно, от кого исходят предложения — от социального педагога или от психолога. Ожидания у него одинаковые. Классный руководитель ожидает и от того и от другого специалиста разделения ответственности за воспитательную работу, а педагог-предметник — помощи только тогда, когда у него возникает необходимость. Он не нуждается в помощи по организации индивидуальной работы с учащимися, не интересуется данными психодиагностики. Интересные результаты получились при анализе ожиданий заместителя директора по воспитательной работе. В отличие от других, завуч дифференцирует профессиональные обязанности психологов и социальных педагогов. При этом социальный педагог в представлении завуча — первый помощник в работе с «трудными» подростками, с родителями, а психолог — помощник в работе с учащимися. Как сказала одна из участниц игры — социальный педагог: «После того как я выполнила весь комплекс социально-педагогической работы, а у ребенка ничего не меняется, тогда я уже обращаюсь к психологу, чтобы он нашел причину и закончил работу». Группа пришла к выводу, что сегодня существует два подхода к работе. Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости. И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности. 2-й этап В ходе предыдущей работы члены группы уточнили ожидания по отношению к ним основных субъектов учебно-воспитательного процесса. Разговор о сопряженном функционале было решено продолжить, опираясь на содержание нормативных документов. Основными нормативными документами являются постановления Минтруда, в которых утверждены тарифно-квалификационные характеристики педагогов-психологов и социальных педагогов. Они представляют собой несколько страниц сплошного текста. Задание. Участникам деловой игры было предложено в микрогруппах: выделить из содержания тарифно-квалификационных характеристик субъектов учебно-воспитательного процесса, на которых должна быть направлена профессиональная деятельность социального педагога и педагога-психолога; выделить из содержания нормативных документов специфические направления работы. В результате анализа тарифно-квалификационных характеристик социального педагога были выделены такие субъектные категории: «дети, молодежь, семьи, родители», «дети и молодежь, которые испытывают трудности социализации», «семьи социального риска», «дети и молодежь с особенностями умственного и физического развития». В характеристике педагога-психолога указаны следующие категории: «лица, нуждающиеся в психологической помощи», «ученики, родители, учителя», «лица, находящиеся в зоне психологического риска», «семья», «группы и коллективы». Комментарии. После совместной работы по составлению таблицы некоторое время пришлось потратить на сопоставление определений категорий. Работа проходила без конфликтов. Первые две строки не вызвали сопротивления участников: это действительно общие группы, и понятно, что многие направления работы будут пересекаться. При соотнесении направлений работы и видов деятельности получилась следующая таблица:
Следующим этапом стало освоение технологии проектной деятельности и составление на ее основе программ по областям сопряженного функционала. Источник: Организация деятельности социально-педагогической и психологической службы: методические рекомендации. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006. – 376 с.
|